Перейти к содержанию

Можно ли приступить к ремонту автомобиля до осмотра или выплаты по ОСАГО?

Стоит ли соглашаться на ремонт по ОСАГО?

Относительно недавно появился новый способ возмещения ущерба по страховке ОСАГО — таковым является ремонт автомобиля потерпевшего в специализированной мастерской, имеющей партнёрское соглашение с финансовой организацией. Ремонт по ОСАГО должен был сделать весь процесс более удобным, избавив водителя от подбора СТО, заказа необходимых компонентов и контроля качества работ. Однако на практике появляется всё больше жалоб на ремонт, выполненный по подобным правилам и всё больше советов отказываться от новой услуги.

О причинах стоит узнать подробнее.

В идеальном виде

Поскольку вины пострадавшего автолюбителя в происшествии нет, страховщик, предоставляющий услуги ОСАГО, обязуется компенсировать его моральный ущерб, предоставив через некоторое время полностью восстановленный транспорт. Фактически ремонт обходится бесплатно, если сумма полученного ущерба укладывается в рамки пределов компенсаций по ОСАГО. Конечно, никакие другие услуги, вроде мойки, полировки, не предусмотренной кузовным ремонтом, или химчистки салона партнёрское СТО предоставлять в рамках компенсации не будет.

Восстановление транспортного средства должно проводиться у официального дилера, а заниматься им должны специалисты, хорошо знакомые с подобной моделью автомобилей. Ради спокойствия автолюбителя и для повышения качества ремонта проводить его будут «за закрытыми дверьми», то есть, не допуская самого владельца к автомеханикам. Предполагается, что такое условие будет препятствовать сговору собственника и сотрудников автомастерской.

В итоге автолюбитель получает обратно автомобиль, не затрачивая ни минуты своего времени и ни копейки из собственного кошелька на ремонт.

Чтобы воспользоваться столь удобной услугой, стоит взять направление на ремонт в офисе финансовой организации и отправиться по указанному адресу. Приёмка автомобиля на СТО выполняется с оформлением официальных документов, которые предполагают описание всех повреждений и дефектов, не связанных с происшествием. Если владелец желает осуществить ремонт деталей, не указанных в направлении страховой фирмы, ему следует дождаться окончания бесплатного восстановления и затем заключать договор с СТО от собственного имени.

Когда автомобиль будет полностью отремонтирован, собственника оповестят удобным ему методом.

Суровая реальность

В действительности финансовая организация руководствуется вовсе не желанием облегчить положение собственника автомобиля, выбирая ремонт машины вместо денежной компенсации. Главная причина заключается в отсутствии контроля денежных средств пострадавшей стороной. Страховая компания будет стараться всячески уменьшить сумму расходов, оплатив автосервисному предприятию наиболее дешёвый вариант ремонта. Кроме того, интерес страховой фирмы заключается в максимальном затягивании платежа.

При подписании соответствующего дополнительного соглашения с потерпевшим сроки восстановления транспорта не регламентируются — на СТО могут попросить подождать и неделю и два года, пока финансовая организация не совершит платёж.

В первую очередь страховая компания действует в своих интересах

Автомастерская получает полную свободу действий, поскольку собственник машины полностью отстраняется от процесса ремонта. Вместо рихтования кузовной детали её специалисты могут нанести на неё огромный слой шпатлёвки, а вместо замены повреждённых деталей подвески они проведут их реставрацию, которой хватит на 10–20 тысяч километров. Кроме того, можно забыть про ремонт у дилера, так как он опустошит бюджет страховой — вероятнее всего, партнёрское соглашение заключат с неизвестным никому СТО, у которого отсутствует даже современное оборудование.

Теперь стоит представить, во что выльется столкновение прижимистости финансовой организации и отсутствия контроля над сотрудниками СТО — хорошего ремонта ждать не придётся.

Нормативов относительно сроков выполнения ремонта также не существует — на выполнение работ автомастерская может потребовать несколько недель. Никаких гарантий того, что ремонт авто будет осуществлён бесплатно, также не существует. Обычно описанное выше столкновение интересов приводит к тому, что денег не хватает даже на элементарный профессиональный ремонт, не говоря уже о полной замене узлов.

Автолюбителя ставят перед альтернативой — доплачивать необходимую сумму из собственного кармана либо подавать судебный иск против финансовой организации. Понятно, что в последнем случае придётся сталкиваться с противодействием профессиональных юристов, поэтому дело почти наверняка будет проиграно.

Что делать?

Если перед вами становится выбор: выплата по ОСАГО или ремонт, стоит без раздумий выбирать первый вариант. От услуг партнёрского СТО необходимо отказываться даже в том случае, когда финансовая организация обещает особые льготы и приятные бонусы. Даже если сумма полученной выгоды достигнет 10 тысяч рублей, будьте уверены, что вскоре вам предстоит повторить ремонт автомобиля, затратив сумму, приблизительно равную 50–60 тысячам рублей.

Специалисты также говорят, что последствия некачественного ремонта по ОСАГО могут проявляться при форс-мажорных обстоятельствах, например, резких манёврах автомобиля или столкновениях.

Если СТО ставит вас перед фактом, что денег, уплаченных по ОСАГО финансовой организацией, не хватает на ремонт, следует обращаться за помощью к грамотному юристу. Он поможет составить иск против неплательщика и потребовать полной компенсации расходов автомастерской либо замены ремонта денежной выплатой. Желательно также обратиться к руководству СТО — практика показывает, что оно часто бывает неудовлетворённым сотрудничеством со страховой фирмой.

Доказательства, представленные администрацией автосервисного предприятия, а также поданный ею дополнительный иск существенно повысят вероятность успеха при разрешении этого дела.

При оказании вам некачественных услуг по ремонту автомобиля подавать в суд следует всё равно на страховую компанию. Договор заключается именно с ней, тогда как никаких прямых взаимоотношений с автосервисным предприятием у вас нет. В таких делах помощь квалифицированного адвоката также очень важна, поскольку они ещё более сложны и требуют присутствия дополнительных свидетельств, проведения независимой экспертизы и изучения договорных обязательств сторон.

Очень простой выбор

Если вам предстоит решать — выбирать деньги или ремонт согласно договору ОСАГО, лучше избегать второго варианта, заведомо невыгодного для потребителя. Наученные горьким опытом, россияне всё чаще отказываются от ремонта по ОСАГО, что грозит полностью искоренить эту услугу финансовых организаций. Страховые фирмы уже отреагировали на подобный «глас народа» и внесли предложение сделать ремонт, проводимый партнёрскими СТО, обязательным в большинстве случаев. Пока ответа не последовало, однако вероятность внесения очередных изменений в законодательство очень высока.

Если подобное случится, автомобилисты в ответ могут потребовать создать нормативы обслуживания в авторемонтных мастерских при обращении по договорам ОСАГО — на это потребуется время, но большинство споров решится в одночасье.

Ремонт по ОСАГО — что нужно знать?

До 28 апреля 2021 года владельцы легковушек, признанные потерпевшими в ДТП, могли выбирать: провести ремонт по ОСАГО в СТОА страховщика или получить от него деньги и провести ремонт самостоятельно. Однако в действующей редакции фед. закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон № 40-ФЗ) такая возможность предоставляется лишь в исключительных случаях. Тем не менее выбор: ремонт или деньги по ОСАГО, продолжает волновать страхователей.

Ремонт по ОСАГО — как это работает?

По общему правилу ОСАГО (п. 15.1 ст. 12 Закона № 40-ФЗ) страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю потерпевшего гражданина, осуществляется путем организации его восстановительного ремонта (так называемое «возмещение вреда в натуре»).

После осмотра и технической экспертизы разбитой машины страховая компания выдает потерпевшему направление на ремонт на станцию технического обслуживания автомобилей (далее — СТОА) и осуществляет оплату ремонта в размере, определенном в соответствии с доработал ее для принятия в 2021 году обновленной редакции. По мнению БР, предложенные новации должны помочь экспертам дать более точную оценку ущерба, а потерпевшим — получить справедливое страховое возмещение.

Чтобы правильно применить указанную методику и помочь автовладельцам в определении средней стоимости ремонта (запчастей, нормочасов, материалов), на сайте РСА (Российского союза автостраховщиков) работает специальный калькулятор. С его помощью владелец-страхователь может узнать примерную сумму, необходимую для восстановления его разбитой машины.

Что лучше — ремонт или деньги?

Как уже было отмечено, под СТОА в страховании ОСАГО понимается станция технического обслуживания автомобилей, куда страховщик должен направить на ремонт поврежденное в ДТП транспортное средство. Причем каждая страховая компания имеет договоры с несколькими СТОА, с учетом требований законодательства об их 50-километровой доступности либо от места ДТП, либо от места жительства потерпевшего (п. 15.2 ст.

12 Закона № 40-ФЗ).

Казалось бы, такой ремонт по ОСАГО избавляет страхователя-автовладельца от многих хлопот: есть четко указанные сроки, конкретная сумма, контроль со стороны страховой. Однако на практике, несмотря на, казалось бы, отлаженную систему восстановительного ремонта, частенько возникают неприятные ситуации.

Проиллюстрируем на примере. 26.10.2021 произошло ДТП по вине другого водителя. Потерпевший своевременно заполнил и направил в свою страховую компанию заявление о страховом возмещении и извещение о ДТП, получил направление на ремонт. Под замену определили бампер, капот, фары, усилитель бампера.

07.11.2021 он пригоняет свою машину в СТОА и передает ее по акту техникам, а 12.12.2021 приезжает туда, чтобы проверить работу. Его удивило, что рядом с машиной лежат родные бампер и капот, причем восстановленные и неокрашенные. Техники подтвердили, что будут ставить именно такие, склеенные, детали. Дальнейшая проверка показала, что и усилитель бампера ставят «бэушный».

В результате автовладельцу пришлось обратиться к страховщику с требованием устранить выявленные нарушения.

В данном случае были нарушены нормы п. 15.1 ст. 12 Закона № 40-ФЗ, согласно которым при проведении восстановительного ремонта не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих. Такое возможно лишь при наличии отдельного соглашения между страховщиком и потерпевшим.

Как отказаться от ремонта на СТОА по ОСАГО и забрать деньги

Для легковых автомобилей, принадлежащих российским гражданам, законодательство ОСАГО в качестве приоритетного возмещения устанавливает натуральное, т. е. направление на ремонт в СТОА. Однако существуют и исключения, предусмотренные п. 16.1 ст. 12 Закона № 40-ФЗ, когда страховщик не имеет возможности выполнить обязательства по натуральному возмещению. Например, в следующих случаях:

  • полной гибели транспортного средства;
  • смерти потерпевшего;
  • причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, если в заявлении о страховом возмещении он денежную выплату;
  • если потерпевший является инвалидом и в заявлении о страховом возмещении выбрал денежную выплату;
  • если стоимость ремонта поврежденного транспортного средства превышает страховую сумму, либо если все участники ДТП признаны виновными, а потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт СТОА;
  • наличия соглашения о денежной выплате между страховщиком и потерпевшим (выгодоприобретателем).

Существует еще ряд случаев, когда можно отказаться от ремонта по ОСАГО и получить деньги. Например, если автомобиль возрастом не старше двух лет находится на гарантии, ремонтировать его должен официальный дилерский центр. И если у страховщика нет договора с такой СТОА, можно потребовать денежной выплаты (п. 15.2 ст.

12 Закона № 40-ФЗ).

Что выбрать: ремонт по ОСАГО или выплату?

Несмотря на действующие ограничения, законодательство по ОСАГО иногда позволяет выбрать между направлением на ремонт или получением денежной выплаты. В каждом конкретном случае это решает сам автовладелец-страхователь, с учетом сложившейся страховой практики.

Вот пример из жизни. 23.11.2021 владелец старенького VolvoS80 1999 года выпуска попал в ДТП не по своей вине. Фара разбита, бампер со стороны удара — в щепки, крыло замято, капот заблокирован. Оформил извещение о ДТП и направил в страховую заявление о возмещении.

Перед этим проехался по мастерским — сумму ремонта определили в 50-60 тыс. руб. Морально стал готовиться к независимой экспертизе и суду. Однако 07.12.2021 обнаружил поступление на свою карту 70 тыс. руб. от страховой компании.

Удивили, и на ремонт хватает!

Как видим, и в наше время есть возможность качественно отремонтировать автомобиль. Главное — правильно и в срок подготовить и направить документы, а затем найти со страховщиком взаимопонимание по конкретной ситуации.

Ремонт по ОСАГО: от обращения в страховую до суда (инструкция)

Предлагаю рассмотреть самый распространенный вариант. Вы попали в ДТП, у виновника есть полис ОСАГО. Пострадали только автомобили, причем приоритет для вас — получение от страховщика денежных средств.

Ситуация 1. Первичное обращение в страховую компанию

Для получения компенсации вы обращаетесь в свою страховую компанию, куда помимо документов предоставляете и разбитую машину для осмотра.

Какие документы нужно предоставить страховщику:

  • заявление о выплате страхового возмещения;
  • документ, удостоверяющий личность;
  • документы, подтверждающие право собственности на автомобиль (ПТС, договор купли-продажи, свидетельство о праве на наследство, дарственную и пр.). Если вы не собственник, то понадобится доверенность с правом обращения в страховую компанию и возможностью получения денежных средств;
  • справка о ДТП с указанием водителя, нарушившего ПДД;
  • копию постановления по делу об административном правонарушении (определения об отказе в возбуждении дела или определение о прекращении производства по делу);
  • банковские реквизиты для перечисления суммы страхового возмещения;
  • извещение о ДТП (выдается при заключении договора ОСАГО и заполняется как при европротоколе, так и при оформлении ДТП с помощью ДПС).

Страховщик не имеет права требовать документы, не предусмотренные правилами ОСАГО.

После подачи заявления вам в течение пяти рабочих дней нужно предоставить разбитый автомобиль страховщику. Страховая компания с помощью независимых экспертов (работают по договору со страховщиком) обязана осмотреть ваш автомобиль в день обращения. Машина не на ходу?

Ничего страшного. Достаточно предупредить об этом страховщика и сообщить адрес, где находится автомобиль. Эксперт сам приедет к месту стоянки.

Если страховая компания не осмотрела автомобиль в отведенное время, вы можете определить размер ущерба самостоятельно: любой независимый эксперт сможет рассчитать стоимость восстановительного ремонта. Единственное условие — расчет должен основываться на Единой методике, разработанной в Российском союзе автостраховщиков (РСА).

Получив расчет, передаете его в страховую компанию. Именно по этой калькуляции и обязан страховщик выплатить возмещение. Компенсируются и затраты на проведение самостоятельной экспертизы.

На выплату страховым компаниям отведено 20 рабочих дней (с даты получения страховщиком полного комплекта документов).

Ситуация 2. Досудебная претензия

Если полученных денег объективно меньше, чем нужно (страховщик занизил стоимость запасных частей, не учел все повреждения), необходимо обратиться в страховую компанию с претензией. Сразу идти в суд, минуя эту процедуру, не стоит: исковое заявление вам вернут.

Чтобы обосновать свое недовольство размером выплаты, нужны доказательства. Для этого ищем эксперта и делаем реальный расчет стоимости ремонта. Если по новому заключению ремонт больше, чем предложила страховая компания, направляем претензию.

При этом важно знать, что разница в расчетах должна составлять более 10%. Иначе затевать спор бессмысленно. Страховщик доплату не сделает, а суд не примет иск.

Текст претензии можно скачать здесь.

Претензия должна быть рассмотрена страховщиком в течение пяти рабочих дней. Как итог, вам доплатят или ответят отказом. Сейчас, когда суды в большинстве случаев принимают решения в пользу автовладельцев, страховщики предпочитают доплатить, ведь в противном случае придется платить неустойку и штраф.

Хотя число отказов на претензии все еще велико.

Ситуация 3. Суд

Получив отказ на претензию, готовим исковое заявление. В зависимости от суммы подаем заявление или в мировой суд (иск до 50 тыс. руб.), или в районный (городской) (сумма иска превышает 50 тысяч).

Суд рекомендую выбирать по месту своего жительства — это намного удобней. Если судов в населенном пункте несколько, для определения конкретно вашего можно воспользоваться интернетом. Сейчас в Сети огромное количество сайтов, которые определяют подсудность по адресу проживания.

Итак, для подачи иска вам понадобится исковое заявление (образец). Экземпляров должно быть столько, сколько сторон в деле, и один экземпляр для суда. Например, если в ДТП участвовали два автомобиля, исковое заявление вы предъявляете только к страховой компании.

Таким образом, в деле участвуют две стороны. В суд вы подаете два экземпляра искового заявления (по одному для суда и ответчика), один экземпляр оставляете себе. К исковому заявлению прилагаете копии всех указанных в приложении документов.

Исковое заявление рекомендую подавать лично. В некоторых судах его можно подать непосредственно судье, в иных прием документов осуществляется в экспедиции. В первом случае вам сразу назначат дату предварительного слушания, во втором — поставят отметку о принятии заявления.

Перед заседанием, как правило, по почте приходит повестка с указанием даты и времени рассмотрения дела.

Чтобы не терять времени на судебные заседания, можно подать заявление о рассмотрении дела в ваше отсутствие. Обычно подобные дела рассматриваются за одно заседание. Но если страховщик направит в суд своего представителя, могут возникнуть вопросы, которые суд не разрешит без вашего участия. Например, это может быть вопрос о назначении судебной экспертизы.

Ведь в деле будут находиться две калькуляции: одна — страховой компании с маленькой суммой ремонта, вторая ваша — с большой.

Экспертиза назначается по просьбе одной из сторон. Страховые компании часто готовы идти до последнего, чтобы отстоять свои деньги. Поэтому именно они и просят провести судебную экспертизу.

Экспертиза проводится за счет той стороны, которая ее инициировала. Бояться тут нечего. Если страховщик занизил сумму выплаты искусственно, судебные эксперты выведут его на чистую воду.

Но если вы сами подтасовали расчеты, то все будет наоборот: вам откажут в иске, плюс к этому придется оплатить работу судебных экспертов.

В среднем судебные разбирательства по подобным делам могут длиться от пары месяцев до года. По моей практике, это три-четыре месяца (в зависимости от занятости судьи). Решение вступает в силу через месяц после его вынесения. При условии, что страховая компания не обжаловала решение. После вступления в силу решения в этом же суде получаем исполнительный лист.

К приставам идти не нужно. Достаточно предъявить исполнительный лист в банк, где у страховщика открыт счет, и в течение пары дней деньги поступят на ваш счет.

Понятно, что если есть возможность, лучше обратиться за помощью к юристам. С другой стороны, вы существенно сэкономите. Судите сами: в среднем (по Московскому региону) оплата за ведение дела полностью «под ключ» составляет от 20 тыс. до 30 тыс. руб.

Составление претензии — от 3 до 5 тысяч, искового заявления — от 10 до 20 тысяч. При этом расходы на оплату услуг вашего юриста взыскиваются с ответчика в разумных пределах. А это может быть и 50% от понесенных затрат.

В случае же самостоятельной защиты цена вопроса — немного времени для сбора документов и самостоятельного составления документов. Ну и, конечно, желание попробовать самому защитить свои права.

ОСАГО Ремонт автомобиля страховщиком вместо получения страховой выплаты (денег)

Можно ли вместо получения от страховщика страховой выплаты (денег) обязать его произвести по ОСАГО ремонт автомобиля? Если будет проводиться ремонт автомобиля по ОСАГО, обязан ли потерпевший возместить разницу между стоимостью деталей, подлежащих замене, с учетом износа и новыми, как и при получении страховой выплаты (денег), когда ремонт по ОСАГО не производится?

Пунктом 15 статьи 12 Федерального закона от 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Закон Об ОСАГО) предусмотрено, что возмещение вреда, причиненного транспортному средству потерпевшего, может осуществляться:
путем организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на станции технического обслуживания, которая выбрана потерпевшим по согласованию со страховщиком в соответствии с правилами обязательного страхования и с которой у страховщика заключен договор (возмещение причиненного вреда в натуре);
путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему (выгодоприобретателю) в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего (выгодоприобретателя) (наличный или безналичный расчет).
В том случае, если у страховщика заключен договор со станцией технического обслуживания, выбор способа возмещения вреда осуществляет потерпевший.
Данный пункт устанавливает в качестве способа возмещения вреда, причиненного автомобилю потерпевшего в результате ДТП, как ремонт автомобиля страховщиком, так и страховую выплату для оплаты ремонта самим потерпевшим. На основании чего потерпевший вправе требовать от страховщика по ОСАГО ремонт автомобиля либо страховую выплату (деньги).
Ремонт автомобиля по ОСАГО страховщиком возможен только в том случае, если страховщиком (страховой компанией) заключен договор со станцией технического обслуживания, которая будет проводить ремонт по ОСАГО.
Согласно п.17 ст.12 Закона об ОСАГО в случае исполнения обязательства страховщика по организации и оплате восстановительного ремонта транспортного средства в порядке, установленном абзацем вторым пункта 15 настоящей статьи, потерпевший в заявлении о страховой выплате или прямом возмещении убытков указывает на возмещение вреда, причиненного его транспортному средству, в натуре, а также выражает согласие на возможное увеличение сроков восстановительного ремонта транспортного средства в связи с объективными обстоятельствами, в том числе технологией ремонта и наличием комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов).
Потерпевший вправе выбрать станцию технического обслуживания из предложенного страховщиком перечня станций технического обслуживания, с которыми страховщиком заключены договоры. Перечень станций технического обслуживания, с которыми страховщиком заключены договоры, размещается страховщиком на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и поддерживается в актуальном состоянии (абз.3 п.17 ст.12).
Ремонт по ОСАГО осуществляется на основании заявления потерпевшего, подаваемом страховщику (страховой компании) вместе с остальными документами. В заявлении потерпевший указывает на возмещение вреда в натуре, то есть о необходимости произвести по ОСАГО ремонт поврежденного автомобиля.
Также в заявлении потерпевший указывает на какой из станций технического обслуживания он хочет произвести ремонт автомобиля по ОСАГО. Перечень станций технического обслуживания, с которыми у страховщика заключен договор (на которых возможен ремонт автомобиля по ОСАГО), размещается страховщиком на своем сайте.
В течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня получения заявления о страховой выплате, содержащего указание о возмещении вреда, причиненного транспортному средству, в натуре, страховщик выдает потерпевшему направление на ремонт, в котором указывается станция технического обслуживания, на которой будет отремонтировано его транспортное средство и которой страховщик оплатит восстановительный ремонт транспортного средства потерпевшего (абз.2 п.17 ст.12).
Указанное положение предусматривает выдачу потерпевшему страховщиком направления на ремонт, на основании которого станция технического обслуживания производит ремонт автомобиля по ОСАГО.
Требования к «направлению» установлены «Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (утв. Банком России 19.09.2014 №431-П). В соответствии с п.4.17 Правил направление на ремонт в обязательном порядке должно содержать сведения:
— о потерпевшем, которому выдано такое направление;
— о договоре обязательного страхования, в целях исполнения обязательств по которому выдано направление на ремонт;
— о транспортном средстве, подлежащем ремонту;
— о наименовании и месте нахождения станции технического обслуживания, на которой будет производиться ремонт транспортного средства потерпевшего и которой страховщик оплатит стоимость восстановительного ремонта;
— о сроке проведения ремонта;
— о размере возможной доплаты потерпевшего за восстановительный ремонт, обусловленной износом заменяемых в процессе ремонта деталей и агрегатов и их заменой на новые детали и агрегаты, или размере износа на заменяемые детали и агрегаты без указания размера доплаты (в этом случае размер доплаты определяется станцией технического обслуживания и указывается в документах, выдаваемых потерпевшему при приеме транспортного средства).
Поскольку в случае возмещения вреда, причиненного транспортному средству потерпевшего, путем выдачи суммы страховой выплаты, стоимость заменяемых деталей рассчитывается с учетом износа, аналогичное правило предусмотрено и для случаев, когда возмещение вреда осуществляется путем организации и оплаты восстановительного ремонта, то есть когда по ОСАГО ремонт автомобиля осуществляется страховщиком.
Абзацем 6 пункта 17 статьи 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Закон Об ОСАГО) предусмотрено, что в направлении на ремонт страховщиком указывается возможный размер доплаты, вносимой станции технического обслуживания потерпевшим за восстановительный ремонт на основании абзаца второго пункта 19 настоящей статьи.
Согласно абз.2 п.19 ст.12 Закона об ОСАГО размер расходов на запасные части (в том числе в случае возмещения причиненного вреда в порядке, предусмотренном абзацем вторым пункта 15 настоящей статьи) определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте. При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50 процентов их стоимости.
Таким образом, как и при осуществлении страховой выплаты, так и в случае, когда ремонт автомобиля по ОСАГО осуществляется на станции технического обслуживания страховщика, при установке новых деталей потерпевший будет обязан уплатить разницу между стоимостью новых деталей и рассчитанных с учетом износа. Расчет может производиться и страховщиком (страховой компанией), и станцией технического обслуживания, на которой будет осуществляться ремонт по ОСАГО.
Возможны ситуации, когда на станции технического обслуживания при приеме автомобиля или в ходе его ремонта могут быть выявлены скрытые повреждения, которые не могли быть обнаружены при первоначальном осмотре. Порядок урегулирования таких вопросов определяется станцией технического обслуживания по согласованию со страховщиком и с потерпевшим и указывается станцией технического обслуживания при приеме транспортного средства потерпевшего в направлении на ремонт или в ином документе, выдаваемом потерпевшему (абз.4 п.17 ст.12).
Срок осуществления ремонта определяется станцией технического обслуживания по согласованию с потерпевшим и указывается станцией технического обслуживания при приеме транспортного средства потерпевшего в направлении на ремонт или в ином документе, выдаваемом потерпевшему. Указанный срок может быть изменен по согласованию между станцией технического обслуживания и потерпевшим, о чем должен быть проинформирован страховщик (п.4.17 Правил).
Обязательства страховщика по организации и оплате восстановительного ремонта транспортного средства потерпевшего, принятые им на основании абзаца второго пункта 15 настоящей статьи, считаются исполненными страховщиком надлежащим образом с момента получения потерпевшим отремонтированного транспортного средства (абз.7 п.17 ст.12).
Ответственность за несоблюдение станцией технического обслуживания срока передачи потерпевшему отремонтированного транспортного средства, а также за нарушение иных обязательств по восстановительному ремонту транспортного средства потерпевшего несет страховщик, выдавший направление на ремонт (абз.8 п.17 ст.12).
Страховщик будет считаться исполнившим свою обязанность по ремонту автомобиля в тот момент, когда потерпевший получил автомобиль на станции технического обслуживания. При возникновении спора, когда по ОСАГО ремонт автомобиля произведен станцией технического обслуживания ненадлежащим образом либо вообще не произведен, ответственность за действия станции технического обслуживания (СТО) несет страховщик. Поэтому, в случае возникновения спора со станцией технического обслуживания, потерпевшему необходимо предъявлять претензии не к станции, а к страховщику, который отвечает за ремонт по ОСАГО.

Ремонт по ОСАГО в 2021 году: процедура, сроки и нюансы

На каких условиях выполняется ремонт по ОСАГО в 2021 году? Наличие ОСАГО-полиса позволит автовладельцу-страхователю не выплачивать компенсацию ущерба, нанесенного другим участникам дорожного движения при ДТП. Автостраховщик виновника аварии обеспечит пострадавшей стороне надлежащий ремонт поврежденной машины или, как вариант, выплатит ей адекватное денежное возмещение.

Организация, выполнение и оплата ремонта (восстановления) автомобиля по правилам ОСАГО регламентируются конкретными нормами действующего законодательства.

Ремонт машины на условиях ОСАГО: нормативно-правовой аспект

Возмещение вреда от ДТП совершается компанией-автостраховщиком согласно порядку, предписанному статьей 12 закона № 40-ФЗ от 25.04.2002, регламентирующего ОСАГО. Соответствующая процедура подразумевает компенсацию страховой компанией ущерба, нанесенного имуществу (автомобилю), здоровью и жизни лица, пострадавшего в автомобильной аварии, произошедшей по вине автовладельца-страхователя.

Как предусматривается правилами ОСАГО, вред, причиненный легковой машине, пребывающей в собственности российского гражданина и имеющей российскую регистрацию, возмещается автостраховщиком путем обеспечения восстановительного ремонта данной машины (пункт 15.1 статьи 12 закона № 40-ФЗ). Иными словами, такой ущерб компенсируется пострадавшему субъекту в натуре. При этом стороны должны руководствоваться следующими нормативно-правовыми актами:

  1. Закон № 40-ФЗ от 25.04.2002, регламентирующий ОСАГО в РФ. Обеспечение страховщиком восстановительного ремонта автотранспорта, принадлежащего потерпевшему в ДТП, регулируется этим нормативно-правовым актом.
  2. Положение ЦБ РФ № 431-П от 19.09.2014, устанавливающее правила ОСАГО. Возмещение автостраховщиком вреда путем восстановления автотранспорта, поврежденного при ДТП, регламентируется главами 4-6 данного нормативно-правового акта.
  3. Положение ЦБ РФ № 432-П от 19.09.2014, определяющее методику стоимостной оценки восстановительного ремонта, осуществляемого в отношении машины, поврежденной при ДТП.

Порядок восстановления машины по правилам автогражданки

Чтобы по ОСАГО (автогражданке) получить возмещение (компенсацию) путем восстановления поврежденной машины, нужно последовательно выполнить следующие процедуры:

  1. Оформление ДТП. Водитель, который оказался причастным к дорожной аварии, должен выполнить инструкции, регламентированные пунктами 2.5, 2.6, 2.6.1 ПДД. Иначе говоря, ему необходимо остановить автотранспорт, включить аварийный световой сигнал, оказать базовую медпомощь пострадавшим (если нужно), исключить возникновение помех для других транспортных средств (освободить надлежащим образом проезжую часть).
  2. Оформить необходимую документацию в связи с ДТП. Это можно сделать либо по европротоколу, либо путем привлечения сотрудников ГИБДД. Составлением европротокола можно ограничиться, если материальный вред автомашине не превышает 100 000 рублей, погибшие или раненые в ДТП отсутствуют, авария произошла с участием двух транспортных средств (не более), у водителей этих машин имеются полисы автогражданки и отсутствуют разногласия по поводу происшествия (статья 11.1 закона № 40-ФЗ).
  3. Подготовка необходимых бумаг, перечень которых регламентируется пунктами 3.10 и 4.13 Положения ЦБ РФ № 431-П. Так, следует подготовить паспорт гражданина, бланк-извещение о ДТП, надлежащий протокол (как вариант, постановление о привлечении или об отказе в привлечении виновного субъекта к административной ответственности), доверенность представителя гражданина- страхователя (если есть), документация на автомашину (СТС, ПТС), сведения экспертной оценки (если выполнялась независимая экспертиза), документальное подтверждение оплаты эвакуации (если она осуществлялась).
  4. Получатель возмещения (потерпевший) передает собранную документацию, соответствующее заявление, бланк-извещение своему автостраховщику (если у получателя есть право на прямую компенсацию вреда, зафиксированное статьей 14.1 закона № 40-ФЗ) или автостраховщику виновного субъекта (в других ситуациях). Вышеперечисленные бумаги направляются автостраховщику в течение 5 дней (если составлялся европротокол) или на протяжении 3 лет (если авария оформлялась сотрудниками ГИБДД).
  5. Поврежденная машина предоставляется автостраховщику для надлежащего осмотра на протяжении 5 рабочих дней со дня передачи этому автостраховщику всех необходимых бумаг (пункт 10 статьи 12 закона № 40-ФЗ).
  6. Необходимо дождаться итогов независимой экспертизы (оценки) поврежденной машины (если, конечно, данная экспертиза будет осуществляться).
  7. Автостраховщик принимает обоснованное решение по поводу восстановления автомашины (как вариант, уплаты денежной компенсации). Вердикт выносится при соблюдении сроков, установленных пунктом 4.22 Положения ЦБ РФ № 431-П. В самом общем случае данный срок составляет 20 дней. Как вариант, этот срок можно увеличить до 30 дней, если водитель-страхователь сам захотел отремонтировать поврежденную машину на станции техобслуживания, с которой у компании-автостраховщика отсутствует договор (если, конечно, автостраховщик дал свое разрешение).
  8. Поврежденная автомашина передается на СТО для восстановления (конкретная станция указывается в соответствующем направлении).
  9. Машина, отремонтированная (восстановленная) по ОСАГО-полису, передается автовладельцу (пострадавшему). Срок ремонта согласовывается сторонами, однако он не должен быть больше срока, предусмотренного пунктом 6.1 Положения ЦБ РФ № 431-П (максимум 30 рабочих дней). Затягивание ремонта автостраховщиком может стать основанием для истребования с него неустойки (пени), составляющей 0,5% от суммы причитающегося возмещения за каждый день допущенной просрочки (абзац 2 пункта 21 статьи 12 закона № 40-ФЗ).
  10. Если у автомобилиста (потерпевшего) имеются претензии к результатам выполненного ремонта (восстановления), соответствующий спор с компанией-автостраховщиком решается в порядке, четко регламентированном главой 5 Положения ЦБ РФ № 431-П. Заявитель направляет компании-автостраховщику досудебную претензию, рассматриваемую адресатом на протяжении 10 дней. Если данная претензия не рассматривается или отклоняется автостраховщиком, заявитель сможет воспользоваться судебным механизмом разрешения спора.

Когда можно получить денежную компенсацию по ОСАГО вместо ремонта

Пунктом 4.17.1 Положения ЦБ РФ № 431-П оговаривается, что потерпевший может рассчитывать на страховое возмещение исключительно через восстановление поврежденного автотранспорта и, соответственно, не вправе требовать денежную компенсацию, если в аварии пострадала легковая автомашина, являющаяся собственностью физлица и имеющая российскую регистрацию. Однако пунктом 16.1 статьи 12 закона № 40-ФЗ предусматриваются определенные исключения. Иными словами, владельцу вышеупомянутой легковой автомашины, пострадавшей в ДТП, по ОСАГО выплачивается денежная компенсация (вместо ремонта) при следующих обстоятельствах:

  1. Автостраховщик и выгодоприобретатель (потерпевший) заключили между собой надлежащее письменное соглашение.
  2. В качестве формы возмещения ущерба выгодоприобретатель (потерпевший) выбрал страховую выплату, руководствуясь абзацем 6 пункта 15.2 статьи 12 или, как вариант, абзацем 2 пункта 3.1 статьи 15 закона № 40-ФЗ.
  3. Стоимость восстановления поврежденной автомашины – минимум 400 000 рублей.
  4. Потерпевший имеет подтвержденный статус инвалида. При этом он сам предпочел денежную компенсацию.
  5. В ДТП здоровью пострадавшего нанесен вред (средний степени, тяжкий). При этом пострадавший сам выбрал денежное возмещение.
  6. Гибель потерпевшего.
  7. Автомашину нельзя восстановить.

Независимая экспертиза при автогражданке: когда она требуется

Как оговаривается абзацем 1 пункта 11 статьи 12 закона № 40-ФЗ, необходимость в независимой экспертизе поврежденного автотранспорта возникает лишь тогда, когда автостраховщик и потерпевший не могут согласовать список, характер, обстоятельства очевидных повреждений, нанесенных машине вследствие аварии. В других ситуациях не требуется экспертная оценка вреда, причиненного автомашине.

Данная экспертиза может проводиться как автостраховщиком, так и пострадавшим. Однако обязанность по выполнению такой экспертизы в первую очередь возлагается именно на компанию-автостраховщика (пункт 13 статьи 12 закона № 40-ФЗ). Если же страховая организация не провела надлежащий осмотр автомашины или отказалась обеспечить данную экспертизу, пострадавшая сторона вправе самостоятельно её осуществить.

Куда передается автомашина для восстановления по ОСАГО

Абзацем 5 пункта 15.2 статьи 12 закона № 40-ФЗ оговаривается, что компания-автостраховщик по ОСАГО направляет машину потерпевшего именно на ту станцию техобслуживания, с которой у неё имеются договорные отношения. При этом компания-страховщик может выбрать любую из таких станций, если договоренности у неё оформлены с несколькими СТО. При этом данные станции должны соответствовать установленным требованиям.

Однако в двух типичных ситуациях физлицо-страхователь вправе самостоятельно выбрать подходящую станцию техобслуживания:

  1. Оформляя ОСАГО, клиент самостоятельно выбрал конкретную станцию из списка, предложенного автостраховщиком.
  2. После аварии пострадавший письменно сообщил автостраховщику о намерении выполнить ремонт на автостанции, с которой, у автостраховщика отсутствует договор, а компания-страховщик одобрила данную просьбу.

Восстановительный ремонт автомашины по ОСАГО: порядок действий

Восстановление поврежденного автотранспорта по ОСАГО-полису выполняется следующим образом:

  1. Автостраховщик выдает пострадавшему направление на восстановление поврежденной автомашины по ОСАГО. При этом должен быть выполнен надлежащий расчет ремонта.
  2. Потерпевшее лицо самостоятельно приезжает на станцию техобслуживания, четко указанную в полученном направлении. Как вариант, автотранспорт после ДТП передается автостраховщику для перемещения на СТО (это практикуется, если на поврежденной машине совсем нельзя ездить).
  3. Автомашина, подлежащая ремонту, загоняется в бокс СТО. Специалисту станции предъявляется надлежащее направление от автостраховщика. При этом могут понадобиться и другие бумаги.
  4. Осуществляются все необходимые работы с соблюдением установленных сроков.
  5. Когда работы будут полностью завершены, компания-автостраховщик сообщает пострадавшему о готовности восстановленного автотранспорта.
  6. Автовладелец лично посещает СТО, проверяет выполненную работу.
  7. Если автовладелец удовлетворен итогами восстановления, он подписывает акт передачи-приема, подтверждая отсутствие претензий. Если имеются претензии, данный акт не следует подписывать.

Если владелец восстановленного автотранспорта не удовлетворен результатами ремонта, выполненного на СТО по ОСАГО, он предъявляет соответствующую претензию автостраховщику. Как установлено абзацем 2 пункта 1 статьи 16.1 закона № 40-ФЗ, досудебная процедура предъявления претензии организации-автостраховщику является обязательной. Если досудебное требование автовладельца не удовлетворяется, заявитель вправе выдвинуть судебный иск.

Если у Вас остались вопросы, Вы можете их задать бесплатно юристам компании в форме, представленной ниже. Ответ компетентного специалиста поможет вам принять верное решение.

Источники — http://365cars.ru/soveti/remont-po-osago.html
https://daily.mango.rocks/remont-po-osago/
https://www.zr.ru/content/articles/901759-remont-po-osago-ot-obrashcheniya/
http://olegumerenkov.ru/osago-remont-avtomobilya-strakhovshhikom-vmesto-polucheniya-strakhovojj-vyplaty/
https://walaw.ru/pravo/remont-avtomobilya-po-osago

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *