Что нужно знать гражданам при обращении с заявлением о преступлении

Одним из важнейших направлений прокурорского надзора является надзор за исполнением требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, прежде всего в органах внутренних дел, куда поступает основная масса информации о преступлениях.

Согласно ст. 29 Закона «О прокуратуре РФ» предметом прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие, является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения ОРМ и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых этими органами.

Правильное исполнение требований закона о приеме, учете и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях обеспечивает не только быстрое и полное раскрытие преступления, это также важно для процесса доказывания виновности обвиняемого: с течением времени утрачивается актуальность события преступного проявления, исчезают или изменяются доказательства по делу. Так, научные исследования показали, что по делам, возбужденным в день поступления сигнала о совершенном преступлении, т.е. по «горячим следам» раскрывается 60% преступлений, на второй день -16%, а на третий – только 5%.

К основным способам укрытия преступлений от учета, которые могут быть обнаружены самим лицом, обратившимся с заявлением в правоохранительные органы о совершенном преступлении, относятся:

  • Нерегистрация поступивших сообщений о совершенных неочевидных преступлениях.
  • Вынесение незаконных решений об отказе в возбуждении (прекращении) уголовных дел о неочевидных преступлениях.
  • Оказание физического и психического воздействия на потерпевших с целью их отказа от подачи заявления о совершенных неочевидных преступлениях (их склонение к даче несоответствующих действительности объяснений); использование иных незаконных методов в раскрытии и расследовании преступлений.

Значительное число возбужденных прокурорами уголовных дел в результате отмены постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела свидетельствуют о том, что данный способ является одним из самых распространенных способов укрытия преступлений от учета, в том числе и таких тяжких, как разбои, грабежи, хулиганства и т.д.

Незаконные решения об отказе в возбуждении уголовного дела нередко принимаются путем принуждения потерпевших к подаче встречных заявлений, к преднамеренно искаженному, не соответствующему действительности изложению событий со стороны потерпевшего, свидетелей и т.д. Объяснения потерпевших пестрят примитивными искажениями случившегося: «упал с дерева, с крыши дома, сам «напоролся на нож»» и т.д. Эти придуманные «факты» находятся в явном противоречии с текстом сообщений из травматологических отделений, больниц, где указано, что гражданин подвергся избиению или произошло ДТП. Зачастую уголовные дела не возбуждаются, преступления восстанавливаются к учету в ходе прокурорского надзора.

Изучение отказных материалов позволяет сделать вывод о том, что усилия работников ОВД зачастую направляются не на раскрытие преступлений и изобличение виновных, а подыскание удобных оснований для отказа в возбуждении уголовных дел по неперспективным в плане раскрытия материалам. Принимаются явно незаконные постановления об отказе в возбуждении уголовных дел.

Встречаются и иные разновидности способов укрытия, которые не всегда очевидны для гражданина, и как правило, выявляются прокурором в ходе осуществления надзорной деятельности. Это невыделение материалов из уголовных дел или материалов проверок об отказе в возбуждении уголовных дел, несоставление рапорта уполномоченным лицом при непосредственном обнаружении признаков преступления (например, по сбыту наркотиков, в результате чего уголовное дело не возбуждается).

Необоснованно широко также применяется ссылка на малозначительность преступлений, особенно краж, при наличии квалифицирующих признаков, например, совершенных с незаконным проникновением в жилище.

Искусственный перевод деяния, содержащего признаки уголовно-наказуемого хулиганства, в разряд административных правонарушений либо необоснованная квалификация действий по ст.115,116 УК РФ. Например, когда неизвестные лица из хулиганских побуждений избивают гражданина, причинив ему повреждения, а в возбуждении уголовного дела отказывается по надуманным основаниям.

Допускается также необоснованное списание заявлений, сообщений в специальное номенклатурное дело без проверки и принятия решения и необоснованное направление материалов проверок по территориальной подследственности.

Методы сокрытия преступлений от учета свидетельствуют о том, что сведения о состоянии преступности и борьбы с ней искажаются еще на стадии рассмотрения информации о преступлениях. Этим грубо ущемляются законные права и интересы граждан. Однако восстановить свои нарушенные права можно, обратившись в прокуратуру.

 

Прокурор 2 отдела управления
по надзору за уголовно-процессуальной
и оперативно-розыскной деятельностью

юрист 1 класса                                                 С.С. Исаева

Братская межрайонная природоохранная прокуратура:

Октябрьский районный суд г. Иркутска:

Падунский районный суд г. Братска:

СФО:

Тулунский городской суд:

Управление Генеральной прокуратуры РФ в Сибирском федеральном округе:

Прокуратура Иркутской области:

Прокурор области Мельников Игорь Анатольевич

664011, г. Иркутск, ул. Володарского, 5

(395-2) 25-90-00


Читать новости

Прокуратура города Ангарска:

Прокуратура города Бодайбо:

Прокуратура города Братска:

Прокуратура Падунского района г. Братска:

Прокуратура города Иркутска:

Прокуратура Кировского района г. Иркутска:

Прокуратура Куйбышевского района г. Иркутска:

Прокуратура Ленинского района г. Иркутска:

Прокуратура Октябрьского района г. Иркутска:

Прокуратура Свердловского района г. Иркутска:

Прокуратура города Саянска:

Прокуратура города Усолье-Сибирское:

Прокуратура города Усть-Кута:

Прокуратура города Черемхово:

Прокуратура города Шелехова:

Прокуратура Аларского района:

Прокуратура Балаганского района:

Прокуратура Баяндаевского района:

Прокуратура Боханского района:

Прокуратура Братского района:

Прокуратура Жигаловского района:

Прокуратура Заларинского района:

Прокуратура Иркутского района:

Прокуратура Казачинско-Ленского района:

Прокуратура Катангского района:

Прокуратура Качугского района:

Прокуратура Киренского района:

Прокуратура Куйтунского района:

Прокуратура Мамско-Чуйского района:

Прокуратура Нижнеилимского района:

Прокуратура Нукутского района:

Прокуратура Ольхонского района:

Прокуратура Осинского района:

Прокуратура Слюдянского района:

Прокуратура Усть-Удинского района:

Прокуратура Чунского района:

Прокуратура Эхирит-Булагатского района:

Западно-Байкальская межрайонная прокуратура (на правах природоохранной):

Зиминская межрайонная прокуратура:

Нижнеудинская межрайонная прокуратура:

Тайшетская межрайонная прокуратура:

Тулунская межрайонная прокуратура:

Усть-Илимская межрайонная прокуратура:

Иркутская особо режимная прокуратура:

Ангарская прокуратура по надзору за ИУ:

Братская прокуратура по надзору за ИУ:

Иркутская прокуратура по надзору за ИУ:

Саянская прокуратура по надзору за соблюдением законов в ИУ:

Казачинско-Ленский район:

 

Архив новостей

пнвтсрчтптсбвс
262728293012
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31123456

Cиним цветом выделены даты последних новостей, ссылки ведут на все новости указанной даты.

 

Наш адрес:
664011, г.Иркутск, ул.Володарского,5
тел.(8-3952)259-000
Эл. почта:
procuror@irkproc.ru

Главная | История | Руководство | Структура | День Победы | Документы | Противодействие коррупции | Если нарушено право на оплату труда | Соблюдение прав предпринимателей | Абитуриентам и их родителям | Новости | Нюрнбергский процесс | Связь со СМИ | Правовая статистика | Статистические данные об использовании бюджетных средств | Правовое просвещение | Государственная гражданская служба | Справочная и контактная информация | Полезные ссылки | Правотворческая деятельность прокуратуры Иркутской области | Работа с обращениями граждан | Интернет-приемная | Сводный план проверок субъектов предпринимательства по Иркутской области | Ежегодный план проверок деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц | Сведения о доходах | Информация о результатах проверок поднадзорных органов | Карта сайта

© Прокуратура Иркутской области

664011, Иркутск, улица Володарского 5
Телефон 8 (3952) 259000

Разработка сайта: Виртуальные технологии

В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.