Перейти к содержанию

Лишение за 3 систематических нарушения ПДД – правда или нет?

Дорожный рецидив: почему наказания за повторные нарушения ПДД могут отменить

Исключить более строгое наказание за повторно совершённые водителями нарушения ПДД предлагает первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству Вячеслав Лысаков. Парламентарий рассказал RT, что возможность внесения такой поправки в федеральное законодательство будет обсуждаться в Госдуме в контексте работы над другими юридическими нормами. Речь идёт о правительственной инициативе, встраивающей в КоАП так называемую балльную систему для нарушителей ПДД.

Обсуждение этого вопроса в Госдуме намечено на начало марта.

Правительственный законопроект уже одобрен депутатами в первом чтении, и сейчас его готовят ко второму. Он вводит в КоАП новую статью (12.38) о лишении прав за систематические нарушения ПДД. Документ был разработан ГИБДД в минувшем году.

Ведомство предложило лишать водителей прав на срок от года до полутора лет, когда у них накапливается более трёх определённых нарушений.

В частности, речь в законопроекте идёт о таких составах, как превышение скорости, нарушение правил пересечения железнодорожных переездов, движение на запрещающий сигнал светофора, выезд на полосу встречного движения и других.

Согласно новой статье 12.38, могут учитываться только нарушения, которые совершались в течение года с момента составления инспектором первого протокола — согласно КоАП, «испытательный» срок, когда водитель подвергается административному наказанию, составляет 12 месяцев.

Это означает, например, что если автолюбитель в течение года нарушит ПДД ещё только два раза, то прав, по новой статье, лишён не будет.

Все «прегрешения» должны обязательно фиксироваться лично сотрудником ГИБДД, а не дорожными камерами.

  • РИА Новости

Для тех, кто всё же будет отлучён от руля, важно разъяснить, что после окончания срока лишения прав за систематические нарушения полученные ранее баллы сгорают.

По словам Лысакова, проблема заключается в том, что большинство составов, на которые Госавтоинспекция хочет распространить действие новой статьи, сегодня и так предусматривают более строгое наказание (включая лишение прав) в том случае, если водитель совершает нарушение повторно. Это обстоятельство, по мнению депутата, вынуждает законодателей гармонизировать принимаемую статью о систематических нарушениях с действующими положениями законодательства.

«Каким образом отбирать у водителя права за три и более нарушения по новой статье, если учесть, что прав он может лишиться уже на второй раз, — не ясно», — замечает Лысаков.

«Конечно, человек в течение года может совершить три разных нарушения, а на четвёртый раз быть привлечён по новой статье 12.38, — рассуждает зампред комитета. — Но если водитель попадается на одном и том же нарушении и суд лишает его прав за повторность их совершения, то в итоге под статью он не попадает — баллы сгорят, пока он ходит пешком. Поэтому наказание за повторность, возможно, придётся убирать, иначе это будет конкурировать с предложенными правительством поправками».

Парламентарий считает, что повторность может быть исключена вообще из всех статей автомобильной главы КоАП, «чтобы уйти от неразберихи».

«Тем более что почти все составы, по которым сегодня есть более суровое административное наказание за повторное нарушение, предложены к включению в новую статью, — поясняет Лысаков. — С моей стороны это пока только идея и предложение — мы обсудим варианты в Госдуме в начале марта с участием всех заинтересованных ведомств и экспертов. Возможно, есть и другие подходы».

  • РИА Новости
С баллами, но с правами

В случае если предложение депутата будет принято, для автовладельцев смягчится ответственность по нескольким составам КоАП.

В частности, водителей, возможно, перестанут лишать прав по статье 12.9 КоАП РФ за второе в течение года превышение скорости на 60 км/ч и более. Сейчас рецидивистов, превысивших скоростной режим на 60—80 км/ч, суд лишает прав на срок от четырёх до шести месяцев, а у тех, кто дважды был уличён в превышении скорости на 80 км/ч, права забирают на год. Смягчится ответственность и по статье 12.10 КоАП — нарушение правил движения через железнодорожные пути.

Сегодня закон предусматривает наказание в виде года лишения прав в случае повторного нарушения.

Водителей, повторно уличённых в езде на запрещающий сигнал светофора (ст. 12.12 КоАП), в случае принятия инициативы не будут лишать прав на полгода, а станут лишь штрафовать. Также может быть ослаблена ответственность за повторное нарушение, связанное с выездом на полосу встречного движения или трамвайные пути встречного направления (ст.

12. 15 КоАП). Действующим законодательством по этой статье предусмотрено лишение прав на год.

Если решение об упразднении ответственности за повторное нарушение ПДД будет принято, то это затронет ещё два административных состава. Речь идёт о нормах, которые не предполагается включать в новую статью о балльной системе, — части 1 и 3 статьи 12.16 (поворот и разворот в нарушение требований знаков и разметки) и части 1 статьи 12.1 (управление ТС, не зарегистрированным в установленном порядке). На данный момент оба правонарушения в случае рецидива предусматривают лишение прав, а значит, для водителей такие изменения в КоАП также будут означать смягчение ответственности.

Впрочем, в ряде случаев санкции, напротив, усилятся. С введением балльной системы более суровая «кара» постигнет нарушителей, которые, находясь за рулём, разворачиваются и движутся задним ходом в неположенных местах, а также игнорируют требование ПДД предоставить преимущество движения (статья 12.14 КоАП). Кроме того, речь идёт о водителях, не уступающих дорогу на перекрёстках (ст. 12.13 КоАП), а также поворачивающих налево или разворачивающихся с нарушением требований знаков и разметки (ст.

16.16 КоАП).

В действующей редакции КоАП за эти нарушения, совершённые повторно, более строгое наказание не прописано.

Ещё один состав (который ГИБДД предложила включить в новую статью), не сулящий сейчас жёстких санкций для водителя, — непредоставление преимущества пешеходу (статья 12.18 КоАП). Однако это нарушение в конечном итоге может быть исключено из законопроекта.

В ГИБДД поясняют, что тем самым пытаются повысить безопасность самых незащищённых участников дорожного движения, наказывая водителей, регулярно не пропускающих пешеходов. В свою очередь, депутаты Госдумы и экспертное сообщество опасаются, что план по систематическим нарушениям автоинспекторы будут выполнять, выявляя именно такие случаи, когда водитель не пропустил пешехода на «зебре». Дело в том, что неукоснительно выполнять это требование ПДД, по крайней мере в больших городах с оживлённым движением, крайне затруднительно.

  • РИА Новости
Как менять закон

«Конечно, несогласованность между действующими нормами и предлагаемыми поправками есть, — прокомментировал ситуацию RT депутат Госдумы Алексей Диденко. — Действительно, можно оставить только простые составы, без повторности, и тогда уже вводить ответственность за систематические нарушения».

При этом парламентарий отмечает, что повышенная ответственность за повторное совершение нарушений ПДД — хорошая профилактическая мера, дающая водителю, отступившему лишь однажды от требований ПДД, шанс исправиться.

Координатор движения «Синие ведёрки» Пётр Шкуматов уверен, что исключение ответственности за повторность нарушений из «автомобильной» главы КоАП может привести к росту числа нарушителей ПДД.

«Это не очень хорошая идея, — говорит RT Шкуматов. — Механизм повторности сейчас нормально работает. Многие водители после первого штрафа ездят аккуратнее, по крайней мере стараются не допустить аналогичного нарушения. Поэтому отменять это только для того, чтобы согласовать действующие положения с правительственным законопроектом, не стоит».

Председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин, напротив, сомневается в том, что действующие сейчас более строгие санкции для нарушителей-рецидивистов эффективны. «Многие водители вообще не знают, что за повторное нарушение предусмотрена более строгая ответственность, — отмечает RT Похмелкин. — Кроме того, инспекторы, остановив нарушителя, не всегда проверяют, совершал ли он аналогичное нарушение ранее, а значит, за повторность его не привлекут».

Лишение за 3 систематических нарушения ПДД – правда или нет?

За февраль 2021 года произошло более 9 тысяч ДТП, в которых погибло чуть более 850 человек – оба числа медленно, но уверенно увеличиваются. Неудивительно, что ведомства периодически выступают с новыми инициативами по улучшению дорожной ситуации. Нововведением стал и новый закон, предусматривающий лишение прав за 3 нарушения ПДД водителями (читать как лишение за три штрафа).

К сожалению, основные силы в сокращении числа ДТП у ГИБДД направлены только на ужесточение наказаний, а не улучшение дорожных условий. Но факт остаётся фактом. Правда ли введут новый закон или нет, давайте разбираться!

Что случилось?

Не так давно СМИ захлестнула информация о введении нового закона – лишения прав на срок в 1 год за 3 повторных штрафа. Источником информации везде выступает руководство ГИБДД, которое якобы предлагает пополнить 12 главу КоАП, отвечающую за наказания в дорожном движении, новой статьёй – 12.38, которая как раз и будет предусматривать лишение за 3 систематических нарушения ПДД.

Но это не балльная схема лишения прав, а именно за 3 повторных штрафа.

Правда ли это?

Да. Но только отчасти. Данный законопроект, действительно, разрабатывался и вносился на обсуждение в Госдуму. Но ещё в относительно далёком 2021 году.

30 мая 2021 года был разработан соответствующий текст законопроекта об изменениях в КоАП со штрафами. Это план закона №3639п-П9. И он пережил этап первого чтения. Но на этом и остановился.

На сегодня, 22 Августа 2021 года новый закон о лишении прав за 3 нарушения ещё не вступил в свою законную силу. То есть проект ФЗ сегодня пока ещё не действует и ожидает второго чтения, а прав за три повторных нарушения не лишают.

Когда вступит в силу?

Это пока не известно. Федеральные законы по общим правилам проходят 3 чтения, между которыми может пройти довольно долгое время. Как в случае выше потребовалось 2 года между первым и вторым чтением.

Второе чтение изменения в КоАП по части лишения за 3 штрафа по неподтверждённой информации из тех же СМИ планируется весной 2021 года, и тогда его либо примут, либо отклонят, либо отправят на доработку.

И только после третьего чтения новый закон сначала должен будет опубликоваться в официальных СМИ правительства и только затем он вступает в силу по прошествии назначенного времени (обычного от 10 дней до нескольких месяцев). То есть, даже если закон о лишении за 3 нарушения будет принят, то вступит в силу он не ранее лета 2021 года.

Как докажете?

Сам факт невступления в силу проекта ФЗ можно достаточно легко доказать. Попробуйте поискать на одном из официальных порталов правительства официальное опубликование Федерального закона:

  • сайт Портал правительства РФ,
  • Российская газета.

И Вы не найдёте его среди опубликованных, потому он на стадии рассмотрения.

Кроме того, актуальную информацию показывает известный многим сайт «Консультант Плюс». Так, среди редакций Административного кодекса есть одна, которая ожидает вступления в силу, но ни в ней, ни в действующей редакции информацию о лишении прав за 3 систематических нарушения ПДД Вы не найдёте.

Что за новый закон 2021 года?

Как мы уже отметили выше, проект вводит новую статью 12.38 (сейчас в 12 главе КоАП 37 статей). Новый закон в его сегодняшней вариации предусматривает лишение прав на 1-1,5 года за 3 и более штрафа по одинаковому нарушению – то есть если водитель нарушит ПДД и подвергнется наказанию по любому из нарушения 3 и более раза.

При этом, не будут считаться штрафы, выписанные камерами автоматической фиксации. А если водитель уже лишён прав на момент привлечения его к лишению, то вместо последнего будет назначен штраф от 10 до 30 тысяч рублей.

Обратите внимание, лишение будет не за 4-е нарушение ПДД, а именно по результату 3 нарушений.

Официальная формулировка проекта ФЗ:

Нарушения правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренные частями 3 — 7 статьи 12.9, частями 1 и 3 статьи 12.10, частями 1 и 3 статьи 12.12, частью 2 статьи 12.13, частями 2 и 3 статьи 12.14, частями 4 и 5 статьи 12.15, частью 2 статьи 12.16, статьей 12.18 настоящего Кодекса, лицом, подвергнутым три и более раза административному наказанию за совершение указанных административных правонарушений, за исключением случаев фиксации административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъёмки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъёмки, видеозаписи, влечёт лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или наложение административного штрафа на лиц, не имеющих права управления транспортными средствами, в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Что за нарушения входят в список?

Итак, подвергнуться лишению права управления придётся за следующие нарушения Правил:

  1. превышения скорости на 40 км/ч и больше (в том числе повторные – части с 3 по 7 ст. 12.9 КоАП),
  2. нарушения проезда через ж/д пути (ч.1 и 3 ст. 12.10),
  3. проезд на красный (жёлтый) сигнал светофора (ч.1 и 3 ст. 12.12),
  4. если не уступить дорогу (ч.2 ст. 12.13 и ч.3 ст. 12.14),
  5. запрещённые разворот и задний ход (ч.2 ст. 12.14),
  6. запрещённый выезд на «встречку» (ч.4 и 5 ст. 12.15),
  7. запрещённый поворот налево или разворот (ч.2 ст. 12.16)
  8. неуступление дороги пешеходу (ст. 12.18).

Одно и то же нарушение или разные?

Из текста формулировки нового закона в текущем его виде вытекает, что водитель может подвергнуться лишению за 3 любых нарушения из вышеперечисленных. Но, вероятно, это недоработка закона, и к моменту вступления в силу этот момент доработают, так как задумка была изначально о 3 одинаковых наказаниях.

Например, если Вы в первый раз попались за непропуск пешехода, на второй раз – за превышение скорости, а на третий – за проезд на красный, то, если закон останется без изменений, после красного Вас могут лишить прав. А вот если второе нарушение – превышение – было зафиксировано на камеру автофиксации, то лишения уже не будет, так как штрафы с камер не подпадают под лишенческие нарушения ПДД.

Ответственность водителей за нарушение ПДД

Выделяют несколько типов ответственности за нарушение ПДД. Основными нормативно-правовыми актами, которыми они регулируются, являются КоАП РФ (Кодекс об административных правонарушениях), Уголовный, Гражданский и Трудовой кодексы. Их положения квалифицируют следующие виды ответственности:

  • административная;
  • гражданская;
  • дисциплинарная;
  • уголовная.

Наказание при этом назначается в соответствии с тяжестью и видом нарушения. Каждый тип ответственности имеет определенные особенности.

Административная ответственность

Ответственность административного типа регулируется 12.24 и 12.8 статьями КоАП РФ. Водитель подвергается определенным санкциям в соответствии с ними за пренебрежение правилами дорожного движения и инструкции по использованию транспортного средства, совершенное в совокупности с такими деяниями:

  • Нанесение незначительного вреда здоровью человека. При этом нарушитель обязан выплатить штраф суммой в 2500 – 5000 рублей или отказаться от управления автомобилем на период от 12 до 18 месяцев.
  • Причинение среднего вреда здоровью человека. На водителя накладывается штраф, равный 10000 — 25000 рублей или у него изымают права на 1,5-2 года.
  • Управление автомобилем в нетрезвом виде. Существует несколько видов деяний, связанных с этим пунктом. В зависимости от их особенностей водитель подвергается денежному штрафу (от 30000 до 50000 рублей), лишению прав (от 1,5 до 3 лет) или административному аресту (10 – 15 суток).

Санкции за административные правонарушения

По отношению к водителю могут применяться такие административные наказания:

  • Предупреждение.
  • Штраф административного типа.
  • Ограничение доступа к вождению.
  • Арест административного типа, не превышающий 15 суток.
  • Конфискация аппаратуры, которой оборудован автомобиль нелегально.

Гражданская ответственность

Водитель, причинивший в результате нарушений ПДД вред человеку, должен возместить ему ущерб. В этом и заключается особенность гражданской ответственности. Если человек, управляющий автомобилем в момент возникновения ДТП, не может понести наказание за совершенное деяние из-за недееспособности или по иной причине, ответственность за происшествие лежит на тех, кто за него отвечает.

Гражданская ответственность подразумевает возмещение вреда морального, имущественного или связанного с жизнью и здоровьем человека. Этот момент регулируется 1079 статьей Гражданского кодекса РФ.

Дисциплинарная ответственность

Этот вид ответственности грозит водителю, который работает в транспортной организации. Меры наказаний при этом назначаются непосредственно работодателем за нарушение дисциплины. В зависимости от вины управляющего транспортным средством ему могут сделать замечание, оформить выговор или прервать с ним трудовой договор.

Основанием для таких действий служит 192 статья Трудового кодекса РФ.

Уголовная ответственность

Согласно 264 статье Уголовного кодекса РФ водитель, управляющий любым транспортным средством и нарушивший ПДД или инструкцию по его эксплуатации подвергается ответственности уголовного значения при таких обстоятельствах:

  • Нанесение тяжкого вреда человеческому здоровью. В этом случае трезвому водителю грозит лишение свободы на 2, а пьяному на 4 года. Каждого из них могут ограничить в праве вождения на 3 года.
  • Авария со смертельным исходом (погиб 1 человек). На 3 года водитель лишается прав. Если он был в трезвом виде, его лишают свободы не более, чем на 5 лет. Если зафиксирован факт алкогольного опьянения, срок может увеличиться до 7 лет.
  • ДТП, повлекшее за собой гибель 2 или более участников происшествия. Права у водителя отнимут на 3 года. Если в момент совершения наезда он был трезв, его посадят на срок до 7 лет. Пьяного водителя могут ограничить в свободе на больший срок (до 9 лет).

За что водителя лишают прав?

Лишением прав водитель наказывается за уголовное или административное правонарушение. В первом случае это нанесение вреда жизни и здоровью. Список административных правонарушений при этом больше. К ним относятся:

  • Нахождение владельца автомобиля за рулем в пьяном состоянии.
  • Доверение управления транспортным средством нетрезвому человеку.
  • Отказ от назначенного медосвидетельствования.
  • Пренебрежение скоростным режимом.
  • Выезд на встречную полосу.
  • Эксплуатация автомобиля при отсутствии на нем регистрационных знаков.
  • Неправильное обращение со световыми приборами, предусмотренными конструкцией транспортного средства.
  • Игнорирование стандартов, предусмотренных при перевозке грузов с крупными габаритами.

Если водитель игнорирует предупреждение инспектора и совершает какое-либо правонарушение повторно, он также лишается права управления транспортным средством.

Прокуратура Правдинского район призывает граждан соблюдать Правила дорожного движения и быть внимательными на дороге.

Лишение прав за 3 нарушения — есть ли такой закон на сегодня?

Лишение прав за три нарушения ПДД — это всего лишь законодательный проект, который на данный момент (27 марта 2021 года) проходит обсуждение в Государственной Думе. Речь идет о новой статье 12.38, которой может быть дополнена глава 12 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Возможное название этой статьи — «Систематическое нарушение правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством». В качестве наказания за систематическое нарушение ПДД предлагается наказывать лишением ВУ на срок от одного года до полутора лет.

За какие повторные нарушения предлагается лишать прав?

В рамках нового законопроекта водителям может грозить лишение ВУ только за определенные (как однотипные, так и разнородные) правонарушения из особого списка, совершенные ими в течение одного календарного года. Лишение будет грозить тем, кто неоднократно привлекался за:

  • превышение скорости более чем на 40 км/ч;
  • проезд на запрещающий сигнал светофора или запрещающий жест регулировщика;
  • неправильное пересечение железнодорожного переезда;
  • разворот и движение обратным ходом в местах, где это запрещено дорожными знаками или дорожной разметкой;
  • выезд на полосу встречного движения;
  • несоблюдение правил уступки дороги транспортным средствам, которые владеют преимуществом;
  • игнорирование прав пешеходов свободно перемещаться по пешеходному переходу, а также нарушение прав других участников движения;
  • неправильный поворот (не с крайних линий) и разворот налево на участке дороги, который это не предусматривает.

Если статья 12.38 КоАП РФ будет принята Госдумой, то она может иметь следующий вид:

Нарушения правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида <�…> лицом, подвергнутым три и более раза административному наказанию за совершение указанных административных правонарушений, за исключением случаев фиксации административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъёмки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъёмки, видеозаписи, влечёт лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или наложение административного штрафа на лиц, не имеющих права управления транспортными средствами, в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Как видно, наказание в виде лишения ВУ или административного штрафа будет неприменимо к случаям, когда правонарушение зафиксировано техническими средствами (видеокамерами). Это легко объяснить тем, что только при лично выписанном сотрудником ГИБДД постановлении можно быть уверенным, что административная ответственность грозит именно виновному водителю.

Штрафная санкция в размере от 10 до 30 тысяч рублей (вместо изъятия ВУ) будет применима только к тем водителям, которые уже по той или иной причине лишились своих водительских прав.

Когда вступит в силу?

Это пока не известно. Федеральные законы по общим правилам проходят 3 чтения, между которыми может пройти довольно долгое время. Как в случае выше потребовалось 2 года между первым и вторым чтением.

Второе чтение изменения в КоАП по части лишения за 3 штрафа по неподтверждённой информации из тех же СМИ планируется весной 2021 года, и тогда его либо примут, либо отклонят, либо отправят на доработку.

И только после третьего чтения новый закон сначала должен будет опубликоваться в официальных СМИ правительства и только затем он вступает в силу по прошествии назначенного времени (обычного от 10 дней до нескольких месяцев). То есть, даже если закон о лишении за 3 нарушения будет принят, то вступит в силу он не ранее лета 2021 года.

В течение какого срока нарушение считается повторным?

В рамках законопроекта повторным будет считаться правонарушение, которое произошло в течение одного года после исполнения наказания за предыдущее нарушение, то есть речь идет о трех нарушениях за один календарный год. К примеру, если водитель проехал перекресток на красный сигнал светофора, после чего был пойман инспектором ГИБДД, ему предстоит в установленный срок оплатить штраф. Наказание будет считаться исполненным именно с момента оплаты этого штрафа.

День, следующий за днем оплаты штрафа за серьезное правонарушение (или днем исполнения иного наказания) и будет считаться днем начала отсчета годового срока. Если вместо штрафа водитель был лишен водительского удостоверения, то год будет отсчитываться со дня, следующего за днем окончания срока лишения и возврата ВУ своему законному владельцу.

В течение следующего календарного года все правонарушения будут суммироваться. Так, за выезд на полосу встречного движения, превышение скорости на 60 км/ч и проезд на красный свет светофора, совершенные в течение одного года после предыдущего (аналогичного) правонарушения водителя будет ожидать лишение ВУ на срок от одного года до полутора лет.

Лишить прав в указанных случаях водителя может только суд, если признает последнего систематическим и злостным нарушителем ПДД.

Как получить права обратно?

Лишить прав, пусть даже на полгода или несколько месяцев, значит оставить водителя без средства передвижения. Есть несколько способов вернуть себе право вождения автомобиля:

  1. Сдать экзамен на знание ПДД — возможно по прошествии половины срока наказания.
  2. Оплатить все административные штрафы.
  3. Если права отобрали по причине пьяного вождения, оформить медицинскую справку.
  4. Дождаться истечения срока наказания и обратиться в ГИБДД.

Если нарушитель не забрал водительские права в течение 3 лет с момента истечения срока наказания, они подлежат уничтожению.

История вопроса

Вопрос о лишении прав за многократные грубые нарушения ПДД ставился уже неоднократно. Начиналось все с особых «проколов», которыми награждали водительские права советских граждан. Одно правонарушение — один «прокол» водительского талона.

Такого наказания водители боялись гораздо больше обычного штрафа, так как оно непременно вело к лишению.

После распада СССР, а именно с 1993 по 1997 год, действовала система, когда водителей временно лишали прав при наличии 15 и более правонарушений в течение одного календарного года. Фиксировались они на оборотной стороне водительского удостоверения (вернее, временного разрешения). Однако эта система была отменена по той причине, что водители слишком часто «договаривались» с сотрудниками ГИБДД, лишь бы не допускать лишения прав из-за очередного проезда на красный сигнал светофора.

Новую балльную систему, в чем-то схожую с советскими «проколами», хотели ввести в 2021 году. Но новый на тот момент законопроект был сильно раскритикован и отправлен на доработку. В частности, говорилось о несоответствии тяжести наказания (лишение прав) совершенным административным правонарушениям и о коррупционной составляющей этого закона.

В результате из проекта закона 2021 года был исключен ряд правонарушений, который мог привести к лишению (к примеру, непристегнутый ремень безопасности или нарушение ПДД при парковке). Обновленную версию закона об изъятии ВУ за три нарушения мы сейчас и наблюдаем.

Правда ли это?

Да. Но только отчасти. Данный законопроект, действительно, разрабатывался и вносился на обсуждение в Госдуму… Но ещё в относительно далёком 2021 году.

30 мая 2021 года был разработан соответствующий текст законопроекта об изменениях в КоАП со штрафами. Это план закона №3639п-П9. И он пережил этап первого чтения. Но на этом и остановился. На сегодня, 18 Августа 2021 года новый закон о лишении прав за 3 нарушения ещё не вступил в свою законную силу.

То есть проект ФЗ сегодня пока ещё не действует и ожидает второго чтения, а прав за три повторных нарушения не лишают.

Вас также заинтересует:

  • Новые штрафы ГИБДД и поправки в законы с 1 и 20 февраля – это правда или нет?
  • Что будет, если написать заявление об утере прав после лишения и продолжать ездить на автомобиле?
  • Новый закон об обнулении штрафов ГИБДД – это правда или нет?

Спорные моменты закона

Поскольку проект закона о 3 нарушениях ПДД сейчас уже находится во втором чтении, то он активно перерабатывается и дополняется. Разработчики проекта говорят о том, что скорее всего придется еще более сократить список повторных правонарушений, за которые водителя может ожидать лишение прав. Это касается, к примеру, проблемы пропуска пешеходов на пешеходных переходах.

В больших городах водителям на «зебрах» очень часто приходится прорываться через сплошные потоки людей, поэтому набрать несколько правонарушений за «непропуск» пешеходов за год очень легко.

Другая проблема — неправильный разворот или поворот. Зачастую такое правонарушение совершить очень легко, так как нет нормальной дорожной разметки или она вовсе противоречит знакам дорожного движения. Некоторые депутаты также рекомендуют поднять порог превышения скорости с 40 до 60 км/ч.

Введение в КоАП РФ новой статьи 12.38 необходимо, так считает большинство депутатов. Это поможет наказывать водителей, для которых частые грубые нарушения ПДД стали нормой. Но и большой пользы от нового закона ждать, по всей видимости, не приходится. Дело в том, что на дорогах не так много инспекторов ГИБДД, их всегда не хватает.

А ведь именно дорожные инспекторы и обязаны будут следить за соблюдением нового закона.

Еще одна вечная проблема — коррупция. Водитель, имеющий 3 нарушения, скорее всего будет предпринимать попытки подкупить сотрудника ГИБДД, лишь бы не лишиться своих прав.

Лишение до трех месяцев

Лишение прав на три месяца — самая мягкая мера. Получить такую санкцию можно по следующим причинам:

  • вождение со скрытыми номерами или без них;
  • отказ в пропуске специализированного автомобиля с включенными сигналами — полицейского, машины «скорой помощи»;
  • вождение авто, не состоящего на учете.

Указанные нарушения не несут большой опасности для общества, поэтому санкция за их совершение относительно мягкая.

Учет данных с камер фото и видеофиксации

Законопроект с дополнением 38 в главу 12 КоАП прямо указывает, что данное правило не применяется относительно нарушений, заснятых съемочной аппаратурой в автоматическом режиме. Учитываются только зафиксированные штрафные санкции по составленным на месте протоколам. Если нарушитель получает штрафы по почте и протоколы сотрудниками ДПС на него не составляются, то и прав управления ТС его не лишат.

Дело в том, что при направлении штрафа за нарушение, фиксированное фотоаппаратурой, ответственность несет владелец транспортного средства, а не фактический водитель. Настоящий нарушитель в таком случае не выясняется, поэтому было решено, что собственник не должен отвечать правами за неумелое распоряжение его имуществом.

Могут ли сотрудники ГИБДД конфисковать мой автомобиль за 3 нарушения?

Пока нет, но идея уже обсуждается.

17 марта 2021 года в Госдуме зарегистрирован законопроект № 1130809-7 о внесении поправки в Уголовный кодекс РФ. Пока он находится на стадии рассмотрения. Инициатором проекта является Госсобрание Башкортостана.

Что предлагается в рамках законопроекта? В первую очередь конфискацию автомобиля, водитель которого устроил ДТП в нетрезвом состоянии. Или повторно сел за руль транспортного средства. Предлагается внести изменения в ст.

104.1 УК РФ.

Однако говорить о скором принятии поправок слишком рано. У законопроекта есть недоработки. На них уже обратили внимание. В частности, в своем отзыве Кабмин указал на то, что собственник мог передать автомобиль виновнику ДТП, не подозревая, что произойдет происшествие. И получается, что инициаторы предлагают конфисковывать машину у того, кто не совершал преступления.

Это явно противоречит Конституции РФ. Из-за этого, в том числе, Верховный Суд РФ тоже не поддержал законопроект.

Как будет работать на практике?

По факту, автоматически лишать прав Вас никто не будет. И подвергаться лишению, вероятнее всего, будет далеко не каждый такой водитель, как это работает на 2021 год со статьёй 20.25 за несвоевременную оплату штрафа.

Как пример, инспектор ДПС останавливает водителя на дороге и при проверке по базе штрафов устанавливает, что этот водитель подвергался повторно 3 раза вышеуказанным наказаниям (а сотрудники ГИБДД видят в том числе оплаченные штрафы). После он составляет протокол, возбуждая тем самым дело по обсуждаемой статье 12.38 и передаёт дело в суд (дела по лишениям прав рассматривают только судьи).

То есть лишение за 3 нарушения будет именно после факта третьего штрафа, и то, если Вас остановят на дороге инспекторы. Маловероятно, что дело будет возбуждаться в пределах ГИБДД просто по списку таких водителей.

Какие перспективы ожидают новый проект?

Уже сейчас находятся сторонники и противники реформы в области наказаний за систематическое нарушение ПДД. Если бы противоречий не было, нормы бы приняли еще в 2021 году, но этого не произошло.

Рассмотрим некоторые перспективы:

  1. Очевидно, что грубые нарушения ПДД недопустимы, и их нужно пресекать.
  2. Но, с другой стороны, если постоянно перекрывать кислород автолюбителям, толку не будет. По крайней мере суровые меры должны идти бок о бок с разумными идеями по недопущению серьезных нарушений ПДД.
  3. Эффект от нововведения может себя не оправдать. Вспомните, когда вас последний раз останавливали сотрудники ДПС? Чаще всего штрафы приходят с камер автофиксации в виде «писем счастья». И получается, что не все нарушители окажутся в равных условиях. Кого-то из лихачей остановят на дороге и выпишут протокол о лишении прав, в то время как другой за то же третье нарушение отделается «письмом счастья». Уже сейчас автоэксперты высказывают недовольства этим моментом.
  4. Также не совсем понятно, зачем вводить еще одно наказание в виде лишения прав за 3 нарушения, если, к примеру – за выезд на встречку и так могут изъять удостоверение водителя?
  5. Нельзя не сказать и о вопросе коррупции. Если лихач «нахватал» 2 грубых нарушения, он попытается не допустить третьего. Но не с помощью аккуратной езды, а банальной взяткой инспектору ГИБДД, чтобы тот закрыл глаза на третье нарушение.

Пока нормы в рамках принятия нового КоАП находятся на обсуждении у депутатов. Конечная цель инициативы – снизить число случаев агрессивного вождения и количество ДТП в России. Весь вопрос, как это будет реализовано на практике.

Как докажете?

Сам факт невступления в силу проекта ФЗ можно достаточно легко доказать. Попробуйте поискать на одном из официальных порталов правительства официальное опубликование Федерального закона:

  • сайт Портал правительства РФ,
  • Российская газета.

И Вы не найдёте его среди опубликованных, потому он на стадии рассмотрения.

Кроме того, актуальную информацию показывает известный многим сайт «Консультант Плюс». Так, среди редакций Административного кодекса есть одна, которая ожидает вступления в силу, но ни в ней, ни в действующей редакции информацию о лишении прав за 3 систематических нарушения ПДД Вы не найдёте.

Нюансы и сила закона

Главной задачей закона названо снижение смертности на общественных дорогах РФ. В пояснительной записке указывается, что за 2014 год зарегистрировано 200 тысяч ДТП, 252 тысяч пострадавших и 27 тысяч летальных случаев. При этом по статистике примерно 40% ДТП происходят по вине ранее привлекавшихся к ответственности лиц.

На этом основании было решено ужесточить систему реагирования на частые правонарушения отдельных водителей, что и было реализовано в 12.38 статье 12 главы КоАП в 2021 году.

Источники — https://russian.rt.com/russia/article/361921-povtornye-narusheniya-pdd-nakazaniya-otmena
https://autotnka.ru/lishenie-za-3-sistematicheskih-narusheniya-pdd-pravda-ili-net97d4.html
https://admpravd.ru/procuracy-dep/p-elucidation/3256-otvetstvennost-voditeley-za-narushenie-pdd.html
https://art4online.ru/novosti/lishenie-prav-za-3-narusheniya.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *