Окончание практического пособия по урегулированию трудовых споров

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ ТРУДОВЫХ

РАЗНОГЛАСИЙ, СПОРОВ, КОНФЛИКТОВ

Совершенствование процесса урегулирования конфликтов

в сфере трудовых отношений

В настоящее время процесс рассмотрения и разрешения трудовых споров прежде всего связан с деятельностью мировых судей. Отдельные категории трудовых споров, в которых предметом являются обстоятельства, связанные с оценкой законности увольнения работников, рассматриваются федеральными районными (городскими) судьями. Дела о признании забастовки незаконной относятся к подсудности соответствующего суда субъекта Российской Федерации. В отдельную категорию следует выделить дела о признании недействующими нормативных правовых актов, направленных на регулирование трудовых отношений. Такие дела рассматриваются и разрешаются судом, соответствующим уровню органа или должностного лица, принявшего или издавшего нормативный правовой акт, направленный на регулирование трудовых отношений. Перечисленные дела, возникающие из трудовых отношений, рассматриваются и разрешаются судьями единолично. Попытки создания трудовых судов швейцарского типа, что предполагает включение в состав суда наряду с профессиональным судьей представителей работодателей и работников, выступающих в качестве полноправных членов суда, не привели к положительному результату. Реализация данной концепции связана с созданием Трудового процессуального кодекса РФ (ТПК РФ), который должен был регламентировать деятельность судебного состава с участием судей, назначенных по рекомендации объединений работодателей и профсоюзов. Полагаю, что главная причина отсутствия положительного результата в создании такого состава суда заключается в том, что система судов общей юрисдикции построена на единоличном рассмотрении и разрешении гражданских дел по первой инстанции. Исключение составляют дела о расформировании избирательных комиссий, которые должны рассматриваться тремя профессиональными судьями. Однако и этот состав суда далек от швейцарской модели, которая могла быть реализована путем создания ТПК РФ. Построение современной системы судов общей юрисдикции не позволяет надеяться на то, что в обозримом будущем данная модель может появиться на российской почве. Поэтому необходимы новые подходы к совершенствованию процесса урегулирования трудовых споров.

В связи с изложенным более привлекательной становится французская модель организации судов по рассмотрению трудовых споров. В состав суда по трудовым делам в этой стране входят судьи, представляющие работников и работодателей (см.: Миронов В.И. Законодательство о труде: теория и практика. М., 2000. С. 203 - 212). Организация такого состава суда возможна в Российской Федерации без принятия ТПК РФ. В данном случае представители работодателей и работников могут организовать без участия государства третейский суд, состоящий из судей, которые будут назначены соответствующими объединениями работодателей и профсоюзами. Подобные суды могут быть созданы при объединениях работодателей, профсоюзах, комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений, комиссиях по правовой оценке поведения государственных и муниципальных служащих. Поэтому требуются новые теоретические и практические подходы к совершенствованию процесса урегулирования трудовых споров.

Нельзя не заметить, что состав суда по французскому типу может быть создан в России в качестве внесудебного или досудебного органа по рассмотрению и разрешению трудовых споров. В связи с этим требуется определиться с понятийным аппаратом, который может быть применен для создания суда по трудовым делам, состоящего из судей, представляющих работников и работодателей.

Процесс урегулирования трудовых споров в нашем понимании не сводится к деятельности исключительно судов общей юрисдикции. Принятие полномочным органом решения, обязательного для сторон трудового спора, на наш взгляд, также является процессом рассмотрения и разрешения трудового спора. К числу полномочных органов в данном случае могут быть отнесены КТС, третейские суды, примирительная комиссия, трудовой арбитраж, полномочия которых подтверждаются решением работников, их представителей, а также работодателей, их представителей. В отличие от профессиональных судей, назначаемых должностным лицом или органом законодательной власти, члены перечисленных органов имеют полномочия от непосредственных участников трудовых отношений, которые доверяют им рассмотреть возникший трудовой спор и принять по нему обязательное для сторон трудового спора решение. Таким образом, определяющим для процесса урегулирования трудовых споров является не порядок наделения полномочиями членов органа, рассматривающего и разрешающего трудовой спор, а вынесение этим органом обязательного для сторон трудового спора решения.

Внесудебный порядок урегулирования трудового спора исключает возможность обращения с тождественными требованиями в суд общей юрисдикции. Данный порядок, по нашему мнению, может быть применен для урегулирования коллективных и индивидуальных трудовых споров.

Досудебный порядок урегулирования трудовых споров предполагает возможность обжалования решения органа по трудовому спору в соответствующий суд общей юрисдикции. Применение этого порядка возможно для рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров.

В настоящее время подготовлен законопроект об участии посредников для урегулирования разногласий, возникающих между работником и работодателем. Следовательно, посредник может участвовать не только в урегулировании коллективных трудовых споров, но и в урегулировании индивидуальных трудовых споров. Стороны трудового спора могут наделить посредника полномочиями для вынесения обязательного для них решения. Рассмотрение спора посредником может иметь внесудебный или досудебный характер. Наличие у посредника полномочий по вынесению обязательного для сторон решения позволяет признать состоявшимся процесс рассмотрения и разрешения трудового спора.

Внесудебное урегулирование трудового спора

Внесудебное урегулирование коллективных трудовых споров может быть осуществлено примирительной комиссией, трудовым арбитражем, посредником, имеющими полномочия по принятию обязательного для сторон коллективного трудового спора решения по возникшим между ними разногласиям. Стороны могут создать третейский суд, наделив его полномочиями по оценке обоснованности позиций сторон коллективного трудового спора. Наличие у третейского суда полномочий по вынесению обязательного для сторон коллективного трудового спора решения позволяет сделать вывод о том, что между сторонами коллективного трудового спора состоялся процесс по рассмотрению и разрешению возникших между ними разногласий. Очевидно, что решения органов по рассмотрению коллективных трудовых споров не могут быть обжалованы в суд общей юрисдикции, поскольку разрешение коллективного трудового спора в первую очередь связано с оценкой обоснованности, а не законности позиций сторон коллективного трудового спора. В судебном порядке может быть рассмотрено лишь заявление работодателя о признании забастовки незаконной. По соглашению сторон коллективного трудового спора рассмотрение заявления о признании забастовки незаконной также может быть отнесено к компетенции третейского суда. В этом случае также должен применяться внесудебный порядок рассмотрения и разрешения данного заявления. Решение третейского суда может быть обжаловано в соответствующий районный суд, который не имеет полномочий по проверке законности проведения забастовки. Такими полномочиями обладает вышестоящий суд, то есть суд соответствующего субъекта Российской Федерации. Поэтому решение третейского суда по требованиям работодателя о признании забастовки незаконной в настоящее время может иметь исключительно внесудебный порядок вынесения. Создание на федеральном уровне нормативного правового акта, регламентирующего внесудебный и досудебный порядок рассмотрения и разрешения трудовых споров, может позволить рассматривать в третейском суде заявления работодателя о признании забастовки незаконной в досудебном порядке. В этом случае решения третейского суда могут быть обжалованы в суд соответствующего субъекта Российской Федерации, к компетенции которого относится рассмотрение заявления о признании забастовки незаконной. Внесудебный порядок рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров связан с деятельностью органов государственного надзора и контроля, которые имеют полномочия по принятию обязательного для работодателя решения. Однако применение данного внесудебного порядка возможно только в том случае, если работник согласился с вынесенным государственным органом надзора решением. После вступления в силу данного решения оно должно быть исполнено путем выдачи судебного приказа мировым судьей, а при несогласии работодателя на выдачу судебного приказа - посредством заявления требований в суде об исполнении решения государственного органа надзора. Несогласие работника с решением государственного органа надзора позволяет ему заявить аналогичные требования в суде. В то время как работодатель может обжаловать решение государственного органа в суде в публично-правовом порядке. В этом случае работник, привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица, полномочные представители работников, а также орган государственного надзора могут требовать возложения на работодателя обязанности по исполнению предписания государственного органа, если оно будет признано судом соответствующим законодательству. Наличие вступившего в законную силу решения суда, обязывающего исполнить предписание государственного органа, если оно будет признано судом, позволяет реализовать предписание по правилам исполнительного производства. В этом случае для работника будет применен внесудебный порядок урегулирования трудового спора, так как им повторно не будут заявлены требования в исковом производстве. Защита трудовых прав работника будет происходить путем исполнения предписания государственного органа.

В настоящее время исключается возможность рассмотрения во внесудебном порядке заявлений о признании недействующими нормативных правовых актов, направленных на регулирование трудовых отношений. Рассмотрение таких дел отнесено к исключительной компетенции суда, который разрешает данные дела по правилам, установленным в публично-правовом производстве. Однако подобные заявления по соглашению заинтересованных лиц, например представителей работников в лице профсоюзов, работодателей, принявших такой акт, могут рассматриваться в досудебном порядке третейским судом. В этом случае его решение может быть обжаловано в суд соответствующего уровня системы судов общей юрисдикции.

По нашему мнению, не следует исключать возможности заключения соглашения между профсоюзом, государственным органом, должностным лицом, принявшим или издавшим нормативный правовой акт, о рассмотрении заявления о его противоречии законодательству третейским судом, судьи которого будут наделены полномочиями по его рассмотрению заинтересованными лицами. В подобной ситуации проведенный в третейском суде процесс должен рассматриваться как внесудебный порядок. Должна быть сохранена возможность обжалования решения третейского суда в компетентный суд. Реализация данного предложения также требует разработки и принятия на федеральном уровне закона, регламентирующего внесудебный и досудебный порядок рассмотрения и разрешения трудовых споров.

Досудебный порядок урегулирования трудовых споров

В настоящее время КТС рассматривает трудовые споры в досудебном порядке. В соответствии со ст. 390 ТК РФ решение КТС может быть обжаловано работником или работодателем в суде. Трудовое законодательство не решает вопрос о том, в какой суд должна быть подана жалоба. В данном случае по аналогии можно сделать вывод о том, что жалоба должна быть подана мировому судье, рассматривающему споры, которые могут быть разрешены КТС. Работник вправе повторно заявить в суде требования, которые разрешены КТС. Суд не вправе отменить решение КТС, поскольку она не входит в судебную систему. Поэтому при рассмотрении жалобы на решение КТС суд вновь рассматривает трудовой спор, используя решение КТС в качестве доказательства по делу. Очевидно, что подобное дублирование компетенции КТС и мировых судей приводит к затягиванию разрешения трудового спора. В связи с этим по жалобе работодателя суд должен проверять вынесенное КТС решение на предмет наличия или отсутствия существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права. Отсутствие таких нарушений позволяет суду признать решение КТС вступившим в законную силу, что влечет его исполнение по правилам исполнительного производства. В свою очередь, работник, который не согласен с решением КТС, может вновь возбудить в суде трудовой спор, при рассмотрении которого решение КТС будет использовано в качестве доказательства. Признание судом по жалобе работодателя решения КТС не вступившим в законную силу должно влечь обращение работника с аналогичными требованиями в суд, который также должен использовать решение КТС в качестве одного из доказательств по делу. Перечисленные правовые позиции могут быть отражены в содержании федерального нормативного правового акта, регламентирующего досудебный порядок урегулирования трудовых споров.

В досудебном порядке рассматривают трудовые споры органы государственного надзора и контроля, решения которых могут быть обжалованы работником, работодателем в суде. По всей видимости, повторное разрешение в суде трудового спора после вынесения решения органом государственного надзора требуется только в том случае, когда с ним не согласен работник. В этом случае решение государственного органа может стать одним из доказательств при рассмотрении спора судом. Данные правовые позиции также могут быть закреплены в соответствующем федеральном законе.

Третейский суд также может рассматривать трудовые споры в досудебном порядке. По жалобе работника на решение третейского суда рассмотрение трудового спора может быть продолжено в суде, где данное решение может быть использовано участниками процесса в качестве доказательства. По жалобе работодателя на решение третейского суда может быть отказано судом в выдаче исполнительного листа, что влечет возникновение у работника права на обращение с аналогичными требованиями в суд. Отсутствие оснований для отказа в выдаче исполнительного листа на основании решения третейского суда должно влечь исполнение вынесенного им решения по правилам исполнительного производства. Посредник, назначенный сторонами трудового спора для его разрешения, также может вынести решение в досудебном порядке. Обжалование в суде решения посредника должно влечь аналогичные правовые последствия.

Однако регламентация досудебного порядка урегулирования трудовых споров также требует принятия специального нормативного правового акта.

Примирительные механизмы урегулирования трудовых споров

Стороны трудового спора могут использовать посредника для подготовки соглашения по его разрешению, которое будет обязательным для исполнения. Такое соглашение может быть исполнено по правилам выдачи судебного приказа. С участием посредника может быть заключено соглашение о рассмотрении трудового спора в досудебном или во внесудебном порядке. Однако заключение такого соглашения не должно ограничивать право работника на судебную защиту. Поэтому работодатель, его представители вправе отказаться от продолжения трудового спора после вынесения решения во внесудебном порядке. Тогда как работник должен иметь право не согласиться с принятым решением и обратиться в суд, где вынесенное во внесудебном порядке решение может быть использовано работодателем для обоснования своей правовой позиции. Следовательно, трудовой спор может быть разрешен во внесудебном порядке для работодателя. Однако работник не может быть ограничен в праве обжалования решения, вынесенного для него в досудебном порядке. Следовательно, один и тот же трудовой спор может быть разрешен во внесудебном порядке для работодателя и в досудебном порядке - для работника. В этом случае процессуальные нормы также будут направлены на то, чтобы нивелировать разницу в положении представителей работодателя и работника.

Перечисленные правовые позиции также могут быть реализованы в специальном нормативном правовом акте, регламентирующем досудебный и внесудебный порядок урегулирования трудовых споров.

Реализация предложений

Отдельные предложения по урегулированию трудовых споров в досудебном и внесудебном порядке могут быть реализованы с использованием Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации". Хотя в этом Законе отсутствует прямая ссылка на возможность его применения к отношениям, возникающим при рассмотрении трудовых споров, его положения могут быть применены к таким отношениям как минимум по аналогии, что прямо предусмотрено в ч. 4 ст. 1 ГПК РФ. Напомним, что процесс рассмотрения трудовых споров регламентируется не только трудовым законодательством, но и гражданским процессуальным.

Однако большинство из внесенных предложений могут быть реализованы только посредством разработки Федерального закона "О досудебном и внесудебном порядке урегулирования трудовых споров". Может быть предложена следующая структура проекта этого закона:

a. Общие положения;

b. Внесудебное урегулирование трудовых споров;

c. Досудебное рассмотрение трудовых споров;

d. Примирительные механизмы в урегулировании трудовых споров;

e. Обжалование и вступление в законную силу решений, вынесенных в досудебном и во внесудебном порядке;

f. Исполнительное производство по решениям, вынесенным во внесудебном или досудебном порядке;

Заключительные положения. Разработка и принятие данного закона позволяет внести соответствующие изменения в ст. 390 ТК РФ, его реализация не требует дополнительного бюджетного финансирования.

"Трудовое право", 2008, N 4

Братская межрайонная природоохранная прокуратура:

Октябрьский районный суд г. Иркутска:

Падунский районный суд г. Братска:

СФО:

Тулунский городской суд:

Управление Генеральной прокуратуры РФ в Сибирском федеральном округе:

Прокуратура Иркутской области:

Прокурор области Мельников Игорь Анатольевич

664011, г. Иркутск, ул. Володарского, 5

(395-2) 25-90-00


Читать новости

Прокуратура города Ангарска:

Прокуратура города Бодайбо:

Прокуратура города Братска:

Прокуратура Падунского района г. Братска:

Прокуратура города Иркутска:

Прокуратура Кировского района г. Иркутска:

Прокуратура Куйбышевского района г. Иркутска:

Прокуратура Ленинского района г. Иркутска:

Прокуратура Октябрьского района г. Иркутска:

Прокуратура Свердловского района г. Иркутска:

Прокуратура города Саянска:

Прокуратура города Усолье-Сибирское:

Прокуратура города Усть-Кута:

Прокуратура города Черемхово:

Прокуратура города Шелехова:

Прокуратура Аларского района:

Прокуратура Балаганского района:

Прокуратура Баяндаевского района:

Прокуратура Боханского района:

Прокуратура Братского района:

Прокуратура Жигаловского района:

Прокуратура Заларинского района:

Прокуратура Иркутского района:

Прокуратура Казачинско-Ленского района:

Прокуратура Катангского района:

Прокуратура Качугского района:

Прокуратура Киренского района:

Прокуратура Куйтунского района:

Прокуратура Мамско-Чуйского района:

Прокуратура Нижнеилимского района:

Прокуратура Нукутского района:

Прокуратура Ольхонского района:

Прокуратура Осинского района:

Прокуратура Слюдянского района:

Прокуратура Усть-Удинского района:

Прокуратура Чунского района:

Прокуратура Эхирит-Булагатского района:

Западно-Байкальская межрайонная прокуратура (на правах природоохранной):

Прокурор Калинин Алексей Михайлович
664003, г. Иркутск, ул.Володарского, д.5 (395-2) 25-30-12 
Читать новости

Зиминская межрайонная прокуратура:

Нижнеудинская межрайонная прокуратура:

Тайшетская межрайонная прокуратура:

Тулунская межрайонная прокуратура:

Усть-Илимская межрайонная прокуратура:

Иркутская особо режимная прокуратура:

Ангарская прокуратура по надзору за ИУ:

Братская прокуратура по надзору за ИУ:

Иркутская прокуратура по надзору за ИУ:

Казачинско-Ленская прокуратура по надзору за ИУ:

Ангарск:

Прокуратура города Ангарска

Иркутская прокуратура по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах
Прокурор Хаткевич Леонид Леонидович
665836, Иркутская обл., г.Ангарск, ул.Саянская, д.5
8 (3951) 54-04-16

Ангарская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях 
Прокурор Воеводин Анатолий Иванович
665836, Иркутская обл., г.Ангарск, 17 микрорайон, д.17
8 (3951) 55-36-60

Казачинско-Ленский район:

 

Архив новостей

пнвтсрчтптсбвс
262728293012
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31123456

Cиним цветом выделены даты последних новостей, ссылки ведут на все новости указанной даты.

 

 

Наш адрес:
664011, г.Иркутск, ул.Володарского,5
тел.(8-3952)259-000
Эл. почта:
procuror@irkproc.ru

Главная | История | Руководство | Структура | День Победы | Закон | Противодействие коррупции | Если нарушено право на оплату труда | Соблюдение прав предпринимателей | Абитуриентам и их родителям | Новости | Нюрнбергский процесс | Связь со СМИ | Правовое просвещение | Статистические данные | Государственная гражданская служба | Справочная и контактная информация | Полезные ссылки | Правотворческая деятельность прокуратуры Иркутской области | Работа с обращениями граждан | Интернет-приемная | Сводный план проверок субъектов предпринимательства по Иркутской области | Ежегодный план проверок деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц | Сведения о доходах | Карта сайта | Информация для заинтересованных лиц о рассмотрении судами исков прокурора о признании информации запрещенной

© Прокуратура Иркутской области

664011, Иркутск, улица Володарского 5
Телефон 8 (3952) 259000

Разработка сайта: Виртуальные технологии

В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.