Порядок выделения сельхоздолей

По данным Управления Росреестра по Иркутской области по состоянию на 01.01.2015, на территории Иркутской области земельные участки, отнесенные к категории земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в частной собственности, составили 1691,7 тыс.га, из них 94% (1590,2 тыс. га) – земли, находящиеся в собственности граждан, состоящие из земельных долей (1150,2 тыс.га), в том числе невостребованных (332,3 тыс. га), собственники которых в установленный срок не получили свидетельства, либо, получив их, не воспользовались своими правами по распоряжению.

В связи с тем, что большинство участников долевой собственности граждан, приобретенной ими в результате земельной реформы начала 90-х годов XX века, не были заинтересованы в использовании долей, соответствующие земельные участки сельскохозяйственного назначения в течение двух десятков лет подвергались деградации, зарастали лесными насаждениями, застраивались объектами, не связанными с сельскохозяйственным производством, а также нелегальными тепличными хозяйствами иностранных граждан, утрачивая свои плодородные свойства и создавая неблагоприятную фитосанитарную и пожарную обстановку.

В конце 2010 года в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон №101-ФЗ) внесены изменения, устанавливающие полномочия органов местного самоуправления поселений, городских округов по проведению мероприятий, направленных на сохранение и введение в оборот долевых земель сельскохозяйственного назначения.

Так, названным законом органам местного самоуправления вменены обязанности:

-по инвентаризации собственников земельных долей и составлению списков дольщиков, чьи доли признаются невостребованными (ст.12.1, ч.9 ст.14.1 Закона №101-ФЗ);

-по организации и проведению общих собраний участников долевой собственности в целях утверждения списков дольщиков, чьи доли признаются невостребованными, списков дольщиков, сохраняющих право на земельную долю, принятия решений о распоряжении долевыми землями (ст.14, 14.1 Закона №101-ФЗ);

-по утверждению списков дольщиков, чьи доли признаются невостребованными, и списка земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, в случае, если такие списки не утверждены общим собранием участников долевой собственности (ч.7 ст.12.1 Закона №101-ФЗ);

-по продаже сельхозтоваропроизводителям невостребованных земельных долей, перешедших в муниципальную собственность (ч.4 ст.12 Закона №101-ФЗ);

-по выделению земельных участков в счет невостребованных земельных долей, перешедших в муниципальную собственность, и их продаже или передачи в аренду сельхозтоваропроизводителям (ч.5.1 ст.10, ч.4 ст.12 Закона №101-ФЗ).

Осуществление мер, направленных на рациональное использование земель сельхозназначения и завершение выдела земельных участков в счет земельных долей стало одним из направлений Основ государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2020 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 03.03.2012 №297-р.

Однако, как показали результаты мониторинга, проведенного министерством сельского хозяйства в Иркутской области, перечисленные выше обязанности органами местного самоуправления не исполняются. Во многих поселениях осуществлены лишь начальные мероприятия по работе с долевыми землями: в 11 поселениях до сих пор не составлены списки невостребованных земельных долей, в более чем 50 поселениях такие списки не утверждены.

Кроме того, органами местного самоуправления не реализуется право, предусмотренное ч.8 ст.12.1 Закона №101-ФЗ, на обращение невостребованных земельных долей в муниципальную собственность.

Вместе с тем, переход невостребованных земельных долей в муниципальную собственность и их последующая продажа сельхозтоваропроизводителям позволит не только стимулировать рост сельскохозяйственного производства за счет ввода в гражданский оборот неиспользуемых земель, но и увеличить пополнение местных бюджетов за счет уплаты земельного налога, который до настоящего времени не начислялся на дольщиков по причине невыполнения органами местного самоуправления обязанностей по передаче сведений о владельцах долевых земельных участков в налоговые органы.

Прокурором Аларского района в 2014 году приняты меры к признанию в судебном порядке права муниципальной собственности на 62 невостребованные сельхоздоли умерших граждан, что в дальнейшем позволит не только пополнить местные бюджеты за счет сдачи этих земель в аренду либо продажи, но и не допустить их незаконное освоение.

С 2010 года Законом №101-ФЗ поменялся порядок выдела сельхоздолей из состава общедолевой собственности участниками такой собственности.

Так, в настоящее время, в соответствии со ст.13 Закона №101-ФЗ, земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки.

Если указанное решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей. Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном статьей 13.1 Закона №101-ФЗ.

Кроме того, если проект межевания земельного участка составляется на основании договора с участником долевой собственности, он утверждается решением собственника земельной доли. Проект межевания земельного участка, утверждаемый решением собственника земельной доли, подлежит обязательному согласованию с участниками долевой собственности.

Извещение о необходимости согласования проекта межевания земельного участка направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации.

В случае, если в течение тридцати дней со дня надлежащего извещения участников долевой собственности о согласовании проекта межевания земельного участка от участников долевой собственности не поступят возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка, проект межевания земельного участка считается согласованным и является основанием для проведения в отношении соответствующего земельного участка кадастровых работ.

 

Начальник отдела по надзору
за исполнением законодательства в сфере
экономики и охраны природы

советник юстиции                     А.А. Кремзуков

           

Братская межрайонная природоохранная прокуратура:

Октябрьский районный суд г. Иркутска:

Падунский районный суд г. Братска:

СФО:

Тулунский городской суд:

Управление Генеральной прокуратуры РФ в Сибирском федеральном округе:

Прокуратура Иркутской области:

Прокурор области Мельников Игорь Анатольевич

664011, г. Иркутск, ул. Володарского, 5

(395-2) 25-90-00


Читать новости

Прокуратура города Ангарска:

Прокуратура города Бодайбо:

Прокуратура города Братска:

Прокуратура Падунского района г. Братска:

Прокуратура города Иркутска:

Прокуратура Кировского района г. Иркутска:

Прокуратура Куйбышевского района г. Иркутска:

Прокуратура Ленинского района г. Иркутска:

Прокуратура Октябрьского района г. Иркутска:

Прокуратура Свердловского района г. Иркутска:

Прокуратура города Саянска:

Прокуратура города Усолье-Сибирское:

Прокуратура города Усть-Кута:

Прокуратура города Черемхово:

Прокуратура города Шелехова:

Прокуратура Аларского района:

Прокуратура Балаганского района:

Прокуратура Баяндаевского района:

Прокуратура Боханского района:

Прокуратура Братского района:

Прокуратура Жигаловского района:

Прокуратура Заларинского района:

Прокуратура Иркутского района:

Прокуратура Казачинско-Ленского района:

Прокуратура Катангского района:

Прокуратура Качугского района:

Прокуратура Киренского района:

Прокуратура Куйтунского района:

Прокуратура Мамско-Чуйского района:

Прокуратура Нижнеилимского района:

Прокуратура Нукутского района:

Прокуратура Ольхонского района:

Прокуратура Осинского района:

Прокуратура Слюдянского района:

Прокуратура Усть-Удинского района:

Прокуратура Чунского района:

Прокуратура Эхирит-Булагатского района:

Западно-Байкальская межрайонная прокуратура (на правах природоохранной):

Прокурор Калинин Алексей Михайлович
664003, г. Иркутск, ул.Володарского, д.5 (395-2) 25-30-12 
Читать новости

Зиминская межрайонная прокуратура:

Нижнеудинская межрайонная прокуратура:

Тайшетская межрайонная прокуратура:

Тулунская межрайонная прокуратура:

Усть-Илимская межрайонная прокуратура:

Иркутская особо режимная прокуратура:

Ангарская прокуратура по надзору за ИУ:

Братская прокуратура по надзору за ИУ:

Иркутская прокуратура по надзору за ИУ:

Казачинско-Ленская прокуратура по надзору за ИУ:

Ангарск:

Прокуратура города Ангарска

Иркутская прокуратура по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах
Прокурор Хаткевич Леонид Леонидович
665836, Иркутская обл., г.Ангарск, ул.Саянская, д.5
8 (3951) 54-04-16

Ангарская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях 
Прокурор Воеводин Анатолий Иванович
665836, Иркутская обл., г.Ангарск, 17 микрорайон, д.17
8 (3951) 55-36-60

Казачинско-Ленский район:

 

Архив новостей

пнвтсрчтптсбвс
31123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123

Cиним цветом выделены даты последних новостей, ссылки ведут на все новости указанной даты.

 

 

Наш адрес:
664011, г.Иркутск, ул.Володарского,5
тел.(8-3952)259-000
Эл. почта:
procuror@irkproc.ru

Главная | История | О результатах рассмотрения заявлений, жалоб и иных обращений граждан в первом полугодии 2015 г. | Руководство | Структура | День Победы | Закон | Противодействие коррупции | Если нарушено право на оплату труда | Соблюдение прав предпринимателей | Абитуриентам и их родителям | Новости | Нюрнбергский процесс | Связь со СМИ | Правовое просвещение | Статистические данные | Государственная гражданская служба | Справочная и контактная информация | Полезные ссылки | Правотворческая деятельность прокуратуры Иркутской области | Работа с обращениями граждан | Интернет-приемная | Сводный план проверок субъектов предпринимательства по Иркутской области | Ежегодный план проверок деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц | Сведения о доходах | Карта сайта | Информация для заинтересованных лиц о рассмотрении судами исков прокурора о признании информации запрещенной

© Прокуратура Иркутской области

664011, Иркутск, улица Володарского 5
Телефон 8 (3952) 259000

Разработка сайта: Виртуальные технологии

В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.