Общественные наблюдательные комиссии: особенности нормативного регулирования деятельности и порядок осуществления общественного контроля за работой учреждений уголовно-исполнительной системы

Общая тенденция гуманизации российской уголовной политики выразилась не только в смягчении санкций за ряд преступных деяний, декриминализации преступлений в сфере экономики, но и в повышенном внимании к обеспечению прав человека в местах исполнения наказания в виде лишения свободы, в том числе путем общественного контроля.

Идея развития системы общественного контроля была обусловлена тем, что общественный контроль не должен быть ограничен только учреждениями и органами УИС, а кроме того, проведение общественного контроля было необходимо, например, в установленных законом местах административного или дисциплинарного задержания и ареста, изоляторах временного содержания.

В условиях актуализации правозащитной проблематики вполне закономерным стало обращение к вопросам, касающимся организации деятельности различных общественных организаций по защите прав и законных интересов граждан, отбывающих наказания в местах принудительного содержания.

На сегодняшний день в Российской Федерации имеется достаточное количество принятых нормативных правовых актов, регламентирующих сферу общественного контроля и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания.

К основополагающим нормативным правовым актам относятся Федеральные законы от 4 апреля 2005г. № 32-ФЗ "Об общественной палате Российской Федерации", от 2 мая 2006г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Указы Президента Российской Федерации (например, от 4 августа 2006 г. N 842 "О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам"), а также иные подзаконные акты (так, примером может послужить Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р «О Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года», Приказ ФСИН России от 9 апреля 2013 г. N 173 "Об объявлении решения коллегии Федеральной службы исполнения наказаний "О совершенствовании взаимодействия с институтами гражданского общества").

Следует выделить наиболее важные законодательные акты, которые регулируют вопросы, непосредственно связанные с общественным контролем в местах принудительного содержания осужденных и подследственных, содержащихся под стражей, к которым относится Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ, Федеральный закон от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания".

Существуют ведомственные нормативные правовые акты, в том числе Приказы Минюста России: от 14 октября 2005 г. N 189, регламентирующие Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов, от 3 ноября 2005г. N 205, регламентирующие правила внутреннего распорядка исправительных учреждений УИС, от 6 октября 2006 г. N 311, регламентирующие Правила внутреннего распорядка воспитательных учреждений УИС, а также порядок их посещений членами общественных наблюдательных комиссий.

Таким образом, проведенный анализ позволил определить правовые аспекты этой формы контроля на примере рассмотрения ряда отдельных положений и норм действующего законодательства.

Так, например, в соответствии с частью 2 статьи 9 УИК РФ к числу основных средств исправления осужденных лиц относится общественное воздействие.

Согласно части 1 статьи 23 УИК РФ предусмотрено содействие общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания.

На основании части 2 статьи 23 УИК РФ общественные объединения могут осуществлять контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, на основании и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Следовательно, для восстановления исторически сложившегося института общественного контроля за учреждениями УИС было необходимо принятие специального федерального закона, регулирующего данные правоотношения.

При целесообразности законодательного урегулирования вопросов, связанных с осуществлением общественного контроля за деятельностью УИС, последовало разъяснение положения статьи 38 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", которым было установлено, что общественные организации контролируют деятельность учреждений, исполняющих наказания, в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

В целях обеспечения законности и обоснованности осуществления общественного контроля в местах принудительного содержания был введен в действие Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", который дополнен нормами, в том числе устанавливающими прокурорский надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации субъектами осуществления общественного контроля и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания.

Например, в Федеральном законе от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" определены лишь общий порядок и условия проведения бесед членами общественных наблюдательных комиссий с подозреваемым или обвиняемым, содержащимися под стражей, по вопросам обеспечения их прав и законных интересов.

Даже этому незначительному количеству изданных нормативных актов предшествовал многолетний опыт работы общественных организаций правозащитной направленности, которые внесли значительный вклад в так называемую "гуманизацию" УИС, влияющую на улучшение ситуации в местах принудительного содержания.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 г. N 760 "О мерах по обеспечению условий содержания лиц, находящихся в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации" Министерству внутренних дел Российской Федерации и Министерству юстиции Российской Федерации было поручено совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации разработать проект федерального закона, регламентирующего порядок участия общественных организаций в осуществлении контроля за деятельностью СИЗО.

Одним из наиболее ярких решений последних лет в этой области стало принятие Федерального закона от 10 июня 2008г. № 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимися в местах принудительного содержания" Впервые было урегулировано участие общественных объединений в контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, в том числе осужденных к лишению свободы, путем создания общественных наблюдательных комиссий.

В соответствии с указанным Законом общественный контроль осуществляется общественными наблюдательными комиссиями, образуемыми в субъектах Российской Федерации, и их членами. Срок полномочий комиссий составляет три года.

Основными задачами комиссий обозначены следующие: осуществление общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, расположенных на территории субъекта РФ, в котором образована комиссия; подготовка решений в форме заключений, предложений и обращений по результатам осуществления общественного контроля; содействие сотрудничеству общественных объединений, администраций мест принудительного содержания, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и иных органов.

Согласно Закону правом на выдвижение кандидатур в состав комиссии обладает общественное объединение, имеющее государственную регистрацию, осуществляющее свою деятельность не менее пяти лет, уставной целью или направлением деятельности которого является защита или содействие защите прав и свобод человека и гражданина. Общественное объединение может назначить наблюдателем любого человека, не обязательно члена данной организации. Возраст наблюдателя должен быть не менее 25 лет. Членами общественных наблюдательных комиссий не могут быть адвокаты, сотрудники органов прокуратуры, государственные и муниципальные служащие, а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления. Состав комиссии не может быть менее 7 и более 20 членов. Бремя расходов по обеспечению деятельности члена комиссии лежит на направившем его общественном объединении.

Впоследствии принятым Федеральным законом от 1 июля 2010 г. N 132-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" были внесены соответствующие изменения и дополнения в положения действующего уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального и административного законодательства.

Согласно дополнениям, внесенным в УИК РФ, осужденным предоставлено право обращения в ОНК с различными предложениями, заявлениями и жалобами, установлен порядок проведения членами ОНК бесед с осужденными.

Так, установленный ст. 5 УИК РФ перечень лиц, имеющих право посещать учреждения УИС без специального на то разрешения, был дополнен общественными наблюдательными комиссиями и их членами. Было расширено содержание ст. 23 УИК РФ "Участие общественных объединений в осуществлении общественного контроля за обеспечением прав человека. Содействие общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания". Действующая редакция статьи указывает, что общественный контроль за обеспечением прав человека в исправительных учреждениях осуществляется именно общественными наблюдательными комиссиями, образованными в субъектах РФ и их членами.

УИК РФ установил возможность представителям администраций исправительных учреждений наблюдать за ходом беседы членов комиссий с осужденными. В то же время представители администрации не могут слышать данную беседу.

Внесенные в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации поправки направлены на обеспечение реализации положений ФЗ-76 о приостановлении полномочий члена наблюдательной комиссии, где определен порядок уведомления секретаря Общественной палаты и ОНК о привлечении члена наблюдательной комиссии в качестве подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях был дополнен правовыми нормами, устанавливающими административную ответственность должностных лиц за воспрепятствование деятельности по осуществлению общественного контроля и членов ОНК за допущенные нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства по вопросам, касающимся исполнения уголовных наказаний.

Таким образом, рассмотренные выше аспекты могут быть в дальнейшем использованы при разработке новых нормативных актов, связанных с указанной правовой проблематикой.

Внесенные в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации поправки направлены на обеспечение реализации положений ФЗ-76 о приостановлении полномочий члена наблюдательной комиссии, где определен порядок уведомления секретаря Общественной палаты и ОНК о привлечении члена наблюдательной комиссии в качестве подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях был дополнен правовыми нормами, устанавливающими административную ответственность должностных лиц за воспрепятствование деятельности по осуществлению общественного контроля и членов ОНК за допущенные нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства по вопросам, касающимся исполнения уголовных наказаний.

Таким образом, рассмотренные выше аспекты могут быть в дальнейшем использованы при разработке новых нормативных актов, связанных с указанной правовой проблематикой.

Принятие указанного Закона повлекло внесение изменений в ряд приказов ФСИН РФ.

В развитие норм закона был принят Приказ ФСИН РФ 28 ноября 2008г. "Об утверждении Положения о порядке посещения учреждений уголовно-исполнительной системы членами общественных наблюдательных комиссий". Положением регулируется порядок уведомления органов УИС о посещениях комиссии. Так, начальник территориального органа уголовно-исполнительной системы предоставляет председателю соответствующей комиссии почтовый адрес, контактные номера телефонной и факсимильной связи, по которым осуществляется уведомление. Председатель комиссии предоставляет начальнику территориального органа УИС список членов комиссии с указанием контактных номеров телефонов и сведения о местонахождении комиссии. О планируемых посещениях учреждений УИС комиссия уведомляет территориальный орган УИС, указывая намеченные к посещению учреждения УИС, даты и время посещения. Эти сведения сообщаются начальнику территориального органа или его заместителям. В случае отсутствия руководителей территориального органа информацию принимает оперативный дежурный. По получении уведомления указанные должностные лица информируют о предстоящем посещении членами комиссии начальников соответствующих учреждений УИС.

По прибытии в учреждение членов комиссии встречает начальник учреждения УИС или иное лицо, которому поручено их сопровождать. Члены комиссии пропускаются на территорию учреждения по предъявлении мандата установленного образца и документа, удостоверяющего личность члена комиссии, в сопровождении должностного лица учреждения или органа, исполняющего наказания. Для осуществления деятельности комиссий администрация учреждений: проводит разъяснительную работу с осужденными к лишению свободы о целях, задачах и формах деятельности комиссий, назначает лиц, обеспечивающих сопровождение и безопасность членов комиссии во время посещения учреждения, создает возможность для бесед членов комиссии с осужденными, в том числе предоставляет помещения для индивидуальных бесед и принятия жалоб, оснащенные необходимой мебелью, канцелярскими принадлежностями, а также оборудованные кнопкой тревожной сигнализации, обеспечивает возможность участия членов комиссии в коллективных мероприятиях (вечерах вопросов и ответов, культурно-массовых и спортивных мероприятиях).

В целом законодательное регулирование общественного контроля в России (при учете того, что данный опыт в той форме, в которой это установлено Законом, для нашей страны нов) можно оценить позитивно. В то же время деятельность общественных наблюдательных комиссий нуждается в совершенствовании, в том числе путем развития полномочий наблюдателей на основе положительного опыта зарубежных стран. Можно предложить некоторые рекомендации по совершенствованию деятельности комиссий.

Очевидно, что в результате регулярного посещения исправительных учреждений между наблюдателями и осужденными устанавливаются относительно доверительные взаимоотношения, что это может стать эффективным инструментом ресоциализации осужденных. Представляется, что срок в три года для деятельности комиссии краток. Целесообразно увеличение срока деятельности комиссий до 5 лет. К тому же за краткий срок члены комиссии не успевают в достаточной мере понять специфику деятельности исправительных учреждений (за исключением, разумеется, тех правозащитников, которые работают с колониями многие годы).

Существует также потребность в материально-техническом обеспечении деятельности комиссий; данную помощь более активно могли бы оказывать органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, потому что в конечном итоге деятельность комиссий способствует созданию более благоприятной обстановки в регионе, снижению криминогенности.

 

Заместитель Братского прокурора по
надзору за соблюдением законов в ИУ

советник юстиции             В. В. Денеко

Братская межрайонная природоохранная прокуратура:

Октябрьский районный суд г. Иркутска:

Падунский районный суд г. Братска:

СФО:

Тулунский городской суд:

Управление Генеральной прокуратуры РФ в Сибирском федеральном округе:

Прокуратура Иркутской области:

Прокурор области Мельников Игорь Анатольевич

664011, г. Иркутск, ул. Володарского, 5

(395-2) 25-90-00


Читать новости

Прокуратура города Ангарска:

Прокуратура города Бодайбо:

Прокуратура города Братска:

Прокуратура Падунского района г. Братска:

Прокуратура города Иркутска:

Прокуратура Кировского района г. Иркутска:

Прокуратура Куйбышевского района г. Иркутска:

Прокуратура Ленинского района г. Иркутска:

Прокуратура Октябрьского района г. Иркутска:

Прокуратура Свердловского района г. Иркутска:

Прокуратура города Саянска:

Прокуратура города Усолье-Сибирское:

Прокуратура города Усть-Кута:

Прокуратура города Черемхово:

Прокуратура города Шелехова:

Прокуратура Аларского района:

Прокуратура Балаганского района:

Прокуратура Баяндаевского района:

Прокуратура Боханского района:

Прокуратура Братского района:

Прокуратура Жигаловского района:

Прокуратура Заларинского района:

Прокуратура Иркутского района:

Прокуратура Казачинско-Ленского района:

Прокуратура Катангского района:

Прокуратура Качугского района:

Прокуратура Киренского района:

Прокуратура Куйтунского района:

Прокуратура Мамско-Чуйского района:

Прокуратура Нижнеилимского района:

Прокуратура Нукутского района:

Прокуратура Ольхонского района:

Прокуратура Осинского района:

Прокуратура Слюдянского района:

Прокуратура Усть-Удинского района:

Прокуратура Чунского района:

Прокуратура Эхирит-Булагатского района:

Западно-Байкальская межрайонная прокуратура (на правах природоохранной):

Прокурор Калинин Алексей Михайлович
664003, г. Иркутск, ул.Володарского, д.5 (395-2) 25-30-12 
Читать новости

Зиминская межрайонная прокуратура:

Нижнеудинская межрайонная прокуратура:

Тайшетская межрайонная прокуратура:

Тулунская межрайонная прокуратура:

Усть-Илимская межрайонная прокуратура:

Иркутская особо режимная прокуратура:

Ангарская прокуратура по надзору за ИУ:

Братская прокуратура по надзору за ИУ:

Иркутская прокуратура по надзору за ИУ:

Казачинско-Ленская прокуратура по надзору за ИУ:

Ангарск:

Прокуратура города Ангарска

Иркутская прокуратура по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах
Прокурор Хаткевич Леонид Леонидович
665836, Иркутская обл., г.Ангарск, ул.Саянская, д.5
8 (3951) 54-04-16

Ангарская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях 
Прокурор Воеводин Анатолий Иванович
665836, Иркутская обл., г.Ангарск, 17 микрорайон, д.17
8 (3951) 55-36-60

Казачинско-Ленский район:

 

Архив новостей

пнвтсрчтптсбвс
2526272829301
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345

Cиним цветом выделены даты последних новостей, ссылки ведут на все новости указанной даты.

 

 

Наш адрес:
664011, г.Иркутск, ул.Володарского,5
тел.(8-3952)259-000
Эл. почта:
procuror@irkproc.ru

Главная | История | Руководство | Структура | День Победы | Закон | Противодействие коррупции | Если нарушено право на оплату труда | Соблюдение прав предпринимателей | Абитуриентам и их родителям | Новости | Нюрнбергский процесс | Связь со СМИ | Правовое просвещение | Статистические данные | Государственная гражданская служба | Справочная и контактная информация | Полезные ссылки | Правотворческая деятельность прокуратуры Иркутской области | Работа с обращениями граждан | Интернет-приемная | Сводный план проверок субъектов предпринимательства по Иркутской области | Ежегодный план проверок деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц | Сведения о доходах | Карта сайта | Информация для заинтересованных лиц о рассмотрении судами исков прокурора о признании информации запрещенной

© Прокуратура Иркутской области

664011, Иркутск, улица Володарского 5
Телефон 8 (3952) 259000

Разработка сайта: Виртуальные технологии

В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.