Правовое воспитание и формирование позитивного правосознания у граждан пореформеной России

Щедрин Алексей Сергеевич, начальник правового отдела департамента имущественных отношений муниципального образования г. Краснодара, соискатель кафедры теории и истории государства и права Краснодарского университета МВД России.

 

Как говорил литературный герой М.А. Булгакова профессор Ф.Ф. Преображенский, перечисляя нерадостные последствия социальной революции 1917 г. (отсутствие отопления, электричества, наконец, факт кражи галош), это - не разруха. Разруха - "это вот что: если я, вместо того чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах" <1>.

--------------------------------

<1> Булгаков М.А. Собачье сердце. М., 1993.

 

Правовое воспитание играет важную роль в формировании личности, целью которой является формирование в сознании и поведении человека позитивных представлений и взглядов, ценностных ориентаций, обеспечивающих соблюдение и исполнение юридических норм. Конечно же, правовая подготовка людей не исчерпывается их формальными юридическими знаниями и умениями. "Можно обладать знаниями и не уметь ими пользоваться. Экспериментальные исследования правосознания различных групп и слоев населения показали, что центральным компонентом правосознания, определяющим соответствие поведения (деятельности) нормам права, является ценностное отношение к закону" <1>.

--------------------------------

<1> Теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1996. С. 181.

 

По мнению Н.А. Александрова, для формирования законопослушного гражданина необходимы следующие условия: во-первых, стабильные законы; во-вторых, завершение формирования системы судов; в-третьих, реальное исполнение решений судов. К этим "трем китам" можно добавить правовое просвещение и правовую пропаганду, оптимизирующие правовую культуру и правосознание <1>.

--------------------------------

<1> Александров В.А. Формирование законопослушного гражданина - приоритетное направление правовой политики современной России // Правоведение. 1998. N 1.

 

Осмысление концепции правового развития правовой идеологии, ее восприятие обществом невозможны без правового воспитания.

При рассмотрении формирования правовой психологии в России следует учесть, что индивидуальные представления о законе и справедливости постоянно связываются с нормами уголовного права, уголовной юстицией, что указывает на необходимость переориентирования системы ценностей посредством правового воспитания, ориентированных на гуманизм, справедливость, равенство, гражданственность, патриотизм, уважение к законам.

Особенно важно в связи с проявляющимися тенденциями нестабильности в обществе акцентировать внимание на правовом воспитании молодых формирующихся личностей, которые наиболее остро воспринимают негативные проявления кризиса, как экономического, так и культурного. Именно педагогам предстоит приложить максимум усилий для преодоления кризиса, для определения новых идеалов, воспитания личности, способной не только воспринимать идеи построения правового государства, но и воплотить идеи в жизнь. Человек - существо социальное, поэтому от индивидуальной правовой культуры легко перейти к общественной. Построение правового государства только в том случае будет возможно, если это будет не обустройство новых государственных институтов и принятие новых "правовых" законов сверху, а соблюдение нравственных и духовных законов жизни, уважение личности, соблюдение прав всех членов общества всеми членами общества.

Вопрос правового обучения - прямая обязанность Российского государства по выполнению принятых на себя международных обязательств и собственного законодательства. Однако утверждаемые постановлениями Правительства РФ государственные образовательные стандарты <1> предусматривают правовой компонент обучения отнюдь не для всех специальностей, тогда как правовые знания необходимы всем. Эти утверждаемые Правительством РФ документы - акты, стоящие в иерархии нормативных документов много ниже, чем законы или указы Президента, по сравнению с которыми они имеют меньшую юридическую силу и должны быть нацелены на их исполнение, не противоречить и уж тем более не игнорировать их. Но в действительности именно подзаконные акты воспринимаются у нас как единственно подлежащие исполнению, как руководство к действию.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 940 "Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования" // Российская газета. 1994. N 165; Постановление Правительства РФ от 18 августа 1995 г. N 821 "Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования" // Российская газета. 1995. N 173.

 

Нынешний анализ действующего законодательства позволяет выделить следующие направления правового воспитания, реализуемые государством:

1. Правовое воспитание граждан, подлежащих призыву на военную службу.

2. Правовое воспитание детей, помещенных в образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

3. Правовое воспитание лиц, осужденных к лишению свободы.

4. Правовое воспитание сотрудников таможенной службы Российской Федерации.

5. Правовое воспитание населения приграничных районов Российской Федерации.

6. Распространение знаний по соблюдению законодательства Российской Федерации о труде и охране труда.

7. Провозглашение приоритетными целей правового воспитания Президентом Российской Федерации.

В этой связи для формирования положительного правосознания считаем необходимым принять на государственном уровне государственную программу правового воспитания.

В зависимости от форм воспитания, применяемых в качестве воздействия на личность, можно выделить два вида правового воспитания:

- общее - имеется в виду правовое воспитание населения в целом, проведение лекториев правовых знаний, тематические вечера по правовым вопросам, общественные консультации, деятельность средств массовой информации и т.д.;

- специальное - имеется в виду целенаправленное обучение основам правовых знаний (специальные курсы в общеобразовательных и высших учебных заведениях), а также профессиональное юридическое образование как специальная подготовка и обучение в высших и средних учебных заведениях юридического профиля. К формам правового воспитания относят правовое обучение, правовую пропаганду, самовоспитание, юридическую практику.

Правовое обучение также можно подразделить на общее и специальное.

Общее правовое обучение производится в рамках школьного образования (курсы по основам права, введению в правоведение и т.д.), а также в рамках среднего и высшего профессионального образования в виде специальных обучающих курсов по основам правовых знаний для студентов неюридических специальностей.

Специальное правовое обучение представляет собой подготовку специалистов с юридическим образованием в рамках среднего и высшего профессионального образования.

На наш взгляд, в осуществлении целенаправленной правовой пропаганды необходимо выделить 3 направления:

- информационное обеспечение законодательства;

- совершенствование системы юридического образования;

- совершенствование правового всеобучения населения.

Вопросы правового воспитания и повышения правовой культуры - это длительный процесс, затрагивающий изменение объективных условий жизни общества, целенаправленную идеологическую, организационную работу, осуществление комплекса специально-юридических мер.

В концентрированном виде эти меры должны быть сориентированы на то, чтобы создать качественно обновленную социально-правовую среду и утвердить у людей веру в право.

Принципиальное значение в этой связи имеет утверждение в обществе идеи господства права.

Решение актуальных задач государственной политики в сфере правовой пропаганды и правового воспитания возможно только программными методами и требует реализации в ближайшие годы комплекса мероприятий.

Определяющими принципами мероприятий программы представляются доступность, последовательность и системность, комплексность при организации их исполнения.

Программа должна исходить из фундаментального значения правовой пропаганды в жизни государства и общества.

Целью программы должны быть повышение правовой культуры, правовое воспитание граждан и широкая пропаганда юридических знаний, направленных на формирование идеологических и нравственных основ демократического правового государства.

Для достижения поставленной цели программа должна предусматривать решение следующих приоритетных задач:

- поднятие престижа права и воспитание уважения к закону у населения;

- создание условий для развития гражданской и правовой активности лиц, непосредственно реализующих права и свободы, в качестве независимых полноправных членов общества;

- изучение права на всех уровнях воспитательно-образовательных учреждений;

- широкое информирование населения о законодательстве.

Реализация программы должна обеспечить:

- широкий доступ всех слоев населения к юридической информации;

- привлечение всех государственных институтов и общественных организаций к решению проблем правовой информации и пропаганды;

- формирование основ правовой культуры населения.

Кроме того, необходимо наладить просветительскую работу, направленную на ознакомление граждан с их правами и свободами.

Успешное осуществление приоритетных задач во многом зависит от гражданской и правовой активности граждан. Оно в значительной мере связано с созданием высококачественной системы правового обслуживания.

Важное условие развертывания правового всеобуча, повышения правовой культуры населения - обеспечение доступности юридической информации, издание необходимым тиражом кодексов, справочной и популярной юридической литературы.

Отсутствие правовой информации и пропаганды прямо отражается на уровне правовой культуры, являющейся одним из условий в профилактике правонарушений и сохранении правопорядка в стране.

В конце нашего исследования отметим, что ориентация на активное правомерное поведение формируется сегодня лишь у незначительной части населения. И изменить баланс общественного мнения способны лишь тщательно продуманные меры, организация системной правовой пропаганды в средствах массовой информации, разработка и внедрение действенных форм вовлечения граждан в правотворческую и правоохранительную деятельность.

 

                                                                                                                             «Общество и право», 2008, №3

 

 

Братская межрайонная природоохранная прокуратура:

Октябрьский районный суд г. Иркутска:

Падунский районный суд г. Братска:

СФО:

Тулунский городской суд:

Управление Генеральной прокуратуры РФ в Сибирском федеральном округе:

Прокуратура Иркутской области:

Прокурор области Мельников Игорь Анатольевич

664011, г. Иркутск, ул. Володарского, 5

(395-2) 25-90-00


Читать новости

Прокуратура города Ангарска:

Прокуратура города Бодайбо:

Прокуратура города Братска:

Прокуратура Падунского района г. Братска:

Прокуратура города Иркутска:

Прокуратура Кировского района г. Иркутска:

Прокуратура Куйбышевского района г. Иркутска:

Прокуратура Ленинского района г. Иркутска:

Прокуратура Октябрьского района г. Иркутска:

Прокуратура Свердловского района г. Иркутска:

Прокуратура города Саянска:

Прокуратура города Усолье-Сибирское:

Прокуратура города Усть-Кута:

Прокуратура города Черемхово:

Прокуратура города Шелехова:

Прокуратура Аларского района:

Прокуратура Балаганского района:

Прокуратура Баяндаевского района:

Прокуратура Боханского района:

Прокуратура Братского района:

Прокуратура Жигаловского района:

Прокуратура Заларинского района:

Прокуратура Иркутского района:

Прокуратура Казачинско-Ленского района:

Прокуратура Катангского района:

Прокуратура Качугского района:

Прокуратура Киренского района:

Прокуратура Куйтунского района:

Прокуратура Мамско-Чуйского района:

Прокуратура Нижнеилимского района:

Прокуратура Нукутского района:

Прокуратура Ольхонского района:

Прокуратура Осинского района:

Прокуратура Слюдянского района:

Прокуратура Усть-Удинского района:

Прокуратура Чунского района:

Прокуратура Эхирит-Булагатского района:

Западно-Байкальская межрайонная прокуратура (на правах природоохранной):

Прокурор Калинин Алексей Михайлович
664003, г. Иркутск, ул.Володарского, д.5 (395-2) 25-30-12 
Читать новости

Зиминская межрайонная прокуратура:

Нижнеудинская межрайонная прокуратура:

Тайшетская межрайонная прокуратура:

Тулунская межрайонная прокуратура:

Усть-Илимская межрайонная прокуратура:

Иркутская особо режимная прокуратура:

Ангарская прокуратура по надзору за ИУ:

Братская прокуратура по надзору за ИУ:

Иркутская прокуратура по надзору за ИУ:

Казачинско-Ленская прокуратура по надзору за ИУ:

Ангарск:

Прокуратура города Ангарска

Иркутская прокуратура по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах
Прокурор Хаткевич Леонид Леонидович
665836, Иркутская обл., г.Ангарск, ул.Саянская, д.5
8 (3951) 54-04-16

Ангарская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях 
Прокурор Воеводин Анатолий Иванович
665836, Иркутская обл., г.Ангарск, 17 микрорайон, д.17
8 (3951) 55-36-60

Казачинско-Ленский район:

 

Архив новостей

пнвтсрчтптсбвс
24252627282930
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234

Cиним цветом выделены даты последних новостей, ссылки ведут на все новости указанной даты.

 

 

Наш адрес:
664011, г.Иркутск, ул.Володарского,5
тел.(8-3952)259-000
Эл. почта:
procuror@irkproc.ru

Главная | История | Руководство | Структура | День Победы | Закон | Противодействие коррупции | Если нарушено право на оплату труда | Соблюдение прав предпринимателей | Абитуриентам и их родителям | Новости | Нюрнбергский процесс | Связь со СМИ | Правовое просвещение | Статистические данные | Государственная гражданская служба | Справочная и контактная информация | Полезные ссылки | Правотворческая деятельность прокуратуры Иркутской области | Работа с обращениями граждан | Интернет-приемная | Сводный план проверок субъектов предпринимательства по Иркутской области | Ежегодный план проверок деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц | Сведения о доходах | Карта сайта | Информация для заинтересованных лиц о рассмотрении судами исков прокурора о признании информации запрещенной

© Прокуратура Иркутской области

664011, Иркутск, улица Володарского 5
Телефон 8 (3952) 259000

 

Разработка сайта: Виртуальные технологии

В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.