Верховный суд разъяснил судам спорные вопросы, возникающие при применении Кодекса административного судопроизводства

С 15.09.2015 года вступил в силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, в котором закреплена процедура оспаривания нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, некоммерческих организаций, выполняющих отдельные государственные или иные публичные полномочия, защиты избирательных прав и присуждения компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.

Также под его юрисдикцию попадают административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных полномочий: о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии или другого общественного объединения; о прекращении деятельности средств массовой информации; о взыскании налогов и обязательных платежей с физических лиц и некоммерческих организаций; административном надзоре, госпитализации в недобровольном порядке и о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении.

Новизна процессуального законодательства, отсутствие опыта в его применении и наработанной судебной практики рождало неопределенность в вопросах определения подсудности с учетом разграничения гражданского и административного судопроизводства, толкования надлежащего извещения, полномочий лиц по обращению в суд и участию в качестве представителя.

С целью устранения неопределенности, единообразия судебной практики Верховный Суд РФ осветил проблемные вопросы в Постановлении Пленума ВС РФ от 27.09.2016 N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации».

Затронуты вопросы, касающиеся подсудности административных дел; состава суда; прав и обязанностей лиц, участвующих в деле; представительства в суде; доказательств и доказывания; мер предварительной защиты по административному иску; процессуальных сроков; судебных извещений и вызовов; судебных расходов; мер процессуального принуждения; протокола заседания (в т. ч. аудио- и (или) видео- протоколирования); определений суда.

В частности указано, что к административному судопроизводству относятся иски, связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к (части 1 и 3 статьи 1 К АС РФ).

Кроме того, выделены некоторые особенности, которые должны учитываться в отношении предъявления административного иска; судебного разбирательства и подготовки дела к нему; упрощенного (письменного) производства; производства в апелляционной инстанции; пересмотра вступивших в силу судебных актов.

Судебный контроль в сфере нормотворчества является одним из важных элементов системы судебной защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций при реализации органами власти своих полномочий. В виду публичности правоотношений в сфере нормоконтроля, а также необходимости защиты интересов неопределенного круга лиц, указанная категория дел отнесена к рассматриваемым с участием прокурора, а порядок рассмотрения – к административному судопроизводству.

Также к административному судопроизводству относятся дела, связанные с оспариванием законности правовых актов (в том числе не нормативных), действий (бездействия) и решений должностных лиц, органов государственной власти, иных государственных органов.

Вместе с тем, необходимо отличать действия по оспариванию законности правового акта (не имеющего признаков нормативного) от спора о праве. По смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ, так как споры о праве относятся к гражданско- правовой юрисдикции.

Также не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ служебные споры, в том числе, связанные с доступом и прохождением государственной, муниципальной службы, а также дела назначением и выплатой пенсий, реализацией гражданами социальных прав, предоставлением органами власти жилья.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 1 КАС РФ в порядке, предусмотренном названным кодексом, суды рассматривают и разрешают административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций субъектов профессиональной деятельности, если оспариваемые решения, действия (бездействие) являются результатом осуществления (неосуществления) указанных полномочий.

В то же время не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ не связанные с реализацией публичных полномочий дела по внутрикорпоративным спорам.

Судам разъяснено, что административный истец в рамках уточнения заявленных требований вправе увеличить или уменьшить размер требований имущественного характера. По неимущественным спорам увеличения или уменьшения исковых требований не предусмотрено.

В случае, когда административным истцом в порядке ст. 39 КАС РФ выступает прокурор, он выполняет обязанности по соблюдению требований к форме административного искового заявления и обязательному уведомлению лиц, участвующих в деле о направлении искового заявления, с вручением копий иска и прилагаемых материалов.

В случаях, когда при отказе прокурора, органов, организаций и граждан от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, данный гражданин заявляет о том, что он поддерживает административный иск, суду следует рассмотреть принятый к производству административный иск по существу.

Отдельное внимание уделено понятию представителя в административном судопроизводстве.

В частности права и законные интересы организации могут защищаться единоличным органом управления этой организации или уполномоченными ею лицами. От имени органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления имеют право выступать в суде их руководители (часть 8 статьи 54 КАС РФ). Полномочия таких лиц не удостоверяются доверенностью (ордером) и могут быть ограничены различными правовыми актами (например, законом, уставом организации), к ним не предъявляются требования о наличии у них высшего юридического образования. Вместе с тем в случае, если данные лица не ведут административное дело в суде лично, а поручают ведение дела представителю, такое лицо должно отвечать требованию о наличии у него высшего юридического образования (часть 1 статьи 55 КАС РФ).

Полномочия представителя также могут быть выражены в заявлении представляемого лица, сделанном в судебном заседании в устной форме, на что указывается в протоколе судебного заседания. Однако, такие полномочия действуют лишь в том заседании, в котором сделано заявление, не распространяясь на последующие.

В соответствии с частью 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

При этом под лицами, относящимися к категории лиц, в отношении которой установлены названные выше обстоятельства, понимаются, в частности, органы государственной власти, входящие в единую систему государственных органов (например, налоговые органы, таможенные органы и т.п.), должностные лица соответствующей системы государственных органов.

Верховным Судом РФ разъяснено, что следует понимать под иными мерами предварительной защиты.

В частности к ним относятся:

наложение ареста на имущество, принадлежащее административному ответчику и находящееся у него или других лиц;

возложение на административного ответчика, других лиц, в том числе не являющихся участниками судебного процесса, обязанности совершить определенные действия или воздержаться от совершения определенных действий;

приостановление взыскания по исполнительному документу, оспариваемому в судебном порядке.

В необходимых случаях не исключается возможность принятия судом нескольких мер предварительной защиты по одному административному иску.

Указывается, что меры предварительной защиты не могут быть приняты до предъявления иска и его принятия к производству.

В части толкования надлежащего извещения подчеркивается, что согласие лица на извещение посредством CMC-сообщения либо по электронной почте может быть выражено, помимо прочего, в исковом заявлении, письменных возражениях. Лица, которые согласились получать уведомления по CMC, должны сообщать суду о смене номера мобильного телефона. Если этого не сделать, отправка повестки на старый, известный суду номер считается надлежащим извещением.

Судам даны разъяснения, что сроки рассмотрения и разрешения дел о защите избирательных прав, помещении иностранного гражданина,
подлежащего депортации или реадмиссии в специальное учреждение, административном надзоре, госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь, защите прав несовершеннолетних и недееспособных в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни, продлению не подлежат.

Указанным Постановлением Пленума Верховного Суда РФ признаны утратившими силу прежние разъяснения по делам об оспаривании действий (бездействия), решений органов власти (по старым правилам).

 

Начальник отдела по обеспечению участия
прокуроров в гражданском процессе 

старший советник юстиции                Г.А. Вафина

Братская межрайонная природоохранная прокуратура:

Октябрьский районный суд г. Иркутска:

Падунский районный суд г. Братска:

СФО:

Тулунский городской суд:

Управление Генеральной прокуратуры РФ в Сибирском федеральном округе:

Прокуратура Иркутской области:

Прокурор области Мельников Игорь Анатольевич

664011, г. Иркутск, ул. Володарского, 5

(395-2) 25-90-00


Читать новости

Прокуратура города Ангарска:

Прокуратура города Бодайбо:

Прокуратура города Братска:

Прокуратура Падунского района г. Братска:

Прокуратура города Иркутска:

Прокуратура Кировского района г. Иркутска:

Прокуратура Куйбышевского района г. Иркутска:

Прокуратура Ленинского района г. Иркутска:

Прокуратура Октябрьского района г. Иркутска:

Прокуратура Свердловского района г. Иркутска:

Прокуратура города Саянска:

Прокуратура города Усолье-Сибирское:

Прокуратура города Усть-Кута:

Прокуратура города Черемхово:

Прокуратура города Шелехова:

Прокуратура Аларского района:

Прокуратура Балаганского района:

Прокуратура Баяндаевского района:

Прокуратура Боханского района:

Прокуратура Братского района:

Прокуратура Жигаловского района:

Прокуратура Заларинского района:

Прокуратура Иркутского района:

Прокуратура Казачинско-Ленского района:

Прокуратура Катангского района:

Прокуратура Качугского района:

Прокуратура Киренского района:

Прокуратура Куйтунского района:

Прокуратура Мамско-Чуйского района:

Прокуратура Нижнеилимского района:

Прокуратура Нукутского района:

Прокуратура Ольхонского района:

Прокуратура Осинского района:

Прокуратура Слюдянского района:

Прокуратура Усть-Удинского района:

Прокуратура Чунского района:

Прокуратура Эхирит-Булагатского района:

Западно-Байкальская межрайонная прокуратура (на правах природоохранной):

Прокурор Калинин Алексей Михайлович
664003, г. Иркутск, ул.Володарского, д.5 (395-2) 25-30-12 
Читать новости

Зиминская межрайонная прокуратура:

Нижнеудинская межрайонная прокуратура:

Тайшетская межрайонная прокуратура:

Тулунская межрайонная прокуратура:

Усть-Илимская межрайонная прокуратура:

Иркутская особо режимная прокуратура:

Ангарская прокуратура по надзору за ИУ:

Братская прокуратура по надзору за ИУ:

Иркутская прокуратура по надзору за ИУ:

Казачинско-Ленская прокуратура по надзору за ИУ:

Ангарск:

Прокуратура города Ангарска

Иркутская прокуратура по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах
Прокурор Хаткевич Леонид Леонидович
665836, Иркутская обл., г.Ангарск, ул.Саянская, д.5
8 (3951) 54-04-16

Ангарская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях 
Прокурор Воеводин Анатолий Иванович
665836, Иркутская обл., г.Ангарск, 17 микрорайон, д.17
8 (3951) 55-36-60

Казачинско-Ленский район:

 

Архив новостей

пнвтсрчтптсбвс
303112345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930123

Cиним цветом выделены даты последних новостей, ссылки ведут на все новости указанной даты.

 

 

Наш адрес:
664011, г.Иркутск, ул.Володарского,5
тел.(8-3952)259-000
Эл. почта:
procuror@irkproc.ru

Главная | История | Руководство | Структура | День Победы | Закон | Противодействие коррупции | Если нарушено право на оплату труда | Соблюдение прав предпринимателей | Абитуриентам и их родителям | Новости | Нюрнбергский процесс | Связь со СМИ | Правовое просвещение | Статистические данные | Государственная гражданская служба | Справочная и контактная информация | Полезные ссылки | Правотворческая деятельность прокуратуры Иркутской области | Работа с обращениями граждан | Интернет-приемная | Сводный план проверок субъектов предпринимательства по Иркутской области | Ежегодный план проверок деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц | Сведения о доходах | Карта сайта | Информация для заинтересованных лиц о рассмотрении судами исков прокурора о признании информации запрещенной

© Прокуратура Иркутской области

664011, Иркутск, улица Володарского 5
Телефон 8 (3952) 259000

Разработка сайта: Виртуальные технологии

В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.