Перейти к содержанию

Почему штраф за телефон за рулём неправомерен?

Штраф за разговор по телефону за рулем в 2021 году

Запрет на использование телефонов во время управления автомобилем прямо обозначен в ПДД, а именно в п. 2.7. Также это предписание практически слово в слово повторяется в ст. 12.36.1 КоАП.

Использование телефона, который не имеет устройства для разговора без рук, влечет за собой штраф 1500 руб. На данный штраф также распространяется скидка 50%, которая дается каждому водителю, успевшему оплатить штраф в течение 20 дней.

Почему на практике данный штраф зачастую неправомерен?

Если внимательно вчитаться в текст этих законов: как ПДД, так и КоАП, то можно заметить, что штраф должен выписываться только за телефоны, которые не имеют устройств, позволяющих вести разговор без рук. Но ни в одном документе не сказано, что эта функция или устройство должны быть использованы во время телефонного разговора.

Исходя из закона, если телефон предусматривает функцию громкой связи, то использовать его за рулем можно, даже не включая этой функции. Конечно, в таком случае сам запрет теряет смысл, так как любой современный телефон оснащен режимом громкой связи. Однако это нельзя назвать проблемой водителей, так как, по сути, они выполнили требование, написанное в ПДД.

Что происходит на практике?

К сожалению, данные аргументы далеко не всегда работают при встрече с сотрудником ГИБДД. Разговаривающий по телефону водитель, которого вовремя остановит инспектор, штрафа, скорее всего, не избежит. И еще одна проблема заключается в том, что обжаловать штраф тоже не выйдет.

На примере данной статьи можно наглядно продемонстрировать, как суды встают на сторону обвинения, не обращая внимания на смысл, заключенный в статьях законодательных актов.

С какими устройствами можно разговаривать по телефону за рулем?

Исходя из текста статьи, любое устройство, которое позволяет вести разговор без рук, позволяет использовать телефон. Однако под это описание подходит любой мобильный телефон, имеющий функцию громкой связи: «устройством», которое требует законодательство, в таком случае будет обычный динамик.

Также к таким устройствам можно отнести наушники и специальные Bluetooth-гарнитуры. Именно о них все водители и думают в первую очередь, когда читают текст статьи.

Чем опасно использование телефона за рулем?

Водители России часто нарушают правило о запрете телефонных разговоров за рулем автомобиля. На это влияет много факторов:

  • Новизна штрафа (законодательная норма введена только в 2007 году),
  • Размытость формулировки в законе,
  • Сложность в контроле исполнения закона,
  • Самоуверенность водителей,
  • Психология пропущенного вызова,
  • Неудобные схемы использования гарнитур «Hands-free»
  • Загруженность дорог, не позволяющая быстро остановиться при входящем звонке
  • Безделье в пробках
  • Отвлекающие факторы: уведомления, сообщения

Как и в случае с алкоголем за рулем, телефонные переговоры по ходу управления транспортным средством сильно воздействуют на водителя. Резко снижается способность человека принимать быстрые и четкие ответные действия на стремительно развивающуюся нестандартную ситуацию.

Как правило, при благоприятных дорожных условиях телефонные звонки за рулем не оказывают серьезного воздействия на поведение водителя за рулем. Машина едет по своей полосе, плавно разгоняется и тормозит. Этот эффект создает обманчивое впечатление безопасности при использовании смартфона за рулем.

Однако, первая же нестандартная дорожная ситуация, требующая скоординированных действий рук, ног и головы водителя, может наглядно показать насколько негативно на реакциях шафера сказываются отвлекающие факторы.

Современные курсы повышения квалификации водителей в 2021 году включают в себя полосу препятствий, которую автомобилисты проходят первый раз,не отвлекаясь на посторонние раздражители, второй раз, ведя напряженную беседу по телефону, приложенному к уху, третий раз, набирая текстовое сообщение.

Наглядная модель показывает, что в 100% случаев водитель не способен быстро и качественно вести машину, соблюдая скорость и не сбивая конусы, параллельно общаясь по телефону.

До недавнего времени считалось, что штраф за разговор по телефону за рулем во время движения, призван бороться с посторонним предметом в руках водителя. Последние исследования показывают, что не менее опасным фактором является отвлечение внимания от дороги.

Ко всему прочему автомобилисты не могут предсказать степень воздействия, получаемой по телефону информации. Сообщения о болезни или смерти родственников, пожарах, авариях и прочих стрессовых ситуациях, полученные в ходе движения транспортного средства, могут на время заблокировать самоконтроль даже опытного автолюбителя.

Можно ли за рулем писать в мессенджеры или SMS?

То, что инспекторы и судьи перевирают вторую часть запрета, ужесточая его, совсем не значит, что они будут менять первую часть закона в сторону водителей. Статья запрещает использовать телефон, и инспекторы выписывают штрафы не только за звонки, но и за любые другие действия с ним, такие как, написание SMS, просмотр сайтов в интернете или использование каких-либо приложений и игр.

Однако, если водитель во время встречи с сотрудником ГИБДД не разговаривал по телефону, у него есть возможность обжаловать штраф. Для этого нужно получить у оператора распечатку звонков и приложить ее к жалобе о неправомерности штрафа, которая пишется на имя начальника отделения ГИБДД. На подачу такого заявления дается 10 дней.

Нет никаких гарантий того, что жалобу удовлетворят и штраф аннулируют, но шанс все же есть.

Что говорится в ПДД

В п. 2.7 ПДД содержится информация, которая указывает на ограничение возможности использования мобильного во время управления машиной.

2. Общие обязанности водителей

2.7 Водителю запрещается: пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук;

Это относится к ситуациям, когда телефоны не оборудованы каким-либо приспособлением, с помощью которого можно разговаривать без применения рук.

Важно! При наличии специальной гарнитуры пользоваться устройством разрешается даже за рулем, причем данная гарнитура может быть проводной или беспроводной.

Если же телефон не подключен к такой гарнитуре, то в соответствии с п. 2.7 не разрешается пользоваться им во время управления машиной.

Не допускается не только звонить по нему, но и набирать смс-сообщения, играть в игры или совершать иные действия, приводящие к снижению концентрации внимания водителя на дороге.

Если же имеется гарнитура, то можно разговаривать, но сотрудники ГИБДД все равно рекомендуют при необходимости поговорить, остановить машину и пообщаться, чтобы не возникала опасность возникновения аварии.

Какова опасность при разговорах за рулем

Установление наказания за такое правонарушения не является желанием властей получить как можно больше средств с автовладельцев, так как, когда люди отвлекаются от дороги на телефон, может произойти ДТП.

Разговор по телефону за рулем часто приводит к трагическим последствиям.

Важно! Концентрация водителя должна быть направлена исключительно на дорогу, а если человек будет постоянно отвлекаться, то это может становиться причиной серьезных аварий.

За счет использования телефона во время движения, возникает много отрицательных моментов:

  • замедляется реакция, поэтому если возникнет какая-либо непредвиденная ситуация на дороге, водитель может не успеть среагировать на нее;
  • уменьшается концентрация на дороге, поэтому водитель может не заметить яму или камень на дороге, а также с запозданием увидит авто или иные препятствия;
  • отвлекается человек на посторонний предмет, что может стать причиной аварии.

За счет вышеуказанных причин повышается вероятность попадания в аварию, а это актуально не только при ведении разговоров по телефону, но и при написании сообщений или выполнения других действий с устройством.

Важно! Многие люди уверены, что использование телефона считается таким же опасным, как и вождение авто в нетрезвом состоянии, так как отсутствует полноценная концентрация на дороге.

Если остановить движение для разговора по телефону?

Еще одна часть статьи, на которую стоит обратить внимание: фактически разговор по телефону запрещен только во время движения. Значит ли это, что во время остановок на светофоре или в пробке использовать телефон законно? К сожалению, нет.

С юридической точки зрения, данные остановки входят в процесс дорожного движения, так что использовать телефон разрешено только во время намеренных остановок в специально отведенных под это местах. Если же инспектор обнаружит водителя, разговаривающего по телефону во время ожидания в пробке, он все равно имеет право выписать штраф.

Почему нельзя и опасно использовать мобильный во время движения на авто

Прежде всего, используя мобильный телефон водитель должен помнить о безопасности на дороге. Отвлечение внимания на смс, звонки, игры и т.д. уменьшает концентрацию внимания на дорогу. Согласно исследований американских ученых, аварий на дорогах было бы в 4 раза меньше, если бы гаджеты не были в эксплуатации во время передвижения.

Участники дорожного движения часто пренебрегают запретами и отвлекают свое внимание на сторонние предметы.

Если бы пешеход смотрел бы по сторонам, совершая переход дороги, а водитель был сконцентрирован только на совершениях маневров – количество ДТП уменьшилось бы в 3 раза по прогнозам ученых.

По этому, есть 2 стороны угроз:

  1. Личная ответственность
  2. Нарушение правил, установленных государством

Как можно уклониться от штрафа?

Описанные в начале статьи недочеты законодательства вполне можно использовать, чтобы попытаться уклониться от штрафа. Аргументы водителя в таком случае будут вполне весомыми, поэтому вероятность не получить штраф будет зависеть только от двух факторов: умения автомобилиста убедительно выстраивать свою речь и настойчивости инспектора ГИБДД.

Если сотрудник ГИБДД останавливает Вас и утверждает, что Вы нарушили статью 12.36.1 КоАП, то следует вести себя вежливо и дать понять, что Вы готовы доказывать свою невиновность и аргументировать свою позицию. Опытных водителей инспекторы иногда отпускают, просто чтобы не терять на них времени и сил.

Чтобы доказать свою правоту можно использовать следующие фразы:

  • «В моем телефоне есть устройством, которое позволяет разговаривать без рук, именно это же прописано в законе, верно? Статья не предписывает мне использовать это устройство»;
  • «Я не пользовался телефоном, можете проверить историю моих звонков»;
  • «Я не пользовался телефоном, я перекладывал его в другой карман (или совершал любое подобное действие), а это не запрещено».

Как на практике?

Но настало время плохих новостей! Сотрудник ГИБДД, развидев издалека, как Вы разговариваете по телефону у уха, остановит Вас и вынесет штраф за телефон за рулём. Ему не будут интересны вышеперечисленные доводы.

Ещё хуже то, что состав правонарушения, скорее всего, увидят и рассматривающие дело должностные лица или судьи. Это как раз тот случай, когда закон работает не в пользу водителя. Аналогично лишению прав за ксенон/светодиоды или выписыванию требований за тонировку, когда наказание не соответствует нормам и тексту закона.

Обо всём этом говорит судебная практика по оспариванию постановлений по статье 12.36.1 КоАП за разговор по телефону.

Разрешены ли мобильные телефоны на режимных объектах?

Запрет на разговор по мобильному телефону на режимных объектах уже действует давно. Еще в мае 2021 года, Министерство обороны России запретило сотрудникам ведомства не только пользоваться гаджетами на работе, но и проносить их на территорию. В ограничительный список вошли смартфоны, смарт-часы, фитнес-браслеты и любые другие устройства.

Такая мера безопасности призвана сохранить государственную тайну и информацию для служебного пользования.

В 2021 году Правительство утвердило законопроект, запрещающий военнослужащим вообще иметь при себе мобильные устройства, которые могут снимать видео, фото или записывать аудиофайлы. В рабочее время они имеют право пользоваться телефонами без указанных функций. Связано это с напряженной мировой ситуацией и интересом зарубежных спецслужб к российским военным технологиям.

С чем еще может быть связан запрет на разговор по мобильному телефону на работе?

Также было сказано, что запрет на разговор по мобильному телефону будет введен на предприятиях, где необходимо сохранение коммерческой тайны. Кроме этого, будет разрешено запрещать проводить любую аудио или видеосъемку. Как пояснила Яковлева, внутренние уставы компании, внедряющие подобный запрет на своем производстве, должны документально оформлять такие ограничения, а каждый сотрудник обязан ознакомиться с ними.

Подобные внутренние порядки не должны нарушать федерального законодательства. «Должны быть оформлены соответствующие приказы и акты, регламентирующие порядок использования мобильных телефонов на данных объектах», — пояснила юрист.

Если вы еще не знакомы со статьей моего коллеги «Полимерпесчаная плитка – современный материал для укладки тротуаров», то рекомендую прочесть её по этой ссылке.

Основания и порядок наложения штрафа

Протокол нарушения за пользование телефоном во время движения может быть оформлен, если:

  • в процессе разговора нарушитель был замечен и остановлен сотрудником ГИБДД;
  • пользование сотовым было зафиксировано автоматической фото- или видеокамерой дорожного контроля.

Если факт нарушения не был снят на камеру, водитель может отказаться подписать протокол, однако в ряде случаев инспектор ГИБДД занимает принципиальную позицию и запрашивает детализацию разговоров у мобильного оператора.

Попытки оспорить взыскание обычно безрезультатны – с большой долей вероятности суд примет сторону ГИБДД. В ходе заседания в качестве доказательств факта нарушения или его отсутствия могут быть использованы:

  • фото- и видеофиксация нарушения;
  • показания свидетелей;
  • распечатка разговоров, которую обязан выдать по запросу оператор мобильной связи.

Штраф за пользование телефоном можно оспорить в течение 10 дней после оформления протокола, однако свою невиновность нужно будет доказать в суде.

Кому конкретно могут запретить пользоваться телефонами на работе и почему?

Данные ограничения будут связаны с безопасностью. Из слов эксперта в трудовом праве, которая является членом Палаты налоговых консультантов, Валентины Яковлевой следует, что такая мера направлена на предотвращение опасных для жизни и здоровья человека ситуаций.

Запрет на разговор по мобильному телефону будет касаться не всех сотрудников, а лишь определенной части, которая задействована на ответственных должностях, и отвлекаться от работы им попросту нельзя. К такой же категории относятся летчики, водители общественного транспорта и хирурги. Первым прецедентом к введению запрета на разговор по мобильному телефону стала ситуация, возникшая на .

В уставе предприятия было указано, что сотрудники производственного отдела не имели права пользоваться мобильными терминалами во время рабочего дня. Причем любыми: смартфонами, планшетами и даже смарт-часами. Объяснялось этот тем, что научный прогресс давно перешагнул этап, когда телефон был только средством связи.

В настоящее время он используется для выхода в интернет, просмотра видео и игр. Сотрудник, который отвлекается от рабочего процесса, создает не только угрозу своему здоровью, а и может навредить другим работникам. Данный запрет признали обоснованным и правомерным.

ПДД о запрете пользования телефоном во время движения

Запрет на использование телефонов во время управления автомобилем прямо обозначен в ПДД, а именно в п. 2.7. Также это предписание практически слово в слово повторяется в ст. 12.36.1 КоАП. Использование телефона, который не имеет устройства для разговора без рук, влечет за собой штраф 1500 руб.

На данный штраф также распространяется скидка 50%, которая дается каждому водителю, успевшему оплатить штраф в течение 20 дней.

Почему на практике данный штраф зачастую неправомерен?

Если внимательно вчитаться в текст этих законов: как ПДД, так и КоАП, то можно заметить, что штраф должен выписываться только за телефоны, которые не имеют устройств, позволяющих вести разговор без рук. Но ни в одном документе не сказано, что эта функция или устройство должны быть использованы во время телефонного разговора.

Исходя из закона, если телефон предусматривает функцию громкой связи, то использовать его за рулем можно, даже не включая этой функции. Конечно, в таком случае сам запрет теряет смысл, так как любой современный телефон оснащен режимом громкой связи. Однако это нельзя назвать проблемой водителей, так как, по сути, они выполнили требование, написанное в ПДД.

Что происходит на практике?

К сожалению, данные аргументы далеко не всегда работают при встрече с сотрудником ГИБДД. Разговаривающий по телефону водитель, которого вовремя остановит инспектор, штрафа, скорее всего, не избежит. И еще одна проблема заключается в том, что обжаловать штраф тоже не выйдет.

На примере данной статьи можно наглядно продемонстрировать, как суды встают на сторону обвинения, не обращая внимания на смысл, заключенный в статьях законодательных актов.

С какими устройствами можно разговаривать по телефону за рулем?

Исходя из текста статьи, любое устройство, которое позволяет вести разговор без рук, позволяет использовать телефон. Однако под это описание подходит любой мобильный телефон, имеющий функцию громкой связи: «устройством», которое требует законодательство, в таком случае будет обычный динамик.

Также к таким устройствам можно отнести наушники и специальные Bluetooth-гарнитуры. Именно о них все водители и думают в первую очередь, когда читают текст статьи.

Законодательство

Согласно законодательных норм, есть 2 законодательных акта, регулирующие отношения водитель-телефон.

Кодекс об административных правонарушениях

Предусмотрен штраф за вождение с телефоном статьей 12.36 КоАП.

Статья 12.36.1 КоАП РФ

«Пользование водителем во время движения транспортного средства телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук, — влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей».

Правила Дорожного Движения

В соответствии с нормой пункта 2.7 ПДД в 2021 году водителю запрещается пользоваться телефоном с руками.

ПДД РФ пункт 2.7

«Водителю запрещается пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук».

За какие действия с телефоном можно получить штраф

Так как сейчас используются другие гаджеты, такие как смартфоны, планшеты и другие, слова Закона опровергают правомерность наложения штрафов за использования телефона.

Но практике сотрудниками ГАИ применяются меры даже при:

  1. Использованию месседжеров, таких как Viber, WhatsApp, Telegram и прочие.
  2. Написание сообщений.
  3. Проверка электронной почты.
  4. Совершая поиск в Интернете.
  5. Просмотр видео, фото и прочего контента.
  6. Написание сообщений.
  7. Совершение звонков, держа устройство возле уха.

В идеале, что бы избежать вопросов со стороны правоохранительных органов, нужно держать руки пустыми, находясь в автомобиле на дороге.

Можно ли за рулем писать в мессенджеры или SMS?

То, что инспекторы и судьи перевирают вторую часть запрета, ужесточая его, совсем не значит, что они будут менять первую часть закона в сторону водителей. Статья запрещает использовать телефон, и инспекторы выписывают штрафы не только за звонки, но и за любые другие действия с ним, такие как, написание SMS, просмотр сайтов в интернете или использование каких-либо приложений и игр.

Однако, если водитель во время встречи с сотрудником ГИБДД не разговаривал по телефону, у него есть возможность обжаловать штраф. Для этого нужно получить у оператора распечатку звонков и приложить ее к жалобе о неправомерности штрафа, которая пишется на имя начальника отделения ГИБДД. На подачу такого заявления дается 10 дней.

Нет никаких гарантий того, что жалобу удовлетворят и штраф аннулируют, но шанс все же есть.

В чём опасность разговоров по смартфону во время движения

Вполне очевидно, что основной фактор, вполне реально влияющий на увеличение аварийности при использовании сотовых телефонов – это отвлечение внимания от слежения за дорожной ситуацией.

В действительности изучению этой проблемы посвящено немало исследований, проведенных и проводимых в разных странах. Некоторые статистические данные выглядят немного абстрактно, другие говорят сами за себя. Подсчитано, что всего час разговоров за рулём на протяжении месяца (это примерно по две минуты ежедневно) увеличивает вероятность попадания в ДТП впятеро.

Это – очень весомый, просто ужасающий показатель.

Ещё хуже обстоят дела с отправкой СМС, независимо от типа используемого мессенджера, будь то Скайп, Телеграм, Аська или популярная соцсеть. Водители, которые изучают содержимое экрана своего мобильного гаджета, тем самым существенно (на 30-80%) сокращают способность визуального сканирования участка дороги перед автомобилем, что часто становится причиной съезда с занимаемой полосы движения со всеми вытекающими последствиями.

В дополнение к тому, что вы время от времени отвлекаете взгляд от дороги на телефон, существует и другая опасность – вождение машины одной рукой. Особенно это опасно на авто, оснащённых механической трансмиссией, поскольку водители вынуждены переключать передачи той же рукой, которая лежит на рулевом колесе. Понятно, что в случае возникновения нештатных ситуаций водитель просто не успеет выполнить манёвр – одной рукой активно вращать рулевое колесо не получится, даже если у вас имеются цирковые навыки.

Наконец, имеется и третья причина, почему разговаривать по телефону за рулем смертельно опасно. Дело в том, что сам разговор может оказаться настолько важным, что будет отвлекать ваше внимание от всего, что происходит на дороге. Опытные водители утверждают, что они управляют машиной, будучи расслабленными, оценивая дорожную ситуацию «шестым чувством». На самом деле это не совсем так – сосредоточенность присутствует, даже если находящемуся за рулём кажется, что он спокоен и расслаблен.

Это называется «когнитивным вниманием». Но проблема в том, что для большинства водителей оценка быстро изменяющейся дорожной ситуации требует постоянной и напряжённой работы мозга, который производит анализ обстановки в режиме реального времени. А если часть вашего внимания будет отвлечена разговором, правильность обработки мозгом визуальной информации нарушается.

И это тоже может стать причиной возникновения нештатных ситуаций с очень серьёзными последствиями.

Чтобы не быть голословным, приведём результаты исследований, выполненных доктором Марселом Джастом, представляющим Университет Карнеги Мэллон. Он использовал автомобильный симулятор, в котором участникам эксперимента предлагалась езда по сложному маршруту с большим числом поворотов и перекрёстков. Вторая часть исследования заключалась в выполнении двойной задачи – проезде того же маршрута и ответе на высказывания, имитирующие телефонный разговор. Деятельность мозга «подопытных» контролировалась с помощью МРТ-сканнера.

Как и следовало ожидать, выполнение второго тестового задания по сравнению с контрольным оказалось гораздо хуже – процент выезда за занимаемую полосу движения оказался значительным.

Данные томографии помогли учёным интерпретировать это явление. Оказалось, что в контрольном заезде наибольшая активность была зафиксирована в теменном участке мозга, ответственном за пространственную обработку визуальных сигналов, идущих от глаз. При выполнении второго, более сложного задания, красные участки частично сместились в височные области, отвечающие за обработку звуковых сигналов.

Разумеется, за счет уменьшения активности темечковой области. Это доказывает, что возможности мозга среднестатистического гражданина не беспредельны, и отвлечение внимания на телефонный разговор непосредственно влияет на способность обрабатывать визуальные данные, что критично при такой деятельности, как вождение автомобиля.

Множество аналогичных исследований доказывает, что главная опасность использования мобильных гаджетов за рулём – уменьшение сосредоточенности вследствие отвлечения внимания на разговор. Это, кстати, свидетельство того, что использование гарнитуры не решает всех проблем – да, рука освобождается, но сам разговор остается тем фактором, который может повлиять на принятие важных решений по управлению машиной. К сожалению, данный факт является неочевидным, и потому в большинстве стран, где имеется запрет на использование телефонов с помощью рук, разговоры посредством задействования гарнитуры разрешены.

Но лучше хоть что-нибудь, чем вообще ничего. Остаётся надеяться, что агрессивная социальная реклама возымеет действие, и те водители, которые склонны к дисциплинированности за рулём, по крайней мере начнут использовать гарнитуру. Разумеется, это лучше, чем держать сотовый в одной руке, время от времени поправляя его другой.

Но гарнитура даёт ложное чувство безопасности, особенно по отношению к соблюдению правовых норм.

Адепты гарнитурных телефонных разговоров утверждают, что они настолько же опасны, как и беседы с пассажирами. Такое утверждение тоже далеко от истины. Дело в том, что пассажиры, поддерживая разговор с водителем, тоже имеют возможность наблюдать за дорожной обстановкой.

Согласно наблюдениям, они делают это осознанно, даже если до начала разговора за дорогой не следили. И в случае проезда потенциально опасных участков (обгон, выполнение поворота налево проезд перекрёстка) обычно разговор прерывается, пока водитель не завершит манёвр.

Удалённый собеседник не в курсе того, что творится перед автомобилем, продолжая беседу и в моменты, требующие повышенной концентрации внимания со стороны водителя. Такое рассредоточение внимания в самые неподходящие моменты очень опасно и может стать причиной возникновения ДТП.

Если остановить движение для разговора по телефону?

Еще одна часть статьи, на которую стоит обратить внимание: фактически разговор по телефону запрещен только во время движения. Значит ли это, что во время остановок на светофоре или в пробке использовать телефон законно? К сожалению, нет.

С юридической точки зрения, данные остановки входят в процесс дорожного движения, так что использовать телефон разрешено только во время намеренных остановок в специально отведенных под это местах. Если же инспектор обнаружит водителя, разговаривающего по телефону во время ожидания в пробке, он все равно имеет право выписать штраф.

Законодательное регулирование

Основным нормативным документом для автолюбителя являются правила (ПДД). В пункте 2.7 документа установлен перечень действий, совершать которые запрещается, если он управляет транспортом.

Одним из положений является использование телефона без специального устройства, освобождающего руки. При этом необходимо обратить внимание на важные моменты.

  • Запрещены не только разговоры, но и любые действия с гаджетом, когда он находится в руке у владельца, то есть соответствующий штраф может быть назначен за набор СМС, перелистывание страниц в Интернете и так далее.
  • Заблуждением является мнение, что за рулем нельзя разговаривать только водителям машин с механической коробкой передач, которым необходимо свободной рукой переключать скорости. Невзирая на тип транспортного средства, нарушителям грозит одинаковый размер наказания рублем.
  • Разговоры за рулем не запрещены, если машина стоит на обочине, при красном светофоре или даже в пробке, так как нарушением считается только использование мобильного в процессе движения.

Таким образом, административную ответственность можно будет избежать, доказав, что телефон использовался лишь на время остановки.

Данный штраф налагается согласно ст. 12.36 Административного кодекса РФ.

Как можно уклониться от штрафа?

Описанные в начале статьи недочеты законодательства вполне можно использовать, чтобы попытаться уклониться от штрафа. Аргументы водителя в таком случае будут вполне весомыми, поэтому вероятность не получить штраф будет зависеть только от двух факторов: умения автомобилиста убедительно выстраивать свою речь и настойчивости инспектора ГИБДД.

Если сотрудник ГИБДД останавливает Вас и утверждает, что Вы нарушили статью 12.36.1 КоАП, то следует вести себя вежливо и дать понять, что Вы готовы доказывать свою невиновность и аргументировать свою позицию. Опытных водителей инспекторы иногда отпускают, просто чтобы не терять на них времени и сил.

Чтобы доказать свою правоту можно использовать следующие фразы:

  • «В моем телефоне есть устройством, которое позволяет разговаривать без рук, именно это же прописано в законе, верно? Статья не предписывает мне использовать это устройство»;
  • «Я не пользовался телефоном, можете проверить историю моих звонков»;
  • «Я не пользовался телефоном, я перекладывал его в другой карман (или совершал любое подобное действие), а это не запрещено».

Какой штраф за пользование телефоном за рулем?

За использование телефона во время движения в соответствии со статьей 12.36.1 КоАП налагается штраф в размере 1 500 рублей.

Справка: КоАП (Кодекс об Административных Правонарушениях)- это кодифицированный нормативный акт, регулирующий общественные отношения по привлечению к административной ответственности, а также устанавливающий общие начала, перечень всех административных правонарушений (который может быть дополнен на региональном уровне), органы, рассматривающие дела, порядок привлечения к административной ответственности и порядок исполнения решений по административным делам.

Смотрите видео по теме:

Мы также подготовили для вас ряд статей, информирующих о различных правонарушениях и положенных за них штрафах ГИБДД: за превышение скорости и невключенный ближний свет, за непристегнутый ремень безопасности и езду по тротуару, за парковку на газоне зимой, на месте для инвалидов или на тротуаре, за ксенон на фарах и за проезд на красный свет на ж/д переезде.

Наказание за использование телефона в автомобиле

Согласно статье 12.36.01 КоАП, водитель, который разговаривает в движущемся транспортном средстве, удерживая мобильный гаджет в руке, наказывается 1.5-тысячным штрафом. С учётом того, что данное правонарушение подпадает под действие 50-процентной льготы, размер штрафа может оказаться вдвое меньшим. Впрочем, если бы за это нарушение наказывали всегда, это было бы мощным сдерживающим фактором. Во всяком случае, во многих странах штраф за разговор по телефону за рулем гораздо ощутимее, и к этому нарушению правоохранители относятся с подобающей серьёзностью. У нас же инспектора ГИБДД предпочитают наказывать водителей за гораздо менее серьёзные проступки, если их доказать проще.

Например, за отсутствие аптечки, огнетушителя и т.д.

Как оспорить штраф за разговор по телефону за рулем

Наложение на водителя штрафа за разговор по мобильному телефону во время управления ТС не всегда правомерно. Как же доказать, что вас обвиняют правомерно или же превышают служебные полномочия?

За разговор по мобильному телефону согласно ч. 2 ст. 122 КоАП предусматривает наказание штрафом от 425 – 510 грн. Если при этом возникла аварийная ситуация – штраф увеличивается от 680 до 850 грн. или водителя могут лишить водительских прав на 6-12 месяцев.

А) Правомерно, вы действительно говорили по телефону и держали его рукой или плечом. В данной ситуации необходимо согласиться с обвинениями, поскольку вы были не правы и подвергали повышенному риску, как себя, так и других участников дорожного движения. Согласно исследованиям ученных, показатели времени реагированию ухудшаются на 35% (показатель в состоянии алкогольного опьянения 12%). При отправке СМС управление автомобиля ухудшается на 91%, а также водители часто выезжают за линию своей полосы. В такой ситуации в целях вашей безопасности лучше быть наказанным и больше не использовать телефон во время движения.

Штраф будет вам напоминать об этом.

Б) Неправомерно, инспектору показалось, что вы говорили по телефону и держали его рукой (а на самом деле пели любимую песню, которая играла по — радио и почесали ухо, когда в руке был шоколадный батончик). В этом случае Вам нужно сказать инспектору ГАИ, что вы не совершали данное правонарушение и постараться ему объяснить. Если же он, выслушав все ваши доводы, начнет составлять протокол, в пояснениях к протоколу надо написать примерно следующее: «Я, ФИО, в __ часов ___мин. двигался на своем автомобиле н.з. АА 1234 АА по ул. ______ в г. _________. Был остановлен инспектором (звание, ФИО), который обвинил меня в правонарушении которого я не совершал, а именно в разговоре по телефону во время движения ТС.

На мои требования, чтобы предоставил фото- видео- фиксацию получил отказ, с доказательствами правонарушения не ознакомили. Данное правонарушение не совершал и с выводами инспектора не согласен».

Согласно ст. 251 КУоАП Доказательствами по делу об административном правонарушении, является любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке орган (должностное лицо) устанавливает наличие или отсутствие административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевших, свидетелей, заключением эксперта, вещественными доказательствами, показаниями технических приборов и технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, которые используются при надзоре за выполнением правил, норм и стандартов, касающихся обеспечения безопасности дорожного движения, протоколом об изъятии вещей и документов, а также другими документами.

Инспектор не может установить наличие административного правонарушения просто так, без фактических данных на основе которых в законном порядке вас могут обвинить.

Так же, если у вас в машине есть пассажир, который видел, что вы не говорили по телефону, его нужно вписать в протокол в разделе «Свидетели». Инспектора ГАИ часто говорят, что пассажиры не могут быть свидетелями, поскольку они заинтересованные лица, однако согласно ст. 272 КУоАП говорит совсем другое: «В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано любое лицо, о котором есть данные, что ему известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу».

По этому следует инспектору напомнить про ст. 272 КУоАП и смело вписывать свидетелей.

Если же свидетелей не оказалось, вам нужно в графе «свидетели» поставить прочерки, чтобы потом, вдруг, непонятно откуда, они не появились. Если такое при вас произошло или есть такая вероятность, напомните инспектору, что за дачу ложных показаний предусмотрена уголовная ответственность согласно ст. 366 УК Украины «Составление, выдача должностным лицом заведомо ложных официальных документов, внесение в официальные документы заведомо ложных сведений, иная подделка официальных документов — наказываются штрафом до двухсот пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до трех лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет».

После такого, инспектор будет действовать согласно Букве закона!

Нужно отметить, что в большинстве телефонов есть возможность использовать «громкую связь», которая может спасти от уплаты штрафа за разговор по телефону во время вождения. Эта функция позволяет говорить и слушать на расстоянии. Таким образом, можно считать, что все телефоны, поддерживающие такую функцию, оборудованы техническим устройством, которое позволяет вести переговоры без применения рук, причем постоянно, поскольку имеются встроенные чувствительный микрофон и хороший динамик.

Знать все (или запомнить все) невозможно, но выработать единую линию поведения с ГАИ вполне реально! Но, используйте только полезную и достоверную информацию! Получите консультацию по горячей линии автоадвокат и действуйте!

Штраф за разговор по телефону за рулем во время движения

Снижает внимание. Чтобы перефокусировать внимание с дороги на телефон, требуется большая работа мозга. Для пожилых или уставших водителей смена фокуса может закончиться аварией.

Это выяснили эксперты Королевского общества по предотвращению несчастных случаев Англии (RoSPA).

Замедляет реакцию. ГИБДД говорит, что использование телефона замедляет реакцию на 3 секунды. За это время машина проезжает почти 50 метров.

На этой дистанции водитель может встретить любую преграду: от пешехода до многотонной фуры.

Увеличивает смертность. В Японии на дорогах стало гибнуть на 20% меньше людей после того, как приняли закон о запрете использования телефонов во время вождения. Количество пострадавших также упало — на 53,3%.

Это данные того же исследования RoSPA.

Как можно использовать мобильный телефон за рулём

Проводная гарнитура. Это обычные проводные наушники с микрофоном. Штекер наушников вставляется в аудиоразъем телефона, и можно разговаривать. Настройки телефона позволяют сделать «автоответ» — когда зазвонит телефон, через 3 или 5 секунд аппарат сам «отвечает» на звонок.

Нажимать ничего не нужно.

Режим громкой связи. Если под рукой нет гарнитуры, а отпускать руль ради звонка не хочется, можно включить громкую связь и положить телефон на панель машины. Чтобы при маневрах телефон не скользил по панели или не упал, водители кладут на панель резиновый коврик.

Беспроводная гарнитура. Голос собеседника передается через Bluetooth — это цифровой канал связи, типа Wi-Fi, только работает не дальше 10 метров. Бывает, что версии Bluetooth у телефона и гарнитуры разные — тогда качества связи может быть плохим.

Перед покупкой уточните у консультанта версию Bluetooth на гарнитуре и сверьте ее с версией на телефоне.

Мультимедийная система машины со встроенным Bluetooth. Почти во всех современных авто можно подключить телефон к мультимедийной системе. Для этого включите Bluetooth на телефоне — устройство покажет ближайшие аппараты, у которых также активирована связь через этот канал.

Выберите из списка нужный пункт — часто это название марки или модели машины.

Такая гарнитура часто идет в комплекте со смартфонами. Источник: ozon.ru

Bluetooth-гарнитура передает голос собеседника без проводов. Обе руки — на руле. Источник: ozon.ru

Пример подключения к системе Лады Весты

Когда телефон зазвонит, достаточно нажать зеленую кнопку ответа. Телефон может лежать в любом месте салона

Как сотрудники ГИБДД фиксируют правонарушение

Фото- и видеофиксация нарушения. Если инспектору удалось заснять, как водитель во время езды говорит по телефону, это послужит доказательством нарушения.

Показания свидетелей. Если водитель попал в ДТП и перед столкновением свидетели заметили, как тот говорил по телефону, это может стать отягчающим обстоятельством. Вина водителя будет доказана, и он будет платить пострадавшим за имущественный и физический вред.

Через компанию сотовой связи. Сотрудники полиции могут запросить детализацию разговоров у мобильного оператора. Это список звонков за определенный период, например, за сутки. Эту меру сотрудники полиции используют, если нужно доказать вину водителя в суде.

Обычно в суде разбирают серьезные нарушения: пьяную езду или ДТП со смертельным исходом пострадавших.

Александр Торвард, автоюристЭти штрафы выписывают крайне редко — только когда идет «штрафная кампания». Инспекторы штрафуют по статье за мобильный за рулем почти всегда, когда есть «разнарядка» на такой штраф. Например, 5 000 штрафов до конца года.

Точно так же пешеходов штрафуют за пересечение дороги в неположенном месте, только если необходимо выполнить план.

Сколько штраф за использование телефона за рулём

При нарушении пункта 2.7 ПДД на нарушителя накладывается административный штраф. Он регламентируется статьёй 12.36.1 КоАП, и в 2021 году его размер составляет 1.5 тысячи рублей. Квитанцию нарушителю отправляют по почте.

На практике такие штрафы выписываются редко. Доказать, что нарушение имело место достаточно сложно. Сотрудник ГИБДД обязан предоставить видео или фотоматериалы, подтверждающие вину водителя.

А также подкрепить их свидетельскими показаниями.

Для составления протокола и наложения штрафа необходимо наличие состава преступления. Если съёмка не производилась, а водитель утверждает, что не разговаривал по телефону за рулём и эти слова подтверждают находящиеся в автомобиле пассажиры, то привлечение нарушителя к ответственности по статье 12.36.1 КоАП не всегда возможно.

Запомнить

  1. Штраф за использование телефона за рулем авто — 1 500 рублей.
  2. Чтобы не получить штраф, используйте гарнитуру или мультимедийную систему авто, чтобы обе руки были на руле.
  3. Чтобы не отвлекаться от дороги, лучше остановиться и продолжить разговор после этого.
  4. Сотрудник ГИБДД может выписать штраф на основании фото- или видеоматериалов, показаний свидетелей или с помощью детализации звонков водителя.
  5. Такие штрафы выписывают редко, но они возможны, если ГИБДД нужно выполнить план.

Все статьи автора: Евгений Леснов

Штраф за не пристегнутый ремень и разговоры по телефону

Штраф за не пристегнутый ремень и разговоры по телефону. Нововведение касается Москвы. Штрафы начнут рассылать уже в ближайшее время. Нейросеть научилась безошибочно выявлять на кадрах признаки нарушения, говорят власти

Штраф за не пристегнутый ремень и разговоры по телефону

Штраф за не пристегнутый ремень и разговоры по телефону
На столичных дорогах появятся дорожные камеры, фиксирующие не пристегнутый ремень безопасности, а также использование мобильного телефона за рулем. Об этом сообщили в пресс-службе столичного Центра организации дорожного движения (ЦОДД).

За не пристегнутый ремень водителей наказывают
  • штрафом в 1000 руб.,
за разговоры по телефону и использование гаджета за рулем
  • на 1500 руб.

Оба штрафа можно будет оплатить со скидкой 50%. В тестовом режиме камеры начали фиксировать эти нарушения в февраля 2021 г. Но штрафы пока не выписывают.

О старте фиксации нарушений с последующим оформлением постановлений столичные власти, скорее всего, сообщат отдельно.

В ЦОДД уточнили, что фиксация таких нарушений может начаться только после всех испытаний, подтверждающих, что

  • программное обеспечение и заложенный в нем алгоритм способны корректно фиксировать такие случаи.

как работает дорожная камера
«Современная дорожная камера может делать до 25 высококачественных фотографий в секунду. Каждая фотография проходит анализ при помощи нейронных сетей. Нейросеть, работающая в Москве, обучена безошибочно выявлять на кадрах

  • руль,
  • руки,
  • ремень безопасности
  • проч.
Может распознавать
  • признак нарушения по заданным алгоритмам.
Как того требует законодательство, комплекс
  • самостоятельно и без вмешательства извне формирует материал. На основании которого инспектор вынесет постановление», — сообщили в ЦОДД.
Работу нейросети будут контролировать
  • сотрудники Дирекции фотовидеофиксации ЦОДД и УГИБДД.
К постановлению будет прилагаться фотография, на которой должно быть отчетливо видно, что во время движения водитель
  • не был пристегнут
  • использовал телефон.
Изображение лиц при этом будет размыто
  • это нужно для охраны персональных данных.
Доступ к оригиналу фотографий будет у сотрудников Госавтоинспекции на случай
  • если водитель решит обжаловать штраф.

Штраф за не пристегнутый ремень и разговоры по телефону
«Система «обучалась» на тысячах примеров, чтобы исключить ошибку при распознавании нарушений. И получила одобрение уполномоченных органов.

Сомнения в отношении виновности водителя
  • всегда будут трактоваться в его пользу», — заверили в ЦОДДД.
Штрафовать будут
  • не только за разговоры по телефону, когда водители держат устройство непосредственно у уха,
  • но и просто за наличие телефона в руках.
Это может быть ситуация, когда водитель
  • смотрит дорогу в навигаторе
  • или листает соцсети.

«Согласно пункту 2.7 правил дорожного движения, водителю запрещается пользоваться во время движения телефоном,

  • не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук».
Нахождение телефона в руках будет расцениваться как признак нарушения вне зависимости от того,
  • разговаривает ли автомобилист по телефону
  • или пишет сообщение»

Штраф за не пристегнутый ремень и разговоры по телефону

Там добавили, что согласно отчетам Европейской комиссии, не пристегнутый ремень безопасности является второй по значимости причиной
  • высокой смертности на дорогах после несоблюдения скоростного режима.
Нарушение фиксируют по реперным точкам

Дорожные комплексы фото-видеофиксации уже давно научились распознавать практически весь спектр нарушений ПДД автомобилистами. Об этом заявили компании-разработчики дорожных камер.

«Уже сейчас легко распознаются
  • не пристегнутые водителями ремни безопасности. По ст. 12.6 КоАП наказывается штрафом в 1 тыс. руб., — рассказал представитель Сергей Кусов (, «Паркрайт»).
Мы можем быть уверены на 100%, что
  • автомобилист нарушил
  • это будет возможно доказать.

Но есть исключения. Например, иногда на более дорогих иномарках ремни в цвет салона, но это единичные случаи».

Нарушение фиксируют по реперным точкам

По словам эксперта, дорожные камеры считывают информацию автомобилям по реперным точкам
  • фарам,
  • лобовому стеклу
  • номерной пластине.
«Зная зону лобового стекла, можно
  • понять, кто сидит в салоне,
  • увидеть, есть ли у водителя в руках телефон. Куда при этом направлен взгляд автомобилиста»,

поделился эксперт принципами работы дорожных камер.

В свою очередь, технический директор компании-производителя комплексов фото-видеофиксации нарушений ПДД «Садко» Александр Колесников объяснил, что сеть

  • выявляет лобовые стекла. А
  • в их зоне уже определяет руки и лицо человека.

«Отличить руку на руле, от руки с телефоном нейронная сеть вполне может. Эти алгоритмы сейчас весьма развиты и распространены для современной видеоаналитики. Существует общий алгоритм анализа дорожной обстановки, с помощью которого нейросеть ищет на кадрах объект соответствующего класса», — рассказал Колесников.

Президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин автоматическую фиксацию таких нарушений поддержал.

«Фантастическая смертность на российских дорогах связана во многом с тем, что водители массово отказываются
  • пристегивать ремни безопасности.
Возможно, мы одна из немногих стран мира,
  • где продаются пресловутые заглушки на ремни.
ГИБДД ситуацию не контролирует
  • сотрудников на дороге слишком мало.
И в целом систему фотовидеофиксации на дорогах надо было в первую очередь ориентировать на борьбу с теми,
  • кто не пристегивается,
а только потом
  • с нарушителями скоростного режима.

Так что шаг разумный и должен сопровождаться увеличением размера штрафа», — заявил Autonews.ru Шапарин.

Говоря об использовании телефонов в пути Шапарин отметил, что водитель должен
  • максимально концентрироваться на дорожном движении
  • не отвлекаться на гаджет.
«Если хочется посидеть в соцсетях в дороге
  • пересаживайтесь в такси.

Множества мелких ДТП удастся избежать, если водители перестанут сидеть в телефонах в процессе вождения.

Однако не ясно, как система будет отличать телефон в руке от других предметов, и в этой связи возможны ошибки», — сказал Шапарин.

Источники — https://fordfusionclub.ru/shtrafy/nomer-telefona-za-rulem.html
https://acdshop.ru/nalogi-i-shtrafy/telefon-za-rulem.html
https://blog.liga.net/user/ashimko/article/15676
https://modlex.ru/pravila-dvizheniya/shtraf-za-telefon-rulem-2.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *