Главная > Правовое просвещение > Разъяснение законодательства > Жилье > О тарифах на услуги ресурсоснабжающих...
 
 
 
 

 

О формировании тарифов на услуги ресурсоснабжающих организаций

Практика прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства свидетельствует о многочисленных нарушениях при предоставлении коммунальных услуг гражданам, установлении тарифов на услуги теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения.

При этом серьезное беспокойство вызывает неадекватный рост тарифов, влекущий нарушение прав потребителей жилищно-коммунальных услуг. Так, по некоторым данным, в регионах рост платежей за услуги жилищно-коммунального хозяйства варьируется до 45%, а иногда до 80%.

С чем же связан такой рост тарифов, всегда ли он носит объективный характер, кем и в каком порядке могут повышаться тарифы на ресурсы (воду, тепло, канализование)? С такими вопросами жильцы многоквартирных домов нередко обращаются в контролирующие органы и в органы прокуратуры.

Учитывая социальную напряженность населения, связанную с постоянным повышением роста тарифов на услуги ЖКХ, прокурорский надзор в данной сфере является одним из самых актуальных.

Тарифы на ресурсы не могут устанавливаться юридическими лицами самостоятельно, а только исходя из положений ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года N 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» подлежат государственному регулированию.

Цели государственного регулирования тарифов – защита экономических интересов потребителей от их монопольного повышения, а также создание механизма согласования интересов производителей и потребителей.

Законодательство, регулирующее вопросы установления тарифов на коммунальные услуги, относится к числу наиболее сложных комплексов, имеющих многообразную конструкцию нормативных актов. Кроме того, на протяжении последних трех лет законодательство в указанной сфере правоотношений претерпевает значительные и стремительные изменения.

Сфера поставок каждого отдельного вида ресурса регулируется федеральными законами и иными правовыми актами в зависимости от вида поставляемого ресурса.

Например, в сфере теплоснабжения правовую основу тарифного регулирования определяет Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», в сфере водоснабжения и водоотведения – Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в сфере вывоза твердых бытовых отходов – Федеральный закон от 30.12.2004 № 210- ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», в сфере газоснабжения – Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»; в сфере электроснабжения – Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике».

Каждым из указанных законов определены виды тарифов (цен), подлежащих государственному регулированию, полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, установлены правовые основы экономических отношений, принципы и методы регулирования соответствующих тарифов, даны определения основным понятиям.

Помимо федеральных законов в каждой из названных сфер правоотношений принят ряд подзаконных нормативно-правовых актов. Указанными нормативно-правовыми актами регламентированы основы ценообразования в соответствующих сферах деятельности, принципы и методы регулирования тарифов, основания и порядок установления тарифов и расчета отдельных затрат, учитываемых при установлении каждого конкретного тарифа.

В целом, процедура установления тарифа на любой из видов ресурсов заключается в оценке органом власти, представленных поставщиком ресурса для установления тарифа документов, экономическом расчете затрат, необходимых для производства и поставки ресурса, издании нормативно- правового акта (приказа, постановления и т.д.) об установлении тарифов для данного поставщика, который обязателен для применения расчетов и начислении коммунальных платежей как для ресурсоснабжающих организаций, так и для управляющих компаний и ТСЖ.

Расчет экономически обоснованного тарифа сводится к калькуляции себестоимости, выявлению прибыли как финансового результата исходя из некоего норматива рентабельности и т. п. При этом основополагающим является постатейный расчет затрат на производство услуги по последовательным стадиям, который наиболее ярко проявляется в Методических рекомендациях по финансовому обоснованию цены на тепловую энергию и теплоноситель. Например, статьи затрат рассчитываются преимущественно по нормативам удельного расхода топлива, энергии и материалов на единицу производства услуги; амортизации – по нормам амортизации в зависимости от балансовой стоимости основных средств; заработной платы – в зависимости от нормативной численности персонала и величины оплаты труда согласно Межотраслевому тарифному соглашению и т.д.

Кроме того, одним из принципов регулирования тарифов является обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем коммунальной инфраструктуры. В случае же недостаточности средств для надлежащего обслуживания энергетического и иного оборудования, задействованного в процессе производства и передачи коммунальных ресурсов, может возникнуть реальная опасность для жизни и здоровья граждан, нарушения их прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

Таким образом, рост тарифов на коммунальные услуги должен иметь экономическое обоснование, фиксироваться в нормативно-правовых актах уполномоченных на установление тарифов органов, которые обязательны для исполнения всеми субъектами (ресурсоснабжающими организациями, управляющим компаниями, гражданами).

Органы прокуратуры при выявлении нарушений добиваются исключения из расчета тарифов необоснованных и недостоверных затрат, привлечения виновных лиц к ответственности, понуждения органов регулирования к выполнению обязанностей по контролю за реализацией ресурсоснабжающими организациями производственных и инвестиционных затрат.

Заместитель прокурора
Ленинского района г.Иркутска

юрист 1 класса                                                               С.В.Ермаченко

Братская межрайонная природоохранная прокуратура:

Октябрьский районный суд г. Иркутска:

Падунский районный суд г. Братска:

СФО:

Тулунский городской суд:

Управление Генеральной прокуратуры РФ в Сибирском федеральном округе:

Прокуратура Иркутской области:

Прокурор области Мельников Игорь Анатольевич

664011, г. Иркутск, ул. Володарского, 5

(395-2) 25-90-00


Читать новости

Прокуратура города Ангарска:

Прокуратура города Бодайбо:

Прокуратура города Братска:

Прокуратура Падунского района г. Братска:

Прокуратура города Иркутска:

Прокуратура Кировского района г. Иркутска:

Прокуратура Куйбышевского района г. Иркутска:

Прокуратура Ленинского района г. Иркутска:

Прокуратура Октябрьского района г. Иркутска:

Прокуратура Свердловского района г. Иркутска:

Прокуратура города Саянска:

Прокуратура города Усолье-Сибирское:

Прокуратура города Усть-Кута:

Прокуратура города Черемхово:

Прокуратура города Шелехова:

Прокуратура Аларского района:

Прокуратура Балаганского района:

Прокуратура Баяндаевского района:

Прокуратура Боханского района:

Прокуратура Братского района:

Прокуратура Жигаловского района:

Прокуратура Заларинского района:

Прокуратура Иркутского района:

Прокуратура Казачинско-Ленского района:

Прокуратура Катангского района:

Прокуратура Качугского района:

Прокуратура Киренского района:

Прокуратура Куйтунского района:

Прокуратура Мамско-Чуйского района:

Прокуратура Нижнеилимского района:

Прокуратура Нукутского района:

Прокуратура Ольхонского района:

Прокуратура Осинского района:

Прокуратура Слюдянского района:

Прокуратура Усть-Удинского района:

Прокуратура Чунского района:

Прокуратура Эхирит-Булагатского района:

Западно-Байкальская межрайонная прокуратура (на правах природоохранной):

Зиминская межрайонная прокуратура:

Нижнеудинская межрайонная прокуратура:

Тайшетская межрайонная прокуратура:

Тулунская межрайонная прокуратура:

Усть-Илимская межрайонная прокуратура:

Иркутская особо режимная прокуратура:

Ангарская прокуратура по надзору за ИУ:

Братская прокуратура по надзору за ИУ:

Иркутская прокуратура по надзору за ИУ:

Саянская прокуратура по надзору за соблюдением законов в ИУ:

Казачинско-Ленский район:

 

Архив новостей

пнвтсрчтптсбвс
24252627282930
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234

Cиним цветом выделены даты последних новостей, ссылки ведут на все новости указанной даты.

 

Внимание! Горячая линия! Проверка соблюдения прав инвесторов

Наш адрес:
664011, г.Иркутск, ул.Володарского,5
тел.(8-3952)259-000
Эл. почта:
procuror@irkproc.ru

© Прокуратура Иркутской области

664011, Иркутск, улица Володарского 5
Телефон 8 (3952) 259000

Разработка сайта: Виртуальные технологии

В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.