Правовое воспитание и формирование позитивного правосознания у граждан пореформеной России

Щедрин Алексей Сергеевич, начальник правового отдела департамента имущественных отношений муниципального образования г. Краснодара, соискатель кафедры теории и истории государства и права Краснодарского университета МВД России.

 

Как говорил литературный герой М.А. Булгакова профессор Ф.Ф. Преображенский, перечисляя нерадостные последствия социальной революции 1917 г. (отсутствие отопления, электричества, наконец, факт кражи галош), это - не разруха. Разруха - "это вот что: если я, вместо того чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах" <1>.

--------------------------------

<1> Булгаков М.А. Собачье сердце. М., 1993.

 

Правовое воспитание играет важную роль в формировании личности, целью которой является формирование в сознании и поведении человека позитивных представлений и взглядов, ценностных ориентаций, обеспечивающих соблюдение и исполнение юридических норм. Конечно же, правовая подготовка людей не исчерпывается их формальными юридическими знаниями и умениями. "Можно обладать знаниями и не уметь ими пользоваться. Экспериментальные исследования правосознания различных групп и слоев населения показали, что центральным компонентом правосознания, определяющим соответствие поведения (деятельности) нормам права, является ценностное отношение к закону" <1>.

--------------------------------

<1> Теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1996. С. 181.

 

По мнению Н.А. Александрова, для формирования законопослушного гражданина необходимы следующие условия: во-первых, стабильные законы; во-вторых, завершение формирования системы судов; в-третьих, реальное исполнение решений судов. К этим "трем китам" можно добавить правовое просвещение и правовую пропаганду, оптимизирующие правовую культуру и правосознание <1>.

--------------------------------

<1> Александров В.А. Формирование законопослушного гражданина - приоритетное направление правовой политики современной России // Правоведение. 1998. N 1.

 

Осмысление концепции правового развития правовой идеологии, ее восприятие обществом невозможны без правового воспитания.

При рассмотрении формирования правовой психологии в России следует учесть, что индивидуальные представления о законе и справедливости постоянно связываются с нормами уголовного права, уголовной юстицией, что указывает на необходимость переориентирования системы ценностей посредством правового воспитания, ориентированных на гуманизм, справедливость, равенство, гражданственность, патриотизм, уважение к законам.

Особенно важно в связи с проявляющимися тенденциями нестабильности в обществе акцентировать внимание на правовом воспитании молодых формирующихся личностей, которые наиболее остро воспринимают негативные проявления кризиса, как экономического, так и культурного. Именно педагогам предстоит приложить максимум усилий для преодоления кризиса, для определения новых идеалов, воспитания личности, способной не только воспринимать идеи построения правового государства, но и воплотить идеи в жизнь. Человек - существо социальное, поэтому от индивидуальной правовой культуры легко перейти к общественной. Построение правового государства только в том случае будет возможно, если это будет не обустройство новых государственных институтов и принятие новых "правовых" законов сверху, а соблюдение нравственных и духовных законов жизни, уважение личности, соблюдение прав всех членов общества всеми членами общества.

Вопрос правового обучения - прямая обязанность Российского государства по выполнению принятых на себя международных обязательств и собственного законодательства. Однако утверждаемые постановлениями Правительства РФ государственные образовательные стандарты <1> предусматривают правовой компонент обучения отнюдь не для всех специальностей, тогда как правовые знания необходимы всем. Эти утверждаемые Правительством РФ документы - акты, стоящие в иерархии нормативных документов много ниже, чем законы или указы Президента, по сравнению с которыми они имеют меньшую юридическую силу и должны быть нацелены на их исполнение, не противоречить и уж тем более не игнорировать их. Но в действительности именно подзаконные акты воспринимаются у нас как единственно подлежащие исполнению, как руководство к действию.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 940 "Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования" // Российская газета. 1994. N 165; Постановление Правительства РФ от 18 августа 1995 г. N 821 "Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования" // Российская газета. 1995. N 173.

 

Нынешний анализ действующего законодательства позволяет выделить следующие направления правового воспитания, реализуемые государством:

1. Правовое воспитание граждан, подлежащих призыву на военную службу.

2. Правовое воспитание детей, помещенных в образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

3. Правовое воспитание лиц, осужденных к лишению свободы.

4. Правовое воспитание сотрудников таможенной службы Российской Федерации.

5. Правовое воспитание населения приграничных районов Российской Федерации.

6. Распространение знаний по соблюдению законодательства Российской Федерации о труде и охране труда.

7. Провозглашение приоритетными целей правового воспитания Президентом Российской Федерации.

В этой связи для формирования положительного правосознания считаем необходимым принять на государственном уровне государственную программу правового воспитания.

В зависимости от форм воспитания, применяемых в качестве воздействия на личность, можно выделить два вида правового воспитания:

- общее - имеется в виду правовое воспитание населения в целом, проведение лекториев правовых знаний, тематические вечера по правовым вопросам, общественные консультации, деятельность средств массовой информации и т.д.;

- специальное - имеется в виду целенаправленное обучение основам правовых знаний (специальные курсы в общеобразовательных и высших учебных заведениях), а также профессиональное юридическое образование как специальная подготовка и обучение в высших и средних учебных заведениях юридического профиля. К формам правового воспитания относят правовое обучение, правовую пропаганду, самовоспитание, юридическую практику.

Правовое обучение также можно подразделить на общее и специальное.

Общее правовое обучение производится в рамках школьного образования (курсы по основам права, введению в правоведение и т.д.), а также в рамках среднего и высшего профессионального образования в виде специальных обучающих курсов по основам правовых знаний для студентов неюридических специальностей.

Специальное правовое обучение представляет собой подготовку специалистов с юридическим образованием в рамках среднего и высшего профессионального образования.

На наш взгляд, в осуществлении целенаправленной правовой пропаганды необходимо выделить 3 направления:

- информационное обеспечение законодательства;

- совершенствование системы юридического образования;

- совершенствование правового всеобучения населения.

Вопросы правового воспитания и повышения правовой культуры - это длительный процесс, затрагивающий изменение объективных условий жизни общества, целенаправленную идеологическую, организационную работу, осуществление комплекса специально-юридических мер.

В концентрированном виде эти меры должны быть сориентированы на то, чтобы создать качественно обновленную социально-правовую среду и утвердить у людей веру в право.

Принципиальное значение в этой связи имеет утверждение в обществе идеи господства права.

Решение актуальных задач государственной политики в сфере правовой пропаганды и правового воспитания возможно только программными методами и требует реализации в ближайшие годы комплекса мероприятий.

Определяющими принципами мероприятий программы представляются доступность, последовательность и системность, комплексность при организации их исполнения.

Программа должна исходить из фундаментального значения правовой пропаганды в жизни государства и общества.

Целью программы должны быть повышение правовой культуры, правовое воспитание граждан и широкая пропаганда юридических знаний, направленных на формирование идеологических и нравственных основ демократического правового государства.

Для достижения поставленной цели программа должна предусматривать решение следующих приоритетных задач:

- поднятие престижа права и воспитание уважения к закону у населения;

- создание условий для развития гражданской и правовой активности лиц, непосредственно реализующих права и свободы, в качестве независимых полноправных членов общества;

- изучение права на всех уровнях воспитательно-образовательных учреждений;

- широкое информирование населения о законодательстве.

Реализация программы должна обеспечить:

- широкий доступ всех слоев населения к юридической информации;

- привлечение всех государственных институтов и общественных организаций к решению проблем правовой информации и пропаганды;

- формирование основ правовой культуры населения.

Кроме того, необходимо наладить просветительскую работу, направленную на ознакомление граждан с их правами и свободами.

Успешное осуществление приоритетных задач во многом зависит от гражданской и правовой активности граждан. Оно в значительной мере связано с созданием высококачественной системы правового обслуживания.

Важное условие развертывания правового всеобуча, повышения правовой культуры населения - обеспечение доступности юридической информации, издание необходимым тиражом кодексов, справочной и популярной юридической литературы.

Отсутствие правовой информации и пропаганды прямо отражается на уровне правовой культуры, являющейся одним из условий в профилактике правонарушений и сохранении правопорядка в стране.

В конце нашего исследования отметим, что ориентация на активное правомерное поведение формируется сегодня лишь у незначительной части населения. И изменить баланс общественного мнения способны лишь тщательно продуманные меры, организация системной правовой пропаганды в средствах массовой информации, разработка и внедрение действенных форм вовлечения граждан в правотворческую и правоохранительную деятельность.

 

                                                                                                                             «Общество и право», 2008, №3

 

 

Братская межрайонная природоохранная прокуратура:

Октябрьский районный суд г. Иркутска:

Падунский районный суд г. Братска:

СФО:

Тулунский городской суд:

Управление Генеральной прокуратуры РФ в Сибирском федеральном округе:

Прокуратура Иркутской области:

Прокурор области Мельников Игорь Анатольевич

664011, г. Иркутск, ул. Володарского, 5

(395-2) 25-90-00


Читать новости

Прокуратура города Ангарска:

Прокуратура города Бодайбо:

Прокуратура города Братска:

Прокуратура Падунского района г. Братска:

Прокуратура города Иркутска:

Прокуратура Кировского района г. Иркутска:

Прокуратура Куйбышевского района г. Иркутска:

Прокуратура Ленинского района г. Иркутска:

Прокуратура Октябрьского района г. Иркутска:

Прокуратура Свердловского района г. Иркутска:

Прокуратура города Саянска:

Прокуратура города Усолье-Сибирское:

Прокуратура города Усть-Кута:

Прокуратура города Черемхово:

Прокуратура города Шелехова:

Прокуратура Аларского района:

Прокуратура Балаганского района:

Прокуратура Баяндаевского района:

Прокуратура Боханского района:

Прокуратура Братского района:

Прокуратура Жигаловского района:

Прокуратура Заларинского района:

Прокуратура Иркутского района:

Прокуратура Казачинско-Ленского района:

Прокуратура Катангского района:

Прокуратура Качугского района:

Прокуратура Киренского района:

Прокуратура Куйтунского района:

Прокуратура Мамско-Чуйского района:

Прокуратура Нижнеилимского района:

Прокуратура Нукутского района:

Прокуратура Ольхонского района:

Прокуратура Осинского района:

Прокуратура Слюдянского района:

Прокуратура Усть-Удинского района:

Прокуратура Чунского района:

Прокуратура Эхирит-Булагатского района:

Западно-Байкальская межрайонная прокуратура (на правах природоохранной):

Зиминская межрайонная прокуратура:

Нижнеудинская межрайонная прокуратура:

Тайшетская межрайонная прокуратура:

Тулунская межрайонная прокуратура:

Усть-Илимская межрайонная прокуратура:

Иркутская особо режимная прокуратура:

Ангарская прокуратура по надзору за ИУ:

Братская прокуратура по надзору за ИУ:

Иркутская прокуратура по надзору за ИУ:

Саянская прокуратура по надзору за соблюдением законов в ИУ:

Казачинско-Ленский район:

 

Архив новостей

пнвтсрчтптсбвс
24252627282930
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234

Cиним цветом выделены даты последних новостей, ссылки ведут на все новости указанной даты.

 

Внимание! Горячая линия! Проверка соблюдения прав инвесторов

Наш адрес:
664011, г.Иркутск, ул.Володарского,5
тел.(8-3952)259-000
Эл. почта:
procuror@irkproc.ru

© Прокуратура Иркутской области

664011, Иркутск, улица Володарского 5
Телефон 8 (3952) 259000

Разработка сайта: Виртуальные технологии

В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.