Перейти к содержанию

Изменения с 1 июля 2021 года: знак «Инвалид» по-новому и правила для III группы

Новые медсправки, ввоз правого руля и прочее: что меняется с 1 июля, а что отложено

В конце прошлой недели внимание многих было сосредоточено на нововведениях в автомобильной сфере, вступающих в силу с 1 июля. В фокус попали изменения правил ввоза праворульных машин, новые правила получения медсправки для водительского удостоверения и лабораторные испытания изменений в конструкции автомобиля (проще говоря, тюнинга). На этом фоне практически незаметно прошла отмена индивидуальных знаков «Инвалид», несколько упростившая жизнь автомобилистам с инвалидностью. Стоит сказать, что и вступление некоторых нововведений в силу не слишком-то касалось большинства автовладельцев, но некоторые из них вдобавок были отложены.

Давайте разберемся, что изменится с 1 июля, а что – позже.

Изменения в процедуре выдачи медсправки для получения водительского удостоверения анонсировал приказ Министерства здравоохранения №731 от 10.09.2021 года: в нем из пунктов об анализах крови и мочи на маркеры хронического алкоголизма и наркотики исчезло условие «при выявлении врачом-психиатром-наркологом симптомов и синдромов». Таким образом, порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования стал включать эти анализы в обязательном порядке, к чему многие учреждения, выдающие медсправки, оказались не готовы, а сама процедура освидетельствования должна была серьезно подорожать из-за проведения анализов. Очереди за медсправками в конце прошлого года были обусловлены именно этим: многие хотели пройти медкомиссию по старой процедуре, сэкономив деньги.

На фоне этих событий внедрение изменения перенесли на 1 июля 2021 года, но теперь это нововведение снова откладывается.

Соответствующий приказ Минздрава № 624н указывает, что изменения в порядок проведения медицинского освидетельствования, обязывающие водителей сдавать анализы на алкоголизм и наркотики, откладываются до 1 января 2021 года. То есть, если ничего не изменится, процедура расширенного тестирования все-таки станет обязательной, а медсправка, соответственно, наверняка подорожает, но не сейчас, а еще через полгода. За эти же полгода законодателям предстоит и окончательно определиться с тем, стоит ли вносить эти изменения и делать анализы обязательными.

Изменения касаются применения ГОСТ 33670-2021 для оценки изменений, внесенных в конструкцию автомобиля: в частности, документ регламентирует установку лебедок, сцепных устройств, светотехники и газобаллонного оборудования. Применение этого ГОСТ, содержащего «методы экспертизы и испытаний для проведения оценки соответствия» изменений в конструкции автомобиля требованиям безопасности в составе Техрегламента Таможенного союза, отложено на год, до 1 июля 2021 года – об этом сообщает официальный сайт ЕЭК.

Ужесточение правил ввоза праворульных машин связано с тем же ГОСТ 33670-2021, что указан выше. Он не запрещает ввоз и эксплуатацию «праворулек», но подразумевает проведение экспертизы, в том числе проверяющей соответствие светотехники, шин, площадок номерных знаков и прочего российским стандартам. На практике это означает обязательное переоборудование ввозимого праворульного автомобиля в соответствии с ГОСТ (как минимум это касается головного света и маркировки шин), его доставку до испытательной лаборатории и проверку с получением СБКТС (свидетельство о безопасности конструкции).

Ни о каких разрушающих испытаниях вроде краш-тестов речи по-прежнему нет.

Отсрочка применения ГОСТ, соответственно, означает и отсрочку нововведений в правилах ввоза праворульных машин до 1 июля 2021 года. Таким образом, ввоз и регистрация пока будут проводиться по старой схеме, с оформлением документов без посещения лаборатории. Однако в перспективе речь идет не только об усложнении правил для легковушек, но и о запрете ввоза транспортных средств категорий М2, М3, N2 и N3 – то есть пассажирской и грузовой коммерческой техники.

А вот что действительно вступает в силу с 1 июля, так это федеральный закон № 184, отменяющий индивидуальные знаки «Инвалид». Теперь для того, чтобы пользоваться бесплатной парковкой на специально выделенных местах, автомобили инвалидов и лиц, перевозящих инвалидов, нужно внести в федеральный реестр инвалидов. Это упрощает жизнь соответствующим категориям граждан: ранее знак «Инвалид» для индивидуального пользования выдавался по месту жительства, а после внесения сведений в федеральный реестр никаких действий больше предпринимать не понадобится.

Кроме того, федеральный реестр позволит исключить случаи фиксации автоматическими камерами нарушений дорожных знаков, которые не распространяются на инвалидов: к примеру, это проезд под знак «Движение запрещено» или парковка в зоне действия знаков запрета стоянки.

Отметим: знак «Инвалид» для индивидуального пользования – это не просто знак на желтом фоне, а документ, подтверждающий инвалидность. При этом обычный опознавательный знак «Инвалид», который доступен в свободной продаже, не отменяется. Более того, федеральный закон устанавливает два требования для парковки на выделенных местах: «на указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак "Инвалид", и информация об этих транспортных средствах должна быть внесена в федеральный реестр инвалидов». Подача заявления возможна при обращении через МФЦ или в электронном виде – через портал Госуслуг или пенсионного фонда.

Для того, чтобы все инвалиды и их представители могли внести данные в федеральный реестр, установлен переходный период сроком на 6 месяцев – до 1 января 2021 года, в течение которого применение индивидуального знака «Инвалид» остается законным.

Инвалиды смогут парковаться под знаком «стоянка запрещена». Новые поправки в Правила дорожного движения

Поправки в Правила дорожного движения изменят условия парковки для людей с ограниченными возможностями. Теперь инвалидам разрешат парковаться под знаком «стоянка запрещена». А также инвалидам третьей группы дадут право на установку знака «инвалид» на автомобиль.

Соответствующий проект поправок в Правила дорожного движения (ПДД), разработанный МВД, размещен для общественного обсуждения на портале нормативных правовых актов.

На сегодня, согласно Правилам, устанавливать знак «инвалид» могут только те, у кого инвалидность I и II групп, а также лица, перевозящие таких инвалидов или детей-инвалидов. Это положение входит в противоречие с законом о социальной защите инвалидов: предусмотренные им льготы распространяются на всех инвалидов, не важно, какая у них группа инвалидности.

Наиболее существенный конфликт возник в Москве из-за того, что инвалидам выдавали парковочные разрешения, позволяющие парковаться на местах для инвалидов в соответствии с законом, в том числе и инвалидам III группы.

Однако, чтобы стоять на этих местах необходим знак «инвалид». А его, в соответствии с Правилами, можно устанавливать только инвалидам I и II групп. На этом основании инспекторы ДПС инвалидов III группы привлекали к ответственности.

Вызывает вопросы позиция судов. Дело в том, что решение по этой статье Кодекса об административных нарушениях принимает суд. Ведь там помимо штрафа предусмотрена еще и такая мера ответственности, как конфискация знака.

Как ни странно, но суды игнорировали то, что Правила в этой части противоречат федеральному закону и наказывали инвалидов.

Предполагается, что новые поправки в Правила исправят эту ситуацию. Но сколько еще инвалидов пострадает до этого момента? Кстати, те из них, кого привлекли к ответственности, скорее всего сейчас пойдут обжаловать эти решения.

МВД отреагировало на противоречие таким образом: оно не только разрешило инвалидам III группы устанавливать соответствующий знак, но и парковать автомобили под знаками «Стоянка запрещена», «Стоянка запрещена по четным или нечетным числам».

В Правилах также будет прописано, что знак «инвалид» выдается для индивидуального пользования в установленном порядке. Данный порядок разработан Министерством труда и соцзащиты. Сейчас закончились его общественные обсуждения. Согласно этому порядку, знак «инвалид» нельзя будет купить, как сейчас на любой заправке. Его будут выдавать учреждения медико-социальной экспертизы непосредственно инвалиду.

Предполагается, что знак будет именным.

В проекте поправок в Правила в то же время прописан новый порядок оформления аварий, а также условий, при которых водитель может оставить место происшествия.

Пришлось вносить изменения в эту часть в связи с тем, что уже с 1 июня вступают в силу поправки в закон об ОСАГО, в соответствии с которыми меняются условия оформления так называемого Европротокола. То есть, оформления аварии без вызова ГИБДД.

Что же следует из этих поправок?

Первое и главное: если в аварии вред причинен только имуществу, водитель, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие.

Однако предварительно он должен зафиксировать и передать данные о ДТП в автоматизированную информационную систему ОСАГО с помощью технических средств контроля.

Данные средства должны обеспечивать оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов ГЛОНАСС информации. Или же должно использоваться специальное программное обеспечение.

В том случае, если нет технических средств или программного обеспечения, водитель, прежде чем освободить проезжую часть, обязан зафиксировать средствами фотосъемки или видеозаписи либо иным доступным способом положение машин по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения машин.

Предусматривается также условие, при котором можно уехать с места происшествия. Сделать это можно в тех случаях, когда нет пострадавших и оформление вообще не требуется. А также, если оформить происшествие можно по Европротоколу.

Кроме того, уехать можно и в том случае, если сотрудник полиции решил, что оформить аварию можно на ближайшем посту или в подразделении.

И еще одно важное новшество: поправки в правила отменяют знак «шипы». В Министерстве внутренних дел посчитали, что этот знак давно потерял свою актуальность, да и обзор загораживает.

С 1 июля 2021 года меняются правила парковки для инвалидов

О новом порядке реализации прав на бесплатную парковку транспортного средства, управляемого инвалидом, или транспортного средства, перевозящего инвалида и (или) ребенка-инвалида.

С 1 июля 2021 г. вступает в силу Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 16 части 6 статьи 7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Федеральный закон № 184-ФЗ), согласно которому право на бесплатное использование мест для парковки транспортных средств реализуется путем размещения в федеральном реестре инвалидов сведений о транспортном средстве, управляемом инвалидом, или транспортном средстве, перевозящем инвалида и (или) ребенка-инвалида, а также использования и предоставления этих сведений в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Во исполнение требований Федерального закона № 184-ФЗ Минтрудом России издан приказ от 14 ноября 2021 г. № 724н «Об утверждении порядка размещения в федеральном реестре инвалидов сведений о транспортном средстве, управляемом инвалидом, или транспортном средстве, перевозящем инвалида и (или) ребенка-инвалида, а также использования и предоставления этих сведений и о признании утратившим силу приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 июля 2021 г. № 443н «Об утверждении порядка выдачи опознавательного знака "инвалид" для индивидуального использования» (далее соответственно — приказ № 724н, порядок), который вступает в силу одновременно с Федеральным законом № 184-ФЗ с 1 июля 2021 года.

В соответствии с Порядком для реализации права на бесплатную парковку транспортного средства, управляемого инвалидом, или транспортного средства, перевозящего инвалида и (или) ребенка-инвалида (далее — транспортное средство), инвалиду, законному или уполномоченному представителю инвалида (ребенка-инвалида) необходимо подать в Пенсионный фонд Российской Федерации заявление об использовании транспортного средства.

Заявление может быть подано инвалидом либо его представителем в Пенсионный фонд Российской Федерации через «личный кабинет» в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр инвалидов», с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в электронном виде или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Согласно Порядку при подаче заявления через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных у слуг указываются:
а) фамилия, имя, отчество (при наличии) инвалида (ребенка-инвалида);
б) наименование, серия и номер документа, удостоверяющего личность инвалида (ребенка-инвалида), дата и место выдачи указанного документа;
в) дата и место рождения инвалида (ребенка-инвалида);
г) страховой номер индивидуального лицевого счета инвалида (ребенка- инвалида);
д) фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя;
е) наименование, серия и номер документа, удостоверяющего личность представителя, дата и место выдачи указанного документа;
ж) документ, подтверждающий полномочия представителя;
з) государственный регистрационный номер транспортного средства;
и) марка и (или) модель (коммерческое наименование) транспортного средства (если они были присвоены изготовителем транспортного средства).

Заявление, поданное через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, должно быть подписано инвалидом либо его представителем.

Одновременно с заявлением представляются документ, удостоверяющий личность инвалида (ребенка-инвалида), а в случае подачи заявления представителем документ, удостоверяющий личность представителя, а также документ, подтверждающий его полномочия.

Порядком установлено, что при подаче заявления через «личный кабинет» в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр инвалидов» или с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в электронном виде заполняются сведения о транспортном средстве, предусмотренные подпунктами «з» и «и» настоящего Порядка. Иные сведения, предусмотренные пунктом 6 настоящего Порядка, заполняются автоматически Пенсионным фондом Российской Федерации с использованием Единой системы идентификации и аутентификации.

Заявление подается в отношении одного транспортного средства. При необходимости изменения сведений о транспортном средстве, необходимо подать новое заявление (пункт 8 Порядка).

Приказом № 724н приказ Минтруда России от 4 июля 2021 г. № 443н «Об утверждении Порядка выдачи опознавательного знака «Инвалид» для индивидуального использования» признается утратившим силу.

Таким образом, с 1 июля 2021 г. прекращается выдача федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы опознавательного знака «Инвалид» для индивидуального использования.
Информация об изменении законодательства о реализации права на бесплатную парковку транспортного средства, управляемого инвалидом, или транспортного средства, перевозящего инвалида и (или) ребенка-инвалида размещена на официальном сайте ФКУ «ГБ МСЭ по Калужской области» Минтруда России. Разъяснения по возникающим вопросам можно получить по телефону 8(4842)55-02-95.

Руководитель — главный эксперт по медико — социальной экспертизе Е.А. Рожкова

Изменения в ПДД России: инвалиды

Уже 6 февраля 2021 года, вступят в силу поправки к Правилам дорожного движения, которые обязывают всех инвалидов иметь при себе документ, подтверждающий проблемы со здоровьем. Для чего понадобились такие поправки и что изменится на дорогах?

Опознавательные знаки «Инвалид» все чаще можно встретить на дорогих автомобилях. Как правило, в реальности к инвалидам они никакого отношения не имеют. Изменится ли ситуация с введением поправок в ПДД?

По закону

Правила дорожного движения предоставляют инвалидам ряд поблажек. Такие автомобилисты могут отступать от требований дорожных знаков 3.2 (Движение запрещено), 3.3 (Движение механических транспортных средств запрещено), 3.28 (Стоянка запрещена), 3.29 (Стоянка запрещена по нечетным числам месяца), 3.30 (Стоянка запрещена по четным числам месяца).

Кроме этого для стоянки на парковке инвалидам предоставляются отдельные места, которые не должны занимать другие водители. Об этом предупреждают информационные таблички 8.17 (Инвалиды). Как правило, такие парковки располагаются у поликлиник, больниц, магазинов.

При этом действует правило, что мест для автомобилей инвалидов не должно быть меньше 10% от общего числа парковок.

Главное условие для пользования этими привилегиями — на машинах должны быть соответствующие опознавательные знаки. Льготы могут получить только инвалиды I и II групп.

Там, где парковка платная, инвалиды могут оставить машину бесплатно (опять же в специально отведенных местах), но при определенных условиях.

К примеру, правительство Москвы своим постановлением от 17 мая 2013 г. № 289-ПП «Об организации платных городских парковок в городе Москве» установило специальные правила. В документе указано, что инвалиду (законному представителю ребенка-инвалида) необходимо подать заявление о транспортном средстве (в том числе ему не принадлежащему, но использующемуся для перевозки инвалида) о внесении в специальный реестр. Только в этом случае можно воспользоваться льготами.

Причем, в отличие от ПДД, льготы по платным парковкам в столице распространяются на инвалидов всех групп.

Проверить подлинность справки об инвалидности сотруднику ГИБДД нереально. Да и будут ли они этим заниматься?

Они не настоящие!

Казалось бы, все просто и понятно. Людям с ограниченными возможностями предоставлены определенные преимущества. Однако, несмотря на это, большинство из них не могут припарковать машину в специально отведенных местах.

Повсеместное введение платных парковок, часто необоснованное, привело к тому, что количество автомобилей со значком «Инвалид» резко возросло. Причем никакого отношения к инвалидам, как правило, такие владельцы не имеют. Ну по крайней мере в физическом плане. Есть перегибы и при выделении мест инвалидам.

К примеру, у торговых центров часто все парковочные места у входа помечены специальными табличками. При этом такого количества инвалидов там никогда и не бывает, вот и занимают ушлые и беспардонные водители места для инвалидов.

Привлечь к ответственности фиктивных инвалидов было попросту невозможно. Если на местах платных парковок таким выписывали штраф за неуплату (ведь в реестре они не состоят), то в остальных случаях инспектор ДПС ничего сделать не мог. А все потому, что в перечне документов, которые нужно показывать инспектору ДПС, отсутствовала справка об инвалидности.

Какие ваши доказательства?

И вот в ПДД внесли поправки. С 6 февраля при наличии на автомобиле опознавательного знака «Инвалид» по требованию инспектора ДПС водитель обязан предъявить документ об инвалидности. Нет такового — будь любезен заплати штраф: 5000 рублей за незаконную установку опознавательного знака «Инвалид» (часть 2 статьи 12.4 КоАП РФ), еще 5000 рублей — за стоянку в местах, отведенных для автомобилей инвалидов (часть 2 статьи 12.19 КоАП РФ).

Итого — десять тысяч рублей!

Оставлять машину без опознавательного знака на парковке для инвалидов тоже накладно — за это могут эвакуировать. В этом случае к пятитысячному штрафу добавятся расходы на оплату эвакуации.

Ездить липовым инвалидам со специальной табличкой тоже себе дороже. Без удостоверения и тут штраф 5000 рублей (статья 4.1 статьи 12.5 КоАП РФ).

Но потребовать от вас справку об инвалидности инспектор сможет только при наличии опознавательного знака «Инвалид» на автомобиле. К слову, отступать от требования указанных выше дорожных знаков возможно также лишь при наличии желтого квадратика с колясочником.

Для законопослушных

Тем, кто в действительности имеет проблемы со здоровьем, следует помнить следующее. Если вы сами управляете автомобилем, то вместе с водительскими правами и документами на автомобиль возите всегда с собой справку об инвалидности. При этом опознавательный знак «Инвалид» можно установить раз и навсегда.

Тем, кто перевозит инвалида, сложнее. Опознавательный знак в этом случае должен быть съемным. При его наличии вы пользуетесь определенными преимуществами, и инспектор вправе потребовать от вас подтверждение причастности к «инвалидности». Так вот, пока инвалид с вами, вы предъявляете его справку. Как только он покинул автомобиль, опознавательные знаки нужно снять.

В противном случае вы попадете на большие штрафы. Ведь справка об инвалидности у вас отсутствует.

Источники — https://www.kolesa.ru/article/novye-medspravki-vvoz-pravogo-rulya-i-prochee-chto-menyaetsya-s-1-iyulya-a-chto-otlozheno
https://informatio.ru/news/glavnoe/life/invalidy_smogut_parkovatsya_pod_znakom/
https://kgvinfo.ru/novosti/sotsialnaya-sfera/s-1-iyulya-2021-goda-menyayutsya-pravila-parkovki-dlya-invalidov/
https://mir-auto24.ru/izmeneniya-v-pdd-rossii-invalidy/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *