О порядке оказания правовой помощи в рамках международного сотрудничества по семейным делам в соответствии с «Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», заключенной в г. Минске 22.01.1993.

Согласно «Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», заключенной в г. Минске 22.01.1993 (далее Конвенция) в редакции Протокола к Конвенции от 28.03.1997 взаимодействие при выполнении положений Конвенции об оказании правовой помощи осуществляется через центральные, территориальные и иные органы. Договаривающиеся Стороны определяют перечень своих центральных, территориальных и других органов, уполномоченных на осуществление непосредственных сношений, о чем уведомляют депозитария Конвенции – Исполнительный комитет СНГ.

С государствами, которые не являются участниками Протокола к Конвенции 1993 года от 28.03.1997 – Азербайджанская Республика, Грузия, Республика Узбекистан, Туркменистан, а также Республика Молдова, сделавшая оговорку к статье 5 Конвенции, взаимодействие при исполнении поручений об оказании правовой помощи осуществляется через Министерство юстиции Российской Федерации и Министерство юстиции соответствующего иностранного государства.

Взаимодействие с учреждениями юстиции государств, подписавших Протокол к Конвенции 1993 года от 28.03.1997, – Украина, республики Армения, Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан, при выполнении положений Конвенции, осуществляется через территориальные органы юстиции – главные управления Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации и уполномоченные органы иностранных государств.

Изложенное свидетельствует о том, что органы государственной власти Российской Федерации не наделены правом непосредственного взаимодействия с компетентными органами государств – участников Конвенции, в связи с чем запросы о правовой помощи направляются ими в Главное управление Минюста России по субъекту Российской Федерации для последующего препровождения на территорию иностранного государства.

При отсутствии международного договора о правовой помощи взаимодействие с компетентными органами иностранных государств осуществляется Минюстом России в соответствии с российским законодательством и на основе международных принципов вежливости и взаимности, в необходимых случаях – по согласованию с МИДом России.

Статья 14 конвенции предусматривает обязательство договаривающихся сторон пересылать друг другу по просьбе без перевода и бесплатно свидетельства о регистрации актов гражданского состояния, документы об образовании, трудовом стаже и др. Направления обращений граждан об их истребовании, а также пересылка документов осуществляются через центральные органы (ст. 5 Конвенции).

Для государств – участников Протокола от 28.03.1997 статья 14 Конвенции предусматривает возможность пересылки документов о регистрации актов гражданского состояния непосредственно через органы регистрации актов гражданского состояния. Другие документы, касающиеся личных и имущественных прав и интересов граждан, пересылаются через территориальные органы юстиции (ст. 5 Конвенции в редакции Протокола).

В настоящее время правом непосредственного сношения с компетентными органами иностранных государств в соответствии с Протоколом к Конвенции от 28.03.1997 по вопросам оказания правовой помощи в сфере регистрации актов гражданского состояния наделены органы ЗАГС Российской Федерации, указанные в перечне, согласно ноте МИД России от 07.04.2009 N 1863/1. Однако исполнение поручений о правовой помощи на условиях вежливости и взаимности будет целиком зависеть от воли запрашиваемого иностранного государства.

Учитывая, что главные управления Минюста России по субъектам в соответствии с Приказом Минюста России от 14.12.2005 N 242 обеспечивают проверку и представление в Минюст России запросов об оказании правовой помощи, для последующего их направления в компетентные органы других государств в соответствии с международными договорами и законодательством Российской Федерации, органам государственной власти соответствующего федерального округа, следует направлять запросы в главные управления Минюста России по субъекту для проверки правильности оформления и дальнейшего препровождения в соответствии с порядком сношений на территорию иностранного государства или в Минюст России.

Кроме того, статья 8 Конвенции устанавливает требования к поручению, которое должно содержать необходимую и достаточную информацию для его исполнения компетентным органом иностранного государства. Также предусматриваются и отдельные особенности, связанные с исполнением поручений.

Учитывая изложенное, запрос о пересылке документов о гражданском состоянии полагаем возможным обосновывать статьями 3 и 8 "Конвенции о правах ребенка", одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 (далее Конвенция о правах ребенка). Согласно статье 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, закрепленными в названных концепциях, в законодательстве Российской Федерации содержатся правовые нормы, согласно которым государство гарантирует защиту прав, свобод и законных интересов детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (ст. ст. 5, 15 ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", ст. ст. 8, 56 Семейного кодекса РФ).

Статья 8 Конвенции о правах ребенка провозгласила, что государства-участники обязуются уважать права ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства. Если ребенок незаконно лишается части или всех элементов своей индивидуальности, государства – участники обеспечивают ему необходимую помощь и защиту для скорейшего восстановления его индивидуальности.

Наряду с вышеизложенным, необходимо учитывать, что истребование личных документов граждан в архивных учреждениях России и зарубежных стран осуществляется в соответствии с новым Административным регламентом Министерства иностранных дел Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по истребованию личных документов, утвержденным Приказом МИД России N 10489, Минюста России N 124 от 29.06.2012.

 

Начальник отдела по надзору
за исполнением законов о
несовершеннолетних и молодёжи

старший советник юстиции                   О.И. Кошкарова

Братская межрайонная природоохранная прокуратура:

Октябрьский районный суд г. Иркутска:

Падунский районный суд г. Братска:

СФО:

Тулунский городской суд:

Управление Генеральной прокуратуры РФ в Сибирском федеральном округе:

Прокуратура Иркутской области:

Прокурор области Мельников Игорь Анатольевич

664011, г. Иркутск, ул. Володарского, 5

(395-2) 25-90-00


Читать новости

Прокуратура города Ангарска:

Прокуратура города Бодайбо:

Прокуратура города Братска:

Прокуратура Падунского района г. Братска:

Прокуратура города Иркутска:

Прокуратура Кировского района г. Иркутска:

Прокуратура Куйбышевского района г. Иркутска:

Прокуратура Ленинского района г. Иркутска:

Прокуратура Октябрьского района г. Иркутска:

Прокуратура Свердловского района г. Иркутска:

Прокуратура города Саянска:

Прокуратура города Усолье-Сибирское:

Прокуратура города Усть-Кута:

Прокуратура города Черемхово:

Прокуратура города Шелехова:

Прокуратура Аларского района:

Прокуратура Балаганского района:

Прокуратура Баяндаевского района:

Прокуратура Боханского района:

Прокуратура Братского района:

Прокуратура Жигаловского района:

Прокуратура Заларинского района:

Прокуратура Иркутского района:

Прокуратура Казачинско-Ленского района:

Прокуратура Катангского района:

Прокуратура Качугского района:

Прокуратура Киренского района:

Прокуратура Куйтунского района:

Прокуратура Мамско-Чуйского района:

Прокуратура Нижнеилимского района:

Прокуратура Нукутского района:

Прокуратура Ольхонского района:

Прокуратура Осинского района:

Прокуратура Слюдянского района:

Прокуратура Усть-Удинского района:

Прокуратура Чунского района:

Прокуратура Эхирит-Булагатского района:

Западно-Байкальская межрайонная прокуратура (на правах природоохранной):

Зиминская межрайонная прокуратура:

Нижнеудинская межрайонная прокуратура:

Тайшетская межрайонная прокуратура:

Тулунская межрайонная прокуратура:

Усть-Илимская межрайонная прокуратура:

Иркутская особо режимная прокуратура:

Ангарская прокуратура по надзору за ИУ:

Братская прокуратура по надзору за ИУ:

Иркутская прокуратура по надзору за ИУ:

Саянская прокуратура по надзору за соблюдением законов в ИУ:

Казачинско-Ленский район:

 

Архив новостей

пнвтсрчтптсбвс
24252627282930
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234

Cиним цветом выделены даты последних новостей, ссылки ведут на все новости указанной даты.

 

Внимание! Горячая линия! Проверка соблюдения прав инвесторов

Наш адрес:
664011, г.Иркутск, ул.Володарского,5
тел.(8-3952)259-000
Эл. почта:
procuror@irkproc.ru

© Прокуратура Иркутской области

664011, Иркутск, улица Володарского 5
Телефон 8 (3952) 259000

Разработка сайта: Виртуальные технологии

В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.