Административная ответственность – это форма юридической ответственности физических, должностных и юридических лиц за совершенное ими административное правонарушение.
Анализ санкций статей особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) показывает, что административная ответственность юридических лиц, как субъектов административных правонарушений, является наиболее жесткой по отношению к административной ответственности, предусмотренной для физических и должностных лиц.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, являются юридическими лицами и, следовательно, являются субъектами административных правонарушений (далее – спецсубъекты). При этом имущество, находящееся в оперативном управлении пенитенциарных учреждений, является федеральной собственностью, а финансовое обеспечение деятельности исправительных учреждений и следственных изоляторов ФСИН России является расходным обязательством федерального бюджета Российской Федерации.
Результаты надзорной деятельности за соблюдением пенитенциарными учреждениями требований федерального законодательства свидетельствуют, что несоблюдение последними тех или иных запретов (регламентаций), невыполнение предписаний, нередко связано с недостаточной финансовой обеспеченностью их деятельности.
В этой связи особую значимость при решении вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении) в отношении юридического лица – спецсубъета приобретает вопрос о наличии (отсутствии) его вины.
В соответствии с п. 10 ст.241 Бюджетного кодекса РФ доходы, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет, отражаются на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых указанным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства, и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций указанных казенных учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете.
Вопрос наличия (отсутствия) в действиях спецсубъекта вины в том или ином административном правонарушении необходимо рассматривать в контексте не только наличия, либо отсутствия финансовых средств у спецсубъекта для обеспечения режима законности своей деятельности, но и в контексте полноты, а также своевременности принимаемых ими мер для получения соответствующих финансовых ассигнований из средств федерального бюджета, что предусмотрено, как отмечено выше п. 10 ст.241 БК РФ.
В этой связи показателен пример привлечения к административной ответственности по инициативе Братского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ юридического лица – ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Иркутской области (далее – СИЗО-2) за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.20.4 КоАП РФ.
В основу доказывания наличия вины спецсубъекта в инкриминируемом административном правонарушении прокурором были последовательно проанализированы и изложена хронология событий, а также поведения виновного лица, которая заключалась в том, что на протяжении более 10 месяцев с момента проверки, проведенной территориальным органом ОГПН в августе 2014г., никаких мер к устранению выявленных нарушений администрация СИЗО-2 не принимала (соответствующую мотивированную информацию, заявки на выделение денежных средств, равно как и акт проверки в вышестоящий региональный орган ФСИН России не направляла).
16.09.2014г. юридическое лицо – ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Иркутской области по результатам рассмотрения главным государственным инспектором г.Братска и Братского района по пожарному надзора дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, возбужденного по постановлению Братского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ, привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 150000 рублей.
19.01.2015г. судьей Братского городского суда под председательством судьи Болденкова Е.Ю. рассмотрена жалоба представителя ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Иркутской области на постановление от 16.09.2014г. №2-13-16-798 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 150000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, которая оставлена без удовлетворения.
26.03.2015г. Иркутским областным судом по результатам рассмотрения в кассационном порядке жалобы представителя ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Иркутской области постановление от 16.09.2014г. №2-13-16-798 оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.
Старший помощник Братского
прокурора по надзору за соблюдением
законов в ИУ
младший советник юстиции А.А. Урезалов
Прокурор области Мельников Игорь Анатольевич
664011, г. Иркутск, ул. Володарского, 5
(395-2) 25-90-00
Прокуратура Кировского района г. Иркутска
Прокуратура Куйбышевского района г. Иркутска
Прокуратура Ленинского района г. Иркутска
Прокуратура Октябрьского района г. Иркутска
Прокуратура Свердловского района г. Иркутска
Иркутская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях
© Прокуратура Иркутской области
664011, Иркутск, улица Володарского 5
Телефон 8 (3952) 259000
Разработка сайта: Виртуальные технологии