Памятка гражданам, планирующим приобретение земельных участков для ведения садоводства, огородничества или дачного строительства в Иркутском районе

В связи с распространением случаев незаконного предоставления гражданам земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства и их последующим истребованием, с целью снижения возможных рисков возникновения убытков у покупателей участков необходимо помнить и соблюдать несколько простых правил, направленных на повышении гражданско-правовой «безопасности» приобретения земли.

Указанные правила в целом сводятся к тщательному изучению документов и нормативных требований к предоставлению и обороту земельных участков.

1. Необходимо обращать внимание на возникновение (формирование) приобретаемого земельного участка уполномоченными лицами, в установленном порядке и для определенных целей.

Так, предоставление земельных участков для садоводства, огородничества и дачного строительства осуществляется в соответствии с регламентированным законом порядком, согласно которому процедура предоставления таких участков включает регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении земельных участков, соблюдение условий, которым должны отвечать граждане.

Предоставлением участков для указанных целей является обязанностью органов местного самоуправления, в связи с чем, помимо требований к процедуре и основаниям предоставления земельных участков, особое внимание необходимо уделять тому, какие участки и кем предоставляются гражданам.

Органом местного самоуправления предоставляются земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности. Также органом местного самоуправления Иркутского района до 1 января 2016 года предоставлялись земельные участки, собственность на которые была не разграничена.

С 01.01.2016 распоряжение земельными участками, расположенными в г. Иркутске и Иркутском районе, собственность на которые не разграничена, осуществляется Министерством имущественных отношений области.

2. В некоторых случаях о собственности на земельные участки может свидетельствовать категория земель, на которой они расположены.

Так, земельные участки лесного фонда в соответствии со ст. 8 Лесного кодекса РФ относятся исключительно к федеральной собственности, в связи с чем, не могут быть предоставлены в собственность иных лиц, в том числе граждан.

При этом достоверно определить отнесение земельного участка к той или иной категории и форме собственности не просто, в связи с раздельным учетом лесных и нелесных земель. На практике для этого может потребоваться проведение экспертизы.

Для того чтобы снизить риск приобретения земельных участков из земель лесного фонда, необходимо помнить, что указанные земли преимущественно заняты лесами либо предназначены для ведения лесного хозяйства (ст. 101 Земельного кодекса РФ), в связи с чем, покупка участка в лесном массиве для сельскохозяйственных целей может обернуться проблемами в будущем.

Помочь в решении вопроса с отнесением земельного участка к землям лесного фонда могут территориальные отделы Министерства лесного комплекса области по лесничествам, информация о которых имеется на официальном сайте Министерства. Во исполнение возложенных полномочий по осуществлению государственного лесного надзора, обеспечению рационального использования, охраны и защиты лесов, отделы обладают информацией о границах лесных участков.

Кроме того, со второй половины 2006 года, в связи с изменениями, внесенными в ст. 27 Земельного кодекса РФ (Федеральный закон от 03.06.2006 № 73-ФЗ), запрещено предоставление в собственность граждан земельных участков, расположенных в береговой полосе водных объектов.

Береговой полосой является полоса земли, идущая вдоль водного объекта, ширина которой составляет 20 метров (ст. 6 Водного кодекса РФ).

При этом на береговой полосе обеспечивается особый режим беспрепятственного доступа к водному объекту, в связи с чем любое строительство в ее границах запрещено как ограничивающее доступ граждан к воде.

Учитывая изложенное, приобретение земельного участка на берегу озера, реки или иного водного объекта несет в себе риски связанные с его приобретением (при незаконном предоставлении), и трудности с его использованием (при законном предоставлении до 08.06.2006).

3. До заключения договора купли-продажи участка необходимо тщательно изучить путь, который он прошел, и его текущее правовое состояние.

Так, продажа участка в кратчайшие сроки после его получения иным лицам, а также многократные перепродажи, которые порой происходят среди ограниченного круга лиц, должны породить сомнения в законности его получения и реализации и склонить Ваше решение в сторону отказа от приобретения такого участка.

Не прибавляет безопасности приобретению земельного участка указание в договоре купли-продажи цены, значительно ниже реальной. Такой подход несет риск невозможности взыскания с продавца реально уплаченной суммы в случае истребования земельного участка собственником.

Кроме того, необходимо изучить выписку и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, в которой отражаются обременения (ограничения) земельного участка (например, нахождение его в залоге, расположении в водоохранной зоне, имеющей ограничения к его использованию) либо наличие судебного спора о правах на участок. На последний факт необходимо обращать особое внимание при планировании приобретения участка и отслеживать общедоступную информацию о делах, рассматриваемых в суде.

В заключение стоит отметить, что приведенные аспекты покупки земельных участков не исключают возможности приобретения земель, которые в дальнейшем могут быть истребованы из незаконного владения, но их несоблюдение повышает риск возникновения такой ситуации.

 

Помощник Западно-Байкальского
межрайонного прокурора

юрист 3 класса                                            Э.А.Железнов

Братская межрайонная природоохранная прокуратура:

Октябрьский районный суд г. Иркутска:

Падунский районный суд г. Братска:

СФО:

Тулунский городской суд:

Управление Генеральной прокуратуры РФ в Сибирском федеральном округе:

Прокуратура Иркутской области:

Прокурор области Мельников Игорь Анатольевич

664011, г. Иркутск, ул. Володарского, 5

(395-2) 25-90-00


Читать новости

Прокуратура города Ангарска:

Прокуратура города Бодайбо:

Прокуратура города Братска:

Прокуратура Падунского района г. Братска:

Прокуратура города Иркутска:

Прокуратура Кировского района г. Иркутска:

Прокуратура Куйбышевского района г. Иркутска:

Прокуратура Ленинского района г. Иркутска:

Прокуратура Октябрьского района г. Иркутска:

Прокуратура Свердловского района г. Иркутска:

Прокуратура города Саянска:

Прокуратура города Усолье-Сибирское:

Прокуратура города Усть-Кута:

Прокуратура города Черемхово:

Прокуратура города Шелехова:

Прокуратура Аларского района:

Прокуратура Балаганского района:

Прокуратура Баяндаевского района:

Прокуратура Боханского района:

Прокуратура Братского района:

Прокуратура Жигаловского района:

Прокуратура Заларинского района:

Прокуратура Иркутского района:

Прокуратура Казачинско-Ленского района:

Прокуратура Катангского района:

Прокуратура Качугского района:

Прокуратура Киренского района:

Прокуратура Куйтунского района:

Прокуратура Мамско-Чуйского района:

Прокуратура Нижнеилимского района:

Прокуратура Нукутского района:

Прокуратура Ольхонского района:

Прокуратура Осинского района:

Прокуратура Слюдянского района:

Прокуратура Усть-Удинского района:

Прокуратура Чунского района:

Прокуратура Эхирит-Булагатского района:

Западно-Байкальская межрайонная прокуратура (на правах природоохранной):

Прокурор Калинин Алексей Михайлович
664003, г. Иркутск, ул.Володарского, д.5 (395-2) 25-30-12 
Читать новости

Зиминская межрайонная прокуратура:

Нижнеудинская межрайонная прокуратура:

Тайшетская межрайонная прокуратура:

Тулунская межрайонная прокуратура:

Усть-Илимская межрайонная прокуратура:

Иркутская особо режимная прокуратура:

Ангарская прокуратура по надзору за ИУ:

Братская прокуратура по надзору за ИУ:

Иркутская прокуратура по надзору за ИУ:

Казачинско-Ленская прокуратура по надзору за ИУ:

Ангарск:

Прокуратура города Ангарска

Иркутская прокуратура по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах
Прокурор Хаткевич Леонид Леонидович
665836, Иркутская обл., г.Ангарск, ул.Саянская, д.5
8 (3951) 54-04-16

Ангарская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях 
Прокурор Воеводин Анатолий Иванович
665836, Иркутская обл., г.Ангарск, 17 микрорайон, д.17
8 (3951) 55-36-60

Казачинско-Ленский район:

 

Архив новостей

пнвтсрчтптсбвс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829301

Cиним цветом выделены даты последних новостей, ссылки ведут на все новости указанной даты.

 

 

Наш адрес:
664011, г.Иркутск, ул.Володарского,5
тел.(8-3952)259-000
Эл. почта:
procuror@irkproc.ru

Главная | История | Руководство | Структура | День Победы | Закон | Противодействие коррупции | Если нарушено право на оплату труда | Соблюдение прав предпринимателей | Абитуриентам и их родителям | Новости | Нюрнбергский процесс | Связь со СМИ | Правовое просвещение | Статистические данные | Государственная гражданская служба | Справочная и контактная информация | Полезные ссылки | Правотворческая деятельность прокуратуры Иркутской области | Работа с обращениями граждан | Интернет-приемная | Сводный план проверок субъектов предпринимательства по Иркутской области | Ежегодный план проверок деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц | Сведения о доходах | Карта сайта | Информация для заинтересованных лиц о рассмотрении судами исков прокурора о признании информации запрещенной

© Прокуратура Иркутской области

664011, Иркутск, улица Володарского 5
Телефон 8 (3952) 259000

Разработка сайта: Виртуальные технологии

В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.