Ответственность в сфере лесопользования

Сегодня в России достаточно широко распространено такое преступление, как незаконная рубка лесных насаждений. В начале XXI века в нашей стране лесное браконьерство как негативное социальное явление значительно изменилось. Незаконная рубка леса стала осуществляться организованнее, профессиональнее, с использованием современных технических средств. Эти преступные посягательства угрожают Российской Федерации, ее экономическим и экологическим интересам.

На современном этапе нелегальная заготовка и контрабандный вывоз древесины в России приняли угрожающие масштабы и стали транснациональными. Ежегодный ущерб, причиняемый экономике страны криминальными лесозаготовками, исчисляется миллиардами рублей, как и теневой доход от незаконных рубок, который составляет примерно 230 – 250 млрд рублей.

Сопредельные государства (Китай, Эстония) практически прекратили вырубку леса на своей территории, рассчитывая на более дешевое сырье из России, которое часто имеет криминальное происхождение. Анализ состояния и динамики нарушений лесного законодательства начала XXI века показывает, что объемы незаконных рубок леса в стране составляют более 30%, а в некоторых районах – до 70% от общего количества всей вырубаемой древесины. В отдельных лесных регионах Российской Федерации (Амурская, Архангельская, Иркутская, Кировская, Свердловская, Тверская, Ярославская области и др.) доля незаконной рубки лесных насаждений составляет до 95% в структуре всех экологических преступлений.

В стране значительно выросло число случаев незаконного завладения лесными ресурсами, а способы его совершения становятся все более изощренными. Лесное браконьерство в России по величине причиняемого ущерба порой превосходит многие преступления против собственности и преступления в сфере экономической деятельности

Одним из важнейших направлений правовой охраны лесов, несомненно, является совершенствование системы надзора (контроля) за происхождением древесины и оборотом лесоматериалов.

Так, 3 марта 2013 года вступил в силу Регламент Европейского союза N 995/2010, направленный на борьбу с браконьерством при лесозаготовках. Данный документ прямо запрещает ввоз на территорию стран ЕС древесины (в виде изделий или лесоматериалов), заготовленной в других странах с нарушением законодательства этих стран. Согласно Регламенту все импортеры лесоматериалов и продукции из древесины на европейский рынок, в том числе Российская Федерация, должны продемонстрировать систему тщательной проверки легальности закупаемых лесоматериалов. Они должны либо самостоятельно ее разработать, либо использовать одну из существующих схем, предусматривающих верификацию третьей, независимой стороной, например схему международной добровольной лесной сертификации.

Принятие Регламента является частью Плана действий ЕС по совершенствованию практики правоприменения, управления и торговли в лесном секторе, составленного в 2003 году и нацеленного на недопущение на рынок ЕС древесины сомнительного происхождения (далее – План). Ключевыми компонентами Плана, эффективно дополняющими новый Регламент, являются схемы лицензирования заготовки и поставки древесины странами-поставщиками и ЕС, обеспечивающие легальность ее происхождения.

В целях реализации положений Регламента в России с конца 2013 по 2015 год был принят ряд нормативно-правовых актов, направленных на изменение правового регулирования в сфере борьбы с незаконной заготовкой древесины. Так, с 1 января 2014 года вступили в силу нормы Федерального закона от 28 декабря N 415-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", которым были внесены изменения в части борьбы с реализацией незаконно заготовленной древесины (главы Лесного кодекса Российской Федерации 2.1 "Учет и маркировка древесины", 2.2 "Транспортировка древесины" и 2.3 "Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней"), а также введена новая ст. 8.28.1 "Нарушение требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней" в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

В обеспечение реализации норм Федеральных законов было принято достаточно большое количество постановлений Правительства России.

Наиболее важными из них являются Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2015 г. N 55 "О порядке эксплуатации единой государственной автоматизированной системы учета древесины и сделок с ней", от 6 января 2015 г. N 11 "Об утверждении Правил предоставления декларации о сделках с древесиной". В последнем из указанных Постановлений, вступившем в силу с 1 июля 2015 г., установлен срок предоставления декларации: в соответствии с п. 4 Постановления декларация о сделках с древесиной предоставляется в течение пяти рабочих дней со дня заключения, изменения или прекращения действия договора на отчуждение древесины, в том числе в целях вывоза из Российской Федерации, но не позднее одного дня до транспортировки древесины. Изменения, касающиеся фактического объема транспортировки древесины, должны вноситься не позднее одного дня до транспортировки.

Также следует отметить Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1525 "Об утверждении Правил учета древесины", от 21 июня 2014 г. N 571 "О сопроводительном документе на транспортировку древесины", от 3 декабря 2014 г. N 1301 "Об утверждении Правил предоставления информации в единую государственную информационную систему учета древесины и сделок с ней", от 4 ноября 2014 г. N 1161 "Об утверждении Положения о маркировке древесины ценных лесных пород (дуб, бук, ясень)" В соответствии с п. 4 Постановления от 4 ноября 2014 г. N 1161, принятого в обеспечение реализации ст. 50.2 Лесного кодекса Российской Федерации, маркировка древесины осуществляется путем поштучного крепления на древесину бирки, содержащей следующие требования: данные юридического лица либо индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика, осуществляющего вывоз древесины из Российской Федерации, номер бирки и номер декларации о сделках с древесиной.

Вопросу уголовно-правовой охраны лесов от незаконной заготовки древесины посвящена ст. 260 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающая уголовную ответственность за незаконную рубку лесных насаждений, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном, крупном и особо крупном размере лицом с использованием служебного положения, группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ, являются общественные отношения в области использования и охраны лесов. Предметом преступления обозначаются лесные насаждения, а также не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники и лианы.

В соответствии с п. 16 Постановления N 21 под рубкой предусмотренных ст. 260 УК РФ предметов преступления следует понимать их спиливание, срубливание или срезание, т.е. отделение различным способом ствола дерева, стебля кустарника или лианы от корня. Незаконной признается рубка насаждений с нарушением требований лесного законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления договора аренды лесного участка, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов, а также в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.

Следует отметить, что незаконная порубка деревьев, кустарников и лиан может повлечь как уголовную, так и административную ответственность. Эти правонарушения в сфере лесных отношений по фактическому составу схожи. Преступления отличаются от административных правонарушений тем, что представляют повышенную социальную опасность в силу значительности ущерба либо посягательства на лесные объекты особого режима (заповедники, национальные парки и т.п.). Например, по объективной стороне ст. 8.28 КоАП РФ и ст. 260 УК РФ предусматривают ответственность за схожие правонарушения – незаконную порубку деревьев и кустарников. В соответствии с п. 22 Постановления N 21 основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений (ч. 1 ст. 260 УК РФ) и незаконной рубки лесных насаждений, за которую ответственность предусмотрена ст. 8.28 КоАП РФ, является размер причиненного ущерба. Если ущерб больше 5 тыс. рублей, это уголовное преступление.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 277-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ввел в УК РФ ст. 191.1, предусматривающую уголовную ответственность за приобретение, хранение, перевозку, переработку в целях сбыта и сбыт заведомо незаконной заготовленной древесины.

Непосредственным объектом рассматриваемого деяния выступают общественные отношения в сфере приобретения, хранения, перевозки, переработки и сбыта древесины. Предметом ст. 191.1 УК РФ является именно незаконно заготовленная древесина. Объективную сторону деяния составляет совершение хотя бы одного из указанных в статье альтернативных действий: приобретение, хранение, перевозка, переработка или сбыт древесины. Состав преступления сконструирован законодателем как формальный, т.е. считается оконченным с момента совершения хотя бы одного из перечисленных действий, совершенных в крупном размере. Соответственно, обязательным признаком объективной стороны рассматриваемого преступления является крупный размер, исчисляемый по таксам, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 г. N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам, вследствие нарушения лесного законодательства" (далее – Постановление N 273). Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла, обязательным признаком является цель сбыта, а также заведомое знание виновного (несомненные, достоверные сведения) о незаконном характере заготовленной древесины. Субъект преступления по части 1 ст. 191.1 УК РФ общий.

С 1 января 2016 года полностью вступила в силу ст. 8.28.1 КоАП РФ, устанавливающая ответственность за нарушение требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней.

Усиление уголовно-правовой и административно-правовой охраны лесов тесно связано с совершенствованием мер и гражданско-правовой ответственности в обозначенной сфере.

 

Старший прокурор отдела
государственных обвинителей                               А.А.Карнаухова

Братская межрайонная природоохранная прокуратура:

Октябрьский районный суд г. Иркутска:

Падунский районный суд г. Братска:

СФО:

Тулунский городской суд:

Управление Генеральной прокуратуры РФ в Сибирском федеральном округе:

Прокуратура Иркутской области:

Прокурор области Мельников Игорь Анатольевич

664011, г. Иркутск, ул. Володарского, 5

(395-2) 25-90-00


Читать новости

Прокуратура города Ангарска:

Прокуратура города Бодайбо:

Прокуратура города Братска:

Прокуратура Падунского района г. Братска:

Прокуратура города Иркутска:

Прокуратура Кировского района г. Иркутска:

Прокуратура Куйбышевского района г. Иркутска:

Прокуратура Ленинского района г. Иркутска:

Прокуратура Октябрьского района г. Иркутска:

Прокуратура Свердловского района г. Иркутска:

Прокуратура города Саянска:

Прокуратура города Усолье-Сибирское:

Прокуратура города Усть-Кута:

Прокуратура города Черемхово:

Прокуратура города Шелехова:

Прокуратура Аларского района:

Прокуратура Балаганского района:

Прокуратура Баяндаевского района:

Прокуратура Боханского района:

Прокуратура Братского района:

Прокуратура Жигаловского района:

Прокуратура Заларинского района:

Прокуратура Иркутского района:

Прокуратура Казачинско-Ленского района:

Прокуратура Катангского района:

Прокуратура Качугского района:

Прокуратура Киренского района:

Прокуратура Куйтунского района:

Прокуратура Мамско-Чуйского района:

Прокуратура Нижнеилимского района:

Прокуратура Нукутского района:

Прокуратура Ольхонского района:

Прокуратура Осинского района:

Прокуратура Слюдянского района:

Прокуратура Усть-Удинского района:

Прокуратура Чунского района:

Прокуратура Эхирит-Булагатского района:

Западно-Байкальская межрайонная прокуратура (на правах природоохранной):

Прокурор Калинин Алексей Михайлович
664003, г. Иркутск, ул.Володарского, д.5 (395-2) 25-30-12 
Читать новости

Зиминская межрайонная прокуратура:

Нижнеудинская межрайонная прокуратура:

Тайшетская межрайонная прокуратура:

Тулунская межрайонная прокуратура:

Усть-Илимская межрайонная прокуратура:

Иркутская особо режимная прокуратура:

Ангарская прокуратура по надзору за ИУ:

Братская прокуратура по надзору за ИУ:

Иркутская прокуратура по надзору за ИУ:

Казачинско-Ленская прокуратура по надзору за ИУ:

Ангарск:

Прокуратура города Ангарска

Иркутская прокуратура по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах
Прокурор Хаткевич Леонид Леонидович
665836, Иркутская обл., г.Ангарск, ул.Саянская, д.5
8 (3951) 54-04-16

Ангарская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях 
Прокурор Воеводин Анатолий Иванович
665836, Иркутская обл., г.Ангарск, 17 микрорайон, д.17
8 (3951) 55-36-60

Казачинско-Ленский район:

 

Архив новостей

пнвтсрчтптсбвс
31123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123

Cиним цветом выделены даты последних новостей, ссылки ведут на все новости указанной даты.

 

 

Наш адрес:
664011, г.Иркутск, ул.Володарского,5
тел.(8-3952)259-000
Эл. почта:
procuror@irkproc.ru

Главная | История | Руководство | Структура | День Победы | Закон | Противодействие коррупции | Если нарушено право на оплату труда | Соблюдение прав предпринимателей | Абитуриентам и их родителям | Новости | Нюрнбергский процесс | Связь со СМИ | Правовое просвещение | Статистические данные | Государственная гражданская служба | Справочная и контактная информация | Полезные ссылки | Правотворческая деятельность прокуратуры Иркутской области | Работа с обращениями граждан | Интернет-приемная | Сводный план проверок субъектов предпринимательства по Иркутской области | Ежегодный план проверок деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц | Сведения о доходах | Карта сайта | Информация для заинтересованных лиц о рассмотрении судами исков прокурора о признании информации запрещенной

© Прокуратура Иркутской области

664011, Иркутск, улица Володарского 5
Телефон 8 (3952) 259000

Разработка сайта: Виртуальные технологии

В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.