Перейти к содержанию

Можно ли ездить по выделенной автобусной полосе в выходные?

В каких случаях выпишут штраф за общественную полосу в выходные и праздничные дни

В каких случаях выпишут штраф за общественную полосу в выходные и праздничные дни.

Вы выезжаете на выделенные полосы, предназначенные для общественного транспорта? Нет-нет, мы не хотим узнать количество нарушающих ПДД в будние дни, когда, как правило, во многих городах запрещено выезжать на полосы для общественного транспорта. Мы хотим узнать у вас, выезжаете ли вы на «выделенки» в выходные и праздничные дни, когда во многих городах согласно Правилам дорожного движения дорожные знаки об общественной полосе перестают действовать.

Мы не просто так задали вам этот вопрос, поскольку в выходные дни очень много водителей начинают выезжать на полосу общественного транспорта. Но знаете ли вы о том, что в 70 процентах случаев вы все равно нарушаете действующие Правила дорожного движения и можете быть привлечены к ответственности сотрудниками ДПС, а также на основании данных комплексов фото- и видеофиксации, работающих в автоматическом режиме? Как?

Сейчас подробно расскажем.

Напомним, что по всей стране согласно действующему законодательству обычному транспорту запрещено выезжать на полосы, предназначенные для движения общественного транспорта, к которому относятся автобусы, маршрутки, такси, троллейбусы и другой общественный автотранспорт.

Для тех, кто до сих пор не знает: выезд на полосу общественного транспорта чреват административной ответственностью по статье 12.17 КоАП РФ:

Статья 12.17. Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами

1. Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству, а равно транспортному средству с одновременно включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей.

1.1. Движение транспортных средств по полосе для маршрутных транспортных средств или остановка на указанной полосе в нарушение Правил дорожного движения, за исключением случаев, предусмотренных частями 3-5 статьи 12.15 настоящего кодекса, и случая, предусмотренного частью 1.2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере 1 500 рублей.

1.2. Нарушение, предусмотренное частью 1.1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, влечет наложение административного штрафа в размере 3 000 рублей.

Но многие из вас скажут, а причем здесь эта статья КоАП РФ, если во многих городах России (в том числе и в Москве) в выходные и праздничные дни общественная полоса свободна от ограничений, что дает всем без исключения видам транспорта выезжать на «выделенку»? Да, это так. Но вас все равно могут оштрафовать за нарушение ПДД.

За что? За пересечение сплошной линии, которая отделяет общественную полосу от основных полос движения на дороге. Причем оштрафовать за это могут даже легальных таксистов, имеющих официальное разрешение на легковые перевозки такси.

И таких штрафов легальными перевозчиками выплачивается огромное количество, судя по официальной статистике ГИБДД РФ.

Можно ли пересекать сплошную линию разметки при выезде на общественную полосу?

Конечно, нет. Учите ПДД. Наверное, еще с автошколы каждый водитель должен заучить как таблицу умножения, что пересекать сплошные линии разметки на дороге ни в коем случае нельзя. К счастью, когда такие полосы отделяют встречное движение, многие водители об этом помнят.

К сожалению, многие об этом не забывают только из-за риска потерять права. Но вот что касаемо сплошных линий на дороге между полосами, между обычной полосой движения и «выделенкой» и между крайней полосой и обочиной, то многие водители часто не обращают на такую разметку никакого внимания. А зря.

Ведь сплошные линии на дороге рисуют не просто так. Раз на дорогу нанесена сплошная линия, значит, она выполняют определенную функцию по организации безопасного дорожного движения. Соответственно, пренебрегая подобной разметкой, мы нарушаем действующие Правила дорожного движения.

Итак, мы знаем, что большинство общественных полос отделены от основных полос движения горизонтальной разметкой 1.1 (одинарная сплошная линия справа от крайней полосы, которая граничит с общественной полосой).

Это точно такая же линия, которая наносится на однополосные дороги для того, чтобы отделить встречное движение.

Так что пересекать сплошную линию разметки для выезда на общественную полосу в выходные дни нельзя. То есть если вы в выходные дни пересечете за рулем автомобиля сплошную линию разметки 1.1 и выедете на общественную полосу, то можете быть привлечены к ответственности по следующей статье Административного кодекса РФ:

  1. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-7 настоящей статьи и другими статьями настоящей главы, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей.

Как правильно выезжать на общественную полосу в выходные дни?

Но тогда как можно законно выехать на «выделенку» в праздничные или выходные дни, когда разрешено выезжать на общественную полосу? Для этого вы должны выезжать на общественную полосу только в месте разрыва или отсутствия сплошной горизонтальной разметки на дороге.

Почему, несмотря на недействие знака, обозначающего полосу, предназначенную для маршрутного транспорта в выходные дни, разметка продолжает действовать?

Многие водители до недавнего времени ошибочно считали, что раз в выходные дни действие знаков, запрещающих выезд на общественную полосу, приостанавливается, то, соответственно, перестает действовать и сплошная линия разметки, отделяющая основные полосы движения транспорта от «выделенки». Но недавно МВД РФ разъяснило, как правильно можно выезжать на общественную полосу в выходные дни, заявив о том, что сплошная линия разметки продолжает действовать на дороге и в выходные, и в праздничные дни. Все дело в том, что, как правило, общественная полоса обозначается знаком 5.14. Вот как он выглядит:

Согласно Правилам дорожного движения действие этого знака распространяется на полосу, над которой он расположен. По выходным и праздничным дням во многих городах России (в т. ч. и в Москве) этот знак перестает действовать. Соответственно, эта полоса движения становится обычной крайней полосой дороги, по которой разрешено движение всем видам транспорта.

То есть в выходные дни на эту полосу можно выезжать не только маршрутным транспортным средствам.

Но почему тогда вопреки недействию знака 5.14 водителям запрещено пересекать сплошную линию, отделяющую «выделенку» от обычной дороги? Все дело в том, что в действующих на сегодняшний день ПДД нет ни одного пункта и правила, которые бы упоминали о временном действии разметки на дороге. Соответственно, разметка на дороге, несмотря на прекращение действия знака 5.14 в выходные и праздничные дни, продолжает действовать.

А раз знак не действует, а других дорожных знаков нет, то каждый водитель должен строго соблюдать предписание дорожной разметки. В нашем случае не пересекать горизонтальную разметку 1.1, обозначенную сплошной линией.

Так что будьте внимательны и выезжайте на общественную полосу по выходным и праздничным дням только в соответствии с действующими ПДД. То есть в таком месте дороги, где сплошная линия отсутствует или имеет разрыв.

В противном случае вы можете быть привлечены к административной ответственности.

Также имейте в виду, что если вы попадете в ДТП, пересекая сплошную линию разметки, отделяющую основную дорогу от «выделенки», то будете также признаны виновником аварии, поскольку будете считаться водителем, нарушившим действующие Правила дорожного движения.

Особенности полосы для общественного транспорта

Полоса для общественного транспорта– отделенное место для передвижения автотранспорта, относящегося к общественной категории, а также велосипедов.

Типы автобусных полос

Выделяют два типа дорог с полосой общественного автотранспорта:

  • Попутная. Рядом с автобусным направлением расположены несколько автополос для иных видов ТС.
  • Встречная. Автобусная линия направляется навстречу транспортному потоку. Заезд на встречное выделенное направление наказывается лишением прав водителя-нарушителя.

Какими дорожными знаками обозначаются автополосы?

Знак 5.14 маркирует автобусную автополосу. Его действие продолжается до знака отмены или первого перекрестка. Если после этого полоса для ОТ продолжается, автознак ставится повторно.

На указанной автополосе присутствует обозначение «А». Места для остановок обозначены зигзагоподобной линией.
Наличие выделенной автополосы маркируют знаки 5.11.1, 5.13.1, 5.13.2.

Кто вправе перемещаться по «автобусной» автополосе?

Согласно п. 18.2 ПДД на выделенном направлении дороги имеют право двигаться:

  • Маршрутные общественные ТС.
  • Легковые такси.
  • Школьные автобусы.
  • Автобусы, весом больше 5 тонн, внесенные в особый перечень властей некоторых городов РФ.
  • Велосипеды.

На указанной полосе не смогут передвигаться

  • Мотоциклисты.
  • Водители мопедов и скутеров.
  • Транспорт для доставки детей, который не относится к школьному.
  • Автомобили каршеринга.

Движение по автополосе для ОТ в выходные

Ряд автобусных полос не функционируют по выходным. Они маркируются знаками 5.14 и 8.5.1 (8.5.3). Другой транспорт в выходные сможет по ним ездить.

Должны быть учтены следующие обстоятельства:

  • Отсутствие дополнительных моментов, запрещающих въезд. Если на автополосе установлен «кирпич» (знак 3.1.), то заезжать на нее запрещено в любые дни.
  • Нанесена сплошная линия-разметка. Перемещаться по выделенной автополосе в выходные разрешено, а пересекать сплошную – нельзя. За это правонарушение автомобилисту будет выписан штраф.
  • Перенос выходных. Если рабочий день с другого дня перенесен на субботу, то ездить по указанной автополосе иному транспорту запрещено. И наоборот, передвижение разрешается, если день является официально нерабочим.

Проезд такси по автополосам для автобусов

Согласно ПДД, таксистам можно двигаться по указанным автополосам. У автомобилиста должна быть действующая лицензия на вид деятельности. В ряде городов установлены другие нормативные требования к автотранспорту.

К примеру, в столице все автомобили такси должны быть покрашены в желтый цвет.

Таксисты с других регионов имеют право двигаться по указанным автополосам, если столичное правительство подписало соответствующее соглашение с региональным руководством, откуда прибыл автотранспорт.

Стоянка для такси

Если на автобусной полосе есть знак 5.18, таксист имеет право припарковаться возле него.

В этих местах разрешается бесплатная автомобильная стоянка.

Водитель-таксист при себе должен иметь:

  • Лицензию.
  • Путевой лист.
  • На крыше авто должен быть установлен фонарь.
  • На внешних бортах ТС – шашечки.

При отсутствии одного из указанных пунктов водитель будет оштрафован.

Когда разрешено двигаться по выделенной автополосе?

В выходные, праздничные и нерабочие дни. Ст. 112 ТК РФ указывает перечень таких дней.

Ежегодно Правительство определяет перенос дней. Стоит его знать, если собираетесь передвигаться на автополосе для ОТ.

Повороты вправо

Если полоса для общественного транспорта от других отделена пунктирной линией, то автотранспорт, который находится на следующей после выделенной полосе, сможет повернуть вправо и пересечь автобусную линию для маневра. Предварительно убедившись, что для этого нет помех.

Если полоса от других разделена сплошной линией, то ТС не могут ее пересекать для поворота вправо.

Они будут вынуждены ехать прямо до того места, где маневр будет разрешен.

Посадка и высадка пассажиров

Если указанная автополоса отделена от других пунктирной разметкой, на нее разрешено въезжать, чтобы посадить или высадить пассажиров. Предварительно нужно убедиться в отсутствии помех.

При отделении автополосы от иных сплошной линией, заезжать на нее с целью высадки пассажиров категорически запрещено.

Если полоса для общественного транспорта отмечена только знаком, на дороге отсутствует любая разметка, то заезжать на нее автотранспорту, не относящемуся к категории общественных, запрещено.

Некоторые автомобилисты игнорируют это требование и «зарабатывают» дополнительные штрафные взыскания.

Штрафы за перемещение по выделенной автополосе

  • При незаконном движении на автобусной полосе с попутным направлением нарушители в Москве, Петербурге заплатят штраф 3 000 руб.
  • За такое же правонарушение водители из других российских регионов будут оштрафованы на 1500 руб.
  • За незаконное передвижение по встречной автополосе для ОТ с целью объезда препятствия нарушитель заплатит 1000 – 1500 руб штрафа.
  • За такое же правонарушение, совершенное с любыми другими целями водитель будет оштрафован на 5 000 руб. Наказание может быть заменено лишением прав на 4 – 6 мес. При повторном правонарушении – штраф 5 000 руб или лишение водительского удостоверения на один год.

Практически советы автомобилистам

Если неправомерный выезд был необходим, чтобы избежать возможного ДТП, при внезапной поломке ТС, то можно попробовать убедить инспектора ГИБДД в исключительности маневра и избежать штрафа.

При фиксации правонарушения камерой стоит внимательно присмотреться к фотографии на предмет точной принадлежности автомобиля указанному владельцу. Можно оспорить постановление о правонарушении.

Если камера неверно установлена, правонарушение может фиксироваться из-за тени, которая падает от автомобиля на выделенную автополосу.

Сократить сумму штрафных взысканий вдвое можно, заплатив на протяжении двадцати дней после вынесения постановления, если правонарушение не является повторным.

Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.

Езда по выделенной полосе – когда можно ездить по автобусной полосе?

Практически в каждом городе существуют дороги с полосой, специально выделенной для общественного транспорта. В народе ее часто именуют «автобусной». Название говорит само за себя – логично, что по такой полосе должен двигаться общественный маршрутный транспорт, однако у обычных водителей часто возникают сложности с распознаванием подобных полос.

Обсудим штрафы, которые предусмотрены законодательством за езду по выделенной полосе, а также ситуации, когда выезд на автобусную полосу разрешается.

Уважаемый читатель! Статья описывает наиболее частые юридические проблемы и способы их решения. Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь за бесплатной помощью к консультанту:

КРУГЛОСУТОЧНО, БЕСПЛАТНО, БЫСТРО

Что такое полоса для общественного транспорта?

Необходимость в появлении выделенной полосы для общественного транспорта возникла потому, что из-за интенсивности движения на некоторых участках дороги потребовалось разделить основной поток машин и маршрутный транспорт, чтобы последнему не пришлось долгое время стоять в пробках.

Важно: водителям автобусов и троллейбусов не обязательно пользоваться именно выделенной полосой. Например, если на дороге есть еще одна попутная полоса, помимо автобусной, и она отделена от нее прерывистой линией разметки, то при желании или необходимости маршрутный транспорт может выезжать на данную полосу абсолютно законно. То есть общественный транспорт в данном случае имеет больше прав и возможностей для маневрирования, чем обычные автомобили.

На каких дорогах чаще всего можно увидеть полосу для маршрутных транспортных средств? Как правило, она встречается в двух случаях:

  • Когда на проезжей части вместе с автобусной полосой есть несколько других попутного направления, предназначенных для движения остального транспорта.
  • Когда полоса для маршрутных транспортных средств является встречной по отношению к полосам, по которым двигаются другие автомобили. Данные дороги часто ассоциируются у водителей с односторонним движением, но это неверно. Поэтому выезд на встречку (движение по выделенной полосе) наказывается в такой ситуации лишением прав.

Важно: многих интересует вопрос – разрешается ли такси ездить по выделенной полосе? В настоящее время правила дорожного движения допускают такую возможность для такси, которые работают законно, то есть имеют разрешение на перевозку пассажиров. В Москве таким таксистам выдают специальные желтые номера.

Как можно распознать выделенную полосу?

Конечно, водителям в крупных городах, где распространены выделенные полосы, любопытно – как же их обнаружить? На что следует обратить внимание? В ПДД существуют определенные дорожные знаки (Рисунок 1), информирующие автомобилистов о том, что на дороге есть специальная полоса, предназначенная для автобусов, троллейбусов и т.д.:

  • Знаки 5.11.1 и 5.12.1 указывают на начало и конец проезжей части, на которой присутствует выделенная полоса для общественного транспорта, расположенная навстречу потоку автомобилей.
  • Знаки 5.13.1 и 5.13.2 предупреждают о том, что пересекаемая водителями дорога имеет автобусную полосу.
  • Знаки 5.14 и 5.14.1 располагаются над выделенной полосой: первый означает ее начало, а второй – конец.

Важно: автомобилистам стоит учесть один нюанс – когда дорожный знак расположен справа от проезжей полосы, он действует только на правую полосу.

Штраф за езду по выделенной полосе

В наше время количество машин на дорогах огромно, поэтому почти каждый водитель рано или поздно оказывается на дороге в час пик, попадая в пробку. В такой ситуации большинство людей стремится быстрее приехать домой или на работу и начинает изыскивать возможности для осуществления этого желания. Иными словами, многие хотят схитрить. Особенно подстегивает «стадный инстинкт» – кто-то нарушает правила, а другие повторяют его «подвиг».

Выделенная полоса для общественного транспорта на забитой машинами дороге так и приманивает обычных автолюбителей. Однако прежде чем бросаться во все тяжкие и выезжать на автобусную полосу, необходимо четко представлять и оценивать последствия. Самое безобидное, что может произойти, – это наказание в виде денежного взыскания.

Но не стоит забывать о вероятности лишиться прав или попасть в ДТП.

Штраф за езду по выделенной полосе зависит от ситуации:

  • Водители, которые выехали на полосу встречного движения для маршрутного транспорта, наказываются штрафом в размере 5000 рублей или конфискацией прав на срок от четырех месяцев до полугода (часть 4 статьи 12.5 КоАП РФ).
  • Движение по полосе общественного транспорта, являющейся попутной, приведет к денежному взысканию в сумме 1500 рублей (часть 1 статьи 12.17 КоАП РФ). Для Москвы и Санкт-Петербурга штраф больше – он составляет 3000 рублей.
  • Остановка на выделенной полосе повлечет за собой штраф в 1500 рублей. Автолюбителям, ездящим по дорогам Москвы и Санкт-Петербурга, придется заплатить 3000 рублей. Стоянка на полосе, предназначенной для маршрутного транспорта, будет иметь аналогичные последствия. Кроме того, машину могут эвакуировать и увезти на штрафную стоянку.

Важно: автолюбителей, нарушающих правила маневрирования и не выезжающих на выделенную полосу при повороте, когда это разрешено ПДД, ждет штраф в размере 500 рублей.

Некоторые водители думают, что, если в зоне видимости не наблюдаются сотрудники ГИБДД, можно ездить по выделенной полосе, не боясь ответственности. Однако в настоящее время большинство подобных дорог оборудованы специальными комплексами, фиксирующими нарушения в автоматическом режиме. Поэтому наказания за игнорирование ПДД избежать сложно – штраф за автобусную полосу придет «письмом счастья». Очень много случаев, когда с помощью камер штрафуют московских таксистов, обладающих разрешением на перевозку пассажиров, но ездящих с белыми номерами.

Конечно, такое наказание можно оспорить как самостоятельно, так и обратившись за помощью к автоюристу.

Полоса для общественного транспорта — когда можно ездить?

Обсудим некоторые ситуация, при которых разрешается выезжать на полосу, предназначенную для маршрутного транспорта.

Во-первых, выезд на выделенную полосу возможен только в том случае, когда она отделена от других полос посредством прерывистой линии дорожной разметки.

Важно: если между автобусной полосой и обычной нарисована сплошная линия или вообще нет абсолютно никакой разметки, то выезд на выделенную полосу категорически запрещен ПДД в любом случае.

Во-вторых, автомобилист будет обязан выехать на полосу для маршрутного транспорта, если ему необходимо совершить поворот. Например, автобусная полоса расположена в правой части дороги, водитель едет по левой попутной полосе и собирается повернуть направо. Если полосы отделены друг от друга прерывистой линией, то он должен перестроиться на выделенную полосу и осуществить поворот с нее.

В-третьих, автолюбитель имеет право выехать на выделенную полосу:

  • Если он въезжает на дорогу через полосу для общественного транспорта;
  • Если он решает совершить остановку с целью посадить или высадить пассажиров у правого края дороги. Причем в данном случае важно следить, чтобы маневр не привел к созданию помех для движения троллейбусов и автобусов.

В водительской среде бытует миф, что по выходным дням можно законно ездить по полосе для общественного транспорта. Но обычная выделенная полоса в выходные дни ничем не отличается от нее же в будни, поэтому езда машин по ней не допускается. Однако движение возможно, если помимо знака, информирующего о наличии полосы для маршрутного транспорта, есть знак 3.1 «Въезд запрещен» (в простонародье «кирпич»), сочетающийся с какой-либо из нижеперечисленных табличек (Рисунок 2):

  • 5.2 – дает водителям понять, что «кирпич» и знак автобусной полосы действительны лишь по будням, то есть с понедельника по пятницу.
  • 5.6 – оповещает, что движение обычных автомобилей по выделенной полосе запрещено только по рабочим дням в определенный период времени.
  • 5.3 – информирует о днях недели, когда не допускается ездить по автобусной полосе.
  • 5.7 – говорит о запрете движения по выделенной полосе только в конкретные день недели и время.

То есть вне оговоренных временных интервалов ездить по полосе для маршрутного транспорта обычным автомобилистам разрешается при соблюдении вышеперечисленных условий.

Таким образом, выделенные полосы предназначены для движения автобусов, троллейбусов и других маршрутных транспортных средств. Простые автомобилисты несут ответственность за езду по полосе для общественного транспорта – наказания зависят от ситуации: в лучшем случае можно получить штраф в 500 рублей, а в худшем – лишение прав и денежное взыскание в 5000 рублей. Существуют случаи, когда выезд на выделенную полосу возможен, например, при повороте или остановке с целью высадки пассажиров (если нет других нюансов, запрещающих подобные маневры).

Не стоит пренебрегать правилами дорожного движения, так как неправомерное движение по автобусной полосе может привести к аварии.

Уважаемый читатель! Статья описывает наиболее частые юридические проблемы и способы их решения. Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь за бесплатной помощью к консультанту:

Каким будет штраф за автобусную полосы, условия его «получения»

Штраф за автобусную полосу, если она попутная, составит 1500 р., а за встречную водитель отдаст уже 5000 р. или права на 4-6 месяцев. В Москве сумма выше – 3000 р. Не грозят наказания легально работающим на оборудованной машине таксистам, водителям школьных автобусов, велосипедистам, а также тем, кто перестроился на полосу ради поворота или въехал на нее с примыкающего отрезка дороги.

Можно также высадить или посадить в машину людей, забравшись на «выделенку», если ее отграничивает прерывистая разметка. Но в иных случаях езда по ней, сопровождаемая созданием помех общественным ТС, дополнится еще и выплатой 500 р. Штрафы можно обжаловать в ГИБДД, его сервисном центре или суде. И все же по выходным или в иное время автобусный ряд становится доступен всем, если со знаками 5.1.1, 5.13.1, 5.13.2, 5.14 висит одна из табличек 8.5.2-8.5.7.

Какой предусмотрен штраф за автобусную полосу

Штраф за выезд на автобусную полосу и следование по ней налагается в зависимости от того, какой пункт ПДД был нарушен:

    За движение по встречной «выделенке» придется как минимум заплатить 5000 р. по ч.4 ст. 12.15 КоАП, когда у водителя не было причин оказаться на ней. За то же могут и отнять права на 4-6 месяцев.
  • За аналогичное нарушение, совершенное второй раз за последний год, имеют права отнять водительское удостоверение на 12 месяцев.

Это наказание предусмотрено ч.5 той же статьи Кодекса. Но если проступок будет зафиксирован видеокамерой, придется заплатить только штраф в 5000 р.

  • За выделенную полосу встречного следования, по которой авто двигалось ради объезда препятствия, предусмотрена выплата 1000-1500 р. Штраф полагается по ч.3 ст.12.15 КоАП.
  • За проезд по «выделенке» для автобусов, если она идет в попутном направлении, водитель получит 1500 р. штрафа. Наказание предписывается п.1.1 ст. 12.17 КоАП.
  • Предыдущее нарушение, во время совершения которого машина не уступила путь общественному транспорту, дополнится требованием выплаты 500 р. за непредоставление преимущества в движении. Это предусматривает ч.1 ст. 12.17 Кодекса.
  • За следование по ряду для автобусов после пересечения сплошной разметки водитель получит еще 500 р. штрафа. Он регламентирован ч.1 с. 12.16 КоАП. Тот же закон и наказание применяются, если машина ехала под знак 3.1.

Следование по ряду, выделенному для автобусов и троллейбусов, в столице или Санкт-Петербурге закончится для нарушителя штрафом в 3000 р.

Но в любом случае можно добиться отмены наказания, назначенного несправедливо или ошибочно.

А здесь подробнее о том, какой будет штраф за езду по обочине.

Штраф за движение в Москве

Незаконное использование дорожного ряда для общественного транспорта в Москве или Санкт-Петербурге наказывается по ч.1.2 ст. 12.17 КоАП:

Водитель получит наказание, если ехал по этой полосе либо остановился на ней. Штраф выше, чем по России, потому, что в этих крупных городах движение очень плотное. Один нарушитель, занявший не свою полосу, способен создать затор, в котором будет стоять множество ТС.

Или вовсе стать причиной аварии, то есть подвергнуть опасности жизни пассажиров общественного транспорта, а не только собственную.

Если автомобилист в столице не уступил дорогу автобусу, штраф составит все те же 500 р. по ч.1 ст. 12.17. И за движение по встречной «выделенке» нужно будет заплатить 1000-1500 р. при объезде препятствия и 5000 р. в отсутствие этой причины.

Второй штраф могут заменить лишением ВУ на 4-6 месяцев.

Можно ли обжаловать наказание

Штраф или лишение удостоверения, назначенные несправедливо, как думает водитель, можно опротестовать:

  • в ГИБДД, если постановление выписано инспектором;
  • в центре автоматической фиксации дорожных правонарушений после получения постановления оттуда;
  • в суде, если обращение в упомянутые инстанции ничего не дало, или в качестве наказания избрано лишение прав.

В каждом случае нужно писать заявление, приводить аргументы в пользу отмены наказания и подтверждать их. То есть понадобятся фотографии, видео с регистратора, показания очевидцев.

Выделенная полоса для общественного транспорта: что говорится в ПДД

Выделенная полоса для следования общественного транспорта предназначена для:

  • автобусов, в том числе школьных;
  • троллейбусов;
  • легковых такси, маршруток;
  • транспорта, занятого перевозкой пассажиров, если в них более 8 мест, не считая водительского, с максимальной массой от 5 т.

Перечень последних должен быть утвержден мэриями столицы и Санкт-Петербурга. В других городах таких списков нет.

По ПДД автобусная полоса должна быть ограничена символами:

  • 5.11.1, когда общественный транспорт едет навстречу всем прочим ТС;
  • 5.13.1 и 5.13.2, указывающими выезд на дорогу с «выделенкой»;
  • 5.14, откуда общественные ТС следуют в попутном направлении с остальными.

Каждый знак автобусной полосы относится к группе особых предписаний. То есть он не рекомендует ехать определенным образом, а прямо указывает нюансы движения в зоне его действия. Это участок только для общественного транспорта, всем прочим следование по нему запрещено. А чтобы водители не ошибались, кроме установки знаков на полотно дороги наносят разметку в виде заглавной буквы А.

Эти и другие правила, касающиеся присутствия на пути полосы для маршрутных транспортных средств, закреплены в п.18 ПДД.

Как высаживать пассажиров

Высаживать пассажиров там, где есть автобусная полоса, разрешается, если соблюдены следующие условия:

  • действие не мешает маршрутным ТС ехать или совершить остановку;
  • на участке полоса общественного транспорта отделена от общего ряда прерывистой, а не сплошной разметкой;
  • автомобиль ради высадки людей припарковался у правой границы проезжей части.

При тех же условиях можно останавливаться, чтобы забрать пассажиров с обочины.

Выделенные полосы в Москве

Где и в каком количестве существуют выделенные полосы в Москве, можно посмотреть на сайте Мосгортранса. На них распространяются те же правила, что существуют в других регионах страны, но есть нюансы:

  • С 14 апреля 2021 г. некоторые из «выделенок» по выходным дням все равно останутся доступными только для общественных ТС. Это полосы на Ленинском проспекте, от проспекта Мира до Ярославского шоссе, отрезки между Нахимовским и Ломоносовским проспектами и от улицы Нижегородской до Рязанского проспекта.
  • Штраф за незаконное использование «выделенки» в столице выше, чем в других регионах России, кроме Санкт-Петербурга. Это вызвано большим количеством транспорта на дорогах и высокой опасностью создания «пробок» из-за нарушения.
  • Такси могут пользоваться «выделенкой», если работают легально, зарегистрированы в столице или области. Проверить это можно на сайте мэра Москвы. Если речь о столичной машине, а не из области, она должна быть желтого цвета.

Можно ли ездить легковым такси

Легковым такси можно ездить по «выделенке» наравне с другими видами городского пассажирского транспорта, о чем сказано в п. 18.2 ПДД:

Но для этого нужно соблюдение условий:

  • наличие лицензии, то есть официальная регистрация автомобиля в качестве такси;
  • внешние признаки того, что он используется для оказания услуг перевозки людей, то есть оранжевый фонарь на крыше, «шашечки» и таксометр.

Если хотя бы одно из требований отсутствует, сотрудник ГИБДД имеет право выписать штраф за незаконное использование выделенного ряда.

Смотрите в этом видео о том, как ездить по выделенной полосе для общественного транспорта и не получить штраф:

Ошибки и нюансы

«Выделенки» организуются в России достаточно давно, но часто добавляют проблем автомобилистам, а не решают их:

  • камеры видеонаблюдения нередко фиксируют как нарушение выезд на автобусный ряд для поворота через прерывистую линию, хотя действие абсолютно правомерно;
  • на дороге установлен знак, есть разметка, но официальная информация о существовании «выделенки», адресах, где она находится, не опубликована.

В обоих случаях ГИБДД не имеет права штрафовать водителей, едущих по ряду для маршрутных ТС. И если постановление выписано, нужно обязательно его обжаловать.

Когда можно ездить по автобусной полосе

Ездить по автобусной полосе ТС, не относящемся к общественному виду, можно:

  • в дни и часы, не отмеченные на дополнительных табличках (обычно это суббота и воскресенье);
  • в отсутствие знака и разметки;
  • перемещаясь на нее с примыкающего участка;
  • ради предотвращения ДТП;
  • при перестроении, когда нужно свернуть, если она находится с того же края, что и поворот;
  • будучи за рулем велосипеда, когда «выделенка» справа;
  • управляя школьным автобусом либо такси при наличии документов.

Когда разрешено ездить по автобусной выделенной полосе

По автобусной выделенной полосе в некоторых случаях разрешено ездить и машинам, не относящимся к маршрутному транспорту:

  • По выходным дням, если рядом с символом «выделенки» есть табличка 8.5.2. Она указывает, что основной знак работает только в будни.
  • В те дни недели, которых нет на дополнительной табличке 8.5.3. В этом случае период действия главного знака как раз на ней и указан.
  • В любое время, кроме того, что стоит на табличке 8.5.4. То есть следование по выделенной полосе может быть запрещено в определенные часы, а не дни.
  • В любой период, не указанный на дополнительных символах 8.5.5-8.5.7. Если они есть рядом с главным знаком, то оповещают о днях и часах его действия.
  • При необходимости остановиться у обочины, если нужно высадить или забрать пассажиров. Но при этом общая полоса и автобусная должны быть разделены пунктирной разметкой, и нельзя препятствовать движению ОТ.
  • При въезде на дорогу с «выделенкой», например, с прилегающей территории или примыкающего отрезка. Действие допускается потому, что иначе на нее не попасть. Но машина должна пропустить автобус или троллейбус, только потом выезжать.
  • «Выделенка» не обозначена знаком, нет разметки или она нечеткая. Автомобилисты не обязаны догадываться, что едут по ряду для ОТ.

Когда водитель должен выехать

Водитель обязан переместить машину на ряд для автобусов, если ему нужно повернуть, а полоса является крайней и отделена прерывистой линией. Это делается согласно п.8.5 ПДД:

Нужно пользоваться рядом для автобусов, если возникла крайняя необходимость, например, водитель по «выделенке» уходит от столкновения с другим авто или старается избежать наезда на пешехода. Предотвращение аварии важнее соблюдения формального правила, что подтверждается ст.2.7 КоАП.

Кто может ездить

О том, кто может ездить по «выделенке», помимо рейсовых городских ТС, сказано в п.18.2 ПДД:

  • школьные автобусы, хотя они не являются общественным транспортом;
  • легковые такси при соблюдении определенных условий;
  • пассажирский транспорт, перечень которого утвержден правовыми актами местного исполнительного органа власти в Москве и Санкт-Петербурге;
  • велосипедисты, если выделенный ряд расположен справа от остальных попутных.

Что для этого нужно

Чтобы ездить по выделенному ряду, водителю нужно:

  • при управлении школьным автобусом иметь подтверждающие документы;
  • находясь за рулем такси быть готовым предъявить лицензию, а на машине должны быть фонарь и соответствующее графическое изображение, а также таксометр;
  • управляя автомобилем, входящим в список мэрии Москвы или Санкт-Петербурга, тоже предъявлять бумагу, доказывающую это.

Поворот направо через полосу для общественного транспорта

Поворот направо через полосу, организованную для общественного транспорта, только так и должен осуществляться, если она является крайней с соответствующей стороны. Действие подпадает под последний абзац п.18.2 ПДД:

Не противоречит оно и правилам выполнения поворотов из п.8.5. Менять направление движения следует из крайнего ряда (направо – из правого, налево – из левого). В противном случае выполняющий маневр автомобиль может спровоцировать аварию или как минимум создать препятствие на дороге, так как окажется на пути других машин.

Выделенная полоса в выходные

Выделенная полоса может оказаться доступной для любых авто в выходные, если рядом с обозначающим ее знаком есть дополнительный указатель 8.5.2. Он сигнализирует, что этот ряд отведен для общественных ТС в рабочие дни. Значит, движение в субботу, воскресенье и праздники, являющиеся выходными, разрешено всем.

В какие дни можно ездить по выделенному ряду, подскажут и другие дополнительные указатели, о которых говорилось ранее. Точнее, на них обозначены периоды действия символа особой полосы. То есть в другие дни и часы она открыта для всех.

А здесь подробнее о том, как правильно выполнить завершение обгона через сплошную.

Ряды для движения автобусов и троллейбусов отводятся не только в России, всюду вызывая недовольство автомобилистов. Но они объективно помогают упорядочить движение, сделать его более безопасным. Поэтому, скорее всего, такие полосы будут организовываться все в новых местах, ведь количество транспорта с каждым годом увеличивается.

Когда можно ездить в выходные по выделенной полосе для общественного транспорта

Большинство дорог в РФ были проложены еще во времена СССР. В особенности это касается старых районов. Основная проблема старых дорог заключается в том, что они не предназначены для современного транспортного потока.

За последние 30-40 лет количество автомобилей в России увеличилось в десятки раз. И если ранее автомобиль считался роскошью, то современные семьи могут иметь по две-три машины.

Несмотря на рост количества личного транспорта, пропускная способность дорог осталась прежней. Подобное положение вещей приводит к возникновению километровых пробок. Чтобы разгрузить транспортный поток, некоторым водителям разрешается движение по выделенным полосам.

Ниже мы поговорим о том, что такое выделенная полоса, и какие ТС могут двигаться по ней в выходные.

Что такое выделенная полоса

Огромное количество ТС на российских дорогах становится причиной ежедневных пробок, в которых автомобилисты могут простаивать часами. Помимо легковых машин, в заторах могут находиться автобусы, пассажирам которых уж точно не позавидуешь.

Чтобы улучшить ситуацию, законодатели предусмотрели специальную выделенную полосу, которая встречается практически во всех городах. Такие зоны предназначены для движения общественного транспорта.

Поскольку автобусы и маршрутки получили свою полосу, ситуация на российских дорогах улучшилась. Пробки стали менее продолжительными.

Действующая редакция ПДД запрещает личным транспортным средствам передвигаться по выделенным полосам. В случае нарушения этого правила, автомобилист получит штраф. Двигаться по выделенной полосе разрешается лишь в исключительных случаях.

Учитывать ли полосу для МТС в целях применения нормы п. 9.4 ПДД?

Пункт 9.4 Правил дорожного движения давно вызывает ряд вопросов как у пользователей дороги, так и правоприменителей. Одним из таковых является вопрос об относимости полосы для МТС (не отделённой разделительной полосой, естественно) к требованиям указанной нормы.

Приведём содержание абз. 3 п. 9.4 Правил дорожного движения:

Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т — только для поворота налево или разворота.

Из буквального, текстуального выражения указанного пункта следует, что полоса для маршрутных транспортных средств (МТС) этой нормой учитывается. В таком случае, например, на представленном ниже фото легковые авто в крайней левой полосе (в попутном направлении) — нарушители (абз. 3 п. 9.4 Правил).

Формализм и буквализм в толковании исследуемого пункта ведут в тупик, порождают очевидную бессмыслицу и неопределённость. Пункт 9.4 ПДД следует толковать ограничительно. Необходима телеологическая редукция нормы.

Исходя из доктрины приоритета содержания над формой, полоса для МТС, являющаяся полосой движения со специальным (особым) правовым режимом, не подпадает под юрисдикцию п. 9.4 ПДД.

Объективно выведены из-под требований указанного пункта Правил и те привилегированные участники дорожного движения, которым разрешено занимать полосу для МТС (п. 18.2 ПДД).

Иначе данная правовая конструкция обессмысливает практически любую ОДД с выделенными полосами.

Например, водитель легкового такси (или школьного автобуса) на четырехполосной дороге (в данном направлении) при наличии крайней левой полосы для МТС имеет право осуществлять движение по выделенной полосе и при условии свободных правых, ординарных полос движения.

Приведённые доводы соответствуют принципу lex specialis derogat generali (в условиях коллизии п.п. 9.4 и 18.2 ПДД).

При необходимости допускается устраивать обособление выделенных полос движения с применением ограждений гибких конструкций и/или делиниаторов (п. 6.8 СП).

Выделенные полосы движения для НПТОП целесообразно устраивать на улицах и дорогах общегородского значения с количеством полос движения транспорта 3 и более в одном направлении. На магистральных улицах с односторонним движением допускается устраивать выделенную полосу для НПТОП с организацией движения навстречу общему потоку транспортных средств (п. 6.8а СП).

Здесь уместно «подгрузить» п. f ст. 1 Конвенции о дорожном движении: «на проезжей части, где крайняя полоса или крайние полосы движения или велодорожки предназначены для движения определенных транспортных средств, термин «край проезжей части» означает для других пользователей дороги край остальной части дороги.»

Отдельно остановлюсь на Постановлении Правительства г. Москвы от 27 сентября 2011 года N 453-ПП «Об организации выделенных полос для движения маршрутных транспортных средств».

Согласно п.1.2 Приложения 2 указанного Постановления:

«Выделенная полоса для движения маршрутных транспортных средств» (далее — выделенная полоса) – участок дороги, предназначенный для движения маршрутных транспортных средств, обозначенный соответствующими техническими средствами организации дорожного движения (дорожные знаки, дорожная разметка) в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения».

Таким образом, полоса для МТС есть отдельный участок дороги с особым правовым режимом (п. 18.2 ПДД), собственной инфраструктурой (и весьма разветвлённой).

Участки дороги неоднократно упоминаются в ГОСТах относительно реверсивных полос, дорог с односторонним движением, УДС и др., но отождествлять природу данных участков дороги с участком, отведённым под полосу для МТС – методологически неверно, и в контексте рассматриваемого вопроса — иррелевантно.

Согласно п. 1.3 Приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 27 сентября 2011 года N 453-ПП инфраструктура выделенной полосы может включать в себя:

1) дорожную разметку;

2) дорожные знаки и информационные щиты;

3) заездные карманы на остановочных пунктах с удлинением посадочных площадок;

4) специальные технические средства фото- и видеофиксации административных правонарушений, интегрируемые в интеллектуальную транспортную систему;

5) отстойно-разворотные площадки (ОРП), предназначенные для скоростных автобусных систем (САС) и находящиеся в непосредственной близости от выделенной полосы в местах окончания трассы маршрута САС.

6) конечные станции;

7) перехватывающие парковки.

Как видим, полосу для МТС отличает от иных участков дороги суверенный правовой режим, технологическое обустройство и разветвлённая инфраструктура, несвойственные для иных, ординарных полос движения.

Да, постановление Правительства Москвы от 27 сентября 2011 года N 453-ПП есть НПА отдельного субъекта РФ, но данное постановление взял бы за основу при разрешении подобных вопросов, в том числе по аналогии — восполняет многие пробелы.

При проектировании полос для МТС целесообразно отделять полосу для маршрутных транспортных средств от общего потока транспортных средств разделительной полосой, выделенной линиями разметки 1.2 и 1.16.1 или 1.16.2.

Согласно п. 6.2.4 ГОСТ Р 52289-2021 разметку 1.2 допускается применять для обозначения разделительной полосы шириной не менее 0,5 м, предназначенной для отделения полосы для велосипедистов или полосы для маршрутных транспортных средств от общего потока транспортных средств.

Разметку 1.16.1 допускается применять для обозначения разделительной полосы, предназначенной для отделения полосы для велосипедистов или полосы для маршрутных транспортных средств от общего потока встречных транспортных средств, 1.16.2 — попутных транспортных средств или парковки (п. 6.2.19 ГОСТ Р 52289-2021).

Таким образом, в арсенале действующих ГОСТов содержатся все необходимые технические средства организации движения, применение которых разрешает подобные коллизии.

Ответственность за нарушение ПДД

Чаще всего автомобилист выезжает на выделенную полосу по необходимости. Тем не менее это не освобождает водителя от ответственности. Гражданин понесет наказание за нарушение ПДД даже в том случае, если он имел веские причины для проезда по выделенке.

Некоторые автомобилисты умышленно движутся по полосе, предназначенной для езды общественного транспорта. Мотивация таких водителей проста: объехать пробку. При этом они думают, что окажутся безнаказанными, ведь поблизости нет инспекторов ГИБДД. Однако нарушение может быть зафиксировано дорожными камерами.

В таком случае водитель получит постановление о штрафе по почте.

КоАП РФ предусматривает следующие санкции за выезд на выделенную полосу:

  1. При первичном нарушении автомобилисту придется заплатить 1500 рублей в государственную казну.
  2. Если движение в зоне, предназначенной для общественного транспорта, произошло в столице или Питере, то водителя оштрафуют на 3000 рублей.
  3. Если автомобилист не только выехал на выделенку, но и продолжил движение по ней, его ждет штраф в размере 5000 рублей.
  4. При повторном нарушении гражданина лишат прав на год.

Водитель не может быть лишен ВУ, если нарушение было зафиксировано дорожными камерами. В этом случае его штрафуют на 5000 рублей.

Кто может ездить по автобусной полосе?

Пункт 18.2 ПДД содержит список транспортных средств, которые могут выезжать на выделенную полосу:

  • Маршрутные транспортные средства (автобусы, троллейбусы, маршрутки).
  • Школьные автобусы.
  • Легковые такси.
  • Велосипедисты.

Обратите внимание, школьные автобусы, такси и велосипедисты могут пользоваться автобусной полосой далеко не всегда. Рассмотрим следующую ситуацию:

Посмотрите на правую часть картинки. Над выделенной полосой установлен знак 3.1 (кирпич), запрещающий выезд на эту полосу. Данный знак не распространяется на маршрутный транспорт, однако он запрещает движение по выделенной полосе для всех остальных.

Поэтому если Вы едете, например, на велосипеде, то прежде чем выезжать на выделенную полосу, убедитесь, что дополнительные знаки этого не запрещают.

Кроме того, в список исключений не входят:

  • Автомобили каршеринга (они не являются ни такси, ни маршрутными ТС).
  • Мотоциклы.
  • Мопеды и скутеры.
  • Автобусы для перевозки детей, не являющиеся школьными.

Правила для водителей такси

Теоретически такси также можно отнести к категории общественного транспорта. И ПДД не запрещают таксистам двигаться по выделенной полосе. Однако это касается только тех водителей, которые ведут официальную деятельность и соответствуют следующим требованиям:

  • наличие ТС желтого цвета;
  • на крыше машины установлен опознавательный фонарь;
  • на борта ТС нанесены «шашечки»;
  • наличие таксометра в салоне авто;
  • наличие госзнака желтого цвета (для автомобилей, работающих на территории Москвы).

Если же водитель занимается частным извозом и не имеет лицензии, то он приравнивается к обычным автомобилистам. Соответственно, рассчитывать на привилегии в данном случае не приходится.

Как сэкономить на оплате штрафа

Если автомобилисту был выписан штраф, они может сэкономить, внеся платеж в течение 20 дней после получения уведомления. Эта возможность появилась в 2021 году.

Размер взыскания уменьшается на 50% при соблюдении следующих условий:

  • оплата была внесена своевременно (важно учитывать не момент составления постановления, а дату его вручения автомобилисту);
  • статья КоАП допускает снижение штрафа (некоторые правонарушения не позволяют получить скидку, и автомобилисту придется оплачивать штраф в полном размере).

Также снизить размер платежа можно при внесении средств через Госуслуги. Это онлайн-портал, позволяющий гражданам РФ взаимодействовать с различными государственными органами.

В каких случаях автомобилист может получить скидку

Перечень нарушений, за которые предусмотрена 50-процентная скидка, указан в КоАП. Рассмотрим их подробнее:

  • неправильная установка номерных знаков, отсутствие госномера;
  • езда на незарегистрированном транспортном средстве;
  • управление автомобилем без прав;
  • передача ТС лицу, не имеющему водительского удостоверения;
  • нарушение правил тонировки автомобильных стекол;
  • неиспользование ремней безопасности во время движения;
  • нарушение правил перевозки детей;
  • превышение установленного скоростного режима;
  • отсутствие страховки;
  • нарушение правил пересечения железнодорожных путей;
  • неправильное пересечение перекрестка;
  • непредоставление преимущества общественному транспорту, пешеходу.

Если автобусная полоса располагается у правого края дороги, то двигаться по ней разрешается велосипедистам.

Когда можно ездить по выделенной полосе?

Выше перечислены транспортные средства, которые могут использовать автобусную полосу наряду с маршрутным транспортом. Проще говоря, ездить по ней.

Однако и все остальные автомобили могут выехать на автобусную полосу в некоторых случаях. Пункт 18.2 ПДД:

Если эта полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на нее. Разрешается также в таких местах заезжать на эту полосу при въезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части при условии, что это не создает помех маршрутным транспортным средствам.

Поворот направо

Водитель должен поворачивать направо с выделенной полосы, если такая полоса отделена прерывистой линией разметки (левая часть рисунка):

Если автобусная полоса отделена сплошной разметкой, то выезжать на нее нельзя (правая часть рисунка). Обратите внимание, на рисунке поворот направо возможен только из правой полосы, однако разметка не позволяет на эту полосу выехать. В связи с этим оранжевый легковой автомобиль на данном перекрестке выполнить поворот не может, он вынужден проехать прямо.

Остановка для посадки и высадки пассажиров

Если выделенная полоса отделена прерывистой разметкой (левая часть рисунка), то на нее можно выехать для высадки или посадки пассажиров. При этом не должны создавать помехи автобусам и троллейбусам, т.е. полоса должна быть пустой на достаточном расстоянии.

Если же разметка сплошная (правая часть рисунка), то выезжать на автобусную полосу нельзя. В пределах второй полосы выполнить остановку правила не разрешают. Т.е. на данном участке дороги высадить пассажиров не получится.

Примечание. Если автобусная полоса обозначена только знаком, а разметка отсутствует (сплошная или прерывистая), то выезжать на нее нельзя. Многие водители не обращают внимания на этот момент и «зарабатывают» штрафы.

Источники — https://1gai.ru/baza-znaniy/zakonodatelstvo/520517-v-kakih-sluchajah-vypishut-shtraf-za-obschestvennuju-polosu-v-vyhodnye-i-prazdnichnye-dni.html
https://avtoproblema24.ru/pdd/polosy-dlya-obschestvennogo-transporta/
https://passus.ru/avto/ezda-po-vyidelennoy-polose.html
https://avto-urist.online/shtraf-za-avtobusnuyu-polosu/
https://new-kodiaq.ru/avtoshemy/vydelenki-v-moskve.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *