Уголовная ответственность за совершение налоговых преступлений

Уплата законно установленных налогов и сборов является конституцион­ной обязанностью каждого (ст. 57 Конституции РФ).

Согласно ч. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ под налогом понимается обя­зательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственно­сти, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципаль­ных образований.

Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении пла­тельщиков сборов государственными органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически зна­чимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу раз­решений (лицензий).

Расследование налоговых преступлений отнесено государством к одному из приоритетных направлений в деятельности следственных органов Следст­венного комитета Российской Федерации, что заведомо обусловлено особой ак­туальностью противодействия преступности в сфере налогообложения. Эффек­тивное расследование налоговых преступлений не только обеспечивает дости­жение назначения уголовного судопроизводства, но и создает надлежащие ус­ловия для позитивной реализации широкого спектра правоотношений, возни­кающих в налоговой сфере.

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает четыре состава налоговых преступлений – статьи 198, 199, 199.1 и 199.2. Одним из основопо­лагающих нормативных правовых актов, раскрывающих признаки, особенности и иные содержательные характеристики налоговых преступлений, является По­становление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 года N 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления».

На эффективность раскрытия и расследования указанной категории пре­ступлений оказывает влияние качество самого российского налогового, адми­нистративного, уголовного, уголовно-процессуального и оперативно- розыскного законодательства и их взаимосоответствие, в т.ч. и при их измене­ниях. Законодательство о налогах и сборах и ответственность за его нарушения настолько взаимосвязаны между собой, что даже незначительные изменения в одной из норм требует внесения изменений в другие. На этом фоне постоянные изменения, вносимые в действующее законодательство, затрудняют его пони­мание и применение, порождают различного рода пробелы и коллизии.

В силу ч. 4 ст. 108 Налогового кодекса РФ привлечение к налоговой от­ветственности организации-налогоплательщика не освобождает ее должност­ных лиц от уголовной ответственности, а, наоборот, будет являться фактором, подтверждающим вину, как организации, так и ее руководства.

Следует учесть, что основная цель, которую преследует установленная ответственность за совершение налогового преступления – уплата налоговой задолженность в бюджет. В соответствии со ст. 28.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ уголовное преследование в отношении подозреваемого или обви­няемого должно быть прекращено, если до окончания предварительного след­ствия ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации, возме­щен в полном объеме, т.е. уплачены суммы недоимки, соответствующих пеней и штрафа, установленного налоговым органом. Следует обратить внимание, что в данной норме нет ограничения, установленного примечаниями к ст. 198, 199 УК РФ об освобождении от уголовной ответственности в случае полного пога­шения задолженности только тех лиц, которые совершили налоговое преступ­ление впервые. Из этого можно сделать вывод, что на досудебной стадии уго­ловное преследование должно быть прекращено в отношении лиц, уплативших задолженность, независимо от того, совершали ли они ранее подобные престу­пления или нет. Указанные условия, предусмотренные примечаниями к ст. 198, 199 УК РФ, относятся к тем, кто задолженность погасил не на стадии предвари­тельного следствия, а в суде.

Проверяя законность прекращения уголовного преследования или уго­ловного дела по данному основанию, прокурор в первую очередь выясняет, действительно ли в бюджет поступила вся сумма налоговой задолженности. Об этом может свидетельствовать официальный ответ на запрос следователя из на­логового органа о зачислении указанной суммы в соответствующие уровни бюджетов. Чаще всего такой ответ оформляется справкой, которая приобщает­ся к материалам уголовного дела.

Никакие обязательства подозреваемого или обвиняемого об уплате за­долженности в последующем с приложением графиков погашения не могут яв­ляться основаниями к прекращению уголовного преследования или уголовного дела. Такое прекращение незаконно.

 

Прокурор 1 отдела управления по надзору
за уголовно-процессуальной и оперативно-
розыскной деятельностью                                     А.В. Баронников

 

Братская межрайонная природоохранная прокуратура:

Октябрьский районный суд г. Иркутска:

Падунский районный суд г. Братска:

СФО:

Тулунский городской суд:

Управление Генеральной прокуратуры РФ в Сибирском федеральном округе:

Прокуратура Иркутской области:

Прокурор области Мельников Игорь Анатольевич

664011, г. Иркутск, ул. Володарского, 5

(395-2) 25-90-00


Читать новости

Прокуратура города Ангарска:

Прокуратура города Бодайбо:

Прокуратура города Братска:

Прокуратура Падунского района г. Братска:

Прокуратура города Иркутска:

Прокуратура Кировского района г. Иркутска:

Прокуратура Куйбышевского района г. Иркутска:

Прокуратура Ленинского района г. Иркутска:

Прокуратура Октябрьского района г. Иркутска:

Прокуратура Свердловского района г. Иркутска:

Прокуратура города Саянска:

Прокуратура города Усолье-Сибирское:

Прокуратура города Усть-Кута:

Прокуратура города Черемхово:

Прокуратура города Шелехова:

Прокуратура Аларского района:

Прокуратура Балаганского района:

Прокуратура Баяндаевского района:

Прокуратура Боханского района:

Прокуратура Братского района:

Прокуратура Жигаловского района:

Прокуратура Заларинского района:

Прокуратура Иркутского района:

Прокуратура Казачинско-Ленского района:

Прокуратура Катангского района:

Прокуратура Качугского района:

Прокуратура Киренского района:

Прокуратура Куйтунского района:

Прокуратура Мамско-Чуйского района:

Прокуратура Нижнеилимского района:

Прокуратура Нукутского района:

Прокуратура Ольхонского района:

Прокуратура Осинского района:

Прокуратура Слюдянского района:

Прокуратура Усть-Удинского района:

Прокуратура Чунского района:

Прокуратура Эхирит-Булагатского района:

Западно-Байкальская межрайонная прокуратура (на правах природоохранной):

Зиминская межрайонная прокуратура:

Нижнеудинская межрайонная прокуратура:

Тайшетская межрайонная прокуратура:

Тулунская межрайонная прокуратура:

Усть-Илимская межрайонная прокуратура:

Иркутская особо режимная прокуратура:

Ангарская прокуратура по надзору за ИУ:

Братская прокуратура по надзору за ИУ:

Иркутская прокуратура по надзору за ИУ:

Саянская прокуратура по надзору за соблюдением законов в ИУ:

Казачинско-Ленский район:

 

Архив новостей

пнвтсрчтптсбвс
24252627282930
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234

Cиним цветом выделены даты последних новостей, ссылки ведут на все новости указанной даты.

 

Внимание! Горячая линия! Проверка соблюдения прав инвесторов

Наш адрес:
664011, г.Иркутск, ул.Володарского,5
тел.(8-3952)259-000
Эл. почта:
procuror@irkproc.ru

© Прокуратура Иркутской области

664011, Иркутск, улица Володарского 5
Телефон 8 (3952) 259000

Разработка сайта: Виртуальные технологии

В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.