Заключение государственных и муниципальных контрактов на участие в долевом строительстве

В последнее время государственные и муниципальные заказчики в целях исполнения программных мероприятий, связанных со строительством многоквартирных домов, все чаще стали заключать контракты на участие в долевом строительстве. Главное отличие договора долевого участия в строительстве от договора строительного подряда в том, что участник долевого строительства не является заказчиком строительных работ: он не определяет условия и сроки их выполнения, а лишь присоединяется к уже существующим условиям и вносит соответствующую долю.

Участие в долевом строительстве регулируется специальным законом, а именно Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 214-ФЗ). Таким образом, заключая государственный или муниципальный контракт на участие в долевом строительстве заказчик должен руководствоваться не только Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), но и Законом № 214-ФЗ.

Поскольку объектом долевого строительства является жилое или нежилое помещение, общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, объектом закупки является товар, а не работа или услуга.

Исходя из этого, если рассматривать участие в долевом строительстве как приобретение товара (которым будет являться конечный объект недвижимого имущества), необходимость предъявления к участникам закупки дополнительных требований о наличии опыта выполнения строительных работ за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99, отпадает.

Вместе с тем, исходя из положений ч. 1 ст. 3 Закона № 214-ФЗ в совокупности с нормами Закона № 44-ФЗ следует, что заказчиком должны быть установлены требования о содержании в составе второй части заявки следующих документов и информации:

- копии разрешения на строительство;

- копии проектной декларации;

- копии документа, подтверждающего государственную регистрацию застройщиком права собственности на земельный участок, либо иного права, позволяющего застройщику осуществлять правомочия владения земельным участком.

Анализ закупок, предметом которых является участие в долевом строительстве, показал, что заказчиками зачастую в конкурсной (аукционной) документации определяется конкретный адрес, по которому будет производиться строительство. Однако, указанное является нарушением требований п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 33 Закона № 44-ФЗ и приводит к ограничению количества участников закупки до единственного участника, которому тем самым создаются преимущественные условия участия в торгах.

При этом, необходимость одновременного применения норм Закона № 214-ФЗ и Закона № 44-ФЗ может завести заказчиков в тупик, поскольку нормы данных законодательных актов нередко противоречат друг другу.

Так, в силу ст. 4 Закона № 214-ФЗ контракт вступает в силу с момента его государственной регистрации, тогда как по Закону № 44-ФЗ контракт считается заключенным с даты его подписания сторонами. По мнению Минэкономразвития России, заключение договора участия в долевом строительстве должно осуществляться в соответствии с Законом № 214-ФЗ (письма от 19.11.2015 № Д28и-3386, от 17.02.2016 № Д28и-485). Таким образом, в данном случае Закон № 214-ФЗ обладает приоритетом перед Законом № 44-ФЗ.

Также имеются коллизии при возникновении вопроса о том, нормы какого закона должны применяться при принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Данный вопрос получил правовую оценку в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.12.2015 по делу № А32-5642/2015. Так, суд кассационной инстанции указал, что процедура одностороннего отказа от исполнения контракта на участие в долевом строительстве должна проводиться с учетом требований п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона № 214-ФЗ.

Необходимо иметь ввиду, что заключение государственного (муниципального) контракта на участие в долевом строительстве без учета норм Закона № 214-ФЗ, может является основанием для признания такого контракта недействительным в соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.

 

Старший прокурор отдела по надзору
за соблюдением прав предпринимателей

юрист 2 класса                                                      Р.В. Киливник

Братская межрайонная природоохранная прокуратура:

Октябрьский районный суд г. Иркутска:

Падунский районный суд г. Братска:

СФО:

Тулунский городской суд:

Управление Генеральной прокуратуры РФ в Сибирском федеральном округе:

Прокуратура Иркутской области:

Прокурор области Мельников Игорь Анатольевич

664011, г. Иркутск, ул. Володарского, 5

(395-2) 25-90-00


Читать новости

Прокуратура города Ангарска:

Прокуратура города Бодайбо:

Прокуратура города Братска:

Прокуратура Падунского района г. Братска:

Прокуратура города Иркутска:

Прокуратура Кировского района г. Иркутска:

Прокуратура Куйбышевского района г. Иркутска:

Прокуратура Ленинского района г. Иркутска:

Прокуратура Октябрьского района г. Иркутска:

Прокуратура Свердловского района г. Иркутска:

Прокуратура города Саянска:

Прокуратура города Усолье-Сибирское:

Прокуратура города Усть-Кута:

Прокуратура города Черемхово:

Прокуратура города Шелехова:

Прокуратура Аларского района:

Прокуратура Балаганского района:

Прокуратура Баяндаевского района:

Прокуратура Боханского района:

Прокуратура Братского района:

Прокуратура Жигаловского района:

Прокуратура Заларинского района:

Прокуратура Иркутского района:

Прокуратура Казачинско-Ленского района:

Прокуратура Катангского района:

Прокуратура Качугского района:

Прокуратура Киренского района:

Прокуратура Куйтунского района:

Прокуратура Мамско-Чуйского района:

Прокуратура Нижнеилимского района:

Прокуратура Нукутского района:

Прокуратура Ольхонского района:

Прокуратура Осинского района:

Прокуратура Слюдянского района:

Прокуратура Усть-Удинского района:

Прокуратура Чунского района:

Прокуратура Эхирит-Булагатского района:

Западно-Байкальская межрайонная прокуратура (на правах природоохранной):

Зиминская межрайонная прокуратура:

Нижнеудинская межрайонная прокуратура:

Тайшетская межрайонная прокуратура:

Тулунская межрайонная прокуратура:

Усть-Илимская межрайонная прокуратура:

Иркутская особо режимная прокуратура:

Ангарская прокуратура по надзору за ИУ:

Братская прокуратура по надзору за ИУ:

Иркутская прокуратура по надзору за ИУ:

Саянская прокуратура по надзору за соблюдением законов в ИУ:

Казачинско-Ленский район:

 

Архив новостей

пнвтсрчтптсбвс
272829303112
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
1234567

Cиним цветом выделены даты последних новостей, ссылки ведут на все новости указанной даты.

 

Наш адрес:
664011, г.Иркутск, ул.Володарского,5
тел.(8-3952)259-000
Эл. почта:
procuror@irkproc.ru

© Прокуратура Иркутской области

664011, Иркутск, улица Володарского 5
Телефон 8 (3952) 259000

Разработка сайта: Виртуальные технологии

В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.