Порядок обжалования действий (бездействия) и решений должностных лиц осуществляющих уголовное судопроизводства

Действующее законодательство предусматривает возможность защиты прав лиц, участвующих при производстве предварительного следствия, путем обжалования действий или бездействия, а также решений должностных органов следствия или прокуратуры в судебном порядке.

Так, в силу ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Все без исключения решения и действия (бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч. 2 ст. 46 Конституции РФ).

Согласно ст. 19 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ) право на обжалование процессуальных действий и решений имеет ранг принципа уголовного судопроизводства. По общему правилу действия (бездействие) и решения суда, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя могут быть обжалованы в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом.

Данная форма защиты прав позволяет обжаловать не только постановления о возбуждении уголовных дел или отказ в их возбуждении, но и отдельные действия или процессуальные решения дознавателя, следователя, прокурора, в рамках уголовного дела, поэтому пользуется большой популярностью. При этом одинаковое право на обжалование действий (бездействия) и решений должностных лиц, на обращение с такими жалобами в суд гарантировано как потерпевшему от преступления, так и лицу, которому это преступление вменяется, а также, в ряде случаев, установленных законом, другим заинтересованным лицам.

Как уже указывалось выше, в главе 16 УПК РФ, посвященной праву обжалования, речь идет о решениях властных субъектов, их действиях и бездействии.

Решения – акты органов предварительного расследования и прокуроров, содержащие властное волеизъявление и порождающие правовые последствия для конкретных граждан и организаций (постановления, представления, требования, согласия, заключения и т.п.). Они могут быть оформлены как в письменной, так и в устной форме (например, устный отказ в принятии ходатайства). Письменное решение может быть составлено как в установленной законом форме, так и в произвольной форме (резолюция, письмо, отношение). Обжалованию подлежат как исполненные, исполняемые, подлежащие исполнению решения, так и неисполненные, не подлежащие исполнению решения.

Действие – властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения (например, задержание, осмотр объекта, обыск, выемка). Действие всегда имеет материальное наполнение, его осуществление может сопровождаться оформлением процессуальных документов, может быть осуществлено и без таковых.

Бездействие – неисполнение органом предварительного расследования, прокурором обязанностей, возложенных на них нормативными правовыми и иными актами, которые определяют полномочия этих лиц (должностные инструкции, положения, регламенты, приказы). В частности, бездействие – нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

В настоящее время в Российской Федерации сложилась устойчивая система органов государственной власти, наделенных компетенцией по разрешению жалоб и заявлений как физических, так и юридических лиц. Применительно к действующему законодательству (ст. 123 УПК РФ) на досудебных стадиях уголовного процесса осуществляются три основных вида деятельности по обеспечению законности и обоснованности процессуальных решений и действий (бездействия): ведомственный контроль, прокурорский надзор и судебный контроль. Данные самостоятельные виды процессуальной деятельности имеют как некоторые общие, так и в каждом конкретном случае частные, специфические для каждого вида в отдельности, характеристики. Общее заключается в механизме обеспечения законности в стадии предварительного расследования и проявляется в том, что в нем в силу УПК РФ одновременно задействованы три субъекта: руководитель следственного органа (ст. 39) или начальник подразделения дознания (ст. 40.1), прокурор (ст. 37) и суд (ст. 29).

Согласно уголовно-правовому законодательству руководитель следственного органа и начальник подразделения дознания осуществляют свои контрольные функции непосредственно и непрерывно. В уголовном процессе они не только контролеры, но и его активные участники, поскольку наделены правом дачи обязательных для подчиненных им следователей, дознавателей указаний и могут лично выполнять следственные действия в том объеме, который считают необходимым.

В соответствии со ст. 37 УПК РФ прокурор осуществляет надзор за всеми видами предварительного расследования. Более того, он наделен исключительными правами в стадии возбуждения уголовного дела и на этапе утверждения обвинительного заключения (обвинительного акта), поскольку именно от него зависит решение вопросов о законности возбуждения уголовного дела и качестве проведенного предварительного расследования.

Решения и действия (бездействие) лиц, осуществляющих предварительное расследование, могут быть обжалованы соответствующим руководителям следственных органов, начальникам подразделений дознания и прокурорам. Решения и действия (бездействие) прокуроров могут быть обжалованы вышестоящим прокурорам.

Правовые нормы, устанавливающие право на обжалование действий или бездействия органов расследования или прокуратуры во внесудебном порядке, установлены отдельными положениями УПК РФ, в частности ст. 124 УПК РФ – «Порядок рассмотрения жалобы прокурором, руководителем следственного органа».

Согласно указанной статье УПК РФ прокурор, руководитель следственного органа, начальник подразделения дознания рассматривает жалобу в течение трех суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель. По результатам рассмотрения жалобы прокурор, руководитель следственного органа, начальник подразделения дознания выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении. Заявитель незамедлительно уведомляется о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования.

В случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, дознаватель, следователь вправе обжаловать действия (бездействие) и решения прокурора, руководителя следственного органа, начальника подразделения дознания соответственно вышестоящему прокурору, руководителю вышестоящего следственного органа или начальнику подразделения дознания.

Данные лица, как уже указывалось, осуществляют за подчиненными им следователями непрерывный ведомственный процессуальный контроль в режиме реального времени. Это обстоятельство позволяет им незамедлительно ликвидировать большинство организационных и процессуальных нарушений, допускаемых следователями. В большинстве случаев руководитель следственного органа, его заместитель вправе лично и немедленно восполнить пробел в работе, допущенный следователем.

Несмотря на то, что процессуальных прав у начальников подразделений дознания, руководителей органов дознания по отношению к подчиненным им дознавателям гораздо меньше, чем у руководителя следственного органа, последние также в состоянии оперативно разрешить подавляющее большинство конфликтов, возникающих между дознавателями и другими участниками уголовного процесса.

Если обжалуемые решения, действия (бездействие) следователя, дознавателя квалифицируются процессуальными руководителями как законные и обоснованные, их целесообразно обжаловать прокурору, осуществляющему надзор за органами предварительного расследования. Прокурор вправе отменить незаконные решения дознавателя, дать ему письменные указания относительно проведения следственных и процессуальных действий; потребовать устранения нарушений закона от следователя и руководителя следственного органа.

По результатам рассмотрения жалобы прокурор выносит соответствующее постановление, в котором излагается краткое содержание доводов заявителей, приводится их анализ и мотивы принятого решения. При удовлетворении жалобы безотлагательно принимаются исчерпывающие меры к восстановлению нарушенных прав и свобод заявителя, обеспечению законных интересов предприятий, учреждений и организаций, на что указывается в резолютивной части постановления. В случае удовлетворения жалобы на нарушение органами дознания разумных сроков предварительного расследования в постановлении указываются процессуальные действия, необходимые для ускорения производства по уголовному делу, и сроки их осуществления. Постановление направляется начальнику органа дознания для исполнения, копия приобщается к надзорному производству. Если доводы заявителя о несоблюдении органами предварительного следствия разумных сроков уголовного судопроизводства в ходе досудебного производства по уголовному делу признаны обоснованными, прокурор направляет требование руководителю следственного органа об устранении выявленных нарушений.

Положение ч. 3 ст. 124 УПК РФ не допускает отказ дознавателя, следователя, прокурора, а также суда при рассмотрении заявления, ходатайства или жалобы участника уголовного судопроизводства от исследования и оценки всех приводимых в них доводов, а также мотивировки своих решений путем указания на конкретные, достаточные с точки зрения принципа разумности основания, по которым эти доводы отвергаются рассматривающим соответствующее обращение органом или должностным лицом.

Помимо этого решения, действия (бездействие) всех без исключения должностных лиц, осуществляющих предварительное расследование, а равно прокуроров могут быть обжалованы в суд.

Статья 25 УПК РФ – «Судебный порядок рассмотрения жалоб» – устанавливает, что постановления дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные решения и действия (бездействие) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районном суде по месту производства предварительного расследования.

Судебные решения, в свою очередь, могут быть обжалованы в суды апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, они, кроме того, могут быть пересмотрены ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств.

Но сама процедура рассмотрения такой жалобы, в порядке ст. 125 УПК РФ, в суде, а особенно кассационное обжалование решения суда первой инстанции по такой жалобе, регламентируется общими нормами уголовно-процессуального законодательства, в том числе главой 45 УПК РФ.

Рассмотрение жалоб судом – форма правосудия, осуществляемого в открытом судебном заседании по правилам состязательного судопроизводства. Назначение данного вида производства – устранение нарушений, ущемляющих права и свободы участников процесса.

Согласно статье 125 УПК РФ предмет обжалования – решения, действия и бездействие органов предварительного расследования и прокуроров.

Лицо, обжалующее решение, действия (бездействие) органа предварительного расследования или прокурора, в уголовно-процессуальном законе именуется заявителем. По смыслу статьи заявитель жалуется, обращая внимание на факт ущемления его прав. По общему правилу обжалованию подлежит все то, что: 1) препятствует нормальному движению уголовного дела; 2) не является предметом традиционных форм судебного контроля; 3) делает этот контроль в последующем неэффективным.

Согласно ст. 125 УПК РФ жалоба подается: 1) через должностное лицо, орган, действия которых обжалуются; 2) через вышестоящие либо контрольно-надзорные органы; 3) непосредственно в суд.

Прежде чем приступить к осуществлению мероприятий, предшествующих рассмотрению жалобы, судья удостоверяется в ее приемлемости (допустимости), а равно в соблюдении лицом, ее подавшим, правил о подсудности. Анализируя поступившую жалобу и приобщенные к ней документы, судья в первую очередь проверяет, соответствуют ли документы предъявляемым к ним законом требованиям. В тех случаях, когда жалоба не содержит необходимых сведений, что препятствует ее рассмотрению (например, отсутствуют сведения о том, какие действия или решения обжалованы, жалоба не подписана заявителем, полномочия защитника или представителя заявителя не подтверждаются соответствующими документами), жалоба возвращается заявителю для устранения недостатков. Суд по данному поводу выносит постановление, в котором должны быть указаны причины принятия такого решения. Постановление должно содержать разъяснение на право после устранения препятствий к рассмотрению жалобы в суде вновь обратиться в порядке ст. 125 УПК РФ за судебной защитой.

Срок рассмотрения жалобы судом в порядке ст. 125 УПК РФ – пять суток – исчисляется с момента повторной регистрации жалобы. Приняв жалобу к производству, судья приступает к подготовке к судебному заседанию. К этому моменту он должен быть твердо уверен в том, что жалоба подана надлежащим лицом, ему подсудна, предмет обжалования конкретен, содержание документа соответствует ст. 125 УПК РФ. Закон возлагает на судью обязанность организовать состязательный процесс таким образом, чтобы инициатор жалобы имел реальную возможность доказать факт нарушения его прав решениями, действиями (бездействием) органов предварительного расследования и прокуроров. Для этого в процесс должны быть: 1) приглашены все необходимые для участия в нем субъекты (инициатор процесса (заявитель), ответчик – представитель компетентного органа, защитник, законный представитель заявителя, представитель истца, третьи лица, прокурор); 2) истребованы все необходимые материалы, при необходимости включая уголовное дело или отказной материал.

При подготовке к рассмотрению жалобы судья истребует по ходатайству лиц, участвующих в судебном заседании, а равно по собственной инициативе материалы, послужившие основанием для решения или действия должностного лица, а также иные данные, необходимые для проверки доводов жалобы. По общему правилу жалобы в порядке ст. 125 УПК РФ могут быть поданы исключительно в период предварительного расследования. Исключение из общего правила составляют те решения, действия (бездействие), которые не будут являться предметом судебного контроля в ходе разбирательства по делу, поскольку таковое осуществляется строго в рамках утвержденного прокурором обвинения. Если установлено, что уголовное дело, по которому поступила жалоба, направлено в суд для рассмотрения по существу, тем более по делу постановлен приговор, вынесено иное окончательное решение, судья принимает к производству и рассматривает лишь жалобы на решения и действия (бездействие) должностных лиц, затрагивающие права и законные интересы заявителей, не являющихся участниками судебного разбирательства по данному уголовному делу. Подлежат рассмотрению жалобы, где ставится вопрос о признании незаконными и необоснованными решений и действий (бездействия), которые в соответствии с УПК РФ не могут быть предметом проверки их законности и обоснованности на стадии судебного разбирательства при рассмотрении уголовного дела судом, в том числе в апелляционном или кассационном порядке.

В остальных случаях судья в зависимости от того, на какой стадии находится производство по жалобе, выносит постановление об отказе в принятии жалобы к рассмотрению или о прекращении производства по жалобе в связи с тем, что уголовное дело направлено в суд для рассмотрения по существу. Одновременно с этим истцу разъясняется, что вопросы, поставленные в жалобе, он вправе поставить перед судом в ходе судебного разбирательства по уголовному делу, а также при рассмотрении дела судом апелляционной или кассационной инстанций.

Организация состязательного процесса предполагает своевременное вручение копий жалобы ответчику (ответчика), третьим лицам и прокурору; ознакомление данных участников процесса с материалами судебно-контрольного производства, разрешение их заявлений, ходатайств; извещение участников процесса о месте и времени предстоящего судебного разбирательства; решение вопроса об этапировании в суд участников процесса, содержащихся под стражей, или об организации видеоконференц-связи; решение вопроса о вызове в процесс специалиста, переводчика. В случае подачи жалобы несовершеннолетним участником процесса судья решает вопрос о необходимости вызова в процесс его законных представителей и педагога.

Проведение судебного разбирательства по жалобе без участника процесса – основание для безусловной отмены судебного решения. Разрешая вопросы, возникающие в процессе подготовки к судебному заседанию, судья делает запросы, при необходимости выносит постановления. Убедившись, что в производстве находится приемлемая жалоба, все подготовительные действия выполнены, судья назначает судебное заседание, оформляя свое решение постановлением применительно к требованиям ч. 2 ст. 227 УПК РФ. В постановлении указываются: дата и место его вынесения; наименование суда, фамилия и инициалы судьи, вынесшего постановление; основания принятого решения. Копия постановления судьи направляется истцу, ответчику (ответчикам), третьим лицам и прокурору.

Суд, рассматривающий жалобу, при наличии к тому оснований вправе потребовать от ответчика обязательного участия его представителя в судебном заседании. С учетом того что в судебном заседании процесс приобретает устный характер, личное присутствие сторон приобретает решающее значение.

В случае уклонения представителей ответчика от явки в судебное заседание вопрос об их явке решается через руководителей соответствующих органов. В силу ст. 125 УПК РФ судья разъясняет явившимся лицам их права и обязанности, в частности сторонам, третьим лицам их право принимать участие в судебном заседании: заявлять отводы, ходатайства, представлять документы, знакомиться с позицией других лиц, давать по этому поводу объяснения. Если в судебном заседании будет установлено, что спор о праве исчерпан в досудебном порядке, судья с согласия истца оставляет его жалобу без рассмотрения и прекращает производство.

Вне зависимости от мнения сторон производство подлежит прекращению, если уголовное дело направлено в суд для рассмотрения по существу и предмет спора будет в числе предметов судебного разбирательства. В данном случае истцу разъясняется его право заявить спор о праве в суде первой инстанции.

Завершив подготовительную часть судебного заседания, судья переходит к исследованию предмета спора. Если в процессе участвует истец, его защитник или представитель, судья предлагает им разъяснить суть выдвигаемых требований, после чего заслушиваются иные явившиеся в процесс лица, исследуются имеющиеся в материале документы. После завершения исследования доказательств судья выясняет позиции сторон, предлагает им выступить с репликой.

После этого судья удаляется в совещательную комнату, где по результатам рассмотрения жалобы выносит одно из следующих постановлений: о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение; об оставлении жалобы без удовлетворения (ч. 5 ст. 125 УПК РФ).

По выходу из совещательной комнаты судья оглашает вынесенное им постановление. Участникам процесса разъясняются порядок его исполнения и обжалования, копии постановления направляются всем заинтересованным лицам, среди них истец, ответчик, прокурор. Постановление, принимаемое по результатам рассмотрения жалобы, является документом, подводящим итог состязательному процессу, состоит из вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной частей. Во вводной части постановления указываются дата и место вынесения постановления, фамилия и инициалы судьи, его постановившего. Описательно-мотивировочная часть содержит: изложение жалобы; позиции ее автора в судебном заседании; позиции противной стороны; позиции третьих лиц, прокурора, если он не является ответчиком; анализ и оценку позиций сторон, исследованных материалов; анализ оспариваемых норм материального и процессуального права; основанный на законе вывод суда, разрешающего спор. В резолютивной части постановления указывается тот факт, что жалоба удовлетворена полностью или частично либо в ее удовлетворении полностью или частично отказано. В случае удовлетворения жалобы точно указывается, какие решения, действия (бездействие) какого конкретно органа, должностного лица признаны незаконными, какие именно нарушения и кому следует устранить.

Судья не вправе предопределять действия должностного лица, осуществляющего расследование, прокурорский надзор, лично отменять их постановления либо обязывать уполномоченных на то лиц отменить решения, признанные судом незаконными. Завершается резолютивная часть постановления разъяснением права на его обжалование в кассационном порядке в вышестоящий суд. Суд, разрешая жалобу, не вправе: 1) предрешать вопросы, которые впоследствии могут стать предметом судебного разбирательства по уголовному делу; 2) давать правовую оценку действиям подозреваемого, обвиняемого; 3) делать выводы относительно доказанности или недоказанности вины; 4) оценивать имеющиеся по делу доказательства относительно их полноты, относимости, допустимости и достоверности.

Постановление, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы, вступает в законную силу спустя 10 суток после его провозглашения. Согласно ст. 127 УПК РФ не вступившее в законную силу постановление может быть обжаловано в порядке, установленном УПК РФ.

Лицо, содержащееся под стражей или отбывающее наказание в виде лишения свободы, вправе непосредственно участвовать в судебном заседании при рассмотрении кассационной жалобы или представления прокурора на решение в порядке ст. 125 УПК РФ либо может изложить свою позицию путем использования систем видеоконференц-связи. Вопрос о форме его участия в судебном заседании решается судом. При этом суду кассационной инстанции надлежит принимать меры для предоставления заявителю возможности довести до суда свою позицию, например путем подачи дополнительной кассационной жалобы, письменных объяснений, допуска к участию в деле адвоката или иных представителей.

Вступившее в законную силу судебное решение, вынесенное в порядке ст. 125 УПК РФ, подлежит немедленному и безусловному исполнению компетентными на то органами. Если состоявшееся судебное решение не исполняется следственными органами, прокурором, то истец вправе обратиться с жалобой на их бездействие. Данная жалоба подлежит рассмотрению в порядке, также предусмотренном ст. 125 УПК.

Итак, руководителю следственного органа, прокурору, в районный (гарнизонный) суд может быть обжаловано как отдельно взятое единичное действие (бездействие, решение), так и несколько действий (решений) одновременно. Обжаловать допустимо как часть процессуального действия – элемент, к примеру, следственного действия, так и все действие в целом. Ограничений в объеме обжалуемых действий (бездействия, решений) следователя (дознавателя) и др. законодатель для "участников уголовного судопроизводства" не предусмотрел, лишь бы обжалование было осуществлено в установленном УПК РФ порядке. А применительно к обжалованию искомых явлений в суд добавляется еще одно условие – необходимо, чтобы само обжалуемое действие (бездействие, решение) следователя (дознавателя и др.) было способно причинить ущерб конституционным правам и свободам "участника уголовного судопроизводства", "иного лица", чьи права и законные интересы нарушены, либо могло затруднить доступ граждан к правосудию.

Если же будут исчерпаны все средства внутригосударственной правовой защиты, то согласно ч. 3 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждый в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

 

1 отдел управления по надзору за
уголовно-процессуальной и
оперативно-розыскной деятельностью

Братская межрайонная природоохранная прокуратура:

Октябрьский районный суд г. Иркутска:

Падунский районный суд г. Братска:

СФО:

Тулунский городской суд:

Управление Генеральной прокуратуры РФ в Сибирском федеральном округе:

Прокуратура Иркутской области:

Прокурор области Мельников Игорь Анатольевич

664011, г. Иркутск, ул. Володарского, 5

(395-2) 25-90-00


Читать новости

Прокуратура города Ангарска:

Прокуратура города Бодайбо:

Прокуратура города Братска:

Прокуратура Падунского района г. Братска:

Прокуратура города Иркутска:

Прокуратура Кировского района г. Иркутска:

Прокуратура Куйбышевского района г. Иркутска:

Прокуратура Ленинского района г. Иркутска:

Прокуратура Октябрьского района г. Иркутска:

Прокуратура Свердловского района г. Иркутска:

Прокуратура города Саянска:

Прокуратура города Усолье-Сибирское:

Прокуратура города Усть-Кута:

Прокуратура города Черемхово:

Прокуратура города Шелехова:

Прокуратура Аларского района:

Прокуратура Балаганского района:

Прокуратура Баяндаевского района:

Прокуратура Боханского района:

Прокуратура Братского района:

Прокуратура Жигаловского района:

Прокуратура Заларинского района:

Прокуратура Иркутского района:

Прокуратура Казачинско-Ленского района:

Прокуратура Катангского района:

Прокуратура Качугского района:

Прокуратура Киренского района:

Прокуратура Куйтунского района:

Прокуратура Мамско-Чуйского района:

Прокуратура Нижнеилимского района:

Прокуратура Нукутского района:

Прокуратура Ольхонского района:

Прокуратура Осинского района:

Прокуратура Слюдянского района:

Прокуратура Усть-Удинского района:

Прокуратура Чунского района:

Прокуратура Эхирит-Булагатского района:

Западно-Байкальская межрайонная прокуратура (на правах природоохранной):

Зиминская межрайонная прокуратура:

Нижнеудинская межрайонная прокуратура:

Тайшетская межрайонная прокуратура:

Тулунская межрайонная прокуратура:

Усть-Илимская межрайонная прокуратура:

Иркутская особо режимная прокуратура:

Ангарская прокуратура по надзору за ИУ:

Братская прокуратура по надзору за ИУ:

Иркутская прокуратура по надзору за ИУ:

Саянская прокуратура по надзору за соблюдением законов в ИУ:

Казачинско-Ленский район:

 

Архив новостей

пнвтсрчтптсбвс
262728293012
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31123456

Cиним цветом выделены даты последних новостей, ссылки ведут на все новости указанной даты.

 

Наш адрес:
664011, г.Иркутск, ул.Володарского,5
тел.(8-3952)259-000
Эл. почта:
procuror@irkproc.ru

Главная | История | Руководство | Структура | День Победы | Документы | Противодействие коррупции | Если нарушено право на оплату труда | Соблюдение прав предпринимателей | Абитуриентам и их родителям | Новости | Нюрнбергский процесс | Связь со СМИ | Правовая статистика | Статистические данные об использовании бюджетных средств | Правовое просвещение | Государственная гражданская служба | Справочная и контактная информация | Полезные ссылки | Правотворческая деятельность прокуратуры Иркутской области | Работа с обращениями граждан | Интернет-приемная | Сводный план проверок субъектов предпринимательства по Иркутской области | Ежегодный план проверок деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц | Сведения о доходах | Информация о результатах проверок поднадзорных органов | Карта сайта

© Прокуратура Иркутской области

664011, Иркутск, улица Володарского 5
Телефон 8 (3952) 259000

Разработка сайта: Виртуальные технологии

В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.