Одним из важнейших направлений прокурорского надзора является надзор за исполнением требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, прежде всего в органах внутренних дел, куда поступает основная масса информации о преступлениях.
Согласно ст. 29 Закона «О прокуратуре РФ» предметом прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие, является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения ОРМ и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых этими органами.
Правильное исполнение требований закона о приеме, учете и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях обеспечивает не только быстрое и полное раскрытие преступления, это также важно для процесса доказывания виновности обвиняемого: с течением времени утрачивается актуальность события преступного проявления, исчезают или изменяются доказательства по делу. Так, научные исследования показали, что по делам, возбужденным в день поступления сигнала о совершенном преступлении, т.е. по «горячим следам» раскрывается 60% преступлений, на второй день -16%, а на третий – только 5%.
К основным способам укрытия преступлений от учета, которые могут быть обнаружены самим лицом, обратившимся с заявлением в правоохранительные органы о совершенном преступлении, относятся:
Значительное число возбужденных прокурорами уголовных дел в результате отмены постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела свидетельствуют о том, что данный способ является одним из самых распространенных способов укрытия преступлений от учета, в том числе и таких тяжких, как разбои, грабежи, хулиганства и т.д.
Незаконные решения об отказе в возбуждении уголовного дела нередко принимаются путем принуждения потерпевших к подаче встречных заявлений, к преднамеренно искаженному, не соответствующему действительности изложению событий со стороны потерпевшего, свидетелей и т.д. Объяснения потерпевших пестрят примитивными искажениями случившегося: «упал с дерева, с крыши дома, сам «напоролся на нож»» и т.д. Эти придуманные «факты» находятся в явном противоречии с текстом сообщений из травматологических отделений, больниц, где указано, что гражданин подвергся избиению или произошло ДТП. Зачастую уголовные дела не возбуждаются, преступления восстанавливаются к учету в ходе прокурорского надзора.
Изучение отказных материалов позволяет сделать вывод о том, что усилия работников ОВД зачастую направляются не на раскрытие преступлений и изобличение виновных, а подыскание удобных оснований для отказа в возбуждении уголовных дел по неперспективным в плане раскрытия материалам. Принимаются явно незаконные постановления об отказе в возбуждении уголовных дел.
Встречаются и иные разновидности способов укрытия, которые не всегда очевидны для гражданина, и как правило, выявляются прокурором в ходе осуществления надзорной деятельности. Это невыделение материалов из уголовных дел или материалов проверок об отказе в возбуждении уголовных дел, несоставление рапорта уполномоченным лицом при непосредственном обнаружении признаков преступления (например, по сбыту наркотиков, в результате чего уголовное дело не возбуждается).
Необоснованно широко также применяется ссылка на малозначительность преступлений, особенно краж, при наличии квалифицирующих признаков, например, совершенных с незаконным проникновением в жилище.
Искусственный перевод деяния, содержащего признаки уголовно-наказуемого хулиганства, в разряд административных правонарушений либо необоснованная квалификация действий по ст.115,116 УК РФ. Например, когда неизвестные лица из хулиганских побуждений избивают гражданина, причинив ему повреждения, а в возбуждении уголовного дела отказывается по надуманным основаниям.
Допускается также необоснованное списание заявлений, сообщений в специальное номенклатурное дело без проверки и принятия решения и необоснованное направление материалов проверок по территориальной подследственности.
Методы сокрытия преступлений от учета свидетельствуют о том, что сведения о состоянии преступности и борьбы с ней искажаются еще на стадии рассмотрения информации о преступлениях. Этим грубо ущемляются законные права и интересы граждан. Однако восстановить свои нарушенные права можно, обратившись в прокуратуру.
Прокурор 2 отдела управления
по надзору за уголовно-процессуальной
и оперативно-розыскной деятельностью
юрист 1 класса С.С. Исаева
Прокурор области Мельников Игорь Анатольевич
664011, г. Иркутск, ул. Володарского, 5
(395-2) 25-90-00
Прокуратура Кировского района г. Иркутска
Прокуратура Куйбышевского района г. Иркутска
Прокуратура Ленинского района г. Иркутска
Прокуратура Октябрьского района г. Иркутска
Прокуратура Свердловского района г. Иркутска
Иркутская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях
© Прокуратура Иркутской области
664011, Иркутск, улица Володарского 5
Телефон 8 (3952) 259000
Разработка сайта: Виртуальные технологии