Уголовная ответственность за совершение налоговых преступлений

Уплата законно установленных налогов и сборов является конституцион­ной обязанностью каждого (ст. 57 Конституции РФ).

Согласно ч. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ под налогом понимается обя­зательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственно­сти, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципаль­ных образований.

Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении пла­тельщиков сборов государственными органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически зна­чимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу раз­решений (лицензий).

Расследование налоговых преступлений отнесено государством к одному из приоритетных направлений в деятельности следственных органов Следст­венного комитета Российской Федерации, что заведомо обусловлено особой ак­туальностью противодействия преступности в сфере налогообложения. Эффек­тивное расследование налоговых преступлений не только обеспечивает дости­жение назначения уголовного судопроизводства, но и создает надлежащие ус­ловия для позитивной реализации широкого спектра правоотношений, возни­кающих в налоговой сфере.

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает четыре состава налоговых преступлений – статьи 198, 199, 199.1 и 199.2. Одним из основопо­лагающих нормативных правовых актов, раскрывающих признаки, особенности и иные содержательные характеристики налоговых преступлений, является По­становление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 года N 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления».

На эффективность раскрытия и расследования указанной категории пре­ступлений оказывает влияние качество самого российского налогового, адми­нистративного, уголовного, уголовно-процессуального и оперативно- розыскного законодательства и их взаимосоответствие, в т.ч. и при их измене­ниях. Законодательство о налогах и сборах и ответственность за его нарушения настолько взаимосвязаны между собой, что даже незначительные изменения в одной из норм требует внесения изменений в другие. На этом фоне постоянные изменения, вносимые в действующее законодательство, затрудняют его пони­мание и применение, порождают различного рода пробелы и коллизии.

В силу ч. 4 ст. 108 Налогового кодекса РФ привлечение к налоговой от­ветственности организации-налогоплательщика не освобождает ее должност­ных лиц от уголовной ответственности, а, наоборот, будет являться фактором, подтверждающим вину, как организации, так и ее руководства.

Следует учесть, что основная цель, которую преследует установленная ответственность за совершение налогового преступления – уплата налоговой задолженность в бюджет. В соответствии со ст. 28.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ уголовное преследование в отношении подозреваемого или обви­няемого должно быть прекращено, если до окончания предварительного след­ствия ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации, возме­щен в полном объеме, т.е. уплачены суммы недоимки, соответствующих пеней и штрафа, установленного налоговым органом. Следует обратить внимание, что в данной норме нет ограничения, установленного примечаниями к ст. 198, 199 УК РФ об освобождении от уголовной ответственности в случае полного пога­шения задолженности только тех лиц, которые совершили налоговое преступ­ление впервые. Из этого можно сделать вывод, что на досудебной стадии уго­ловное преследование должно быть прекращено в отношении лиц, уплативших задолженность, независимо от того, совершали ли они ранее подобные престу­пления или нет. Указанные условия, предусмотренные примечаниями к ст. 198, 199 УК РФ, относятся к тем, кто задолженность погасил не на стадии предвари­тельного следствия, а в суде.

Проверяя законность прекращения уголовного преследования или уго­ловного дела по данному основанию, прокурор в первую очередь выясняет, действительно ли в бюджет поступила вся сумма налоговой задолженности. Об этом может свидетельствовать официальный ответ на запрос следователя из на­логового органа о зачислении указанной суммы в соответствующие уровни бюджетов. Чаще всего такой ответ оформляется справкой, которая приобщает­ся к материалам уголовного дела.

Никакие обязательства подозреваемого или обвиняемого об уплате за­долженности в последующем с приложением графиков погашения не могут яв­ляться основаниями к прекращению уголовного преследования или уголовного дела. Такое прекращение незаконно.

 

Прокурор 1 отдела управления по надзору
за уголовно-процессуальной и оперативно-
розыскной деятельностью                                     А.В. Баронников

 

Братская межрайонная природоохранная прокуратура:

Октябрьский районный суд г. Иркутска:

Падунский районный суд г. Братска:

СФО:

Тулунский городской суд:

Управление Генеральной прокуратуры РФ в Сибирском федеральном округе:

Прокуратура Иркутской области:

Прокурор области Мельников Игорь Анатольевич

664011, г. Иркутск, ул. Володарского, 5

(395-2) 25-90-00


Читать новости

Прокуратура города Ангарска:

Прокуратура города Бодайбо:

Прокуратура города Братска:

Прокуратура Падунского района г. Братска:

Прокуратура города Иркутска:

Прокуратура Кировского района г. Иркутска:

Прокуратура Куйбышевского района г. Иркутска:

Прокуратура Ленинского района г. Иркутска:

Прокуратура Октябрьского района г. Иркутска:

Прокуратура Свердловского района г. Иркутска:

Прокуратура города Саянска:

Прокуратура города Усолье-Сибирское:

Прокуратура города Усть-Кута:

Прокуратура города Черемхово:

Прокуратура города Шелехова:

Прокуратура Аларского района:

Прокуратура Балаганского района:

Прокуратура Баяндаевского района:

Прокуратура Боханского района:

Прокуратура Братского района:

Прокуратура Жигаловского района:

Прокуратура Заларинского района:

Прокуратура Иркутского района:

Прокуратура Казачинско-Ленского района:

Прокуратура Катангского района:

Прокуратура Качугского района:

Прокуратура Киренского района:

Прокуратура Куйтунского района:

Прокуратура Мамско-Чуйского района:

Прокуратура Нижнеилимского района:

Прокуратура Нукутского района:

Прокуратура Ольхонского района:

Прокуратура Осинского района:

Прокуратура Слюдянского района:

Прокуратура Усть-Удинского района:

Прокуратура Чунского района:

Прокуратура Эхирит-Булагатского района:

Западно-Байкальская межрайонная прокуратура (на правах природоохранной):

Прокурор Калинин Алексей Михайлович
664003, г. Иркутск, ул.Володарского, д.5 (395-2) 25-30-12 
Читать новости

Зиминская межрайонная прокуратура:

Нижнеудинская межрайонная прокуратура:

Тайшетская межрайонная прокуратура:

Тулунская межрайонная прокуратура:

Усть-Илимская межрайонная прокуратура:

Иркутская особо режимная прокуратура:

Ангарская прокуратура по надзору за ИУ:

Братская прокуратура по надзору за ИУ:

Иркутская прокуратура по надзору за ИУ:

Казачинско-Ленская прокуратура по надзору за ИУ:

Ангарск:

Прокуратура города Ангарска

Иркутская прокуратура по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах
Прокурор Хаткевич Леонид Леонидович
665836, Иркутская обл., г.Ангарск, ул.Саянская, д.5
8 (3951) 54-04-16

Ангарская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях 
Прокурор Воеводин Анатолий Иванович
665836, Иркутская обл., г.Ангарск, 17 микрорайон, д.17
8 (3951) 55-36-60

Казачинско-Ленский район:

 

Архив новостей

пнвтсрчтптсбвс
24252627282930
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234

Cиним цветом выделены даты последних новостей, ссылки ведут на все новости указанной даты.

 

 

Наш адрес:
664011, г.Иркутск, ул.Володарского,5
тел.(8-3952)259-000
Эл. почта:
procuror@irkproc.ru

Главная | История | Руководство | Структура | День Победы | Закон | Противодействие коррупции | Если нарушено право на оплату труда | Соблюдение прав предпринимателей | Абитуриентам и их родителям | Новости | Нюрнбергский процесс | Связь со СМИ | Правовое просвещение | Статистические данные | Государственная гражданская служба | Справочная и контактная информация | Полезные ссылки | Правотворческая деятельность прокуратуры Иркутской области | Работа с обращениями граждан | Интернет-приемная | Сводный план проверок субъектов предпринимательства по Иркутской области | Ежегодный план проверок деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц | Сведения о доходах | Карта сайта | Информация для заинтересованных лиц о рассмотрении судами исков прокурора о признании информации запрещенной

© Прокуратура Иркутской области

664011, Иркутск, улица Володарского 5
Телефон 8 (3952) 259000

 

Разработка сайта: Виртуальные технологии

В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.