Перейти к содержанию

Отстранение от управления транспортным средством в вопросах и ответах

Алкотестер показал превышение – а ты не пил. Как доказать свою правоту и не лишиться водительского удостоверения

– Меня остановил инспектор ДПС и заставил дышать в алкотестер. Прибор показал алкогольное опьянение. Но я точно не пила и за руль села абсолютно трезвой.

Как можно оспорить результаты освидетельствования? Моя работа связана с постоянными поездками за рулем, и без прав я останусь без работы вообще.

– Если вы не согласны с показаниями алкотестера, стоит побороться за свою правоту. В противном случае на кону штраф в размере 30 тысяч рублей и лишение водительских прав на срок до двух лет. Такие санкции предусмотрены статьей 12.8 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

👮‍♂️ Основания для назначения освидетельствования

Для назначения освидетельствования должен быть хотя бы один из четырех признаков:

  • инспектор почувствовал запах алкоголя от водителя;
  • визуально диагностируется шаткость походки, а также неустойчивость общей позы водителя;
  • нарушения в речи;
  • кожные покровы резко изменяют цвет.

🚗 Правила проверки водителя на алкотестере

Водителю следует помнить, что:

  • проверка недействительна без составления протокола об отстранении от управления автомобилем;
  • все результаты проверки должны быть внесены в акт освидетельствования. Важно: обязательно требуйте себе копию акта – для того, чтобы у недобросовестного инспектора не возникло желания указать в оригинале иные сведения. В пустых строчках документа должны стоять прочерки; и принтер к нему должны быть поверены, а сертификат поверки демонстрируется водителю и понятым;
  • для подтверждения правильности работы алкотестера сначала делается забор пробы окружающего воздуха, после чего водителю предлагают выдохнуть в прибор;
  • допустимые показания для признания водителя трезвым – менее 0,16 мг на один литр выдыхаемого воздуха;
  • если первая проба отрицательная, дальнейшая проверка не проводится. Отрицательный результат фиксируется в акте;
  • если первая проба показала превышение допустимого значения, через 15-20 минут делается вторая проба. Ее результат так же вносится в акт;
  • если нет понятых, то освидетельствование проводится под видеозапись;
  • между двумя пробами видеозапись не должна прерываться;
  • при просмотре видеозаписи должны быть видны все проводимые манипуляции;
  • протокол отстранения от управления автомобилем и акт освидетельствования подписываются всеми участниками ситуации.

💁‍♀️ Что делать, если водитель трезв и не согласен с показаниями прибора

Не буду касаться причин, по которым алкотестер может выдать неправильный результат. Если водитель кристально трезв, ему следует сразу заявить об этом сотрудникам ДПС.

Выражение несогласия с занесением в протокол

Это самый первый способ выразить свое несогласие с показаниями прибора или при сомнениях в правильности процедуры проверки. Об этом инспектор должен сделать отметку в составленный протокол, а также в акт освидетельствования.

Проведение медицинского освидетельствования

При несогласии с показаниями алкотестера водитель вправе требовать альтернативный вариант проверки на опьянение.

Направить на медосвидетельствование инспектор ДПС может только после того, как составит протокол об отстранении от управления автомобилем. На своей машине экипаж доставляет водителя в медучреждение; в случае отрицательного теста возвращает к месту задержания. Проследите, чтобы был составлен новый протокол.

Медицинское учреждение должно иметь лицензию на проведение освидетельствования на состояние опьянения.

Например, в Санкт-Петербурге такая процедура проводится по территориальному принципу – водителя привозят в ту больницу, имеющую лицензию на освидетельствование, которая ближе к месту, где его задержали. Но он может выбрать и другую, если уверен в своей правоте. А в Туле услуги по медосвидетельствованию на состояние опьянения оказывает только городской наркологический диспансер и выбрать другую клинику не получится – других лицензированных организаций соответствующего профиля в городе нет.

Таким образом, если водитель знает, что в городе несколько медорганизаций, которые оказывают услуги по освидетельствованию, то он может настоять на повторном освидетельствовании в другой больнице, нежели в той, куда его привез инспектор ДПС. Если другой организации нет, то и альтернативы тоже не будет.

КоАП РФ. Статья 27.12. С комментарием. Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения

https://домпряжи.рф шнур для макраме интернет магазин. Купить шнур макраме.

Статья 27.12. Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения

1. Лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, а также лица, совершившие административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 125, частями 1 и 2 статьи 12.7 настоящего Кодекса, подлежат отстранению от управления транспортными средством до устранения причины отстранения.

1.1. Лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 настоящей статьи. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

2. Отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, направление на медицинское освидетельствование па состояние опьянения осуществляются должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, а в отношении водителя транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти — также должностными лицами военной автомобильной инспекции в присутствии двух понятых.

3. Об отстранении от управления транспортным средством, а также о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

4. В протоколе об отстранении от управления транспортным средством соответствующего вида, а также в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование па состояние опьянения указываются дата, время, место, основания отстранения от управления и направления на медицинское освидетельствование, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о транспортном средстве и о лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

5. Протокол об отстранении от управления транспортным средством, а также протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения подписывается должностным лицом, его составившим, и лицом, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

В случае отказа лица, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, от подписания соответствующего протокола в нем делается соответствующая запись.

6. Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинское освидетельствование на состояние опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

7. Акт освидетельствования па состояние алкогольного опьянения или акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения прилагается к соответствующему протоколу. Копии акта освидетельствования па состояние алкогольного опьянения и (или) акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения вручаются лицу, в отношении которого они были составлены.

Для отстранения вас от управления ТС в Кодексе предусмотрен закрытый перечень оснований, позволяющих полагать, что вы находитесь в состоянии алкогольного опьянения. Согласно и. 3 Правил освидетельствования, утвержденных Постановлением № 475, достаточными основаниями полагать, что вы находитесь в состоянии алкогольного опьянения, является наличие одного или нескольких признаков: запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке. В том числе основаниями для отстранения от управления ТС служат выявление административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ (управление ТС водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на ТС, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им ТС в отсутствие его владельца), ч. 2 ст. 12.5 КоАП РФ (управление ТС с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда), ч. 1 ст.

12.7 КоАП РФ (управление ТС водителем, не имеющим права управления ТС (за исключением учебной езды), ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ (управление ТС водителем, лишенным права управления ТС).

Пункт 126 Административного регламента предусматривает еще одно дополнительное основание, по которому вас могут отстранить от управления ТС. Но это основание никак не связано с нарушением ПДД, а вызвано необходимостью использования вашего ТС для проезда к месту стихийного бедствия, доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, преследования лиц, совершивших преступления, и доставления их в полицию, а также для транспортировки поврежденных при авариях ТС и проезда к месту происшествия или сбора личного состава полиции по тревоге в случаях, не терпящих отлагательства, с отстранением при необходимости водителей от управления этими ТС.

Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, направление на медицинское освидетельствование, отстранение от управления автомобилем может осуществляться только теми лицам, которые указаны в ч. 2 ст. 27.12 КоАП РФ, и в присутствии двух понятых. Ни в коем случае не может быть понятым сотрудник указанных служб — это прямое нарушение закона.

Об отстранении от управления ТС или направлении на медицинское освидетельствование обязательно должен быть составлен протокол, в котором, кроме данных сотрудника и ваших данных, обязательно должно быть указано, что явилось основанием для отстранения от управления ТС или направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Должны быть также указаны время, место отстранения или направления на мед освидетельствование. Копию протокола сотрудник ГИБДД обязан выдать водителю.

Часть 6 комментируемой статьи говорит о том, что освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинское освидетельствование на состояние опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В настоящее время действует Постановление № 475, которым определены Правила освидетельствования.

Если вас подозревают в том, что вы управляете автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, то сначала должны отстранить от управления ТС, составив протокол, а уже потом предложить пройти освидетельствование на состояние алко­гольного опьянения. Имеют право применять новые технические средства измерения — алкотестеры, обеспечивающие запись результатов исследования на бумажный носитель. Инспектор перед освидетельствованием должен в обязательном порядке информировать о порядке освидетельствования с применением технического средства измерения, целостности клейма государственного поверителя, наличии свидетельства о поверке или записи о поверке в паспорте на алкотестер.

Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения в обязательном порядке должно проводиться в присутствии двух понятых. Освидетельствование должно проходить на том месте, где вас остановил инспектор, либо на ближайшем посту ДПС, либо в ином помещении органов внутренних дел, где имеется алкотестер.

Если прибор зафиксирует наличие алкоголя (с учетом погрешности прибора), то инспектор составит в отношении вас акт освидетельствования, который должны подписать инспектор и понятые. Если вы не согласны с результатами освидетельствования, инспектор обязан внести в акт освидетельствования информацию об этом и направить вас уже на медицинское освидетельствование. Также причинами направления на медицинское освидетельствование могут стать отказ от прохождения освидетельствования, наличие у инспектора достаточных оснований полагать, что вы, несмотря на отрицательный результат проведенного освидетельствования, все-таки находитесь в состоянии алкогольного опьянения.

Медицинское освидетельствование проводится при наличии повода к возбуждению в отношении вас дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.24 и ч. 2 ст. 12.30 КоАП РФ (см. комментарий к этим статьям), а также при наличии подозрения в отношении вас в совершении преступления против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта.

О направлении на медицинское освидетельствование составляется протокол, который подписывается сотрудником ДПС, двумя понятыми и вами. Вас должны доставить в медицинское учреждение, имеющее лицензию на проведение таких работ. Акт медицинского освидетельствования подписывается врачом или фельдшером, проводившим его.

Врач либо фельдшер должны пройти подготовку по вопросам проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения водителей ТС. Один экземпляр акта медицинского освидетельствования обязательно должен быть выдан вам, другой — должностному лицу, а третий хранится в делах медицинского учреждения. Если медицинское освидетельствование не показало наличия алкогольного опьянения, вас должны доставить к месту нахождения ТС.

В этом случае, если вы полагаете, что ваши права нарушил инспектор, отнесшийся к вам предвзято, можете подать на его действия жалобу вышестоящему должностному лицу с приложением имеющихся у вас документов.

На сегодняшний день минимально допустимая норма алкоголя в крови отменена. В случае если вы принимаете какие-то лекарства, которые могут повлиять на уровень алкоголя в крови, советую иметь при себе справку, подтверждающую это. Теперь водителям придется чаще обращаться к процедуре медосвидетельствования на состояние алкогольного опьянения, чтобы опровергнуть показания алкотестера, которые могут быть ошибочными или заведомо неверными.

За что инспектор может отстранить вас от управления автомобилем

Как ни странно, четкое определение термина «отстранение от управления» в российском законодательстве отсутствует. С другой стороны, в нем нет ничего двоякого — само название позволяет толковать его совершенно однозначно.

Всё же поясним, что отстранить от управления автомобилем — значит прекратить эксплуатацию транспортного средства по прямому назначению. Другими словами, вы лишаетесь возможности вести машину и пользоваться рычагами управления.

Означает ли все вышеизложенное, что вы должны покинуть автомобиль? Вовсе нет. Но это формально.

В реальности же водитель рискует быть обвиненным в неповиновении законным требованиям инспектора и получить штраф 500-1000 рублей или даже 15-суточный арест в соответствии с частью 1 статьи 19.3 Административного кодекса.

Кроме того, формально у вас не возникает обязанности выдать инспектору ДПС ключи от автомобиля. С другой стороны, сотрудник ГИБДД может потребовать этого, ссылаясь на законодательное основание. Коснемся этого подробнее.

За что можно отстранить от управления

В соответствии с действующим законодательством, существует сразу ряд причин для отстранения от управления ТС.

Перечень их содержит статья 27.12 Административного кодекса:

  • в случае дальнейшего передвижения автомобиля под управлением конкретного водителя может возникнуть реальная угроза для других участников движения (говоря проще, водитель подозревается в употреблении алкоголя или наркотиков);
  • само транспортное средство в силу своего состояния является источником такой опасности;
  • у водителя отсутствуют документы, позволяющие управлять автомобилем (водительское удостоверение, СТС).

Как мы отметили выше, приведенные основания для отстранения от управления содержатся в статье 27.12 КоАП. И многие водители уверены, что перечень исчерпывающий. Это не так.

Существует еще одно основание, отраженное в Федеральном законе № 3-ФЗ от 7 февраля 2011 года: это Закон «О полиции», статья 13 (пункт 1, подпункт 37) которого гласит, что инспектор имеет право воспользоваться вашим автомобилем в ситуациях, которые не терпят отлагательств (к примеру, доставить в больницу участника аварии).

Теперь давайте каждую причину для отстранения рассмотрим детальнее.

Состояние опьянения

Можно уверенно заявить о том, что сегодня это основная причина для отстранения от управления транспортным средством. Примечательно, что процедуре подвергается не выявленный нарушитель (то есть водитель, алкогольное или наркотическое состояние которого установлено), а тот, кто подозревается в употреблении запрещенных веществ. Другими словами, в такой ситуации водитель отстраняется от управления как раз для того, чтобы можно было точно выявить его состояние.

Отметим, что отстранить от управления инспектор имеет право не произвольно, «на глазок», а руководствуясь четкими признаками, которые содержат пункты 223 и 227.1 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД № 664 от 23 августа 2021 года.

  • о неустойчивой позе (например, водителя пошатывает, ему трудно устоять на месте);
  • запахе алкоголя (только алкоголя — любые другие запахи не являются основанием);
  • нарушении речи;
  • резком изменении цвета лица (именно лица — кожные покровы рук, шеи и других частей тела не учитываются);
  • поведении, не соответствующем ситуации (другими словами, водитель неадекватен).

Говоря о первых четырех признаках, можно констатировать довольно объективную шкалу критериев. А вот что касается неадекватного поведения, тут всё достаточно индивидуально. Подобная трактовка предоставляет инспектору обширную свободу действий в оценке конкретного водителя.

И сложно четко определить, что именно покажется сотруднику ГИБДД «не соответствующим ситуации».

Итак, именно отстранение от управления автомобилем является первым шагом процедуры освидетельствования водителя на алкогольное опьянение. Любой другой «первый шаг» (в том числе «Помочитесь в баночку» или «Дыхните-ка, я понюхаю») является незаконным.

Отметим, что водитель может быть направлен на медосвидетельствование и без предварительной «дорожной» проверки на алкогольное опьянение. При этом указанные выше основания могут игнорироваться. Так, например, происходит в случае ДТП, где есть пострадавшие: водитель направляется на медосвидетельствование на основании определения о возбуждении дела в соответствии с частью 1 или 2 статьи 12.24 Административного кодекса.

Отсутствие документов

Отстранение за отсутствие СТС. Что касается документов, за которые водителя могут отстранить от управления, то, согласно части 1 статьи 27.12 Административного кодекса, одним из них является СТС (свидетельство о регистрации транспортного средства).

В такой ситуации водитель должен иметь представление о правильном порядке действий сотрудника ДПС.

Вот эта последовательность:

  1. Остановка ТС и выявление инспектором факта отсутствия СТС.
  2. Составление в отношении водителя постановления в соответствии с частью 1 статьи 27. 12 Административного кодекса.
  3. Отстранение от управления ТС (в этом случае также составляется соответствующий протокол).
  4. Составление еще одного протокола — о задержании транспортного средства.

Таким образом, по факту привлечения за управление автомобилем без СТС должно быть составлено три документа.

На основании этого делаем вывод: отстранение от управления при отсутствии СТС допускается исключительно в случае привлечения по части 1 статьи 27.12 Административного кодекса; отстранение по другим статьям является незаконным.

Отсутствие водительского удостоверения. Здесь возможны два случая, когда предусмотрено отстранение от управления автомобилем:

  • у сидящего за рулем водительские права ранее конфискованы;
  • права просрочены или вообще не выдавались.

Обе ситуации предусмотрены статьей 12.7 КоАП: частями 1 и 2 кодекса.

А вот если водительское удостоверение осталось дома либо утеряно (это предусмотрено частью 2 статьи 12.3 Административного кодекса), то вас не имеют права отстранить от управления автомобилем. В то же время, как и при отсутствии СТС, ситуация предполагает перемещение машины на штрафстоянку.

Неисправность автомобиля

Отстранение от управления по причине неисправности также возможно в определенных случаях.

  • о неисправных тормозах (ручной тормоз в данном случае не учитывается);
  • неработающем рулевом управлении, включая гидроусилитель (ГУР) или электроусилитель руля (ЭУР);
  • лопнувшем фаркопе или другой части сцепного устройства при наличии прицепа.

Подобные ситуации также предусматривает часть 1 статьи 27.12 Административного кодекса (с отсылкой на часть 2 статьи 12.5 КоАП в качестве основания отстранения от управления авто). Здесь итогом процедуры также является перемещение машины на штрафстоянку.

Ваше авто понадобилось сотруднику ДПС

Речь идет о совершенно законной ситуации. Да, сотрудник полиции имеет полное право воспользоваться вашим автомобилем на основании Закона «О полиции» (конкретно, статьи 13) и пункта 6.14 (он дублирует статью) Административного регламента.

Безусловно, здесь нет вседозволенности: существует перечень случаев, когда можно воспользоваться автомобилями, которые принадлежат гражданам.

Такое право появляется:

  • если возникает необходимость пресечь преступление;
  • требуется срочное преследование преступника;
  • пострадавший в аварии должен быть доставлен в больницу;
  • необходима буксировка автомобилей, поврежденных в ДТП;
  • сотрудник должен оперативно добраться к месту, где совершено преступление или административное нарушение (включая аварию).

Отметим, что, согласно пункту 90 Административного регламента МВД, в ходе использования ТС сотрудником полиции управление автомобилем осуществляет сам водитель (который и управлял машиной до момента остановки) при условии, что отсутствуют основания для его отстранения в соответствии с частью 1 статьи 27.12 и пунктом 223 Административного регламента.

Кроме того, у водителя появляется право требовать возмещения затрат, связанных с использованием его авто, включая стоимость горючего или расходов на ремонт в случае причинения автомобилю материального ущерба.

Как правильно должен быть составлен протокол

Составление протокола отстранения является обязательным атрибутом. Важно отметить, что документ должен быть написан, что называется, на месте.

Протокол обязательно комплектуется следующей информацией:

  • датой и временем отстранения;
  • основанием для отстранения;
  • ФИО и должностью инспектора ДПС;
  • ФИО водителя;
  • сведениями о транспортном средстве;
  • подписью полицейского.

Как только протокол составлен, инспектор его передает вам для подписания. Вы имеете право отказаться — в этом случае сотрудник ГИБДД зафиксирует в документе ваш отказ. Подобные действия с вашей стороны никак не повлияют на саму ситуацию, в том числе не ухудшат вашу позицию в случае обжалования действий инспектора.

По логике вещей, составление протокола отстранения должно предварять саму эту процедуру, то есть документ оформляется раньше. Однако в Административном кодексе подобная очередность не пописана, поэтому на практике он может быть составлен и позже. В то же время, протокол является документом, инициирующим отстранение.

То есть пока его нет — процедура не запущена.

Формально все логично, однако шансы доказать при обжаловании в суде незаконность требования инспектора об отстранении в силу отсутствия составленного на тот момент протокола представляются нам весьма туманными.

Еще один важный нюанс составления протокола касается наличия понятых в качестве альтернативы видеофиксации. Именно альтернативы, поскольку частью 2 статьи 27.12 Административного кодекса предусматривается отстранение водителя от управления транспортным средством при условии, что присутствуют понятые (в количестве минимум двух человек) либо инспектором ведется видеозапись. Таким образом, понятые могут и не присутствовать при отстранении.

Подобные вариации дополнительно свидетельствуют об отсутствии строгой очередности, предусматривающей составление протокола ранее того момента, когда сотрудник ГИБДД потребует покинуть машину.

На сколько максимально можно отстранить от управления?

Административный кодекс не содержит ответа на этот вопрос. Более того, Административный регламент МВД также не проясняет ситуацию. Таким образом, можно констатировать отсутствие в законодательстве четких сведений о максимальном сроке, на который можно отстранить от управления автомобилем.

Может ли кто-то заменить водителя в случае отстранения?

Это возможно. Когда рядом с водителем находится пассажир, при себе имеющий права и вписанный в ОСАГО, то при наличии СТС на автомобиль он может сесть за руль. Если, конечно, причиной отстранения не является неисправность авто, неотложная потребность инспектора в машине или ее статус как вещественного доказательства по уголовному делу.

А если отстранили незаконно?

Если вы считаете, что отстранение проведено с нарушением действующего законодательства, то в первую очередь потребуйте от инспектора сообщить номер дежурной части, где он служит. В обоснование требования ссылайтесь на пункт 52 Административного регламента МВД.

Если вас все-таки отстранили, причем, по-вашему мнению, незаконно, то пожалуйтесь письменно и сразу в три инстанции.

Сделайте это в адрес:

  • непосредственного руководителя того сотрудника, который вас отстранил;
  • районного суда (по месту совершения правонарушения);
  • прокуратуры (по месту совершения правонарушения).

Четко установленной формы жалобы нет — вы пишете в свободной форме. Помимо обязательных сведений (ФИО ваши и инспектора, текущая дата и подпись, сведения об авто), вы указываете, когда и где было зафиксировано нарушение, не забывая об обстоятельствах отстранения. И далее сообщаете ваши требования (отменить незаконное отстранение, привлечь виновного).

Отметим, что при отстранении вас от управления автомобилем до процедуры освидетельствования, которая не выявила опьянение, само отстранение не считается незаконным. И действия инспектора соответствуют установленным нормам и требованиям. Если, конечно, вам не удастся доказать, что заявленных признаков опьянения быть не могло — как вы понимаете, сделать это чрезвычайно тяжело.

И напоследок: если в итоге вы докажете незаконность отстранения, то возникает логичный вопрос…

Чем это чревато для инспектора ДПС?

Формально сотрудник ГИБДД может понести как административную, так и уголовную ответственность.

В зависимости от того, какова тяжесть последствий, речь идет:

  • о штрафе в размере 20 000 рублей на основании статьи 12.35 Административного кодекса;
  • штрафе до 80 000 рублей или даже лишении свободы сроком до четырех лет в соответствии со статьей 286 Уголовного кодекса.

В то же время нужно быть реалистами и понимать, что сотрудника МВД нечасто настигает даже административная ответственность, а про уголовную и говорить нечего. Однако это отнюдь не означает отказа от борьбы за свои права и восстановления справедливости в случае незаконного отстранения от управления транспортным средством. Делать это можно и непременно нужно!

Статья 27.12. Отстранение от управления транспортным средством и медицинское освидетельствование на состояние опьянения

Комментируемая статья с 1 июля 2008 г. будет регламентировать проведение не двух, а трех административно-принудительных мер. К отстранению от управления транспортным средством и медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения добавится еще освидетельствование на состояние опьянения.

Отстранение от управления транспортным средством производится по следующим основаниям:

если в отношении лица, управляющего транспортным средством, имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения. Критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование, указаны в приложении N 6 к Приказу Минздрава РФ от 14 июля 2003 г. N 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» (с изменениями от 7 сентября 2004 г., 10 января 2006 г.). Такими критериями являются: запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, выраженное дрожание пальцев рук, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке, наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе, определяемое техническими средствами индикации, зарегистрированными и разрешенными для использования в медицинских целях и рекомендованными для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

При наличии этих критериев отстраняемое лицо подлежит также направлению на освидетельствование на состояние опьянения. Кроме того, водители — участники дорожно-транспортных и водных происшествий, приведших к тяжким последствиям, подлежат обязательному направлению на освидетельствование в медицинское учреждение;

в случае совершения лицом, управляющим транспортным средством, административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 12.3, ч. 2 ст. 12.5, ч.

Действующая с 1 июля 2008 г. редакция комментируемой статьи будет предусматривать введение новой административно-принудительной меры: освидетельствования на состояние опьянения. В отличие от медицинского освидетельствования на состояние опьянения освидетельствование на состояние опьянения производится не медицинскими работниками, а должностными лицами, указанными в ч. 2 комментируемой статьи. На медицинское освидетельствование лицо может быть направлено в трех случаях:

при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения;

при несогласии лица с результатами освидетельствования;

при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Критерии, которые дают достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, указаны в п. 1 комментария к данной статье.

Об органах и должностных лицах, осуществляющих государственный надзор и контроль за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства, см. комментарии к ст. 23.36 — 23.42 КоАП РФ. Невыполнение водителем законного требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения влечет административную ответственность, предусмотренную ст.

12.26 КоАП РФ.

3 — 5. Об отстранении от управления транспортным средством, а также о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется протокол. Форма протокола об отстранении от управления транспортным средством приведена в приложении N 14, а форма протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения — в приложении N 15 к Методическим рекомендациям по организации деятельности Госавтоинспекции при производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, направленным письмом МВД России от 18 июня 2003 г. N 13/ц-72.

6. В настоящее время Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2002 г.

Медицинское освидетельствование проводится в организациях здравоохранения, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием соответствующих работ и услуг. Медицинское освидетельствование проводится как непосредственно в организациях здравоохранения, так и в специально оборудованных для этой цели передвижных пунктах (автомобилях), соответствующих установленным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации требованиям.

Медицинское освидетельствование проводится врачом, имеющим соответствующую специальную подготовку. В сельской местности при невозможности проведения медицинского освидетельствования врачом разрешается осуществлять его фельдшером фельдшерско- акушерского пункта, имеющим соответствующую специальную подготовку.

Медицинское освидетельствование проводится в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В настоящее время действует Приказ Минздрава РФ от 14 июля 2003 г. N 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» (с изменениями от 7 сентября 2004 г., 10 января 2006 г.). В приложении N 3 к этому Приказу содержится Инструкция по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы 307/у-05 «Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством» (с изменениями от 10 января 2006 г.).

Средство (вещество), вызвавшее опьянение, за исключением алкоголя, определяется по результатам химико-токсикологического исследования биологического объекта, проводимого на средство (вещество) или его метаболиты в установленном порядке.

Конкретное изделие медицинского назначения или метод (медицинскую технологию) для определения алкоголя в выдыхаемом воздухе, конкретный биологический объект, отбираемый для направления на лабораторное химико-токсикологическое исследование, в каждом случае определяет врач (фельдшер), проводящий освидетельствование.

При освидетельствовании во всех случаях осуществляется исследование выдыхаемого воздуха на алкоголь. Результаты исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя заносятся в Акт.

При наличии клинических признаков опьянения и отрицательном результате определения алкоголя в выдыхаемом воздухе отбирается проба биологического объекта для направления на химико-токсикологическое исследование с целью определения средств (веществ) или их метаболитов, (за исключением алкоголя), вызвавших опьянение; в пункте 16 Акта указывается, какой биологический объект взят для проведения химико-токсикологического исследования.

В случае отказа освидетельствуемого от освидетельствования в журнале делается запись «от освидетельствования отказался». В случае отказа освидетельствуемого от того или иного предусмотренного вида исследования в рамках проводимого освидетельствования освидетельствование прекращается, Акт не заполняется, в протоколе о направлении на освидетельствование и в журнале указывается «от освидетельствования отказался».

Если проведение освидетельствования в полном объеме не представляется возможным из- за состояния освидетельствуемого, в Акте (по каждому пункту) указываются причины, по которым не было выполнено то или иное исследование.

На основании результатов освидетельствования выносится заключение о состоянии освидетельствуемого на момент освидетельствования. Основой для вынесения заключения является наличие или отсутствие клинических признаков опьянения.

В зависимости от результатов освидетельствования выносится заключение с одной из следующих формулировок:

состояние опьянения не установлено;

установлено состояние опьянения.

При второй формулировке указание вещества (средства), вызвавшего опьянение, в заключении Акта не отмечается.

Заключение о состоянии опьянения в результате употребления алкоголя выносится при наличии клинических признаков опьянения и положительных результатах определения алкоголя в выдыхаемом воздухе при помощи одного из технических средств измерения, проведенного с интервалом 20 минут, или при применении не менее двух разных технических средств индикации на наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе с использованием их обоих при каждом исследовании, проведенном с интервалом 20 минут. В пункте 16 Акта отмечается, что забор биологического объекта для химико-токсикологического исследования не осуществлялся.

Заключение о состоянии опьянения в результате употребления наркотических средств, психотропных или иных вызывающих опьянение веществ выносится при наличии клинических признаков опьянения и обнаружении при химико-токсикологическом исследовании биологического объекта одного или нескольких наркотических средств, психотропных или иных вызывающих опьянение веществ или их метаболитов вне зависимости от их концентрации (количества).

При наличии клинических признаков опьянения, отрицательных результатах исследования на наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе и невозможности лабораторным химико- токсикологическим исследованием установить наличие в организме освидетельствуемого наркотического средства, психотропного или иного вызвавшего опьянение вещества выносится заключение о наличии опьянения неустановленным веществом.

Результаты химико-токсикологического исследования на наркотические средства, психотропные и иные вызывающие опьянение вещества заносятся в Акт после их получения с вынесением окончательного заключения. Подлинник результатов химико-токсикологического исследования, заверенный подписью специалиста, проводившего исследование, приобщается ко второму экземпляру Акта.

Положительный результат химико-токсикологического исследования является основанием для вынесения заключения о наличии опьянения.

При получении отрицательных результатов химико-токсикологических исследований заполненный Акт тщательно анализируется руководителем (заместителем руководителя) медицинской организации, в которой было проведено освидетельствование, и по результатам анализа с учетом значимости и степени выраженности каждого описанного в Акте признака опьянения выносится заключение либо об отсутствии у освидетельствуемого опьянения либо о наличии опьянения неустановленным веществом.

В обоих указанных вариантах заключения Акт подписывается руководителем (заместителем руководителя) медицинской организации и врачом (фельдшером), проводившим освидетельствование, а при его отсутствии — одним из врачей (фельдшеров) этой медицинской организации, прошедших соответствующую специальную подготовку по программе подготовки врачей (фельдшеров) по вопросам проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения лиц, которые управляют транспортными средствами.

По завершении оформления Акта его первый экземпляр выдается (высылается) должностному лицу, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства. Второй экземпляр Акта остается в медицинской организации, в которой произведено освидетельствование, и хранится в течение 3- х лет.

При оказании неотложной медицинской помощи в медицинских организациях лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях и находящимся в тяжелом состоянии, вне зависимости от наличия или отсутствия протокола о направлении на освидетельствование, подписанного должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства, заключение о наличии опьянения выносится по результатам химико-токсикологического исследования биологического объекта (кровь или моча), проводимого в установленном порядке, при наличии абсолютного этилового спирта в концентрации 0,5 и более грамма на один литр крови либо при обнаружении наркотических средств, психотропных или иных вызывающих опьянение веществ, вне зависимости от их концентрации.

Форма акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения утверждена приложением N 1 к упоминавшемуся выше Приказу Минздрава РФ от 14 июля 2003 г. N 308. Акт медицинского освидетельствования составляется в 2-х экземплярах, подписывается врачом (фельдшером), проводившим медицинское освидетельствование, и заверяется печатью организации здравоохранения. Один экземпляр акта медицинского освидетельствования выдается должностному лицу, доставившему водителя транспортного средства в организацию здравоохранения, второй экземпляр акта хранится в соответствующей организации здравоохранения.

Форма акта освидетельствования на состояние опьянения на момент подготовки настоящего Комментария не утверждена.

С 1 июля 2008 г. комментируемая статья будет дополнена примечанием, в котором впервые на законодательном уровне будут утверждены критерии, позволяющие констатировать состояние алкогольного опьянения. Наличие состояния опьянения констатируется при наличии хотя бы одного из четырех признаков:

наличие абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на один литр

наличие 0,15 миллиграмма и более на один литр выдыхаемого воздуха;

наличие наркотических средств или психотропных веществ в организме человека, определяемое в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

наличие совокупности нарушений физических или психических функций человека вследствие употребления вызывающих опьянение веществ.

Последний из указанных признаков является достаточно неопределенным и, по-видимому, будет уточнен в подзаконных актах.

Источники — https://zakonguru.com/transport/alkotester.html
https://qqdps.ru/koap_rf_27_12.html
https://rosfines.ru/good_to_know/za-chto-inspektor-mozhet-otstranit-vas-ot-upravleniya-avtomobilem
https://knigi.news/admin-pravo/statya-2712-otstranenie-upravleniya-30997.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *