О порядке реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в организациях для детей данной категории, на временную передачу в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации

Семейный кодекс РФ предусматривает возможность временной передачи детей-сирот в чужую семью. Организации, в которые дети-сироты помещены под надзор, вправе осуществлять временную передачу детей на срок не более чем три месяца. Такая передача не является формой устройства детей-сирот в семью и осуществляется на основании распоряжения администрации организации в интересах детей в целях обеспечения их воспитания и гармоничного развития (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и другое). При наличии документально подтвержденных исключительных обстоятельств (в частности при выезде на отдых в пределах территории РФ, на каникулы, для прохождения курса лечения и т.п.) срок временной передачи ребенка в семью может быть продлен с согласия органа опеки и попечительства. При этом непрерывный срок временного пребывания ребенка в семье не может превышать шесть месяцев (п. п. 3, 4 ст. 155.2 СК РФ).

Временное пребывание детей-сирот в семьях граждан имеет целью обеспечение их воспитания и гармоничного развития, приобретения такими детьми социальных навыков и опыта проживания в условиях семьи. Несомненно, что возможность временного пребывания ребенка-сироты вне стен интернатного учреждения способствует его социализации и повышает шансы последующего постоянного устройства в семью.

Кроме того, использование временной меры может послужить предпосылкой для последующего устройства детей-сирот в семью на постоянной основе, в качестве усыновленного, подопечного или приемного ребенка и осуществляется в семьи граждан, прошедших соответствующую проверку, с целью обезопасить каждого ребенка от угрозы причинения вреда его здоровью, нравственному развитию либо иную угрозу его законным интересам.

Порядок и условия временной передачи ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории РФ, а также требования к таким гражданам устанавливаются Правительством РФ (п. 6 ст.155.2 СК РФ).

Порядок временной передачи ребенка в семью граждан регламентируется постановлением Правительства РФ от 19.05.2009 № 432 "О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации"(далее Постановление №432) и приказом Минобрнауки России от 18.06.2009 №212 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 432" (далее Приказ №212).

Согласно пунктам 4,5 Постановления №432, длительность, периоды и конкретные сроки (в течение года) пребывания ребенка в семье гражданина определяются организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по согласованию с гражданином с учетом обеспечения непрерывности процессов обучения, лечения или реабилитации (социальной, медицинской, психологической, педагогической) ребенка. При этом обязательно учитывается пожелание ребенка, которое оформляется в форме письменного опроса, проводимого с учетом возраста и развития ребенка сотрудником организации для детей-сирот (воспитатель, социальный педагог, психолог), в обстановке, исключающей влияние на ребенка заинтересованных лиц. Результат опроса фиксируется указанным сотрудником и хранится в личном деле ребенка. Пожелания ребенка, умеющего писать, могут быть написаны им лично.

Возраст, с которого возможна временная передача ребенка-сироты в семьи граждан, определяется организацией для данной категории детей, исходя из интересов и потребностей конкретного ребенка.

В соответствии с пунктом 6 Постановления №432, дети, являющиеся братьями и сестрами, находящиеся в одной организации для детей-сирот, временно передаются в семью гражданина вместе, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или по желанию самих детей это невозможно.

Согласно пункту 9 Постановления №432, временная передача детей осуществляется в семьи совершеннолетних граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, за исключением:

а) лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

б) лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных в родительских правах;

в) бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

г) лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

д) лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, а также лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;

е) лиц, имеющих инфекционные заболевания в открытой форме или психические заболевания, больных наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом;

ж) лиц, не имеющих постоянного места жительства на территории Российской Федерации.

Пункт 10 устанавливает перечень документов, которые должны быть представлены в органы опеки и попечительства по месту жительства или пребывания гражданином, желающим получить заключение о возможности временной передачи ребенка в свою семью. Наряду с заявлением по форме, утверждаемой Приказом №212 предоставляются следующие документы:

а) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;

б) справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие обстоятельств, указанных в вышеназванном пункте "д"Правил;

г) справка лечебно-профилактического учреждения об отсутствии у гражданина заболеваний, указанных выше в пункте "е", либо медицинское заключение по форме 164/у-96 (медицинское заключение по результатам освидетельствования гражданина (гражданки), желающего (ей) усыновить, принять под опеку (попечительство) ребенка или стать приемным родителем), выданное лечебно-профилактическим учреждением.

Кроме документов, предусмотренных пунктом 10 Постановления №432, гражданин вправе представить иные документы, свидетельствующие о наличии у него необходимых знаний и навыков в воспитании детей, в том числе документы об образовании, о профессиональной деятельности, прохождении программ подготовки кандидатов в опекуны или попечители. Указанные документы принимаются органом опеки и попечительства в течение 1 года с даты их выдачи.

В соответствии с п.12 Постановления №432, в случае не предоставления гражданином вышеназванных документов, орган опеки и попечительства в течение 3 рабочих дней со дня получения от гражданина заявления, направляет в соответствующие уполномоченные органы необходимые запросы об их предоставлении, а в течение 5 рабочих дней со дня получения документов, проводит их проверку и устанавливает отсутствие обстоятельств, препятствующих временной передаче ребенка-сироты в семью; проводит обследование условий жизни гражданина и его семьи в целях оценки жилищно-бытовых условий гражданина, отношений, сложившихся между членами семьи гражданина, оформляет акт обследования условий жизни гражданина и заключение о возможности временной передачи ребенка в семью гражданина, которое действительно в течение 2 лет со дня его подписания, или письменный отказ в его выдаче с указанием причин отказа.

В случае выявления обстоятельств, которые создают или могут создать угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию либо нарушают или могут нарушать его права и охраняемые законом интересы, согласно пункту 13 Постановления №432 орган опеки и попечительства вправе дополнительно в письменной форме запросить у гражданина:

а) копии документов, подтверждающих право пользования или право собственности гражданина на жилое помещение, в котором будет временно находиться ребенок;

б) справку лечебно-профилактического учреждения об отсутствии у совместно проживающих с гражданином членов его семьи инфекционных заболеваний в открытой форме, психических расстройств и расстройств поведения до прекращения диспансерного наблюдения. Вместо справки члены семьи гражданина могут представить медицинское заключение по форме 164/у-96, выданное лечебно-профилактическим учреждением. Указанные документы принимаются органом опеки и попечительства в течение 6 месяцев с даты их выдачи;

в) выписку из домовой (поквартирной) книги или иной документ, содержащий сведения о проживающих совместно с гражданином совершеннолетних и несовершеннолетних членах его семьи.

Пункт 21 Постановления №432 устанавливает перечень документов, которые должны быть представлены гражданином в организацию для детей-сирот, среди них заявление о временной передаче ребенка в свою семью (в свободной форме); копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (с предъявлением оригинала); заключение органа опеки и попечительства по месту жительства гражданина о возможности временной передачи ребенка в семью гражданина или имеющееся у гражданина заключение о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном или попечителем, выданное этим органом в установленном порядке; согласие совместно проживающих с гражданином совершеннолетних, а также несовершеннолетних, достигших 10-летнего возраста, членов его семьи на временную передачу ребенка в семью гражданина, выраженное в письменной форме.

Организация для детей-сирот после регистрации заявления гражданина, предоставляет сведения о детях, которые могут быть временно переданы в его семью, и оказывает содействие в подборе ребенка; обеспечивает знакомство и первичный контакт гражданина с ребенком.

Согласно пунктам 23, 25 Постановления №432 решение о временной передаче ребенка в семью гражданина принимается руководителем организации для детей-сирот в течение 7 дней со дня представления гражданином документов с учетом следующих обстоятельств:

а) наличие между гражданином, членами семьи гражданина и ребенком родственных отношений (проживают вместе или раздельно родственники и родители, лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах, имеют ли родители (родитель) право на общение с ребенком);

б) сложившиеся взаимоотношения между ребенком и гражданином (членами его семьи);

в) предыдущий опыт общения гражданина с ребенком либо опыт временного помещения в семью гражданина других детей;

г) этническое происхождение ребенка, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечить ребенку преемственность в воспитании и образовании.

В пункте 24 Постановления №432 перечислены обстоятельства, при которых передача ребенка в семью гражданина не допускается:

-это противоречит желанию ребенка, либо может создать угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию, либо нарушает его права и охраняемые законом интересы;

-выявлены факты совместного проживания с гражданином, в семью которого временно передается ребенок, родителей этого ребенка, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах (кроме случаев, когда родителям, родительские права которых ограничены судом, разрешены контакты с ребенком в порядке, установленном законодательством Российской Федерации).

Организация для детей-сирот вправе оказывать детям и гражданам, в семьи которых они временно передаются, услуги по социальному, медицинскому, психологическому и (или) педагогическому сопровождению, а также обязана вести журнал учета временной передачи детей в семьи граждан.

Согласно пунктам 30, 31 Постановления №432 гражданин, в семью которого временно передан ребенок, не вправе:

а) осуществлять вывоз ребенка за пределы территории Российской Федерации;

б) оставлять ребенка под надзором третьих лиц (физических и (или) юридических лиц), кроме случаев помещения ребенка в медицинскую организацию для оказания срочной медицинской помощи или в соответствующие подразделения органов внутренних дел.

И обязан:

а) нести ответственность за жизнь и здоровье ребенка в период его временного пребывания в семье;

б) получить письменное согласие организации для детей-сирот, в случае перемены места нахождения ребенка;

в) предоставить ребенку возможность связываться с руководителем или сотрудниками организации для детей-сирот, и (или) органом опеки и попечительства по месту нахождения организации для детей-сирот, либо по месту временного пребывания в семье гражданина;

г) по окончании установленного срока временной передачи в семью незамедлительно возвратить ребенка в организацию для детей-сирот;

д) в течение 1 дня информировать организацию для детей-сирот, о возникновении ситуации, угрожающей жизни и (или) здоровью ребенка, а также о заболевании ребенка, получении им травмы, о помещении ребенка в медицинскую организацию для оказания срочной медицинской помощи или в соответствующие подразделения органов внутренних дел.

Ребенок, временно переданный в семью гражданина, может быть возвращен в организацию для детей-сирот, до истечения согласованного срока по желанию ребенка или гражданина.

В случае возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью ребенка организация для детей-сирот, или орган опеки и попечительства по месту временного пребывания ребенка принимают меры по незамедлительному изъятию ребенка из семьи гражданина и возвращают его в организацию для детей-сирот.

 

Начальник отдела по надзору
за исполнением законов о
несовершеннолетних и молодёжи

старший советник юстиции               О.И. Кошкарова

Братская межрайонная природоохранная прокуратура:

Октябрьский районный суд г. Иркутска:

Падунский районный суд г. Братска:

СФО:

Тулунский городской суд:

Управление Генеральной прокуратуры РФ в Сибирском федеральном округе:

Прокуратура Иркутской области:

Прокурор области Мельников Игорь Анатольевич

664011, г. Иркутск, ул. Володарского, 5

(395-2) 25-90-00


Читать новости

Прокуратура города Ангарска:

Прокуратура города Бодайбо:

Прокуратура города Братска:

Прокуратура Падунского района г. Братска:

Прокуратура города Иркутска:

Прокуратура Кировского района г. Иркутска:

Прокуратура Куйбышевского района г. Иркутска:

Прокуратура Ленинского района г. Иркутска:

Прокуратура Октябрьского района г. Иркутска:

Прокуратура Свердловского района г. Иркутска:

Прокуратура города Саянска:

Прокуратура города Усолье-Сибирское:

Прокуратура города Усть-Кута:

Прокуратура города Черемхово:

Прокуратура города Шелехова:

Прокуратура Аларского района:

Прокуратура Балаганского района:

Прокуратура Баяндаевского района:

Прокуратура Боханского района:

Прокуратура Братского района:

Прокуратура Жигаловского района:

Прокуратура Заларинского района:

Прокуратура Иркутского района:

Прокуратура Казачинско-Ленского района:

Прокуратура Катангского района:

Прокуратура Качугского района:

Прокуратура Киренского района:

Прокуратура Куйтунского района:

Прокуратура Мамско-Чуйского района:

Прокуратура Нижнеилимского района:

Прокуратура Нукутского района:

Прокуратура Ольхонского района:

Прокуратура Осинского района:

Прокуратура Слюдянского района:

Прокуратура Усть-Удинского района:

Прокуратура Чунского района:

Прокуратура Эхирит-Булагатского района:

Западно-Байкальская межрайонная прокуратура (на правах природоохранной):

Прокурор Калинин Алексей Михайлович
664003, г. Иркутск, ул.Володарского, д.5 (395-2) 25-30-12 
Читать новости

Зиминская межрайонная прокуратура:

Нижнеудинская межрайонная прокуратура:

Тайшетская межрайонная прокуратура:

Тулунская межрайонная прокуратура:

Усть-Илимская межрайонная прокуратура:

Иркутская особо режимная прокуратура:

Ангарская прокуратура по надзору за ИУ:

Братская прокуратура по надзору за ИУ:

Иркутская прокуратура по надзору за ИУ:

Казачинско-Ленская прокуратура по надзору за ИУ:

Ангарск:

Прокуратура города Ангарска

Иркутская прокуратура по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах
Прокурор Хаткевич Леонид Леонидович
665836, Иркутская обл., г.Ангарск, ул.Саянская, д.5
8 (3951) 54-04-16

Ангарская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях 
Прокурор Воеводин Анатолий Иванович
665836, Иркутская обл., г.Ангарск, 17 микрорайон, д.17
8 (3951) 55-36-60

Казачинско-Ленский район:

 

Архив новостей

пнвтсрчтптсбвс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829301

Cиним цветом выделены даты последних новостей, ссылки ведут на все новости указанной даты.

 

 

Наш адрес:
664011, г.Иркутск, ул.Володарского,5
тел.(8-3952)259-000
Эл. почта:
procuror@irkproc.ru

Главная | История | Руководство | Структура | День Победы | Закон | Противодействие коррупции | Если нарушено право на оплату труда | Соблюдение прав предпринимателей | Абитуриентам и их родителям | Новости | Нюрнбергский процесс | Связь со СМИ | Правовое просвещение | Статистические данные | Государственная гражданская служба | Справочная и контактная информация | Полезные ссылки | Правотворческая деятельность прокуратуры Иркутской области | Работа с обращениями граждан | Интернет-приемная | Сводный план проверок субъектов предпринимательства по Иркутской области | Ежегодный план проверок деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц | Сведения о доходах | Карта сайта | Информация для заинтересованных лиц о рассмотрении судами исков прокурора о признании информации запрещенной

© Прокуратура Иркутской области

664011, Иркутск, улица Володарского 5
Телефон 8 (3952) 259000

Разработка сайта: Виртуальные технологии

В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.