Перейти к содержанию

Подорожание ОСАГО летом 2021 года в вопросах и ответах

Новости о подорожании ОСАГО: почему, когда и на сколько?

Уже осенью 2021 г. депутаты новой ГД решительно возьмутся за реформу ОСАГО по заявке Центробанка и Союза автостраховщиков. На этот раз систему автогражданки ждут более серьезные потрясения, нежели последние поправки в октябре 2021 г. Например, планируется отказаться от учета степени износа деталей, коэффициентов мощности двигателя и региона эксплуатации, а также увеличить лимит выплат до 2 млн руб. в случае ущерба здоровью или смерти пострадавшего в ДТП. Учитывая последнее, эксперты предрекают подорожание ОСАГО минимум на 30–50 %. Иначе страховщики не смогут обеспечить миллионные выплаты по новым правилам.

Опять реформа. Зачем?

После последних поправок ЦБ № 5515-У «О страховых тарифах…», которые вступили в силу с 5 октября 2021 г., многие автовладельцы заметили, что стоимость полисов подорожала. И это неспроста, ведь Банк России расширил тарифные коридоры на 5–30 % для различных категорий транспорта (легковые, автобусы, такси и прочие). При этом Банк рекомендовал страховщикам применять к страхователям индивидуальные подходы:

  1. Добросовестным водителям — минимум границы тарифного коридора.
  2. Аварийщикам и лишенцам прав за пьяную езду — максимум границы тарифного коридора.

Однако, как отмечают эксперты, добросовестные и недобросовестные водители покупают ОСАГО по максимальным ценам. То есть пользы от такой реформы практически никто не заметил, а среднее подорожание ОСАГО за прошедшие 8 месяцев составило 2 %, что отстает почти в 2,3 раза от среднегодовой инфляции по стране (4,5–4,9 %). А такая тенденция не устраивает Центробанк.

Чтобы подтянуть экономические показатели, ЦБ и РСА предложили запустить второй этап реформирования страхования автогражданской ответственности. По настойчивому требованию соискателей (Центробанка и Российского союза автостраховщиков) Госдума уже в этом году дополнит закон ФЗ-40 «Об ОСАГО» новым пакетом поправок.

Цитата: «Мы закончили 2021 год со средней премией 5500 руб. по рынку физлиц. Это стоимость одного бака бензина. Поэтому мы говорим об увеличении средней премии на 30 %, в которую уложатся все новации. И это всего 30 % от стоимости одной заправки, каких-то дополнительных 1500 руб. в год». (Генеральный директор САО «РЕСО-Гарантия» Дмитрий Раковщик.)

Что нам ждать в конце 2021 года

Во-первых, при оценке повреждений автомобиля эксперты не будут учитывать степень износа деталей. Это значит, что кроме экспертных агентств, рассчитать стоимость ремонта смогут представители аккредитованных СТО. Благодаря этому расширится рынок оценщиков, из-за чего неизбежно снизятся цены на их услуги.

Например, если вы не согласитесь с величиной выплаты по ОСАГО и захотите провести независимую оценку, то сможете это сделать в любом лицензированном автосервисе. Такое новшество можно считать положительным.

Во-вторых, станции по ремонту ТС не будут лавировать между подержанными и новыми запчастями, чтобы вписаться в смету ремонта, ведь иногда разница в цене составляет 30–50 %. Кроме этого, теперь к процессу натурального возмещения — ремонту — могут добавиться дилерские центры, которые исключали в своем производстве использование подержанных запчастей. Однако из-за этого полисы ОСАГО ждет неминуемое подорожание, ведь бесплатных пирожных не бывает. Поэтому расчет и установка новых запчастей, с одной стороны, — это плюс, а с другой — неизбежное повышение стоимости страховки — минус.

В-третьих, отмена коэффициентов мощности (КМ) двигателя и региона эксплуатации (КТ), которые играли не последнюю роль в ценообразовании договора ОСАГО, также сулят удорожание стоимости договора, так как эти множители наверняка приведут к средним значениям. Если автовладелец из Москвы платил больше, а житель Каргополя (Архангельская обл.) меньше (из-за разной плотности транспортных средств и количества лошадиных сил), то теперь они будут платить одинаково. Такая унификация гарантированно придется по нраву жителям мегаполисов и любителям мощных машин, и абсолютно точно разочарует автолюбителей из регионов.

В-четвертых, рассматривается вопрос об увеличении лимита выплат для пострадавших в ДТП до 2 млн руб. А люди у нас травмируются и погибают в авариях часто. Во избежание разорения страховщиков эти риски заложены в те 30 % увеличения премии, о которых говорил Раковщик.

Цитата: «Повысить размер выплат нужно было давно, 500 000 руб. компенсация за смерть человека — это стыд. Так быть не должно. И зачастую семьям тяжело даются дальнейшие суды. После повышения размера выплат будет проще покрыть расходы на восстановление.

Но с учетом инфляции скоро и этой суммы может оказаться недостаточно». (Петр Шкуматов, координатор движения «Общество Синих Ведерок» и «Защиты прав автомобилистов» на базе «Общероссийского народного фронта»).

Подорожание ОСАГО неизбежно, как минимум на 30 %, и уже, возможно, этой осенью 2021 г. поправки ФЗ-40 вступят в силу. Взамен нам предлагают: новые запчасти, ремонт у дилеров, миллионные выплаты в случае ДТП с пострадавшими и погибшими, а также равенство между автомобилистами мегаполисов и деревень.

Новые правила ОСАГО с последними изменениями 2021 года

Этот вид страхования является обязательным. На его стоимость влияют марка авто, его возраст, мощность используемого двигателя, стаж и возраст водителя, либо водителей, которые допускаются к управлению ТС.

Меняется ли цена на ОСАГО в 2021 году?

Да. Стоимость полиса складывается из базовой ставки и применяемым к ней затем коэффициентам, в основном, увеличивающим конечную цену на страховку.

В мае 2021 года Центробанк сообщил об увеличении конечной стоимости полиса ОСАГО. Изменение планируется уже к концу лета 2021 года и коснётся увеличения диапазона применяемых цен базовой ставки страховки, а также повышения двух коэффициентов:

  1. по территории страхования (региона России),
  2. по стажу и возрасту водителя.

Базовая ставка будет увеличена с коридора 3432-4118 рублей до 2746-4942 рублей. Но полис от этого вырастет ещё больше.

Подробно об изменении цен на ОСАГО мы рассмотрели в специальной статье о подорожании полисов.

На сегодня действует коридор 20% для базовых ставок (но будьте уверены, практически все страховые используют максимальную цифру в этом коридоре):

  • для физических лиц на легковые авто: от 3432 до 4118 рублей,
  • для юридических лиц на легковые авто: от 2573 до 3087 рублей.

Средняя стоимость полиса ОСАГО на 2021 год составляет чуть более 5 500 рублей.

Рассчитать стоимость полиса ОСАГО

За ошибки в оформлении электронного полиса придется доплатить

Страховые компании будут взыскивать с покупателей электронного полиса ОСАГО недоплату премии. Постановление об этом утвердил Верховный суд.

При покупке е-ОСАГО легко можно внести в систему недостоверные данные о себе и своей машине. Так можно необоснованно снизить стоимость полиса.

Раньше, когда обман или ошибка вскрывались и разбирательство происходило в суде, недостоверные договоры страхования признавали не заключенными и потерпевшие оставались без возмещения. Теперь компания выплатит по своим обязательствам, но может взыскать эти деньги регрессом с виновника ДТП, внесшего в систему неверные данные. Если же обман или ошибку обнаружат до аварии, то владельца полиса просто попросят доплатить разницу до справедливой.

Изменяются ли полисы ОСАГО?

Да. Они уже изменились с 1 января, и страховые компании продают страховку только с новыми бланками. Изменений немного, но все они достаточно значимые. Давайте рассмотрим их!

QR-код

Самое главное – новый полис ОСАГО 2021 теперь имеет QR-код размерами 2×2 см, что позволяет, во-первых, идентифицировать его как не поддельный, во-вторых, получить базовую информацию о держателе страховки.

Так, при сканировании кода (сделать это можно любым смартфоном с установленным приложением) осуществляется переход на сайт Российского союза автостраховщиков, где можно будет узнать информацию о застрахованном водителе. Фактически, это самая базовая информация о владельце ОСАГО – то, что указано на самом полисе:

  • название страховой,
  • идентификационные номера страховки,
  • данные о машине,
  • срок действия заключённого договора ОСАГО.

Это может быть полезно только для определения, настоящий ли перед Вами полис или поддельный. Например, при оформлении ДТП по европротоколу можно будет «пробить» нелиповость полиса. Не значит ли это, что ответственность за пренебрежение такой проверкой в скором времени повесят на водителей, сложный вопрос.

Но вполне вероятно.

Полис с QR-кодом можно получить только в офисе страховой – при оформлении электронной страховки Вам на почту придёт обычный бланк.

А вот это изменение в ОСАГО 2021 года уже приятнее для водителей, ведь многие из нас уже успели столкнуться со слетевшей скидкой за безаварийную езду из-за несогласованности работы страховых компаний (а, может быть, и элементарного мошенничества с их стороны).

Теперь в новом бланке полиса 2021 года указывается класс на начало действия страховки, а также таблица с классами для каждого из водителей в случае, если полис с ограниченным кругом допущенных лиц, для прозрачности расчёта стоимости страховки. Фото такого нового полиса с таблицей:

То есть, зная формулу расчёта класса безаварийности и коэффициенты по региону и другие, Вы сможете проверить, правильно ли Вам посчитали цену страховой премии. Предлагаем ознакомиться со статьёй по наглядному расчёту КБМ.

А на случай, если страховка ОСАГО будет неограниченной, в новом полисе предусмотрено также поле, где указывается класс непосредственно собственника на начало заключения договора.

Вас также заинтересует:

  • Новые тарифы ОСАГО в 2021 году – повышение цен на страховку в таблицах
  • Новые выплаты по европротоколу до 100 тысяч рублей — когда вступят в силу?
  • Европротокол при ДТП в вопросах и ответах

Документы для оформления ОСАГО

Никаких изменений в 2021-м году по перечню документов, предоставляемых автовладельцами для оформления страховки, не предусматривается. От клиента требуется:

  • Заявление, подаваемое в письменной форме на бланке, выдаваемом страховщиком.
  • Диагностическая карта, выдаваемая после прохождения автомобилем техосмотра в сертифицированном центре. Срок действия карты составляет 1-2 года в зависимости от возраста машины. Свежие машины до трех лет в данном документе не нуждаются.
  • ПТС, а для случаев страховки авто, еще не состоящих на учете в ГИБДД, достаточным является предоставление техпаспорта.
  • Паспорт автовладельца и страхователя в случае, если это два разных человека, водительские права.

В случае, если оформление ОСАГО осуществляется на организацию, то от страхователя требуется следующий пакет документов:

  • Заявление от страхователя, оформляемое в письменном виде;
  • Действующая диагностическая карта;
  • ПТС на страхуемый автомобиль;
  • Доверенность, выданная сотруднику компании, осуществляющему страхование;
  • Свидетельство о регистрации компании;
  • Печать.

После оформления документа клиент получает на руки следующий набор документов:

  • Полис ОСАГО в оригинале;
  • Правила страхования;
  • Квитанцию об оплате;
  • Памятку для водителя.

Вырастет ли штраф за страховку?

На сегодняшний день (мы ежедневно мониторим изменения законодательства РФ) штраф остался тот же:

Несмотря на ряд новостей в начале 2021 года об изменениях такого штрафа, все эти новости – не более чем «фейк». У нас есть специальная статья о таких новостях в 2021 году, и ещё одна об актуальном штрафе за отсутствие страховки.

Тем временем, пока нет никаких новостей из официальных источников о том, что такой штраф может вырасти до конца 2021 года. Если это произойдёт, статья будет обновлена, а Вы можете подписаться на изменения в статье ниже.

Действия при ДТП в новых условиях

Порядок действий при ДТП:

  1. при наличии пострадавших вызывается медпомощь;
  2. вызвать инспектора ГИБДД;
  3. сделать звонок страховщику по вопросу дальнейших действий.

Для урегулирования вопроса без сотрудника инспекции нужно наличие трёх условий:

  1. отсутствие пострадавших лиц;
  2. согласие участников происшествия и неоспоримость виновности каждого из них;
  3. отсутствие желания составлять протокол о происшествии.

Европротокол оформляется при дорожных происшествиях, авариях в случае:

  • участия не более 2 средств;
  • участники застрахованы;
  • отсутствуют разногласия;
  • отсутствие погибших и не повреждено имущество третьих лиц.

Правила заполнения европротокола:

  1. заполняется шариковой ручкой;
  2. каждому водителю нужно заполнить лицевую часть протокола, где имеются колонки с отражением сведений об участниках;
  3. заполнить оборотную сторону, указав необходимые сведения;
  4. разделить заполненные экземпляры;
  5. каждому проставить по две подписи на лицевой стороне;
  6. внесение дополнений либо изменений в бланк, скрепляется подписью того водителя, который не возражает по поводу изменённого текста.

Европротокол подаётся страховщику в течение пятидневного срока с соответствующим пакетом документации.

Будет ли реформа ОСАГО 2021?

Маловероятно. Реформа, предлагаемая Министерством финансов РФ, включает в себя такие нововведения:

  1. вариации максимальной выплаты по ОСАГО от 400 тысяч рублей до 2 миллионов и зависимость от лимита стоимости полиса в 2021 году,
  2. отмена ряда коэффициентов (по мощности авто и региону проживания собственника машины),
  3. дополнительный повышающий коэффициент для юридических лиц.

Тем не менее, на сегодняшний день все 3 этих изменения встречают на своём пути критику и непринятие другими законодательными ведомствами.

Так, критикуется вариативность лимита максимального возмещения из-за самой сути ОСАГО – по автогражданке ведь страхуется именно ответственность водителя, и потерпевший, таким образом, будет зависеть от желания виновника застраховаться по тому или иному лимиту. Впрочем, доля логики в вариативности лимитов всё же есть, и что именно не понравилось в этом Банку России, который и выступил против изменения, остаётся загадкой.

Но будут изменения в коэффициентах. Так, дополнительный коэффициент для организаций был предложен самими страховыми компаниями, сетующими на то, что чаще всего нет информации о том, какой именно водитель будет управлять таким транспортным средством и насколько велик его стаж и возраст. Но это только предложение.

Но, как мы уже отметили выше, вырастут 2 коэффициента: территориальный и по возрасту и стажу водителей. Также страховщики предлагают ввести новый коэффициент – по пробегу машины.

Таким образом, из перечисленных новшеств по реформе ОСАГО только изменения базовой ставки и двух коэффициентов планируются в 2021 году.

Выплаты пострадавшим

Величина компенсации ущерба имуществу остается неизменной и достигает 400 тысяч рублей. За доплату степень защиты можно расширить, увеличивая предел выплат до 1,5 миллионов рублей. Кроме того, действует норма о натуральном возмещении ущерба.

Сегодня она распространяется только на аварийные ситуации, в которых участвовала всего пара автомобилей, но не исключено, что данное правило будет отменено и натуральное возмещение распространено и на массовые ДТП с одновременным участием трех и большего числа авто.

В 2021-м году водители будут защищены от установки на авто в процессе ремонта б/у деталей, а использование единой методики расчета всеми участниками страхового сообщества позволит избежать разночтений в оценках.

Выплаты компенсаций по ОСАГО должны осуществляться не позже, чем через 20 дней после подачи клиентом документов. С целью стимулирования страховщиков на своевременные выплаты, предусматривается система пени, увеличивающая ежедневно сумму компенсации на 0,5%.

Подорожает ли страховка при наличии нарушений ПДД или штрафов?

Нет. По крайней мере, не в 2021 году. Эта поправка, к слову, тоже предлагалась в рамках реформы ОСАГО, но и ей не суждено сбыться.

Причина здесь проста, и она имеет много общего с отменой справки о ДТП в прошлом году – ГИБДД попросту не дало добро на предоставление базы нарушителей страховым компаниям. Доводом послужила отсылка на Федеральный закон «О полиции», причём, без указания конкретной статьи и пункта. Но если Вы попробуете поискать сами, то не найдёте в законе ни слова о запрете взаимодействия со сторонними организациями или нарушение прав гражданина передачей информации таковым.

Впрочем, несогласие ГИБДД только на руку простым автолюбителям, ведь штрафы есть у многих.

За основу инициативы были взяты совершенно благие намерения – если водитель часто нарушает ПДД, что и отражается на наличии у него штрафов, то это значит, что и в ДТП у него вероятность попасть выше, став виновником. И, согласитесь, что это вполне логично! В особенности, если бы для повышения стоимости полиса учитывались не все нарушения Правил, а только определённые, например, такие как опасное вождение, повторное превышение скорости, нарушения проезда перекрёстков или умышленные нарушения.

А такие как выезд за стоп-линию, излишняя тонировка или установка запрещённых типов ламп в фары – то, что не имеет прямого влияния на возможность аварии, не учитывались.

Ещё кое-что полезное для Вас:

  • Какие изменения вносятся в ОСАГО с 1 апреля 2021 года? Подорожает ли страховка?
  • Повышение штрафа за езду без страховки ОСАГО до 5000 рублей с 1 января 2021 года – правда или нет?
  • Опасность европротокола — что, если виновник не предоставил извещение в течение 5 дней?

Применение личного КБМ

Гражданам, управляющим данными видами транспорта, присваивается класс 1:

Класс «КБМ» определяется по выплатам, произведённым водителем за прошедшие аварии. При этом не берётся во внимание вид транспортного средства.

На классность не влияет информация:

  • по краткосрочным соглашениям;
  • по договорам, срок действия которых истёк более 1 года назад;
  • по соглашениям, заключённым на большое количество людей.

Информация по сведениям о предыдущем договоре, заключённом на имя нескольких водителей берётся во внимание только в отношении водителя-владельца (коэффициент = 1,5).

Если лицо, управляло авто менее 1 года, коэффициент определяется по следующим параметрам:

  • отсутствие ДТП (КБМ=классу водителя, на момент заключения страхового соглашения);
  • если гражданин возмещал ущерб, то КБМ зависит от количества произведённых выплат по договору, которые произвёл страховщик;

Если присутствует информация о заключённых полисах у гражданина, начальный класс будет равный тому классу, который установлен в последнем полисе. При отсутствии сведений, гражданину присваивается 3 КМБ.

Для установления значения бонуса малуса, страховщиком выбирается высший коэффициент, установленный для каждого. Если в страховку добавляется новое имя, делается перерасчёт.

При чём, информация учитывается только по договорам, истёкшим в течение 1 года до начала нового, а не с момента, когда изменился количественный состав водителей. Вся информация о классности отражается в приложении к письменному заявлению о заключении договора страхования.

Изменяются ли правила возмещения по ОСАГО?

Да. И очень существенно.

Начнём мы с главного – страховка ОСАГО теперь покрывает только часть ущерба, а оставшуюся часть можно взыскать напрямую с виновника. Такой вывод позволил сделать Конституционный суд России, который посчитал, что, если возмещение с учётом износа от страховой не покрывает полностью реального ущерба потерпевшему, то его конституционное право на собственность нарушено. Но раз со страховой взять нечего (ведь единая методика расчёта с учётом износа утверждена в ФЗ «Об ОСАГО»), то пусть потерпевший требует разницу с виновника.

Всю нелогичность и абсурдность этого изменения, а также дискуссии на тему искоренения самого принципа защиты виновника страхованием мы оставим для комментариев нашей специальной статьи про возмещение разницы напрямую с виновника.

Впрочем, данная ситуация касается только выплатой деньгами – в случае направления на ремонт никакие износы страховым считать нельзя.

Именно в начале 2021 года практика судебных исков напрямую к виновникам за возмещением разницы и получила широкое распространение.

Неработающая схема — проблема автовладельцев?

В этом году заработал закон о натуральном возмещении по ОСАГО, по которому автомобилисты должны вместо получения денежных выплат отправлять свои автомобили на ремонт в техцентры (правила действуют только для тех граждан, которые заключили договор со страховой компанией после 28 апреля 2021 года). И если говорить о желании мошенников получить чужие выплаты, то, раз уж денежная компенсация не подразумевается, нет повода затевать махинации. Однако закон, к сожалению, себя пока не оправдал.

К такому мнению склоняется и РСА, ссылаясь на сложности в планировании работ с автосервисами, которые теперь вынуждены подстраиваться под требования законодательства по срокам и качеству ремонта. Зачастую урегулировать убытки, выдав направление на ремонт машины, бывает невозможно, и страховые прибегают к старой схеме с денежными выплатами.

Такие проволочки бьют по карману автомобилиста. Например, известно о ряде случаев, когда страховщики в одностороннем порядке без каких-либо оповещений своих клиентов производят денежные выплаты, но в минимальном размере: их едва хватает на необходимый ремонт и покупку запчастей после ДТП.

С подобной ситуацией столкнулся один из читателей Авторевю. За разбитые бампер, подкрылок, решетку радиатора и омыватель фар на автомобиле Nissan Note владелец получил всего 15 тысяч рублей. О приглашении на ремонт в техцентр страховая компания речи не вела.

Чтобы восстановить Note, владельцу пришлось побегать по разборкам и в конечном итоге ремонтировать машину в подмосковном сервисе среднего уровня. И все равно без доплат из собственного кармана не обошлось.

С аналогичной проблемой столкнулась и редакция Авторевю! Правда, ситуация оказалась еще плачевнее: у автомобиля Лада Веста, еще летом попавшего в ДТП из-за невнимательности одного из других водителей, пострадали задний бампер, оба задних фонаря, крышка багажника и задняя панель. Страховая компания решила, что 13 тысяч рублей на ремонт, видимо, хватит с лихвой, а потому с восстановительными работами дело застопорилось. На деньги, что перевел на наш счет страховщик, в лучшем случае можно приобрести лишь один задний фонарь.

Увы, Веста все еще ждет своего часа на задворках редакционной парковки.

Пока страховое сообщество думает над решением этих вопросов, автовладельцы, по всей видимости, должны косвенным образом покрывать издержки страховщиков, которые как раз и вызваны действиями автоюристов-мошенников. Чтобы предотвратить подобные ситуации, РСА предлагает усовершенствовать нормативно-правовую базу и составить четкий регламент взаимодействия страховщиков с техцентрами. Но конкретные предложения все еще в разработке.

Минимум на 20%. Воронежские автоэксперты спрогнозировали подорожание ОСАГО

К 31 августа 2021 года в России могут измениться базовые тарифы полиса обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Центробанк анонсировал реформирование системы в начале июня. Проект закона стал первым шагом к освобождению тарифов от госрегулирования.

Предполагается, что новая система сделает цену полиса более справедливой. Однако независимые автоэксперты считают, что изменения – очередная победа страхового лобби, а новые тарифы неминуемо приведут к росту стоимости ОСАГО практически для всех водителей. В подводных камнях реформы разобралась корреспондент РИА «Воронеж».

Как изменятся тарифы?

Согласно проекту, верхние и нижние пороги значений базовых тарифов изменятся на 20%. Это коснется всех категорий транспортных средств, за исключением мотоциклов и автомобилей юрлиц. Минимальный тариф для легковых автомобилей снизится с 3 432 до 2 746 рублей, максимальный возрастет с 4 118 до 4 942.

Для мотоциклов нижний порог уменьшится с 867 до 694, верхний – с 1 579 до 1 407 рублей. Для легковых авто мобилей юридических лиц минимум сократился с 2 573 рублей до 2 058, максимум – с 3087 до 2911 рублей.

Изменятся и коэффициенты, учитывающие возраст и стаж водителей. Автостраховщики называют это балансом между различными категориями водителей: якобы более опытные ведут себя на дорогах адекватнее, чем молодые.

Сейчас действуют четыре градации. Для водителей в возрасте до 22 лет со стажем вождения до трех лет применяется коэффициент 1,8. Для водителей с таким же стажем, но старших по возрасту — 1,7.

Для автовладельцев моложе 22 лет, но с опытом более трех лет — 1,6. Для водителей постарше с большим стажем коэффициент составляет 1.

Изменения предполагают введение 50 градаций по стажу и возрасту. Например, самый высокий коэффициент установят для водителей в возрасте 16–21 год со стажем вождения до двух лет (1,87), для неопытных водителей 22–24 лет — 1,77, для водителей от 30 лет и старше без стажа — 1,63.

Максимальную скидку (4%) предоставят автовладельцам в возрасте от 35 лет со стажем более пяти лет или от 40 лет со стажем от трех лет. Сейчас подобные скидки не предусмотрены.

Пока КБМ (коэффициент, по которому водители получают скидку за безаварийную езду, а за ДТП, наоборот, доплачивают) рассчитывается на дату окончания действия последнего полиса. После введения изменений накопительный период сократится до одного календарного года. Страховщики полагают, что этот подход позволит сделать стоимость полиса более справедливой для каждого водителя.

Центробанк оставил эти показатели без изменений. Как отмечают эксперты, они рассчитываются в зависимости от уровня жизни в каждом регионе, плотности населения и количества автомобилей. В Воронеже территориальный коэффициент составляет 1,5.

В чем плюсы нововведений?

Одним из основных плюсов страховщики называют индивидуальный подход к каждому автовладельцу при расчете цены ОСАГО.

Евгений Попков, начальник отдела маркетинговых исследований СК «Макс»:

По мнению директора ООО «Зетта Страхование» в Воронеже Ивана Маликова, расширение тарифного коридора «позволит страховым компаниям эффективно конкурировать между собой и предлагать доступный тариф, выгодный как им самим, так и автомобилистам».

– Реформа ОСАГО назрела давно, и сейчас Центробанк РФ объявил о старте первого этапа преобразований, – отметил Маликов. – Реформа не предполагает увеличения средней стоимости полиса – речь идет только о перераспределении нагрузки между отдельными категориями водителей и расширении коридора тарифных возможностей страховщиков с тем, чтобы предложить каждому автомобилисту справедливую стоимость ОСАГО, соответствующую стоимости риска по его транспортному средству. Второй этап реформы предполагает полную индивидуализацию тарифа для каждого автовладельца. На третьем этапе страховщики получат возможность устанавливать собственные тарифы.

Как считает сопредседатель регионального отделения общественной организации «Город и транспорт» Юрий Новиков, с введением изменений страховые компании перестанут чинить препятствия при покупке ОСАГО и навязывать дополнительные услуги. Пока страховщики неохотно продают полисы, многие компании устанавливают лимит на продажи в день – автомобилистам приходится занимать очередь с раннего утра, а то и ночью.

Почему ОСАГО может подорожать?

После нововведений любое мелкое ДТП, по сути, лишит автомобилиста всех бонусов за годы безаварийной езды. Можно предположить, что после введения изменений «аварийных» водителей станет в разы больше, а значит, ОСАГО для большинства автомобилистов вырастет в цене.

Николай Киселев, председатель реготделения Комитета по защите прав автомобилистов:

Автоэксперты считают, что нижний предел цены полиса (2 746 рублей) – иллюзия, и раз есть высший предел (4 942 рубля), то страховщики будут рассчитывать цену ОСАГО именно по нему. Таким образом, стоимость полиса повысится минимум на 20%, а из-за этого возрастет число отказов от ОСАГО. Люди начнут ездить без страховки на свой страх и риск.

Эксперты указали еще на один минус возможных изменений. По мнению некоторых автоэкспертов, градация «молодой водитель» и «опытный водитель» несправедлива: человек мог получить права и много лет ими не пользоваться, тогда как другой каждый день водил автомобиль, к примеру, на протяжении двух лет.

Юрий Новиков, сопредседатель регионального отделения общественной организации «Город и транспорт»:

На сколько подорожало ОСАГО в 2021?

С 2021 года изменились тарифы ОСАГО — причем не все показатели, которые влияют на стоимость, а только три из них. Водителей волнует вопрос, насколько же подорожала страховка и для кого. Может ОСАГО вообще не подорожало, и нет смысла переживать?

Сразу скажем, что изменения коснулись базовых тарифов ОСАГО, применения коэффициента бонус-малус и новых коэффициентов возраста и стажа. ОСАГО подорожало, но это подорожание коснулось не всех. Для некоторых ситуация даже несет определенную выгоду.

Поэтому давайте разбираться в том, где и что подорожало, по порядку.

Если вы правильно рассчитали и вовремя оплатили страховку, а в итоге вам отказываются произвести выплату по ОСАГО, и споры со страховщиками заходят в тупик, то не тратьте свое время и нервы. Лучше обратитесь за помощью к юристу.

Нет времени читать статью?

От чего зависит стоимость ОСАГО

Чтобы понять, на сколько подорожало ОСАГО, давайте разберемся, из чего вообще складывается цена. Стоимость посчитать просто: базовый тариф нужно умножить на различные коэффициенты по порядку. Цена полиса ОСАГО включает в себя:

  • базовый тариф — это начальная стоимость, от которой зависит подорожание (ее и умножаем на коэффициенты);
  • коэффициент возраста и стажа;
  • коэффициент города, где проживаете;
  • коэффициент бонус-малус;
  • мощность авто;
  • сезонность использования транспортного средства;
  • неограниченность или ограниченность ОСАГО.

Как изменились базовые тарифы

Базовые тарифы ОСАГО зависят от категории владельца транспортного средства и вида авто. В законе прописана минимальная и максимальная ставка. Страховая компания вправе установить свое значение показателя, не переходя за рамки, установленные законом.

Внесенные изменения расширили цены полисов ОСАГО. Так, самый большой и самый маленький показатели сместились на 20%. Естественно, страховые компании с радостью устанавливают максимальные тарифы, что вызывает значительное подорожание ОСАГО.

Примеры базовых ставок ОСАГО:

  • скутеры, мотоциклы и т.п. — 694–1407 рублей (было: 867–1579 рублей) — стало дешевле;
  • легковое авто физлиц — 2746–4942 рублей (было: 3432–4118 рублей) — подорожало;
  • легковое авто юрлиц — 2058–2911 рублей (было: 2573–3087 рублей) — стало дешевле;
  • грузовое транспортное средство до 16 тонн — 2807–5053 рублей (было: 3509–4211 рублей) — произошло подорожание;
  • грузовое авто более 16 тонн — 4227–7609 рублей (было: 5284–6341 рублей) — подорожало.

Итак, на мотоциклы, скутеры, мопеды и т.д. полис не подорожал, т.к. ставки стали ниже — максимальная уменьшилась почти на 11%. Зато по легковым авто для граждан ставка возросла. На основании изменений, внесенных по базовым тарифам, полис подорожал для многих категорий авто.

Коэффициент «возраст-стаж» (КВС) и бонус-малус (КБМ) — что с ними?

Коэффициент бонус-малус — это скидка за безаварийное вождение. Но если водитель часто попадал в ДТП по своей вине, то бонус-малус приведет к подорожанию ОСАГО. В расчете КБМ произошли изменения:

  • если у водителя был перерыв в страховании от года, то коэффициент (как было ранее) не обнуляется;
  • если у водителя в разных страховках разные коэффициенты, то считается наименьший из них;
  • коэффициент бонус-малус теперь присваивается один раз в год — 1 апреля.

Теперь о коэффициенте «возраст-стаж». Если раньше КВС был разделен на 4 категории, то теперь на 58. Для водителей старше 59 лет и со стажем от шести лет вождения и выше показатель снизили (0,93). Молодым водителям (до 21 года) увеличили максимальное значение до 1,87 (было 1,8).

Так, для молодых водителей с маленьким стажем полис ОСАГО должен подорожать.

Изменения коснулись коэффициентов «возраст-стаж» (увеличилось число категорий до 58) и коэффициента бонус-малус. Последний теперь обновляется каждый год 1 апреля. Несмотря на то, что законодатель хотел своими поправками добиться подорожания полиса ОСАГО для недобросовестных водителей, подорожала страховка для всех.

Новые тарифы для расчета стоимости ОСАГО с 5 сентября 2021 года

На первый взгляд оба перечисленных документа похожи между собой. Каждый из них рассказывает о том, как именно страховые компании должны рассчитывать стоимость страховки ОСАГО для водителей. Однако не смотря на кажущееся сходство документов, они довольно сильно различаются.

В новом указании введены новые базовые тарифы, новые размеры коэффициентов и даже новые формулы для расчета стоимости страховки.

Поскольку нововведений довольно много, их рассмотрение будет разбито на две статьи, в ходе которых новые правила для расчета стоимости страховки будут рассмотрены во всех подробностях.

Содержание первой статьи:

Для начала напомню, что стоимость полиса ОСАГО вычисляется как произведение базовой ставки страхового тарифа и нескольких коэффициентов. Если увеличивается базовая ставки или хотя один из коэффициентов, то увеличивается и итоговая стоимость страховки.

Информация о документе

07.09.2021 Указание Банка России «О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» опубликовано на официальном сайте Банка России 25 августа 2021 года. Документ начал действовать через 10 дней после официальной публикации, то есть с 5 сентября 2021 года.

Новые базовые ставки страховых тарифов ТБ

Первое важное изменение затронуло базовые ставки страховых тарифов. Рассмотрим таблицу, содержащую старые и новые значения:

Транспортное средствоБыло
min — max
Стало
min — max
Мотоциклы, мопеды и легкие квадрициклы694 — 1 407625 — 1 548
Транспортные средства категорий "B", "BE" юридических лиц2 058 — 2 9111 646 — 3 493
Транспортные средства категорий "B", "BE" физических лиц, индивидуальных предпринимателей2 746 — 4 9422 471 — 5 436
Транспортные средства категорий "B", "BE" используемые в качестве такси4 110 — 7 3992 877 — 9 619
Транспортные средства категорий "C" и "CE" юридических и физических лиц с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее2 807 — 5 0532 246 — 6 064
Транспортные средства категорий "C" и "CE" юридических и физических лиц с разрешенной максимальной массой более 16 тонн4 227 — 7 6093 382 — 9 131
Транспортные средства категорий "D" и "DE" юридических и физических лиц с числом пассажирских мест до 16 включительно2 246 — 4 0442 134 — 4 165
Транспортные средства категорий "D" и "DE" юридических и физических лиц с числом пассажирских мест более 162 807 — 5 0532 667 — 5 205
Транспортные средства категорий "D" и "DE" юридических и физических лиц используемые на регулярных перевозках с посадкой и высадкой пассажиров как в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, так и в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок4 110 — 7 3993 905 — 7 399
Троллейбусы2 246 — 4 0442 134 — 4 044
Трамваи1 401 — 2 5211 331 — 2 521
Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины юридических и физических лиц, имеющие паспорт самоходной машины и других видов техники или свидетельство о регистрации машины и проходящие государственную регистрацию в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации899 — 1 895872 — 1 952

Примечание. Зеленым цветом в таблице выделены значения, которые стали меньше, красным — которые увеличились.

Напомню, что страховые компании имеют право выбирать значение ТБ в интервале между минимальным и максимальным значениями, установленными законодательством. Так вот, на основании приведенной выше таблицы можно сделать следующие выводы:

1. Минимальная граница для всех транспортных средств стала ниже, то есть теоретически страховые компании могут предложить водителям более низкую стоимость ОСАГО.

2. Максимальные границы для всех транспортных средств, кроме общественного транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев), стали выше, то есть страховщики имеют право увеличить стоимость страховки почти для всех водителей.

Глядя на зеленые цифры в таблице некоторые СМИ пообещали, что с 5 сентября 2021 года ОСАГО должно подешеветь. На практике же сложилась совсем другая ситуация. Большинство страховых компаний устанавливают значение ТБ близкое к верхней границе диапазона.

После расширения диапазона они скорее всего просто увеличат базовые ставки.

Ради интереса я решил проверить значения базовых ставок страховой компании, в которой я не так давно покупал страховой полис. И данная теория подтвердилась. Новые базовые ставки оказались примерно на 15% выше.

То есть стоимость всех страховых полисов лишь возросла.

Предлагаю Вам сделать аналогичную проверку для «Вашей» страховой компании и написать ее результаты в комментариях к данной статье.

Новые территориальные коэффициенты КТ с 5 сентября 2021 года

Напомню, что величина коэффициента КТ зависит от того, в каком регионе и населенном пункте зарегистрирован (прописан) владелец транспортного средства. Для выбора данного коэффициента используется огромная таблица, имеющая сотни строк. И почти все значения в данной таблице были обновлены 5 сентября 2021 года.

Изначально я хотел разместить в рамках данной статьи полную таблицу со всеми населенными пунктами, однако в процессе изучения нововведений были выявлены некоторые закономерности. Они позволяют представить информацию гораздо более компактно:

Старое значение КТНовое значение КТ
0,50,55
0,60,64
0,70,73
0,80,82
0,90,91
11
1,11,09
1,21,18
1,31,27
1,41,36
1,51,45
1,61,54
1,71,63
1,81,72
1,91,81
21,9
2,11,99

Зависимость, представленная в таблице, справедлива абсолютно для всех регионов и населенных пунктов. Если Вы знаете КТ, который был в Вашем регионе ранее (его можно посмотреть в табличке в страховом полисе), то на его основании Вы можете по таблице найти и новое значение КТ.

Если же Вы не знаете старое значение КТ, то просто найдите название своего региона и населенного пункта на следующей странице указа:

На основе приведенной выше таблицы с коэффициентами КТ можно сделать следующий вывод. В населенных пунктах, где значение КТ раньше было меньше 1, это значение немного увеличилось. В населенных пунктах, где значение КТ превышало 1, коэффициент немного уменьшился.

Увеличение коэффициента КО для «открытой» страховки

Коэффициент КО используется для расчета стоимости страхового полиса, в котором не накладываются ограничения на водителей, допущенных к управлению. То есть речь идет о так называемой открытой страховке.

N п/пСведения о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством, владельцем которого является физическое лицоКоэффициент КО
123
1Договор обязательного страхования предусматривает ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством1
2Договор обязательного страхования не предусматривает ограничения количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством1,87

Коэффициент КО для юридического лица устанавливается в размере 1,8.

N
п/п
Ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средствомКоэффициент КО
123
1Да1
2Нет1,94 — для физических лиц;
1,97 — для юридических лиц

Для физических лиц коэффициент КО увеличился с 1,87 до 1,94. Для юридических лиц значение возросло с 1,8 до 1,97.

Правила выбора базовой ставки (ТБ) страховой компанией

Для начала напомню, что с 24 августа 2021 года страховые компании получили право устанавливать различные базовые ставки страховых тарифов для разных групп водителей. Например, при выборе ТБ могут учитываться нарушения правил дорожного движения водителем. Данный вопрос подробно рассмотрен в отдельной статье:

В Указании Банка России также появилась дополнительная информация по данному вопросу:

1. Размер базовой ставки страхового тарифа определяется страховщиком самостоятельно по каждой категории транспортного средства в пределах значений, установленных приложением 1 к настоящему Указанию, и по каждой территории преимущественного использования транспортного средства, установленной пунктом 1 приложения 2 к настоящему Указанию, и утверждается страховщиком.

Об утвержденных размерах базовой ставки страхового тарифа страховщик в течение 3 рабочих дней со дня их утверждения должен уведомить в письменном виде Банк России с приложением документа об утверждении их размера и разместить информацию на официальном сайте страховщика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

1. В границах максимальных и минимальных значений базовых ставок страховых тарифов, установленных в приложении 1 к настоящему Указанию, страховщик устанавливает значения базовых ставок страховых тарифов в зависимости от факторов, указанных им в методике расчета страховых тарифов, утвержденной в соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 56, Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 1, ст.

4; 2021, N 31, ст. 4840).

Из этого пункта можно сделать вывод о том, что каждая страховая компания должна утвердить специальный документ — методику расчета страховых тарифов. В этом документе должно быть указано, какие факторы влияют на размер базовой ставки, а какие нет.

На первый взгляд кажется, что страховые компании выберут разные тарифы для разных водителей. То есть нарушители будут платить за ОСАГО больше.

Что касается практики, то в процессе составления данной статьи я изучил новую методику, размещенную на официальном сайте одной из страховых компаний. Так вот, оказалось, что страховщики не стали «заморачиваться» с введением дифференцированных тарифов, зависящих от разных факторов. Они просто выпустили новую методику с единым тарифом, базовая ставка в котором выросла.

Не исключено, что в будущем методики страховых компаний будут обновлены и тарифы действительно будут зависеть от нарушений. Если Вы столкнетесь с подобной ситуацией на практике, то напишите об этом в комментариях к данной статье.

В заключение хочу еще раз напомнить, что в данной статье рассмотрена лишь первая часть нововведений от 5 сентября 2021 года. Вторая часть опубликована в следующей статье на pddmaster.ru. Тем не менее, если Вам не терпится как можно скорее узнать обо всех особенностях новых тарифов, то рекомендую Вам изучить полный текст Указания Банка России:

Кроме того, Вы можете рассчитать стоимость страховки для собственного автомобиля при помощи обновленного калькулятора ОСАГО:

Источники — https://gazbuka.ru/wiki/novosti-o-podorozhanii-osago-pochemu-kogda-i-na-skolko/
https://autogic.ru/strahovka/podorozhanie-strahovki-2021.html
https://riavrn.ru/news/minimum-na-20-voronezhskie-avtoeksperty-sprognozirovali-podorozhanie-osago/
https://rtiger.com/ru/journal/na-skolko-podorojalo-osago-v-2021/
https://pddmaster.ru/osago/tarif-osago-0920.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *