Перейти к содержанию

Новый закон о средствах индивидуальной мобильности в вопросах и ответах

Статья 20. Индивидуальная мобильность

В целях создания условий для свободного перемещения инвалидов государством реализуются меры по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, обеспечивающими их индивидуальную мобильность (раздел доклада по статье 26). В результате реализации программы «Доступная среда» предоставление инвалидам технических средств, обеспечивающих их индивидуальную мобильность, в 98% случаев стало осуществляться в сроки, установленные индивидуальной программой реабилитации.

  1. С 2011 года в Российской Федерации реализуется комплекс мероприятий по предоставлению инвалидам современных технических средств обеспечения индивидуальной мобильности, обладающих более высокими функциональными и техническими характеристиками. В связи с этим объем средств федерального бюджета по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации увеличен в 2 раза (с 12,92 млрд. руб. в 2010 году до 21,86 млрд. руб. в 2013 году). К примеру, на площадке АВТОВАЗ развернуто производство качественных инвалидных колясок по лицензии немецкой компании ОТТО БОКК с её непосредственным участием. При производстве, сертификации и эксплуатации инвалидных колясок предприятия исходят из перечня действующих национальных стандартов в области специальных средств для самообслуживания и ухода. Производство в рамках других аналогичных проектов кресел-колясок покрывает значительную долю потребности в креслах-колясках.
  2. Особое внимание уделяется защите права инвалидов на получение качественных и безопасных технических средств. Инвалид, в частности, имеет право отказаться от получения технического средства обеспечения индивидуальной мобильности в организации-изготовителе до полного устранения выявленных недостатков. Пригодность технического средства к эксплуатации подтверждается подписью инвалида при его получении, без которой уполномоченный орган не оплачивает затраты организации-изготовителя.
  3. В целях создания инвалидам условий для беспрепятственного пользования транспортными средствами организации машиностроительного комплекса, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами. В крупных городах растет удельный вес низкопольных автобусов, который, в частности в г. Москве, в настоящее время составляет более 70% от общего парка автобусов, низкопольных троллейбусов — 58%.
  4. Принятие Федерального закона от 7 июня 2013 года № 124-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации» позволило улучшить качество предоставления инвалидам услуг при осуществлении воздушных перевозок, включая удобные условия регистрации на рейс, перемещения по аэропорту, обслуживания на борту, содействия при посадке и высадке из воздушного судна, предоставления кресел-колясок и услуг, компенсирующих ограничения при передвижении. Законом не допускается отказ в воздушной перевозке пассажиров из числа инвалидов по причине отсутствия технических средств и оборудования.
  5. Повышению индивидуальной мобильности инвалидов способствует также предоставление инвалидам льгот по проезду в общественном транспорте. Положениями Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» регламентировано предоставление государственной социальной помощи, включая бесплатный проезд инвалидов на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
  6. В абсолютном большинстве регионов Российской Федерации решениями местных органов власти для предоставления льготы по оплате проезда инвалидов на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения введены в действие социальные проездные билеты. В ряде субъектов Российской Федерации для повышения мобильности инвалидов предоставляется услуга «социального такси».
  1. Помимо мер, принимаемых в целях создания условий для беспрепятственного обслуживания инвалидов на общественном транспорте, государством принимаются меры по созданию благоприятных условий для передвижения инвалидов на личном автотранспорте.
  1. Инвалидам, которые приобрели транспортное средство в соответствии с показаниями учреждения медико-социальной экспертизы, производится компенсация страховых премий по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев (Федеральный закон от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).
  2. Места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм.
  3. В целях реализации положений статьи 20 Конвенции в части содействия индивидуальной мобильности инвалидов, включая пользование сигнализаторами и уличными указателями для доступности распоряжением Федерального дорожного агентства от 5 июня 2013 года № 758-р утвержден Отраслевой дорожный методический документ ОДМ 218.2.007-2011 «Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства». В нем содержатся рекомендации по соблюдению при проектировании элементов обустройства вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорого, а также требований к их транспортно-эксплуатационному состоянию, обеспечивающие доступные и безопасные условия для самостоятельного движения инвалидов.
  4. Для обеспечения доступности социальных услуг Национальными стандартами Российской Федерации ГОСТ Р 53059-2008 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги инвалидам» предусмотрено, что инвалиды имеют право на предоставление транспорта для поездок к местам лечения, обучения, участия в культурно-досуговых мероприятиях, если по состоянию здоровья им противопоказано пользоваться общественным транспортом и другими видами услуг.
  5. Законопроектом о выполнении Конвенции предусмотрено предоставление инвалидам сопровождающих из числа персонала перевозчика и объекта транспортной инфраструктуры для оказания им помощи в преодолении барьеров, мешающих индивидуальной мобильности.
  6. Одним из средств обеспечения индивидуальной мобильности является законодательно закрепленное право инвалидов по зрению на обеспечение собаками-проводниками. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2005 года № 708 на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников за счет средств федерального бюджета инвалидам выплачивается ежегодная денежная компенсация в размере 17 420 рублей. Допуск собак-проводников во все виды транспортных средств предусмотрен в законодательном порядке. Федеральным бюджетом ежегодно выделяются средства на обеспечение функционирования учреждений (в том числе неправительственных), осуществляющих подготовку собак-проводников.
  7. Для реализации положений статьи 20 Конвенции об организации обучения специалистов навыкам мобильности Минтрудом России утверждены профессиональные стандарты «специалист по социальной работе», «социальный работник», в которых обозначены трудовые функции, трудовые действия по оказанию помощи инвалидам.
  1. В настоящее время в Российской Федерации большинство автопроизводителей Российской Федерации имеют достаточные технологические компетенции для разработки специальных моделей автомобилей или адаптации выпускаемых автотранспортных средств, в соответствии с требованиями граждан с ограниченными возможностями. Например, Ижевский автомобильный завод при поддержке ОАО «АВТОВАЗ» завершил необходимые мероприятия для начала производства автомобилей LADA Granta седан, оборудованных специальными устройствами ручного управления для застрахованных лиц, получивших повреждения здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с патологиями нижних конечностей.
  2. В рамках мероприятий федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности до 2021 года и дальнейшую перспективу», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2011 года № 91, ведется разработка экзоскелета, роботизированной кисти, управляемых протезов нижних конечностей, в мае 2014 года заключен государственный контракт на разработку изделия, расширяющего коммуникативные возможности парализованных инвалидов.
  1. Для побуждения предприятий, которые занимаются производством и реализацией устройств и ассистивных технологий с учетом всех аспектов мобильности инвалидов, они освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость при реализации протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним, а также технических средств исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов (статья 149 Налогового кодекса).
  2. В соответствии со статьей 5.43, 11.24 Кодекса об административных правонарушениях установлены составы административных правонарушений, связанных с несоблюдением требованием о выделении на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов, а также требований о включении в систему транспортного обслуживания населения транспортных средств, доступных для инвалидов.
  3. Для дальнейшего повышения индивидуальной мобильности государством принимаются, начиная с 2012 года, меры по побуждению предприятий к разработке и выпуску инновационных средств индивидуальной мобильности. Это позволило начать производство целого ряда высокотехнологичных изделий, предназначенных для компенсации нарушенных функций в процессе реабилитации инвалидов, в том числе:

имплантируемого насоса длительной механической поддержки кровообращения;

базовой модели экзопротезов с электронным управлением на основе импульсов головного мозга;

экзоскелета для поддержания вертикальной позы и улучшения мобильности и самообслуживания пациентов с локомоторными нарушениями;

технического средства для расширения коммуникативных способностей обездвиженных пациентов (позволяет им посредством регистрации движения зрачков коммуницировать и управлять персональным компьютером.

На предприятиях радиоэлектронной промышленности осуществляются работы по созданию комплексного звукоусиливающего механизма помощи глухим и навигационного оборудования для слабовидящих людей.

Новый закон о средствах индивидуальной мобильности в вопросах и ответах

Современный мир непрерывно меняется. Скорость, с которой наша жизнь претерпевает изменения, намного выше, чем двадцать или тридцать лет назад. В недавнем прошлом ребенок развивался в условиях малого общества (семьи, дворовой компании, пионерской организации).

Современные дети сильно отличаются от тех детей.

Я ученик 2 А класса, слежу за всеми изменениями в мире и стране. На дорогах нашей страны появились новые скоростные велосипеды, автомобили и так же появились новые средства индивидуального передвижения – это гироскутеры, электросамокаты, сигвееи. Каждому из нас хочется иметь дома такое интересное средство передвижения.

Но как и все люди 21 века я должен не только уметь пользоваться ими, но и знать правила управления и правила передвижения на них, чтобы не навредить другим. Ведь в наш век скоростей – это интересное средство индивидуальной мобильности быстро совершенствуется и становится скоростным. Если человек будет наносить другому вред — это приведет к неприятным последствиям. Я задумался, есть ли правила для этого средства передвижения?

Какие они? Знают ли о них взрослые и дети, которые ими пользуются?

Гипотеза: Научно технический прогресс не удержать, но с появлением новых средств передвижения дети будут меньше двигаться. Это средство передвижения будущего, но при этом существует опасность гиподинамии среди подростков. Станут ли гироскутеры, электросамокаты приносить пользу в физическом развитии подростку или они нанесут вред будущему поколению.

Цель: узнать как можно больше о средствах индивидуальной мобильности — гироскутерах, электросамокатах, сигвеях.

1. Узнать какие права имеет ребенок при использовании гироскутера, электросамоката, сигвеи (средств индивидуальной мобильности).

2. Показать уязвимость детей на дороге во время передвижения на средствах индивидуальной мобильности.

3. Предотвратить неотвратимые последствия не знания элементарных правил управления новыми средствами передвижения

4. Изучить права детей, гарантируемые Конвенцией о правах ребенка.

5. Проанализировать полученную информацию о правилах пользования средств индивидуальной мобильности (гироскутером, сигвеем и т. д.).

Для этого я решил более полно исследовать эту тему. Я узнал, что для того чтобы более полно обеспечить права детей, Организация Объединенных наций 20 ноября 1989 года приняла Конвенцию о правах ребенка. В нашей стране Конституция и Конвенция о правах ребенка неразделимы. Конвенция ООН о правах ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка.

Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права лиц в возрасте от рождения до 18 лет (если согласно применимым законам совершеннолетие не наступает ранее) на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция о правах ребенка призвана защитить детей и создать все необходимые условия для их развития, так как здоровые дети – это здоровый мир.

Одним из главнейших прав ребенка, согласно Конвенции о правах ребенка – это право на жизнь и развитие. Оно закреплено в статье 6 Конвенции. Раз детям даны права на жизнь и развитие.

Значит, даны права и на совершенствования своих способностей и возможностей.

Сейчас все большую популярность среди молодежи приобретают такие современные средства передвижения, как сигвеи, гироскутеры, моноколеса. То, что дети без ума от гироскутеров — неудивительно! Движение на двухколесном самобалансирующем устройстве даже взрослым кажется чудом.

И этим чудом хотят обладать все больше детей и подростков.

Данные средства передвижения имеют электрический двигатель, различную мощность и позволяют быстро передвигаться.

С точки зрения правил дорожного движения, лица, использующие роликовые коньки, самокаты, сигвеи, гироскутеры, моноколеса, являются пешеходами, в связи с чем, они обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним соответствующие требования дорожных правил.

— что такое гироскутер?

Так из ресурсов Интернета я узнал, ч асть людей называют гироскутеры «mini-segway» (мини-cигвей). Это не совсем верно. Segway — это американская компания, которая изобрела электрическое самобалансирующееся транспортное средство с двумя колесами, расположенными по обе стороны от водителя. Управление в первой модели происходит с помощью поворотной рукоятки, в новых моделях — качанием колонки влево-вправо.

У гироскутера нет рукоятки, и он управляется по другому принципу: при переносе массы тела на одну ногу происходит включение только одного мотора и, как следствие, поворот гироскутера. Изобретатель нового средства передвижения Шейн Чэнь (Shane Chen) создал и запатентовал в США двухколесное устройство Hovertrax, получившее название «ховерборд» в честь футуристического скейтборда из фильма «Назад в будущее 2». Название ховерборд более популярно в англоязычных странах. Единого правильного названия не существует, но именно название «гироскутер» чаще всего встречается в рунете.

Имеются и другие варианты: смарт-скутер, мини-скутер и т.д.. Так или иначе, мы считаем, что лучше называть это устройство «гироскутером», так как в основе механизма лежит гироскоп.

У меня стал вопрос, с какого возраста можно ездить на гироскутере?

Первое, что нужно понимать: у большинства взрослых гироскутеров есть ограничение не только по максимальному, но и по минимальному весу пользователя. Связано это с тем, что райдер легче 20-30 кг просто не сможет надавить на расположенные под накладкой кнопки, а значит, гироцикл его попросту не заметит.

Но так же: взрослый гироскутер будет неудобен для юного водителя. Придётся слишком широко расставлять ноги, слишком сильно наклоняться в стороны для управления – получать удовольствие от поездки будет сложно. Кроме того, взрослые мини-сигвеи могут быть опасны для малыша: они слишком быстрые, чтобы ребёнок мог легко с ними управиться.

Так со скольки лет можно кататься на гироскутере? На взрослом, с колёсами 8 — 10 не раньше, чем с 10-12, но это не повод расстраивать малыша: есть и детские модели!

Мне стало интересно, с какого возраста можно ездить на детском гироскутере?

Детский гироскутер – это почти такой же гаджет, как взрослый мини-сигвей, но полегче, поменьше и с ограничением по скорости. Такие модели совершенно безопасны и подходят даже для детей в возрасте от 6-и лет.

Полученная мною информация из интернета, говорит о том, что, к примеру, одну из самых популярных моделей детских гироскутеров – «Умка». Это небольшой гаджет, который весит всего 4.5 килограмма, управиться с ним может даже первоклашка. Разгоняется модель до 8 км/ч (абсолютно безопасная скорость, примерно с ней двигается быстро идущий человек), а заряда хватает на 12 километров пути.

Можно ездить в школу, можно кататься в парке – отличный выбор и для игр, и для дела!

При этом «Умка» рассчитан на вес райдера до 65-и килограммов, ребёнок сможет кататься на нём вплоть до старшей школы! Ну а там, всё равно наступает время брать полноценную взрослую модель.

К сожалению, ГИРОЦИКЛОВ , рассчитанных на детей в ещё более младшем возрасте, на рынке нет. Так что, ответ на вопрос «со скольки лет можно ездить на гироскутере?» звучит так: с шестого дня рождения. Главное, выбирайте для своего непоседы действительно хороший детский мини-сигвей от известного производителя.

Наше время меняется стремительно и вот уже появились новые правила для пользования гироскутерами.

Например, в Москве, 1 ноября 2021 , нового участника дорожного движения — лицо, использующее для передвижения средство индивидуальной мобильности — предложили включить в правила дорожного движения в Минтрансе России. Это следует из проекта, опубликованного на портале нормативных правовых актов.

Такими участниками, по предложению министерства, должны стать владельцы электросамокатов, гироскутеров, мотоколес и сигвеев. Специально для них могут быть разработаны новые дорожные знаки, например «Движение лиц на средствах индивидуальной мобильности запрещено» и «Лица на средствах индивидуальной мобильности».

При этом из определения термина «пешеход» могут исключить лиц, которые старше семи лет и использующие при этом перечисленные средства передвижения. В случае совместного движения скорость их движения предлагается ограничить 20 км/ч.

Мои родители обратили внимание на то, что статус гироскутеров, сигвеев, электросамокатов в обществе резко изменился, о чем прописано стало в правовых документах.

МВД определило статус гироскутеров и электросамокатов уже в 2021 году.

Из газет и журналов я узнал, что в Москве, 23 августа 2021 , Минтранс РФ разработал правила регулирования дорожного движения с использованием электромеханических транспортных средств (ЭМТС), а МВД до конца 2021 года закончит исследование по определению административно-правового статуса участников движения на таком транспорте. В ГИБДД отметили актуальность и важность этой темы. А в Минтрансе уже разработан проект постановления правительства, который установит нормы и правила дорожного движения для электроскутеров и других подобных транспортных средств.

Так же я узнал, что в связи с тем, Государственная инспекция безопасности дорожного движения рекомендует:

При использовании сигвеев, гироскутеров, моноколес руководствоваться теми же правилами и правовыми нормами, что и для пешеходов.

Кататься на данных устройствах необходимо в защитном шлеме, налокотниках и наколенниках – это обезопасит ребенка при возможном падении.

Максимальная скорость гироскутера ограничена – это 10-12 км/ч. При выходе за эти пределы может произойти падение и, как следствие — получение травмы.

Для передвижения на данных средствах необходимо выбирать подходящую площадку для катания, использовать защитную экипировку.

Сохранять безопасную скорость, останавливать средства плавно и аккуратно.

Сохранять безопасную дистанцию до людей, любых объектов и предметов во избежание столкновений и несчастных случаев.

Категорически запрещается:

использовать сигвеи, гироскутеры, моноколеса по высокоскоростным и прочим трассам, предназначенным для движения автомобилей или общественного транспорта;

использовать сигвеи, гироскутеры, моноколеса в состоянии опьянения и под действием любых препаратов, способных замедлить вашу реакцию;

при движении на сигвеях, гироскутерах, моноколесах пользоваться мобильным телефоном или другими гаджетами, слушать музыку в наушниках.

Как известно подготовка школьника к жизни предполагает его непрерывное самосовершенствование, формирование у него качеств гражданина, развитие внутренней активной гражданской позиции. К чему мы и стремимся.

А для родителей я могу сказать, что приобретая такую «игрушку» для своего ребенка, в обязательном порядке расскажите об основных правилах безопасности на дороге. Падения с сигвеев, гироскутеров, моноколес могут привести к тяжёлым травмам, в том числе к переломам. Кататься на таком транспорте можно только соблюдая определенные правила.

Берегите своих детей!

Самокатчики — это пешеходы или водители? А почему они едут по тротуарам? Разбираемся с СИМ-вопросом

Электротранспорт — будущее, которое ждет всех. Но если большие электрокары пока представляют собой больше дорогую игрушку, нежели средство передвижения на каждый день, то электросамокаты и моноколеса за последние пару лет набрали бешеную популярность.

Казалось бы, это хорошие новости: люди пересаживаются из автомобилей на более компактные виды транспорта, на дорогах становится меньше машин и, как следствие, пробок. Экологии также идет на пользу сокращение выбросов. Но не все так гладко.

Сервисы кикшеринга делают электротранспорт массовым. А с приходом массовости растет количество инцидентов на дорогах. Уже было несколько печальных инцидентов, когда лица, использующие электросамокаты, попадали в аварии с тяжелыми травмами и смертельным исходом. Учитывая, что некоторые модели могут разгоняться до скоростей выше 80 км/ч, то такие «игрушки» становятся чрезвычайно опасными.

Встает вопрос о регулировании нового вида транспорта.

Если кикшеринговые сервисы пытаются самостоятельно (или по принуждению властей) регулировать скорости движения своих устройств — например, в пешеходных зонах максимальная скорость самокатов ограничена 10–15 км/ч, — то частные владельцы часто игнорируют правила дорожного движения, чем подвергают опасности не только себя, но и других участников дорожного движения.

В юридическом поле СИМы сейчас не являются видом транспортного средства и поэтому все пользователи этих устройств с точки зрения закона считаются пешеходами. Идут разговоры о том, чтобы приравнять электросамокаты, моноколеса и им подобные средства передвижения к мопедам и вовсе выделить их в отдельный класс, но это пока находится в стадии обсуждения. Поэтому пешеходам и водителям стоит быть внимательнее.

Как движение СИМ регулируется сейчас?

Обращаемся к последней редакции правил дорожного движения:

«Пешеход» — это лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства».

Иными словами, лица, использующие СИМ, приравниваются к пешеходам, и подчиняться они должны главе 4 ПДД РФ «Обязанности пешеходов». Иронично, но факт: любое ДТП с участием электросамокатов сейчас определяется как столкновение с пешеходом.

Что все это значит для простых пешеходов?

Если кратко, то пешеходам надо быть еще более внимательными и аккуратными, даже при движении по тротуарам и пешеходным зонам. Все дело в том, что согласно ПДД электросамокаты и моноколеса должны двигаться строго по тротуарам. А это значит, что все законно и соответствует пункту 4.1 ПДД.

Но, скорее всего, в ближайшее время пользователей СИМов ждут изменения, потому что быстрое движение самоката или моноколеса в потоке пешеходов пугает людей и приводит к опасным ситуациям. Особенно — когда начинается лавирование между пешеходами и гонки между самокатчиками. Часто такие ситуации наблюдаются в крупных городах, где есть широкие пешеходные улицы и тротуары, где хорошо развиты сервисы по кикшерингу.

Поэтому пешеходам, особенно с детьми, нужно периодически поглядывать по сторонам и прислушиваться к быстрому приближающемуся звуку электротранспорта.

Вопрос управления СИМом в состоянии алкогольного опьянения также никак не отображен в законодательстве — снова потому, что пользователи электросамокатов пока приравнены к пешеходам.

А в Испании, например, электросамокаты — это транспорт, и он обязан двигаться по выделенным полосам. Соответственно, управление ТС в состоянии алкогольного опьянения также влечет за собой штраф в 500 евро, а за значительное превышение нормы — свыше 1,2 мг/л — лишают прав на 12 месяцев и могут посадить в тюрьму на срок до полугода.

А что про водителей?

Поскольку пользователи СИМов относятся к пешеходам, при отсутствии тротуаров и велодорожек они могут выезжать на край проезжей части. Становится действительно страшно — многие электросамокаты могут двигаться со скоростью потока, а иногда и выше. Но при этом никаких норм по безопасности, вроде шлема, для самокатчиков нет.

Они более незащищенные, чем водители мотоциклов и мопедов.

И еще один момент, который стоит учесть, если вы видите человека на электросамокате. При пересечении проезжей части дороги по пешеходному переходу требования сойти с устройства у этих участников дорожного движения нет. Конечно, некоторые пользователи СИМов, будучи бдительными, спешиваются. Но зачастую все идет не по плану. Многие из них стремятся пересечь проезжую часть дороги побыстрее, иногда даже на последние секунды разрешающего сигнала пешеходного светофора.

Чем лишний раз создают потенциальную угрозу не только себе, но и всем окружающим.

Автовладельцам и пешеходам надо быть максимально внимательными и сосредоточенными: владельцы СИМов часто пользуются тем, что они приравниваются к пешеходам, и перегибают палку. Если видите человека, движущегося на электросамокате, лучше уступите ему дорогу — здоровее будете.

Правила пользования несовершеннолетними вело-, мототехникой и средствами индивидуальной мобильности

С наступлением летнего периода на дорогах появилось множество велосипедов, мотоциклистов, а также лиц, использующих средства индивидуальной мобильности, которые отличаются малыми габаритами, бесшумностью и экономичностью, в связи с чем пользуются все большим спросом.
Велосипед, согласно п.1.2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090
(далее – ПДД), является транспортным средством, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
ПДД разрешено движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет по велосипедным и велопешеходным дорожкам или полосе для велосипедистов,
Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет по правому краю проезжей части (если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним; габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м; движение велосипедистов осуществляется в колоннах); по обочине (в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части); по тротуару или пешеходной дорожке (если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине; велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 14 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом).
Малолетние в возрасте от 7 до 14 лет могут передвигаться на велосипедах только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.
Движение велосипедистов в возрасте младше 7 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон.
Велосипедистам запрещается:
– управлять велосипедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
– перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
– перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией велосипеда;
– перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
– поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (кроме случаев, когда из правой полосы разрешен поворот налево, и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах);
– пересекать дорогу по пешеходным переходам;
– буксировка велосипедов, а также буксировка велосипедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом.
О намерении совершить поворот следует предупреждать других участников дорожного движения поднятой в сторону рукой (правой или левой, в зависимости от того, в какую сторону поворачиваем), а об остановке – рукой, поднятой вверх.
Если необходимо пересечь проезжую часть, следует доехать до пешеходного перехода, слезть с велосипеда, перейти дорогу по «зебре» с соблюдением всех норм и правил безопасности, и только после этого вновь садиться за руль велосипеда.
В пункте 1.2. ПДД изложены понятия таких видов механических транспортных средств, как мотоцикл и мопед.
Мопед – двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.
Мотоцикл – двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.
Управлять мотоциклами и другими механическими транспортными средствами могут только граждане, имеющие водительское удостоверение.
Водительское удостоверение на право управления мотоциклами
(категория «А») может быть получено лицами, достигшими 18 лет; мопедами и легкими квадрициклами (категория «М»), а также мотоциклами с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт
(категория «А1») – лицами, достигшими 16 лет.
Средство индивидуальной мобильности – устройство, предназначенное для передвижения человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей) и (или) мускульной энергии человека (роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства), за исключением велосипедов и инвалидных колясок .
С точки зрения ПДД передвигающийся на средствах индивидуальной мобильности считается пешеходом и подчиняется правилам для пешеходов. Это означает, что перемещаться по дорогам общего пользования на них, в отличие от велосипедов, запрещено, в случае нарушения указанного запрета лицо подлежит привлечению к ответственности за переход дороги в неположенном месте или красный свет светофора.
Отсутствие четкого порядка регулирования использования средств индивидуальной мобильности приводит к возникновению проблем в случае судебных споров, поскольку данные устройства не имеют статуса механических транспортных средств.
Важно отметить, что такой транспорт может быть опасным, а именно развивать значительную скорость, что при ограниченной маневренности создает высокую вероятность потери управления.
Передвигаться на средствах индивидуальной мобильности разрешено по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам, в пределах пешеходных зон, а также в местах, закрытых для движения транспорта – в парках, скверах, дворах и на специально отведенных для катания площадках.
При возникновении необходимости перейти дорогу, нужно взять средство индивидуальной мобильности в руки и перейти дорогу по пешеходному переходу, подчиняясь правилам для пешеходов.
Ответственность за административные правонарушения в области дорожного движения предусмотрена главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Водители мопедов и мотоциклов привлекаются к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения на общих основаниях с водителями автомобилей. За управление транспортным средством водителем, не имеющим права на управление транспортными средствами, предусмотрен административный штраф в размере от 5 до 15 тысяч рублей (статья 12.7 КоАП РФ).
Наиболее часто несовершеннолетние водители мопедов и мотоциклов привлекаются к административной ответственности за совершение следующих правонарушений: управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра или технического осмотра (статья 12.1 КоАП РФ); управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения (статья 12.3 КоАП РФ); нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов (статья 12.6 КоАП РФ); превышение установленной скорости движения (ст. 12.9 КоАП РФ); несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (статья 12.37 КоАП РФ).
Нарушение правил дорожного движения лицом, управляющим велосипедом, влечет административную ответственность по ч.2 ст.12.29 КоАП РФ.
Родителям и законным представителям несовершеннолетних необходимо помнить, что за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим 14 лет, отвечают его родители или опекуны. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях. В случае, когда у несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред возмещают полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем.

Кроме того, родители (законные представители) несовершеннолетних могут быть привлечены к административной ответственности по статье 5.35 КоАП РФ за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних.

Источники — https://psihdocs.ru/rossijskaya-federaciya-pervonachalenij-doklad.html?page=14
https://school-science.ru/9/8/44057
https://www.zr.ru/content/articles/930554-samokatchiki-ehto-peshekhody-ili/
https://barnaul.org/advisor/transport/pravila-polzovaniya-nesovershennoletnimi-velo-mototekhnikoy-i-sredstvami-individualnoy-mobilnosti/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *