Некоторые аспекты прокурорского надзора в условиях преодоления последствий мирового финансового кризиса

Паламарчук Анатолий Владимирович, начальник главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры РФ, заслуженный юрист РФ.

В условиях мирового финансового кризиса и принятия Правительством Российской Федерации мер по оздоровлению экономики на первый план выходит проблема обеспечения сохранности бюджетных средств, государственного и муниципального имущества. Это особо подчеркнул Генеральный прокурор РФ Ю. Чайка на специальной расширенной коллегии Генеральной прокуратуры РФ и Министерства экономического развития РФ, состоявшейся в апреле с.г.

Нормативной основой деятельности органов прокуратуры по надзору за исполнением законодательства в названной сфере правоотношений наряду с Федеральным законом о прокуратуре Российской Федерации, бюджетным законодательством является указание Генерального прокурора РФ от 14 ноября 2008 г. N 229/7р "Об организации прокурорского надзора в связи с принимаемыми Правительством Российской Федерации мерами по оздоровлению ситуации в финансовом и других секторах экономики".

В соответствии с указанием усилия прокуроров необходимо сконцентрировать на выявлении нарушений закона при расходовании средств государственной поддержки, предотвращении фактов их нецелевого использования, надзоре за законностью при использовании государственного и муниципального имущества, его отчуждении и исполнении связанных с этим судебных актов.

Приказом Генерального прокурора РФ от 19 ноября 2008 г. N 236 утверждена Программа действий органов прокуратуры РФ в условиях оздоровления ситуации в финансовом и других секторах экономики.

Кроме того, решением коллегии Генеральной прокуратуры РФ от 25 февраля 2009 г. "Об итогах работы органов прокуратуры за 2008 г. и мерах, направленных на повышение эффективности деятельности по укреплению законности и правопорядка" определено, что в условиях преодоления последствий мирового финансового кризиса ключевая задача прокуратур - обеспечение действенного надзора в сфере экономики.

Во исполнение поставленной задачи органы прокуратуры обязаны во взаимодействии с правоохранительными, контролирующими и иными уполномоченными органами выработать согласованные организационные и практические меры предупреждения, выявления и пресечения правонарушений в финансовом и других секторах экономики, в том числе при использовании государственной и муниципальной собственности, расходовании бюджетных средств, направляемых на реализацию приоритетных национальных проектов, поддержание финансовой системы и основных секторов экономики.

Проведенные Генеральной прокуратурой РФ в рамках указанной Программы проверки свидетельствуют о потребности оперативного принятия мер по обеспечению сохранности государственного имущества и повышению эффективности расходования бюджетных средств.

Работа в этом направлении уже дала определенные результаты, получившие широкий общественный резонанс и активно обсуждаемые в средствах массовой информации.

Так, в текущем году Генеральная прокуратура РФ совместно с другими заинтересованными ведомствами провела работу по предотвращению ущерба Российской Федерации деятельностью некоторых госкорпораций.

В частности, установлено расточительное расходование средств, выделяемых из федерального бюджета на развитие инновационной инфраструктуры России.

В уставный капитал ОАО "Российская венчурная компания" из бюджета РФ было перечислено 30 млрд. руб. в целях развития новых инновационных компаний, поощрения и совершенствования связи науки, образования и инновационного бизнеса, коммерциализации технологий, продвижения создаваемых в России новых технологий и технологических продуктов на международный рынок и др.

В течение 2007 - 2008 гг. ОАО "РВК" использовало полученные от государства денежные средства не в целях реализации определенных государством задач. Деятельность компании сводилась к размещению денежных средств на депозитных счетах в банках, что стало возможным из-за отсутствия должного контроля со стороны Минэкономразвития России.

Следует отметить, что уставный капитал компании в 30 раз превышал предусмотренные на 2008 г. межбюджетные субсидии на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Фактические расходы на собственные нужды работников компании за 2007 г. составили 107 млн. руб. с фондом оплаты в сумме 36 млн. руб. при штатной численности на 1 января 2008 г. - 35 человек. Между тем на обеспечение деятельности школ-интернатов по всей России в 2007 г. из федерального бюджета было выделено 99 млн. руб.

В 2008 г. компания планировала увеличить расходы на свое содержание до 290 млн. руб., что в 2 раза превышает расходы Роснауки на реализацию Федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы". В течение 2007 - 2008 гг. свыше 4 млн. руб. ОАО "РВК" израсходовало на добровольное страхование работников и членов их семей, более 16 млн. руб. - на вознаграждения входящих в состав Совета директоров компании иностранных граждан, 8 млн. руб. обращено в доход генерального директора.

С целью устранения выявленных нарушений Генеральной прокуратурой РФ внесены представления руководителю Росимущества, Министру экономического развития РФ. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования расторгнут трудовой договор с генеральным директором ОАО "РВК".

Кроме того, Генеральный прокурор РФ обратился к Председателю Правительства РФ с конкретными предложениями по дополнительному урегулированию венчурной деятельности, повышению ответственности должностных лиц федеральных ведомств за неэффективное использование бюджетных средств.

О сложившейся в ОАО "РВК" ситуации проинформирован Президент Российской Федерации.

Факты расточительного расходования выделенных из федерального бюджета денежных средств выявлены Генеральной прокуратурой РФ в государственной корпорации "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Проверкой установлено, что административно-хозяйственные расходы корпорации численностью 97 человек в 2008 г. превысили 340 млн. руб. Только на оплату труда ее сотрудников, включая начисления, премии и материальную помощь, было потрачено 234,9 млн. руб., что сопоставимо с расходами на содержание в 2008 г. центральных аппаратов Роснедр, Росархива, Роспатента, Росинформтехнологии и Роскартографии, вместе взятых. В 2009 г. расходы на собственные нужды, запланированные Фондом, выросли еще на 100 млн. руб.

Председателю правления Фонда в качестве годового вознаграждения было выплачено 16,5 млн. руб., что в несколько раз превышает размер доходов за год высших должностных лиц государства, сведения о которых опубликованы на официальных сайтах Правительства и Президента РФ. Несоразмерно высокими были и вознаграждения членов правления Фонда.

Такое расточительное расходование Фондом средств, перечисленных из федерального бюджета, противоречит требованиям ст. 34 Бюджетного кодекса РФ об эффективном расходовании бюджетных средств и недопустимо в условиях мирового финансового кризиса и сокращения бюджетных расходов.

По результатам проверки Генеральная прокуратура РФ предложила председателю наблюдательного совета Фонда рассмотреть вопрос о сокращении в 2009 г. расходов Фонда на административно-хозяйственную деятельность, выплату вознаграждения членам правления и премий работникам организации, с учетом существующих реалий пересмотреть размер должностных окладов руководителя Фонда, его заместителей и др.

Генеральной прокуратурой РФ внесено представление в Минрегион России, а также проинформирован Минфин России, которым предложено взять под контроль деятельность Фонда и обеспечить неукоснительное исполнение поставленных при его создании целей и задач, повысить эффективность расходования переданных Фонду бюджетных средств.

Мировой финансовый кризис затронул все сферы экономики страны, поставил под угрозу исполнение взятых государством обязательств в социальной сфере, потребовал минимизации бюджетных расходов.

В этих сложных условиях крайне важно средствами прокурорского надзора обеспечить правовой режим, при котором разбазаривание выделенных государством денежных средств станет невозможным.

С учетом накопленного опыта органам прокуратуры необходимо продолжить постоянный мониторинг исполнения законодательства при использовании бюджетных средств, государственного и муниципального имущества, максимально применяя предоставленные законом полномочия для устранения правонарушений и условий, им способствующих.

«Законность», 2009, № 8

Братская межрайонная природоохранная прокуратура:

Октябрьский районный суд г. Иркутска:

Падунский районный суд г. Братска:

СФО:

Тулунский городской суд:

Управление Генеральной прокуратуры РФ в Сибирском федеральном округе:

Прокуратура Иркутской области:

Прокурор области Мельников Игорь Анатольевич

664011, г. Иркутск, ул. Володарского, 5

(395-2) 25-90-00


Читать новости

Прокуратура города Ангарска:

Прокуратура города Бодайбо:

Прокуратура города Братска:

Прокуратура Падунского района г. Братска:

Прокуратура города Иркутска:

Прокуратура Кировского района г. Иркутска:

Прокуратура Куйбышевского района г. Иркутска:

Прокуратура Ленинского района г. Иркутска:

Прокуратура Октябрьского района г. Иркутска:

Прокуратура Свердловского района г. Иркутска:

Прокуратура города Саянска:

Прокуратура города Усолье-Сибирское:

Прокуратура города Усть-Кута:

Прокуратура города Черемхово:

Прокуратура города Шелехова:

Прокуратура Аларского района:

Прокуратура Балаганского района:

Прокуратура Баяндаевского района:

Прокуратура Боханского района:

Прокуратура Братского района:

Прокуратура Жигаловского района:

Прокуратура Заларинского района:

Прокуратура Иркутского района:

Прокуратура Казачинско-Ленского района:

Прокуратура Катангского района:

Прокуратура Качугского района:

Прокуратура Киренского района:

Прокуратура Куйтунского района:

Прокуратура Мамско-Чуйского района:

Прокуратура Нижнеилимского района:

Прокуратура Нукутского района:

Прокуратура Ольхонского района:

Прокуратура Осинского района:

Прокуратура Слюдянского района:

Прокуратура Усть-Удинского района:

Прокуратура Чунского района:

Прокуратура Эхирит-Булагатского района:

Западно-Байкальская межрайонная прокуратура (на правах природоохранной):

Зиминская межрайонная прокуратура:

Нижнеудинская межрайонная прокуратура:

Тайшетская межрайонная прокуратура:

Тулунская межрайонная прокуратура:

Усть-Илимская межрайонная прокуратура:

Иркутская особо режимная прокуратура:

Ангарская прокуратура по надзору за ИУ:

Братская прокуратура по надзору за ИУ:

Иркутская прокуратура по надзору за ИУ:

Саянская прокуратура по надзору за соблюдением законов в ИУ:

Казачинско-Ленский район:

 

Архив новостей

пнвтсрчтптсбвс
24252627282930
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234

Cиним цветом выделены даты последних новостей, ссылки ведут на все новости указанной даты.

 

Внимание! Горячая линия! Проверка соблюдения прав инвесторов

Наш адрес:
664011, г.Иркутск, ул.Володарского,5
тел.(8-3952)259-000
Эл. почта:
procuror@irkproc.ru

© Прокуратура Иркутской области

664011, Иркутск, улица Володарского 5
Телефон 8 (3952) 259000

Разработка сайта: Виртуальные технологии

В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.