Главная > Правовое просвещение > Разъяснение законодательства > Жилье > О тарифах на услуги ресурсоснабжающих...
 
 
 
 

 

О формировании тарифов на услуги ресурсоснабжающих организаций

Практика прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства свидетельствует о многочисленных нарушениях при предоставлении коммунальных услуг гражданам, установлении тарифов на услуги теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения.

При этом серьезное беспокойство вызывает неадекватный рост тарифов, влекущий нарушение прав потребителей жилищно-коммунальных услуг. Так, по некоторым данным, в регионах рост платежей за услуги жилищно-коммунального хозяйства варьируется до 45%, а иногда до 80%.

С чем же связан такой рост тарифов, всегда ли он носит объективный характер, кем и в каком порядке могут повышаться тарифы на ресурсы (воду, тепло, канализование)? С такими вопросами жильцы многоквартирных домов нередко обращаются в контролирующие органы и в органы прокуратуры.

Учитывая социальную напряженность населения, связанную с постоянным повышением роста тарифов на услуги ЖКХ, прокурорский надзор в данной сфере является одним из самых актуальных.

Тарифы на ресурсы не могут устанавливаться юридическими лицами самостоятельно, а только исходя из положений ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года N 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» подлежат государственному регулированию.

Цели государственного регулирования тарифов – защита экономических интересов потребителей от их монопольного повышения, а также создание механизма согласования интересов производителей и потребителей.

Законодательство, регулирующее вопросы установления тарифов на коммунальные услуги, относится к числу наиболее сложных комплексов, имеющих многообразную конструкцию нормативных актов. Кроме того, на протяжении последних трех лет законодательство в указанной сфере правоотношений претерпевает значительные и стремительные изменения.

Сфера поставок каждого отдельного вида ресурса регулируется федеральными законами и иными правовыми актами в зависимости от вида поставляемого ресурса.

Например, в сфере теплоснабжения правовую основу тарифного регулирования определяет Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», в сфере водоснабжения и водоотведения – Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в сфере вывоза твердых бытовых отходов – Федеральный закон от 30.12.2004 № 210- ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», в сфере газоснабжения – Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»; в сфере электроснабжения – Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике».

Каждым из указанных законов определены виды тарифов (цен), подлежащих государственному регулированию, полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, установлены правовые основы экономических отношений, принципы и методы регулирования соответствующих тарифов, даны определения основным понятиям.

Помимо федеральных законов в каждой из названных сфер правоотношений принят ряд подзаконных нормативно-правовых актов. Указанными нормативно-правовыми актами регламентированы основы ценообразования в соответствующих сферах деятельности, принципы и методы регулирования тарифов, основания и порядок установления тарифов и расчета отдельных затрат, учитываемых при установлении каждого конкретного тарифа.

В целом, процедура установления тарифа на любой из видов ресурсов заключается в оценке органом власти, представленных поставщиком ресурса для установления тарифа документов, экономическом расчете затрат, необходимых для производства и поставки ресурса, издании нормативно- правового акта (приказа, постановления и т.д.) об установлении тарифов для данного поставщика, который обязателен для применения расчетов и начислении коммунальных платежей как для ресурсоснабжающих организаций, так и для управляющих компаний и ТСЖ.

Расчет экономически обоснованного тарифа сводится к калькуляции себестоимости, выявлению прибыли как финансового результата исходя из некоего норматива рентабельности и т. п. При этом основополагающим является постатейный расчет затрат на производство услуги по последовательным стадиям, который наиболее ярко проявляется в Методических рекомендациях по финансовому обоснованию цены на тепловую энергию и теплоноситель. Например, статьи затрат рассчитываются преимущественно по нормативам удельного расхода топлива, энергии и материалов на единицу производства услуги; амортизации – по нормам амортизации в зависимости от балансовой стоимости основных средств; заработной платы – в зависимости от нормативной численности персонала и величины оплаты труда согласно Межотраслевому тарифному соглашению и т.д.

Кроме того, одним из принципов регулирования тарифов является обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем коммунальной инфраструктуры. В случае же недостаточности средств для надлежащего обслуживания энергетического и иного оборудования, задействованного в процессе производства и передачи коммунальных ресурсов, может возникнуть реальная опасность для жизни и здоровья граждан, нарушения их прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

Таким образом, рост тарифов на коммунальные услуги должен иметь экономическое обоснование, фиксироваться в нормативно-правовых актах уполномоченных на установление тарифов органов, которые обязательны для исполнения всеми субъектами (ресурсоснабжающими организациями, управляющим компаниями, гражданами).

Органы прокуратуры при выявлении нарушений добиваются исключения из расчета тарифов необоснованных и недостоверных затрат, привлечения виновных лиц к ответственности, понуждения органов регулирования к выполнению обязанностей по контролю за реализацией ресурсоснабжающими организациями производственных и инвестиционных затрат.

Заместитель прокурора
Ленинского района г.Иркутска

юрист 1 класса                                                               С.В.Ермаченко

Братская межрайонная природоохранная прокуратура:

Октябрьский районный суд г. Иркутска:

Падунский районный суд г. Братска:

СФО:

Тулунский городской суд:

Управление Генеральной прокуратуры РФ в Сибирском федеральном округе:

Прокуратура Иркутской области:

Прокурор области Мельников Игорь Анатольевич

664011, г. Иркутск, ул. Володарского, 5

(395-2) 25-90-00


Читать новости

Прокуратура города Ангарска:

Прокуратура города Бодайбо:

Прокуратура города Братска:

Прокуратура Падунского района г. Братска:

Прокуратура города Иркутска:

Прокуратура Кировского района г. Иркутска:

Прокуратура Куйбышевского района г. Иркутска:

Прокуратура Ленинского района г. Иркутска:

Прокуратура Октябрьского района г. Иркутска:

Прокуратура Свердловского района г. Иркутска:

Прокуратура города Саянска:

Прокуратура города Усолье-Сибирское:

Прокуратура города Усть-Кута:

Прокуратура города Черемхово:

Прокуратура города Шелехова:

Прокуратура Аларского района:

Прокуратура Балаганского района:

Прокуратура Баяндаевского района:

Прокуратура Боханского района:

Прокуратура Братского района:

Прокуратура Жигаловского района:

Прокуратура Заларинского района:

Прокуратура Иркутского района:

Прокуратура Казачинско-Ленского района:

Прокуратура Катангского района:

Прокуратура Качугского района:

Прокуратура Киренского района:

Прокуратура Куйтунского района:

Прокуратура Мамско-Чуйского района:

Прокуратура Нижнеилимского района:

Прокуратура Нукутского района:

Прокуратура Ольхонского района:

Прокуратура Осинского района:

Прокуратура Слюдянского района:

Прокуратура Усть-Удинского района:

Прокуратура Чунского района:

Прокуратура Эхирит-Булагатского района:

Западно-Байкальская межрайонная прокуратура (на правах природоохранной):

Прокурор Калинин Алексей Михайлович
664003, г. Иркутск, ул.Володарского, д.5 (395-2) 25-30-12 
Читать новости

Зиминская межрайонная прокуратура:

Нижнеудинская межрайонная прокуратура:

Тайшетская межрайонная прокуратура:

Тулунская межрайонная прокуратура:

Усть-Илимская межрайонная прокуратура:

Иркутская особо режимная прокуратура:

Ангарская прокуратура по надзору за ИУ:

Братская прокуратура по надзору за ИУ:

Иркутская прокуратура по надзору за ИУ:

Казачинско-Ленская прокуратура по надзору за ИУ:

Ангарск:

Прокуратура города Ангарска

Иркутская прокуратура по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах
Прокурор Хаткевич Леонид Леонидович
665836, Иркутская обл., г.Ангарск, ул.Саянская, д.5
8 (3951) 54-04-16

Ангарская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях 
Прокурор Воеводин Анатолий Иванович
665836, Иркутская обл., г.Ангарск, 17 микрорайон, д.17
8 (3951) 55-36-60

Казачинско-Ленский район:

 

Архив новостей

пнвтсрчтптсбвс
2526272829301
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345

Cиним цветом выделены даты последних новостей, ссылки ведут на все новости указанной даты.

 

 

Наш адрес:
664011, г.Иркутск, ул.Володарского,5
тел.(8-3952)259-000
Эл. почта:
procuror@irkproc.ru

Главная | История | Руководство | Структура | День Победы | Закон | Противодействие коррупции | Если нарушено право на оплату труда | Соблюдение прав предпринимателей | Абитуриентам и их родителям | Новости | Нюрнбергский процесс | Связь со СМИ | Правовое просвещение | Статистические данные | Государственная гражданская служба | Справочная и контактная информация | Полезные ссылки | Правотворческая деятельность прокуратуры Иркутской области | Работа с обращениями граждан | Интернет-приемная | Сводный план проверок субъектов предпринимательства по Иркутской области | Ежегодный план проверок деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц | Сведения о доходах | Карта сайта | Информация для заинтересованных лиц о рассмотрении судами исков прокурора о признании информации запрещенной

© Прокуратура Иркутской области

664011, Иркутск, улица Володарского 5
Телефон 8 (3952) 259000

Разработка сайта: Виртуальные технологии

В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.