Перейти к содержанию

Порядок взыскания нанесенного ущерба автомобилю с виновника аварии в 2021 году

Можно взыскать ущерб с водителя-работника предприятия, виновника ДТП

Штатный водитель организации при перевозке других сотрудников организации попал в дорожно-транспортное происшествие, при этом он является его виновником. Работодатель принял решение лишить его по итогам месяца премии. Один из пострадавших (третье лицо) хочет взыскать с организации сумму причиненного ему ущерба, которую не покрыла страховка.

Имеет ли право организация удержать эту сумму с водителя, или же, поскольку он уже был лишен премии, такого права у организации нет?

1. Согласно п. 1 ст. 1068 ГК РФ юридическое лицо возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. В соответствии с п. 1 ст.

1081 ГК РФ лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (в том числе работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом. То есть право требования возместить ущерб у работодателя возникнет только после того, как он выплатит возмещение лицу, которому причинен вред действиями работника.

В соответствии со ст. 233 ТК РФ материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено самим ТК РФ или иными федеральными законами. Материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику (ст.

239 ТК РФ). Иными словами вина является обязательным условием для привлечения работника к материальной ответственности.

Из вопроса видно, что водитель виноват в дорожно-транспортном происшествии (далее — ДТП), а следовательно, и в возникновении ущерба, причиненного в результате этого ДТП. Согласно части первой ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб.

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества, а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам (часть вторая ст. 238 ТК РФ). Из изложенного следует, что выплаты в возмещение вреда, которые будут произведены работодателем третьему лицу по вине работника, являются прямым действительным ущербом для работодателя, так как повлекут уменьшение имущества (денежных средств) работодателя на размер выплаченной суммы. Размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества (часть первая ст. 246 ТК РФ).

По общему правилу за причиненный работодателю ущерб работник несет ограниченную материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка (ст. 241 ТК РФ). Полная материальная ответственность, предполагающая возмещение причиненного работодателю прямого действительного ущерба в полном размере, может возлагаться на работника лишь в исключительных случаях, прямо предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами (ст.

242 ТК РФ).

Следовательно, если работодатель возместит ущерб, причиненный работником третьему лицу, и сумма указанной выплаты не будет превышать среднего месячного заработка данного работника, то работодатель вправе взыскать с него указанные суммы (ст. 241 ТК РФ). Взыскание с виновного работника в таком случае производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба (часть первая ст. 248 ТК РФ).

Если же сумма причиненного ущерба превышает средний месячный заработок виновного работника, то работник может быть привлечен к полной материальной ответственности только при наличии оснований, предусмотренных частью первой ст. 243 ТК РФ. При отсутствии таких оснований с работника может быть взыскана только сумма, которая не превышает размера его среднего месячного заработка независимо от размера причиненного ущерба.

В рассматриваемой ситуации, единственным вариантом привлечения водителя к полной материальной ответственности является случай, предусмотренный п. 6 части первой ст. 243 ТК РФ, — причинение ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом. Судебная практика исходит из того, что привлечение к ответственности по этому основанию возможно при условии, что по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении работника вынесено постановление о назначении административного наказания либо постановление о прекращении производства по делу в связи с малозначительностью правонарушения (п.

12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 N 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю»). Кроме того, судебная практика также свидетельствует о том, что одного лишь факта совершения работником, занимающим должность водителя, дорожно-транспортного происшествия, в результате которого работодателю причинен ущерб, недостаточно для применения к такому работнику полной материальной ответственности, если для этого нет оснований, прямо предусмотренных законодательством (смотрите постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.03.2009 N А56-25335/2008, кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 14.03.2011 N 33-3500/2011, определение Президиума Московского областного суда от 11.02.2004 N 103).

Таким образом, если работник не согласится добровольно возместить ущерб, причиненный работодателю, а сумма ущерба будет превышать его средний месячный заработок, то взыскание указанной суммы может быть осуществлено работодателем только в судебном порядке. Если суд удовлетворит требование работодателя о возмещении работником ущерба в полном размере, то погашение задолженности будет производиться в соответствии с вынесенным судебным решением. Если же у работодателя отсутствуют законные основания для привлечения работника к полной материальной ответственности, то взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающего его среднего месячного заработка, можно будет осуществить на основании распоряжения работодателя. И в данной ситуации согласия работника на это не требуется.

Однако необходимо помнить, что такое распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба.

2. Согласно ст. 129 ТК РФ стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) являются составной частью заработной платы. Системы оплаты труда, включая системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая ст.

135 ТК РФ). В силу части первой ст. 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Таким образом, премия выплачивается за определенные достижения в работе, выполнение определенных показателей, и ее целью является прежде всего повышение мотивации сотрудников.

Поэтому круг премируемых работников, условия премирования и размеры премий определяются, как правило, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников (ст. 135 ТК РФ). Поскольку законодательство не устанавливает условия премирования, то ключевое значение приобретают положения локального нормативного акта работодателя, которым установлена премия.

Руководитель организации вправе не начислять (уменьшить) премию тому работнику, чья работа не соответствовала критериям, закрепленным в таком локальном нормативном акте.

Таким образом, премия является средством, стимулирующим добросовестное исполнение работником трудовых обязанностей, а лишение работника премии зависит от волеизъявления работодателя и не свидетельствует о том, что работник понес расходы по возмещению ущерба, причиненного им в результате ДТП. Иными словами, лишение работника премии не препятствует работодателю требовать возмещения причиненного ему работником прямого действительного ущерба. Аналогичная позиция отражена и в судебной практике (смотрите решение Кемеровского районного суда по делу N 2-822/2011).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павлова Наталия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

7 сентября 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Возмещение материального ущерба, причиненного в ДТП, в судебном порядке

Закон предусматривает несколько вариантов судебного возмещения ущерба, а также возможность обжаловать решение.

Цитата

Если бы люди были более честными и ответственными, то возникающие между ними гражданско-правовые отношения всегда могли бы быть урегулированы без обращения к внешним арбитрам.

В реальности имущественные интересы, желание «не платить» или «получить больше, чем положено» влекут за собой длительные судебные тяжбы, которые отнимают время, силы и деньги.

Имущественные споры о материальном ущербе, возникшем в результате ДТП, одни из самых распространенных в судебной практике.

Юридическое толкование ДТП близко к бытовому пониманию, т. е. к тому, что вкладывают в понятие ДТП большинство людей, далеких от законодательных тонкостей и логических хитросплетений.

  1. Основным участником ДТП является автотранспортное средство.
  2. Для признания происшествия дорожно-транспортным, автомобиль должен в этот момент находиться в процессе движения.
  3. Происшествие должно иметь своим результатом видимый и ощутимый ущерб для автотранспортного средства и/или здоровья водителя, пассажиров или пешеходов.
  • Гражданским кодексом РФ ;
  • Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ .

В соответствии со ст.1064 ГК РФ , если лицо не виновно в причинении вреда, оно освобождается от возмещения. Например, если ДТП произошло в результате действий третьего лица или наступления не зависящего от воли участников происшествия события. Эти факты подлежат доказыванию.

Именно такие случаи являются наиболее проблемными для установления вины и наложения обязательств по возмещению ущерба.

Та же статья указывает, что возложение обязанности по возмещению вреда возможно на иное лицо, которое не является непосредственным причинителем вреда. Данная норма регулируется Федеральным законом № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

К иному лицу, которое обязано возмещать причиненный в результате ДТП ущерб, относится страховая компания, с которой у причинителя вреда заключен договор страхования в рамках обязательной системы.

Цитата

В соответствии со ст. 7 ФЗ № 40 от 25.04.2002 страховая сумма, которую страховая компания обязана возместить каждой потерпевшей стороне, с 01.10.2014 составляет до 400 тыс. руб. за имущественный ущерб и до 500 тыс. руб. за нанесенный вред здоровью и жизни.

Если имущественный ущерб по результатам проведенных оценочных экспертиз составляет большую сумму, то оставшуюся разницу выплачивает непосредственно причинитель вреда. То же касается нанесенного вреда здоровью в случаях, когда стоимость последовавшего лечения и восстановления составила сумму, превышающую установленную нормативно.

Кроме того, ст. 1064 ГК РФ устанавливается возможность требовать от причинителя вреда компенсации сверх причиненного материального вреда. В рамках этой нормы потерпевший имеет право на получение компенсации за так называемый моральный вред, который был нанесен в результате ДТП.

Отказ от добровольного возмещения причиненного ущерба либо его неполное возмещение – нарушение прав гражданина на компенсацию понесенных убытков. Это, в свою очередь, является основанием для обращения с исковым заявлением в суд.
Ответчиками по иску потенциально могут быть три лица (не одновременно).

  1. О взыскании страхового возмещения ущерба, причинённого в результате ДТП, – к страховой компании.
  2. О возмещении ущерба – к водителю-виновнику ДТП, то есть к причинителю вреда.
  3. О возмещении ущерба – к работодателю водителя, виновного в дорожно-транспортном происшествии.

Точкой отсчета служит отказ от возмещения причинителем вреда или иным лицом, на которого законом или договором возложено обязательство возместить ущерб.

Если документально установить момент отказа невозможно, то срок исковой давности начинает отсчитываться с момента ДТП.

Уровень суда, который обязан рассматривать дело, определяется суммой иска: если она не превышает 100 тыс. руб., то разрешение искового требования проводится мировым судьей, если более 100 тыс. руб. – районным.

Территориальная подсудность данных дел зависит от места нахождения ответчика.

Ситуация, возникающая довольно часто: страховая компания покрывает часть понесенных потерпевшим расходов, т. е. не возмещает нанесенный ущерб полностью. Ситуация вполне логична: компания хочет заплатить меньше, полагая, что оцененный ущерб завышен (что тоже случается нередко).

Цитата

Если же ущерб специально не завышался, а страховщик не хочет покрывать полную стоимость понесенных затрат, судебного разбирательства не избежать.

Исковое заявление подается в суд по юридическому адресу страховой компании.

  1. Описание произошедшего ДТП.
  2. Указание понесенных убытков в результате ДТП.
  3. Описание поведения страховой компании (сколько заплатила, причины отказа в выплате и т. д.).
  4. Расчет суммы искового требования.
  • оценочные услуги;
  • юридические услуги;
  • почтовые услуги;
  • государственную пошлину.

Цитата

Возможно вам так же будет интересно узнать про правила покупки и продажи автомобиля
  1. если автотранспортное средство не было застраховано в рамках обязательного страхования;
  2. если сумма ущерба превышает установленные ФЗ № 40 от 25.04.2002 нормативы.

Исковое требование к причинителю вреда подается в суд по месту жительства (регистрации) владельца транспортного средства.

  1. Фактические данные о ДТП, включая время, место, степень повреждения автомобиля и нанесенного ущерба здоровью.
  2. Расчет понесенных убытков в результате ДТП.
  3. Описание процесса возмещения ущерба страховой компанией.
  4. Описание поведения причинителя вреда (отказ от возмещения).
  5. Произведение расчета суммы искового требования, учитывая средства, которые были возмещены страховой компанией

Цитата

Если оценочные, судебные и юридические расходы потерпевшего не были погашены страховыми выплатами, то истец вправе требовать их отнесения на счет причинителя вреда.
  • дополнительные копии заявления в 2 экз.;
  • копия документов на ТС;
  • копия страхового полиса;
  • копии документов, подтверждающих ДТП;
  • копия оценочного отчета о нанесенном ущербе ТС;
  • копии документов о понесенных расходах в результате потребовавшегося лечения и др.
  • копии документов о возмещении ущерба страховой компанией;
  • копия уведомления о времени и месте осмотра ТС в адрес причинителя вреда;
  • копии документов об оплате оценочных и юридических услуг;
  • квитанция об оплате государственной пошлины.

Выделение данной категории исковых требований в отдельных вид условно: их содержание, необходимые для приложения документы аналогичны случаям требования к причинителю вреда.

Основным отличием является принадлежность автомобиля юридическому лицу, в связи с чем требования по возмещению должны быть предъявлены не к человеку, находившемуся в момент ДТП за рулем, а непосредственно организации, владеющей автомобилем.

Таким образом, исковое заявление в случае требований к работодателю водителя подается в суд по месту нахождения (юридическому адресу) организации. Тем не менее водитель, который находился за рулем автотранспортного средства, считается третьим лицом по делу. Его надлежит перечислить в исковом заявлении сразу за истцом и ответчиком.

Законодательно установлены сроки рассмотрения гражданских дел в 1 месяц с момента принятия к производству заявления для мировых судей и 2 месяца – для районных судов.

Некоторые ответчики, например страховые компании, могут настаивать на проведении дополнительных экспертиз и проверок, вызове свидетелей и т. д., что влечет за собой увеличение срока рассмотрения.

Практике известны случаи, когда дело рассматривалось год и даже более.

Вынесенное решение подлежит обжалованию в вышестоящем суде в апелляционном порядке в течение 30 дней с момента вынесения. После истечения этого срока оно вступает в законную силу.

На решение мирового судьи апелляция подается через него в районный суд. На решение районного суда – через районный суд в судебную коллегию по гражданским делам областного (республиканского, краевого) суда (для городов федерального значения – городского суда).

Цитата

В подавляющем большинстве случаев апелляционная инстанция оставляет решение первого суда без изменения.
  • изменить решение первого суда;
  • отменить решение первого суда.

Оно может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня вынесения в порядке кассации в президиум областного (республиканского, краевого) суда (для городов федерального значения – городского суда) и далее – при вынесении отрицательного решения президиумом – в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда.

Если кассационная жалоба была предметом рассмотрения коллегии Верховного суда, по которой было вынесено решение, то оно может быть обжаловано, но уже в порядке надзора в Президиуме Верховного суда.

Порядок взыскания с виновника ДТП

Когда необходимо судебное взыскание с виновника ДТП?

Ни для кого не секрет, что страховая компания после ДТП возмещает ущерб только в пределах страховой суммы. Для полного возмещения причиненного вреда с виновника ДТП потерпевший вправе обратится в суд с требованием о взыскании помимо страхового еще и фактического размера ущерба.

Необходимость взыскания ущерба с виновника ДТП появляется, когда:

  • виновное лицо покинуло место ДТП
  • отсутствовали правоустанавливающие документы на транспортное средство у виновника ДТП
  • произошедшее ДТП выходит за рамки страховых случаев, при которых предусматривалась денежная компенсация по ОСАГО
  • потерпевшее лицо желает воспользоваться правом взыскать с виновника компенсацию морального вреда
  • произведенный подсчет размера ущерба составил больше допустимых лимитов автогражданской ответственности по ОСАГО (400 000 для выплат потерпевшему в связи с причиненным вреда имуществу и 500 000 для выплат потерпевшему в связи с причиненным вреда жизни и здоровью, также 25 тысяч для выплат на расходы погребения)
  • отсутствует договор страхования. Не все водители страхуют свою гражданскую ответственность на предмет причинения вреда и ездят без « страховки». А некоторые, умудряются оформить полис ОСАГО в «подворотне», то есть приобрести полис ОСАГО у недобросовестных продавцов, то есть поддельный. Тогда страховая компания отказывает в выплате
  • взыскание износа с виновника аварии. По ОСАГО страховое возмещение гражданин получит с учетом износа заменяемых деталей. Ему может быть выплачена небольшая сумма, если автомобиль « старый». Поэтому потерпевшая сторона вправе обратиться непосредственно к причинителю вреда с требованием о взыскании разницы.

Взыскание без учета износа с виновника

Очень часто стоимость ремонта оказывается значительно больше, чем выплатил страховщик. Это происходит, если автомобиль сильно пострадал в ДТП, или автомобиль имеет большую стоимость.

Тогда потерпевшая сторона вправе требовать возместить ущерб с виновника ДТП, выходящий за лимит, предусмотренный ответственностью страховщика без учета износа деталей. То есть гражданин, пострадавший в ДТП, может получить со страховой компании стоимость восстановительного ремонта с учетом износа деталей, а весь остальной ущерб гражданин может получить с виновной в ДТП стороны.

У юристов это называется разницей между страховой выплатой и реальным ущербом. В этом случае потерпевшему необходимо доказать, что размер его ущерба действительно больше суммы, полученной от страховой компании. Доказательством служит, как правило, грамотно оформленная экспертиза, или чеки и квитанции об оплате деталей, работ.

Если виновник ДТП отказывается добровольно оплатить ущерб, можно смело обращаться в суд.

ПОЛЕЗНО: читайте полный порядок возмещения вреда после ДТП по ссылке

Нужно ли писать претензию виновнику ДТП?

Обязательный характер соблюдения досудебного порядка подачи претензии виновнику ДТП законом не предусмотрен, в связи с этим данный документ является вариантом согласования компромиссов и уступок для решения спора до суда.

Потерпевшее лицо разрешая вопрос о возмещении вреда в результате ДТП может прибегнуть к составлению претензии в отношении виновника с целью договориться о возмещении компенсации (материального, морального) вреда в добровольном порядке, которое в последующем может быть урегулировано путем заключения соглашения между участниками ДТП или распиской виновного лица.

Зачастую бывают ситуации, когда добровольно виновник отказывается выплачивать причиненный ущерб, тогда предъявлением претензии необходимо побудить на это, а также проявить серьезность намерений обратится в суд в случае неудовлетворения требований, указанных в претензии.

ПОЛЕЗНО: заказывайте претензию у нашего юриста, смотрите видео с советами по составлению процессуального документа второму водителю

Как составить исковое заявление к виновнику ДТП?

Для составления искового заявления законом не установлен официальный образец, важно руководствоваться нормами Гражданского процессуального кодекса РФ, также исковые требования должны быть изложены с учетом следующих основных принципов:

  1. Краткость содержания, изложенного в исковых требованиях. Должны содержаться обстоятельства, только относящиеся к предмету искового заявления
  2. Обоснованность содержания. Исковые требования должны иметь нормы материального и процессуального права которые также относятся к обоснованию изложенных обстоятельств
  3. Форматирование содержания. Текстовый формат необходимо выставить однообразный на протяжении всего текста, с применимым наиболее часто размеров – 14 кегль, интервал ­– 1,5

Исковое заявление о возмещении ущерба, причиненного ДТП по своей природе содержит в себе следующие сведения:

  • ​ наименование суда в который подается исковое заявление
  • ​ ФИО, номер телефона, e-mail для связи Истца и Ответчика
  • ​ обстоятельства спора в следствии чего было нарушено право, в следствии чего был причинен вред здоровью или смерть
  • ​ мотивировка требований — на чем основывается лицо получившее вред в результате ДТП и почему
  • ​просительная часть — какие меры по мнению потерпевшего лица должны быть
  • перечень документов необходимы для обоснования обстоятельств, на которые ссылается Истец
  • ​ когда было составлено исковое заявление (дата) и подпись отправителя

ПОЛЕЗНО: еще советы адвоката по составлению иска в суд в следующем видео

Порядок взыскания износа с виновника ДТП

Взыскание износа с виновника ДТП составляют следующие действия:

  1. правильное оформление ДТП в соответствии с Европротоколом или вызовом сотрудников ГИБДД, если причиненный ущерб превысил лимит, установленный автогражданской ответственностью
  2. обращение в страховую компанию (страховую компанию виновника) для получения страховой выплаты за причиненный ущерб в результате ДТП
  3. составление претензии в отношении виновного лица с указанием в приложениях копий документов подтверждающих факт ДТП, в следствии чего вручить нарочно другой стороне под роспись и штамп на Вашем экземпляре
  4. при отсутствии ответов на предъявленные Вами требования обратиться с исковым заявлением в суд

Взыскание разницы с виновника дорожно транспортного происшествия

При взыскании разницы между страховой выплатой и фактически причиненным ущербом в результате ДТП необходимо обращение в суд с исковым заявлением по месту жительства Ответчика в зависимости от предъявленной цены исковых требований:

  • Не превышающие 50 (пятьдесят) тысяч рублей, то дело подсудно рассматриваться в мировом суде
  • Превышающие 50 (пятьдесят) тысяч рублей, то дело подсудно рассматриваться в районном суде

Помимо возмещения материального вреда потерпевший имеет право также взыскать компенсацию морального вреда, утраченный заработок. Данная категория подразумевает оценочный критерий, который устанавливается судом с учетом всех предоставленных доказательств.

Можно ли взыскать ущерб с виновника-велосипедиста?

Обязательное страхование владельцев велотранспорта не подлежит по причине того, что велосипед не является источником повышенной опасности, в связи с этим ответственность виновника-велосипедиста наступает в соответствии с гражданским законодательством. Возмещение вреда осуществляется в судебном порядке.

Для привлечения к ответственности владельца велотранспорта необходимо установить степень виновности и наличие умысла действий, в следствии чего суд может освободить от ответственности частично или в полном объеме.

Как виновнику ДТП уменьшить взыскание?

Не забывайте, что Вы можете полностью отбиться от взыскиваемой с Вас сумм через оспаривание вины в дорожно-транспортном происшествии. Если процедура доказывания вины второго участника пройдет успешно, то можно будет уже просить компенсацию в свою пользу.

В соответствии с законодательством уменьшение размера взыскания с виновника ДТП возможно путем оспаривания оценки ущерба. Вы вправе заявить судебную экспертизу по делу или провести свою самостоятельно, оспорив выводы специалиста, который подготовил отчет для второй стороны по делу, смотрите видео с советами по оспариванию экспертизы по делу:

Что делать, если у виновника ДТП нет денег?

Если между виновником и потерпевшим в результате ДТП не было заключено мировое соглашение в судебном заседании и не удалось прийти к договоренности добровольно возместить понесенный ущерб, то в первую очередь необходимо после вынесения постановления получить и подать в службу судебных приставов по месту регистрации виновного лица исполнительный лист для возбуждения исполнительного производства.

Срок подачи исполнительного листа составляет три года со дня вступления решения суда в законную силу. Также исполнительное производство не будет прекращено до момента надлежащего исполнения обязательства виновника перед Вами.

Процедура действия исполнительного листа начинается в занесении должника в базу исполнительного производства, в последующем автоматически блокируются все банковские счета должника, направляется запрос в ИФНС и если есть информация о трудоустройстве, будет наложен арест на заработную плату и будет вычитаться до 50% в Вашу пользу, также должнику запрещается выезд за границу.

Ограничения, предусмотренные законодательством являются гарантом для восстановления нарушенных прав граждан.

ИНТЕРЕСНО: читайте нашу адвокатскую практику о взыскании ущерба с виновника дорожной ситуации, а также смотрите видео с отзывом пострадавшего пешехода

Взыскание разницы ущерба с учетом износа и без учета износа при ДТП

Несмотря на то, что обязательное страхование автогражданской ответственности установлено с целью обеспечения защиты прав потерпевших в результате ДТП граждан, в том числе в части возмещения причиненного вреда, предусмотренные законом об ОСАГО суммы, далеко не всегда покрывают понесенные потерпевшей стороной расходы.

Да и выплаты по полису ОСАГО носят несколько отсроченный характер. Иными словами, страховая компания возмещает не сразу и не все, например, износ запчастей и деталей кузова.

Важно! Согласно разработанной Банком России Единой методике расчета величины расходов, связанных с восстановлением поврежденного в ДТП транспортного средства, при определении суммы ущерба и затрат на ремонт:

  • учитывается износ отдельных запасных частей и деталей кузова;
  • износ не учитывается на работы и услуги автосервиса.

В итоге получалось, что водитель помимо того, что ежегодно оплачивал немалую стоимость страховки, еще и вынужден был в случае аварии доплачивать за ремонт транспортного средства из собственного кармана.

И так было на протяжении двадцати лет, пока Конституционный суд не пришел к иному выводу и не вынес соответствующее разъяснительное постановление.

Что изменилось

Логика простая. Предположим, что гражданин приобрел за свои деньги имущество. Это имущество принадлежит ему на праве собственности, следовательно, возмещение любого причиненного ему вреда осуществляется в рамках гражданской ответственности.

Если транспортное средство, принадлежащее гражданину на праве собственности, кто-то повредит, то этот кто-то обязан возместить владельцу ущерб в необходимом для приведения автомобиля в первоначальное состояние объеме.

При этом первоначальное состояние не всегда предполагает автомобиль, только что сошедший с конвейера. В большинстве случаев это бывшее в употреблении транспортное средство, в связи с чем и подлежащие замене детали должны быть неновыми.

Рассуждая подобным образом, Конституционный суд пришел к выводу, что, правильнее возместить пострадавшему сумму ущерба с учетом износа, но в соответствии с фактически произведенными затратами на ремонт.

До 2021 года страховщик рассчитывал величину ущерба с учетом износа, выплачивал водителю компенсацию в рамках ОСАГО и на этом ставил точку, в то время как пострадавший вынужден был доплачивать за ремонт автомобиля самостоятельно.

Именно это становилось причиной множественных обращений в суды, где пострадавшие граждане пытались отстоять свое право на получение дополнительных выплат.

Но все эти попытки оборачивались повсеместными отказами, аргументированными тем, что поврежденный в ДТП автомобиль не новый, а б/у запчасти купить нельзя.

В свете сформировавшейся судебной практики, назрела необходимость урегулирования вопросов, связанных с выплатами по ОСАГО.

Поэтому 10 марта 2021 года Конституционный суд РФ принял постановление, согласно которому Единая методика расчета ущерба с учетом износа не нарушает права пострадавших, однако последние вправе взыскать исключенную из расчета сумму износа, с виновного в совершении ДТП водителя.

В вынесенном постановлении Конституционный суд ссылается на положение статьи 1072 Гражданского кодекса РФ, согласно которому пострадавшая сторона, застрахованная в соответствии с требованиями законодательства, в случае если назначенные по страховке выплаты не покрывают величину фактически причиненного вреда, вправе обратиться в суд за взысканием возмещения образовавшейся разницы.

Обратите внимание! В ходе анализа сложившейся практики высший судебный орган нашей страны пришел к следующим выводам:

  • разработанная и действовавшая до сих пор Единая методика расчета, с точки зрения закона, правильная;
  • если средств, выплаченных страховой компанией потерпевшему лицу, недостаточно, последний вправе взыскать с виновника аварии разницу между суммой, исчисленной без учета износа и суммой с износом.

Если речь идет о европротоколе

Что касается варианта с использованием европротокола, то на основании этого документа потерпевшая сторона соглашается на получение выплат от страховой компании без права возмещения дополнительных расходов.

На первый взгляд, разницы между оформлением европротокола и фиксацией факта ДТП с участием сотрудников Госавтоинспекции нет.

Расчет компенсации и в том, и в другом случае производится в соответствии с утвержденной методикой, если бы не один нормативно-правовой акт.

Согласно п. 39 Постановления Пленума Верховного суда № 2 от 25.01.2021:

  • европротокол является упрощенным способом исполнения обязательств страховщиком;
  • вследствие применения упрощенного порядка оформления ДТП потерпевшая сторона лишается права предъявления требований относительно возмещения износа после осуществления выплат страховой компанией виновного водителя.

В своем постановлении Верховный суд ссылается на положения статьи 408 Гражданского кодекса РФ, что фактически приравнивает европротокол к расписке, выдаваемой должником своему кредитору, на основании которой последний вправе потребовать исполнения обязательств виновника аварии у страховщика.

В свою очередь страховая компания производит выплату средств, после чего обязательства виновного водителя считаются надлежаще исполненными.

Таким образом, соглашаясь на упрощенный порядок оформления дорожно-транспортного происшествия, потерпевшая сторона лишает себя права возмещения разницы между расчетом с учетом износа и расчетом без износа.

Посмотрите видео. Что делать для получения 100% выплаты по ОСАГО без суда и без юриста в течение 10 дней:

Как взыскать износ с виновника

Запомните! Порядок действий пострадавшей в ДТП стороны при взыскании износа в рамках ОСАГО включает ряд последовательно совершаемых этапов:

  • подача заявления в страховую компанию о возмещении ущерба на основании оформленных по факту ДТП документов (последние в обязательном порядке прикладывают к заявлению);
  • выдача по истечении 20-дневного срока, отведенного на рассмотрение заявления, направления на ремонт поврежденного автомобиля либо осуществление выплат пострадавшему на основании произведенного расчета (выбор способа возмещения ущерба остается за страховщиком);
  • оценка результата исполнения обязательств. Если ремонт произведен удовлетворительно или выплаты покрывают полную стоимость расходов, делать ничего не нужно. Если же выплаченных средств явно недостаточно или автосервис настаивает на увеличении стоимости ремонта, пострадавшей стороне придется взыскивать дополнительную сумму возмещения. И здесь можно действовать двумя способами.

Способ 1 состоит в следующем:

  • водитель не рассчитывает сумму возмещения отдельно, а получает акт расчета, в котором будут указаны две суммы: с учетом износа и без него;
  • пострадавший предлагает виновнику аварии выплатить разницу в добровольном порядке;
  • если виновное лицо отказывается, пострадавший составляет досудебную претензию и прикладывает к ней расчет, произведенный страховщиком. Сам документ должен содержать предложение о возмещении суммы разницы в разумные сроки (обычно срок устанавливается в интервале от десяти до двадцати дней);
  • в случае получения отказа, подается иск в суд с требованием, предъявленным к виновнику ДТП. Заявление подается по месту нахождения ответчика в суд общей юрисдикции (при стоимости иска до пятидесяти тысяч рублей – в мировой суд, при цене иска свыше пятидесяти тысяч – в районный).

Важно! Способ 2 повторяет первый вариант, за исключением некоторых моментов:

  • вместо акта расчета, выданного страховщиком, потерпевший заказывает проведение независимой экспертизы, по результатам которой заказчику выдается заключение, содержащее новый расчет. Как правило, сумма по результатам независимой экспертизы получается больше суммы, рассчитанной страховой компанией. Плюс к этому оценщику придется заплатить, а стоимость его услуг включить в иск;
  • пострадавший водитель направляет претензию одновременно по двум адресам: в адрес виновника аварии, указывая в документе разницу между величиной возмещения без износа и величиной с износом (сумма, получившаяся по результатам оценки); в адрес страховщика, указывая разницу между величиной произведенных выплат с износом и рассчитанной экспертом величиной так же с износом;
  • в случае получения отказа подается иск в суд с требованиями к двум ответчикам.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.

Несмотря на кажущуюся простоту алгоритма на этапе оформления и предъявления исковых требований желательно прибегнуть к помощи квалифицированного юриста. Дело в том, что подобные дела обладают своей спецификой, о которой обыватель может и знать.

Проблемы могут возникнуть, если в ходе процесса судья попросит истца подтвердить реальные расходы, связанные с ремонтом автомобиля.

Что гласит о взыскании износа по ОСАГО судебная практика 2021 года

В большинстве случаев требования истца удовлетворяются, однако, по ряду дел выносятся прямо противоположные решения.

Важно! Перед подачей иска важно проанализировать следующие моменты:

  • зачастую суд запрашивает у истца документальные подтверждения реальных расходов. Это могут быть акты выполненных работ, чеки, заказ-наряды. Однако если на момент рассмотрения дела пострадавшее в ДТП транспортное средство продано, объективно подтвердить расходы водитель уже не сможет;
  • ответчик по делу вправе подать ходатайство о проведении судебной экспертизы, результат которой сложно предугадать. В итоге сумма может оказаться гораздо меньше, а суд будет отталкиваться именно от нее. Истец получит меньшую сумму, к тому же расходы по оплате услуг привлеченного судом эксперта лягут на его плечи. А это порядка двадцати–сорока тысяч рублей.
  • требования о взыскании с ответчика штрафа за отказ в исполнении обязательств в претензионном порядке, а также неустойки за просрочку выплаты суд не удовлетворит. Подобного рода требования можно предъявить только к страховщику.
  • взыскание стоимости услуг представителя производится с проигравшей стороны, поэтому в случае отказа в удовлетворении заявленных требований, возместить расходы, связанные с оказанием платной юридической помощи, не получится.

Образец претензии виновнику происшествия

Закон не предусматривает строго регламентированного образца досудебной претензии.

Учтите! Составить документ разрешается в произвольной форме при условии того, что текст документа будет содержать следующие обязательные сведения:

  • данные виновника аварии и потерпевшего лица (документ должен содержать фамилии, имена и отчества конфликтующих сторон, контактную информацию и подпись потерпевшего);
  • сведения об обстоятельствах ДТП (место, время, дата, марки и номера автомобилей, суть происшествия и его последствия, данные свидетелей, сведения о виновнике аварии);
  • сумма к взысканию с обоснованием ее величины. Если претензия адресована виновнику ДТП, а расчет затрат на ремонт произведен на основании заключения независимого эксперта, указывается сумма, исчисленная экспертом (можно без учета износа) либо сумма по смете автосервиса. Дополнительно можно включить утрату товарной стоимости пострадавшего автомобиля.

Если претензия, направляемая в адрес виновника ДТП, содержит требование о взыскании разницы между назначенной страховщиком компенсации и величиной реальных затрат, в документ вносится информация о величине страхового возмещения и стоимости реального ремонта. Помимо этого, допускается включение и других видов требований, например, о возмещении стоимости экспертизы.

Кроме того, текст претензии должен включать:

  • отсылки к нормативно-правовым актам для обоснования предъявленных требований. Готовая претензия дополняется приложением, состоящим из документа, подтверждающего факт ДТП (протокол ГИБДД), документа из страховой компании, отчета об оценке, а также документов, подтверждающих величину произведенных водителем затрат;
  • продолжительность периода, в течение которого необходимо исполнить требования потерпевшей стороны;
  • сведения о способе возмещения суммы ущерба.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Моральный вред по ОСАГО.

Параллельно с направлением претензии виновнику аварии аналогичный документ с измененными требованиями направляется страховщику (с приложением того же перечня документов).

В качестве копий документов приложения предоставляются не размноженные на ксероксе документы, а копии, полученные непосредственно в организации, заверенные надлежащим образом. На документе с пометкой «копия» должны стоять подпись и штамп.

Если в досудебном порядке требования не будут исполнены, в любом случае при подаче иска в суд потерпевший вправе предъявить еще и требование о компенсации морального вреда.

Как виновнику избежать взыскания

Если рассматривать ситуацию со стороны виновника аварии, то, для него прогнозы неутешительны. Как показывает судебная практика 2021 года, вероятность отказа в удовлетворении требований истца присутствует.

Важно! Чаще всего вынесение решений не в пользу заявителей обусловлено тем, что последние не в состоянии доказать величину реальных расходов на ремонт автомобиля. При этом суммы, фигурирующие в отчетах независимых экспертов, значительно завышены.

Однако если потерпевшему все-таки удастся представить убедительные доказательства, ответчика обяжут возместить не только сумму ущерба, но и расходы, связанные с оказанием юридических услуг, оплатой услуг оценщика, а также моральный вред.

В связи с такой перспективой виновнику аварии предстоит непростой выбор:

  • возместить разницу по износу в досудебном порядке с переплатой, так как эксперт с высокой долей вероятности рассчитает большую сумму;
  • попробовать отстоять свою позицию в суде, надеясь на то, что истец не сможет подтвердить произведенные расходы и выплатить в итоге меньшую сумму возмещения, чем заявлена в претензии. Тем не менее, в этом случае суд дополнительно взыщет стоимость услуг представителя и небольшую сумму морального вреда.

Посмотрите видео. Что делать, если страховая мало заплатила или отказала в страховой выплате:

Дорогие читатели нашего сайта! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн консультанта справа. Это быстро и бесплатно !

Если ваш вопрос объемный и его лучше задать в письменном виде, то в конце статьи есть специальная форма, куда вы можете его написать и мы передадим ваш вопрос юристу, специализирующемуся именно на вашей проблеме.

ДТП с участием транспорта организации

Законодательство предусматривает материальную ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю (ст. 238 Трудового кодекса РФ).

Следует отметить, что если организация заключила договор добровольного страхования КАСКО, то все расходы на ремонт автомобиля, как правило, оплачивает страховая компания. При отсутствии такого договора прямой действительный ущерб – это понесенные компанией затраты на ремонт автомобиля.

Обратите внимание: обязанность работника по возмещению ущерба не зависит от того, был ли с ним заключен договор о полной материальной ответственности. Дело в том, что если сотрудник признан виновным в дорожно-транспортном происшествии (ДТП), то вред причинен скорее всего в результате несоблюдения правил дорожного движения (то есть водитель совершил административный проступок). А согласно пункту 6 статьи 243 Трудового кодекса РФ, это влечет полную материальную ответственность работника перед работодателем.

Доказательством вины служат документы, оформленные ГИБДД: справка об участии в ДТП, протокол об административном правонарушении и постановление о привлечении к административной ответственности.

При этом материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может быть возложена на работника только в случае причинения им ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом. Это подчеркнуто в пункте 12 постановления Пленума Верховного суда РФ от 16 ноября 2006 г. № 52. Если административное нарушение соответствующим образом не оформлено, ущерб можно взыскать лишь в размере, не превышающем средний месячный заработок работника (ст.

241 Трудового кодекса РФ).

Что касается договора о полной материальной ответственности, то необходимо помнить, что он может быть заключен только с определенными категориями работников, входящими в Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности… (утвержден постановлением Минтруда России от 31 декабря 2002 г. № 85). Иначе правовых последствий такой договор иметь не будет.

Прежде всего надо установить размер ущерба. По общему правилу он определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен (в конкретной местности) на день причинения ущерба, но не ниже остаточной стоимости имущества по данным бухгалтерского учета. Такой порядок предусмотрен статьей 246 Трудового кодекса РФ.

То есть сумма ущерба – это понесенные компанией затраты на ремонт автомобиля за минусом страхового возмещения (при наличии страховки).

Кроме того, работодатель обязан установить причины возмещения ущерба. Для этого необходимо получить от работника письменное объяснение (в произвольной форме) – это требование статьи 247 Трудового кодекса РФ. Если работник отказывается от дачи объяснений, оформляют соответствующий акт (также в произвольной форме).

Акт подписывают несколько должностных лиц компании.

После того как необходимые бумаги оформлены, приступают к процедуре взыскания. Порядок взыскания ущерба с работника прописан в статье 248 Трудового кодекса РФ. Он зависит от размера причиненного ущерба.

Если сумма не превышает среднего месячного заработка работника, взыскание производится по распоряжению работодателя, то есть в бесспорном порядке. Для этого руководитель компании должен издать соответствующий приказ. При этом, согласно статье 138 Трудового кодекса РФ, общий размер всех удержаний при каждой выплате зарплаты не может превышать 20 процентов.

Издать такой приказ нужно не позднее месяца со дня, когда размер причиненного ущерба был определен окончательно. Если же работодатель этого не сделает, взыскать с работника причиненный им ущерб он имеет право только в судебном порядке.

В судебном порядке подлежит взысканию ущерб и в случае отказа работника возместить сумму, превышающую его средний месячный заработок, добровольно. Если же удержание все-таки было произведено, то это является нарушением, которое работник вправе обжаловать в суде. Учтите: суд, рассматривающий трудовой спор по жалобе работника, в подобной ситуации примет решение о возврате незаконно удержанной суммы.

Добровольно возместить ущерб работник может полностью или частично. По соглашению с работодателем допускается рассрочка платежа (ст. 248 Трудового кодекса РФ).

В этом случае работник подписывает письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей.

Поврежденный автомобиль может быть отремонтирован силами самой компании либо в автосервисе.

Налогообложение. Расходы на ремонт основных средств в налоговом учете квалифицируются как прочие и признаются для целей налогообложения прибыли в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат на основании пункта 1 статьи 260 и пункта 5 статьи 272 Налогового кодекса РФ. Это правило применяется, если компания определяет доходы и расходы методом начисления. При кассовом методе затраты на ремонт учитываются после их фактической оплаты (п. 3 ст.

273 Налогового кодекса РФ).

Суммы возмещения ущерба, согласно пункту 3 статьи 250 Налогового кодекса РФ, включаются в состав внереализационных доходов. Следовательно, в качестве внереализационных доходов надо учесть и суммы, подлежащие взысканию с виновного работника.

Как правило, они равны затратам на ремонт автомобиля (включая сумму «входного» НДС, уплаченную автосервису). Однако здесь нужно учесть, что налоговая инспекция скорее всего не разрешит компании принять к вычету «входной» НДС по ремонтным работам. Дело в том, что в данной ситуации, по мнению налоговиков, компания не несет фактических расходов на оплату ремонта: оплата производится за счет денег, взысканных с виновника аварии.

Бухгалтерский учет. Для учета взыскиваемой с работника суммы ущерба используют счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»бычным видам деятельности на дату приемки выполненных работ у исполнителя (п. 7, 18 ПБУ 10/99).

Сумма ущерба, взысканная с виновного работника, отражается в составе прочих доходов компании (по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы»). Это следует из требований пункта 7 ПБУ 9/99. ПБУ 10/99 № 32н № 33н >|ПБУ 9/99 «Доходы организации» и «Расходы организации» утверждены приказами Минфина России от 6 мая 1999 г. и соответственно.|<

Пример.
В июне 2011 года водитель ЗАО «МегаСтрой» А.С. Костин, управляя служебным автомобилем, совершил ДТП. Машина получила незначительные повреждения, никакой другой транспорт не пострадал. Автомобиль использовался для управленческих нужд фирмы (затраты на его содержание учитывались в составе общехозяйственных расходов), по КАСКО не застрахован.

Костин был признан виновником ДТП и добровольно согласился полностью возместить причиненный работодателю ущерб.

В том же месяце автомобиль был отремонтирован в автосервисе. Стоимость ремонта составила 14 160 руб. (в том числе НДС – 2160 руб.). Затраты подтверждены счетом-фактурой и актом выполненных работ.

Оклад Костина – 40 000 руб. (права на стандартные налоговые вычеты нет). Поскольку сумма ущерба не превышает среднего месячного заработка работника и он возмещает ущерб добровольно, директор ЗАО «МегаСтрой» издал приказ об удержании этой суммы из зарплаты водителя начиная с июля 2011 года.

Согласно учетной политике, при исчислении налога на прибыль ЗАО «МегаСтрой» использует метод начисления. Расходы на ремонт автомобиля в сумме 12 000 руб. (без учета НДС) включены в состав прочих расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли, в июне 2011 года.

Сумма ущерба (14 160 руб.), которую работник согласился возместить, отражена в составе внереализационных доходов в июне 2011 года. «Входной» НДС в сумме 2160 руб. отнесен за счет полученного возмещения (к вычету не принимался).

Бухгалтер ЗАО «МегаСтрой» отразил операции следующими записями.

В июне 2011 года:

ДЕБЕТ 73 субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба»
КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»

– 14 160 руб. – учтена сумма ущерба, подлежащая взысканию с виновного работника;

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 60

– 12 000 руб. – отражена стоимость ремонта, выполненного автосервисом;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

– 2160 руб. – выделен «входной» НДС по ремонтным работам;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

– 14 160 руб. – оплачен ремонт;

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»
КРЕДИТ 19

В июле–ноябре 2011 года (ежемесячно):

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 70

– 40 000 руб. – начислена зарплата Костину за соответствующий месяц;

ДЕБЕТ 70
КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДФЛ»

– 5200 руб. (40 000 руб. × 13%) – удержан НДФЛ;

ДЕБЕТ 70
КРЕДИТ 73 субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба»

– 6960 руб. – удержана часть суммы ущерба из зарплаты водителя.

Предположим, что работник строительной компании стал виновником дорожно-транспортного происшествия, в результате которого был поврежден автомобиль, принадлежащий другому юридическому или физическому лицу. Статья 1068 Гражданского кодекса РФ определяет, что компания обязана возместить вред, причиненный ее работником при исполнении трудовых, служебных или должностных обязанностей.

Это относится не только к сотрудникам, работающим по трудовым договорам, но и к тем, кто выполняет работы по гражданско-правовому договору и действует по заданию компании (заказчика).

Следовательно, если обязательная страховка (ОСАГО) не покроет ущерб, причиненный чужому автомобилю, компании придется компенсировать разницу.

А такая ситуация весьма вероятна, поскольку сумма страхового возмещения по договору ОСАГО ограничена. При наступлении каждого страхового случая она составляет:

– в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, – не более 120 000 руб., имуществу нескольких потерпевших, – не более 160 000 руб.;

– в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, – не более 160 000 руб.

>|Размеры страхового возмещения установлены в статье 7 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».|<

Причем не поможет и тот факт, если сторонний автомобиль был застрахован в системе КАСКО.

Страховая компания возместит его владельцу ущерб, но потом взыщет с виновной стороны разницу между страховым возмещением и суммой, полученной по ОСАГО.Таким образом, часть ущерба все равно придется компенсировать организации, в которой работает виновный водитель. В свою очередь организация вправе потребовать от работника возмещения своих затрат (регресса). Это следует из положений статьи 1081 Гражданского кодекса РФ.

Бухгалтерский учет

Затраты на возмещение убытков третьим лицам строительная компания учитывает в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99). Взыскание ущерба с виновника аварии в данной ситуации осуществляется в порядке, приведенном выше.

Указанные затраты являются для компании внереализационными расходами (подп. 13 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ).

Обратите внимание на такой важный нюанс: статья 240 Трудового кодекса РФ предусматривает право работодателя отказаться от взыскания с работника причиненного ущерба (исходя из конкретных обстоятельств), приняв соответствующее обоснованное решение.

Однако в этом случае компания будет нести дополнительную налоговую нагрузку, поскольку не сможет учесть для целей налогообложения прибыли расходы на выплату возмещения стороннему участнику аварии.

С точки зрения чиновников, в подобной ситуации расходы являются экономически не обоснованными, поскольку не направлены на получение дохода и соответственно не удовлетворяют требованиям статьи 252 Налогового кодекса РФ. Данное мнение высказано Минфином России в письмах от 24 июля 2007 г. № 03-03-06/1/519 и от 9 апреля 2007 г. № 03-03-06/2/66.

Источники — https://www.audit-it.ru/articles/account/contracts/a78/494056.html
https://legalmap.ru/blogs/avtopravo/ushcherb-dtp/
https://katsaylidi.ru/blog/porjadok-vzyskanija-s-vinovnika-dtp/
https://potreb-prava.com/avtotransport/vzyskanie-ushherba-s-vinovnika-dtp-s-uchetom-iznosa-ili-bez-ucheta-iznosa.html
https://www.klerk.ru/buh/articles/235948/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *