Главная > Связь со СМИ > Публикации в СМИ > Прокурор Иркутской области...

Прокурор Иркутской области И.А. Мельников: «Охрана озера Байкал — несомненный государственный приоритет», журнал «Прокурор» №3, 2017 г.

4 августа 2017 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин провел в Республике Бурятия совещание по вопросам развития Байкальской природной территории. Он подчеркнул, что «Байкал для нас — это и гордость, и наша особая ответственность, а задача его сбережения для нынешних и для будущих поколений — несомненный государственный приоритет».

Президент поручил Генпрокуратуре России проверить ситуацию на Байкале. «Нужно стимулировать экологическую ответственность бизнеса. В том числе разрабатывать варианты софинансирования экологоориентированных проектов. С особым вниманием нужно относиться к обеспечению систем жесткого контроля. И в этой связи прошу Генеральную прокуратуру проверить байкальскую территорию на предмет фактов незаконной и экологически вредной деятельности», — заявил В.В. Путин на совещании.

Большая часть Байкальской природной территории приходится на Иркутскую область и Республику Бурятия. В условиях высокой антропогенной нагрузки на экосистему озера, роста количества выявляемых нарушений природоохранного законодательства требуются конкретные и согласованные действия органов прокуратуры, государственной власти, иных уполномоченных органов и организаций обоих регионов.

 

Надзор за исполнением законодательства об охране Байкала является одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры Иркутской области. При этом прокурорский надзор в равной степени ориентирован как на охрану окружающей среды, пресечение фактов негативного воздействия на экосистему уникального озера, так и на защиту интересов проживающих на его берегах граждан.

Прокуратура постоянно принимает меры, направленные на сохранение уникальной экосистемы Байкальской природной территории, соблюдение особого режима хозяйственной и иной деятельности, пресекает запрещенные виды хозяйственной деятельности, незаконное распоряжение землями.

Вместе с тем уровень антропогенного воздействия на экологическую систему озера Байкал остается высоким.

В результате интенсивной разработки недр, заготовки и переработки древесины, уничтожения лесов пожарами, незаконных рубок нарушаются процессы естественной очистки атмосферы, происходит обмеление рек, питающих озеро Байкал. Все это пагубно влияет на животный мир, приводит к уменьшению численности водных биоресурсов.

По-прежнему имеют место факты осуществления незаконной хозяйственной деятельности, в том числе промышленных объектов, туристических баз, осуществляющих неконтролируемые сбросы загрязняющих веществ на почву и в акваторию озера Байкал. Не всегда соблюдается принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы при выдаче органами местного самоуправления разрешений на строительство и реконструкцию хозяйственных объектов на Байкальской природной территории.

Все эти проблемы были детально обсуждены в июне 2017 г. на прошедшем в г. Иркутске расширенном совместном заседании коллегий прокуратур Иркутской области, Республики Бурятия, Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры.

На заседании совместной коллегии была дана принципиальная оценка эффективности совместной работы по защите Байкальской экосистемы от незаконной хозяйственной деятельности, по противодействию экологической преступности.

Необходимо отметить, что в вопросах решения экологических проблем региона в полном объеме используются возможности координационной деятельности, межведомственного взаимодействия, а также возможности созданного в 2009 г. при прокуратуре Иркутской области общественного экологического совета.

Несомненный положительный эффект приносит и совместная работа межрайонных природоохранных прокуратур на Байкальской природной территории. С 2009 г. между Западно-Байкальской, Восточно-Байкальской и Читинской природоохранными прокуратурами заключены соглашения о взаимодействии, прокуратурами обеспечивается постоянный обмен информацией, планируются и проводятся совместные проверки исполнения природоохранного законодательства.

Вместе с тем состояние законности в сфере охраны Байкальской природной территории указывает на наличие серьезных, системных, длительное время не решаемых проблем.

Прежде всего, это касается правового регулирования вопросов, связанных с реализацией положений Федерального закона «Об охране озера Байкал». До настоящего времени на территории области не разработана и не утверждена комплексная схема охраны и использования природных ресурсов Байкальской природной территории. В связи с чем планирование и осуществление работы, связанной с охраной и использованием природных ресурсов, носит несистемный характер, не позволяет комплексно оценить пути к экологическому и экономическому развитию региона, грамотно распоряжаться природными ресурсами.

Еще одним фактором, оказывающим негативное влияние на окружающую среду, является неорганизованный туризм на Байкале. Только в Иркутской области ежегодно побережье озера Байкал посещают в среднем 2,4 млн человек. Особенно актуальна данная проблема для муниципальных образований Ольхонского и Слюдянского районов. Вместе с тем организацией мест так называемого дикого отдыха граждан не никто не занимается.

Не принятые в нарушение требований законодательства об охране озера Байкал правила организации туризма и отдыха в совокупности с отсутствием в документах территориального планирования определенных мест массового отдыха граждан, не позволяют реализовать требования закона о предельно допустимых воздействиях на уникальную экологическую систему озера.

В настоящее время на территории Иркутской области действует только одна туристско-рекреационная особая экономическая зона — в границах Байкальского муниципального образования Слюдянского района. Особо охраняемые территории рекреационного назначения в установленном порядке органами власти, местного самоуправления на сегодняшний день не созданы.

Отсутствие туристско-рекреационных зон является препятствием для осуществления легальной хозяйственной деятельности по оказанию туристических услуг. Так, только в прошлом году прокуратурой области было выявлено 30 фактов незаконного перевода правительством области земельных участков сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Ольхонского района, в земли особо охраняемых территорий и объектов для строительства туристических баз. Прокуратура Иркутской области обратилась с исками в суд. Иркутский областной суд удовлетворил требования прокурора и признал незаконные постановления недействующими. Правовая позиция органов прокуратуры нашла отражение в апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации.

В ходе проведенной органами прокуратуры области проверки деятельности органов государственного управления и контроля, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов выявлялись существенные нарушения требований федерального законодательства при территориальном планировании, строительстве и эксплуатации объектов на Байкальской природной территории.

Например, только в Иркутской области в результате прокурорского вмешательства в федеральную собственность и муниципалитетам возвращено почти 30 га земель, которыми незаконно распорядились органы местного самоуправления на Байкальской природной территории, в том числе предоставляя их для осуществления видов деятельности, запрещенных на побережье Байкала.

В Иркутском районе в течение ряда лет остро стоит вопрос о незаконном распоряжении органами местного самоуправления федеральными землями, включая земли лесного фонда, путем предоставления их для размещения садоводств, дачных поселков. В результате на соответствующих территориях осуществляется варварское уничтожение уникальной природы. Мерами прокурорского реагирования удалось вернуть в федеральную собственность более 10 га земель, предоставленных для жилищного и дачного строительства. Исковые заявления еще в отношении 14 га земель в настоящее время рассматриваются судом. По материалам прокурорских проверок возбуждены и расследуются уголовные дела в отношении должностных лиц органов местного самоуправления Иркутского района, бывшего руководства Иркутской сельскохозяйственной академии.

Серьезную угрозу экологической безопасности озера Байкал представляют как текущая хозяйственная деятельность предприятий, туристических баз, так и промышленные отходы, оставшиеся после ликвидации ряда производств.

Несмотря на то, что Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат не осуществляет производственную деятельность с сентября 2013 г., накопленные им отходы по-прежнему оказывают негативное воздействие на экосистему Байкала.

Западно-Байкальской межрайонной прокуратурой проверены все полигоны, расположенные на побережье озера Байкал в границах центральной экологической зоны. В результате выявлено, что ни один из них не соответствует действующему законодательству в сфере обращения с отходами. Выявленные нарушения устранены мерами прокурорского реагирования и путем судебного понуждения.

Кроме того, природоохранной прокуратурой в судебном порядке на администрацию Слюдянского района возложена обязанность по организации утилизации и переработки отходов в соответствии с требованиями законодательства.

На протяжении длительного периода времени оставалась актуальной проблема утилизации судовых стоков в акватории озера Байкал. По требованию природоохранного прокурора судом на Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области возложена обязанность разработать и обеспечить реализацию региональной программы в области обращения с отходами, включив в нее мероприятия по строительству пунктов приема нефтесодержащих вод, сточных вод и мусора с судов. Создание сети пунктов приема таких сточных вод по всей акватории Байкала находится под контролем органов прокуратуры Иркутской области. Такая же работа проводится прокуратурой Республики Бурятия.

По-прежнему остро на территории Байкальской природной территории, ее центральной экологической зоны стоят вопросы надлежащей охраны и защиты лесов. Состояние законности в указанной сфере характеризуется ежегодным сокращением площади лесных земель, неэффективным распоряжением землями лесного фонда.

Негативно влияют на состояние экосистемы Байкальской природной территории ежегодные лесные пожары. При этом органы прокуратуры выявили, что органы лесного хозяйства и дирекции заповедных территорий пренебрегают традиционными и обязательными методами обнаружения пожаров — наземным патрулированием с использованием пожарных наблюдательных пунктов.

По иску природоохранной прокуратуры Октябрьским районным судом г. Иркутска на ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» возложена обязанность по возведению 17 пожарных наблюдательных пунктов на территории Байкало-Ленского природного заповедника и Прибайкальского национального парка, в отсутствие которых невозможны своевременное обнаружение и ликвидация лесных пожаров.

Также природные ресурсы Байкальской природной территории являются объектами активного преступного посягательства, в том числе со стороны организованных преступных групп. Уровень экологической преступности на территории Байкальской природной территории в Иркутской области и Республике Бурятия остается достаточно высоким. За 2016—2017 гг. на территории двух субъектов зарегистрировано более 3,5 тыс. преступлений в указанной сфере. Основной массив таких уголовно наказуемых деяний приходится на преступления в лесной отрасли.

Прокуратура и правоохранительные органы области сосредоточили свои усилия на выявлении, раскрытии и расследовании экологических преступлений в составе организованных преступных групп. В результате принятых совместных мер в регионе сформировалась положительная практика дачи уголовно-правовой оценки действиям «черных лесорубов».

Всего за последние полтора года судами районов, входящих в Байкальскую природную территорию, рассмотрено 400 уголовных дел о преступлениях в сфере экологии и охраны окружающей среды, осуждено около 300 человек. По уголовным делам данной категории прокурорами заявлено 70 исков о возмещении причиненного экологии вреда на сумму 31,9 млн руб., половина из которых, на сумму 21 млн руб., в настоящее время удовлетворены.

Таким образом, для обеспечения баланса интересов использования природных ресурсов озера Байкала, его защиты как объекта всемирного природного наследия в первую очередь необходимо сформировать единое правовое регулирование на уровне субъектов, расположенных на его берегах, разработать и реализовать федеральные и региональные целевые природоохранные программы.

Для решения этих первостепенных задач на совместном заседании коллегий прокуратур выработан ряд конкретных мер, направленных на сохранение уникальной экологической системы озера Байкал.

 

Прокурор Иркутской области И.А. Мельников

 

Братская межрайонная природоохранная прокуратура:

Октябрьский районный суд г. Иркутска:

Падунский районный суд г. Братска:

СФО:

Тулунский городской суд:

Управление Генеральной прокуратуры РФ в Сибирском федеральном округе:

Прокуратура Иркутской области:

Прокурор области Мельников Игорь Анатольевич

664011, г. Иркутск, ул. Володарского, 5

(395-2) 25-90-00


Читать новости

Прокуратура города Ангарска:

Прокуратура города Бодайбо:

Прокуратура города Братска:

Прокуратура Падунского района г. Братска:

Прокуратура города Иркутска:

Прокуратура Кировского района г. Иркутска:

Прокуратура Куйбышевского района г. Иркутска:

Прокуратура Ленинского района г. Иркутска:

Прокуратура Октябрьского района г. Иркутска:

Прокуратура Свердловского района г. Иркутска:

Прокуратура города Саянска:

Прокуратура города Усолье-Сибирское:

Прокуратура города Усть-Кута:

Прокуратура города Черемхово:

Прокуратура города Шелехова:

Прокуратура Аларского района:

Прокуратура Балаганского района:

Прокуратура Баяндаевского района:

Прокуратура Боханского района:

Прокуратура Братского района:

Прокуратура Жигаловского района:

Прокуратура Заларинского района:

Прокуратура Иркутского района:

Прокуратура Казачинско-Ленского района:

Прокуратура Катангского района:

Прокуратура Качугского района:

Прокуратура Киренского района:

Прокуратура Куйтунского района:

Прокуратура Мамско-Чуйского района:

Прокуратура Нижнеилимского района:

Прокуратура Нукутского района:

Прокуратура Ольхонского района:

Прокуратура Осинского района:

Прокуратура Слюдянского района:

Прокуратура Усть-Удинского района:

Прокуратура Чунского района:

Прокуратура Эхирит-Булагатского района:

Западно-Байкальская межрайонная прокуратура (на правах природоохранной):

Зиминская межрайонная прокуратура:

Нижнеудинская межрайонная прокуратура:

Тайшетская межрайонная прокуратура:

Тулунская межрайонная прокуратура:

Усть-Илимская межрайонная прокуратура:

Иркутская особо режимная прокуратура:

Ангарская прокуратура по надзору за ИУ:

Братская прокуратура по надзору за ИУ:

Иркутская прокуратура по надзору за ИУ:

Саянская прокуратура по надзору за соблюдением законов в ИУ:

Казачинско-Ленский район:

 

Архив новостей

пнвтсрчтптсбвс
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293012

Cиним цветом выделены даты последних новостей, ссылки ведут на все новости указанной даты.

 

Внимание! Горячая линия! Проверка соблюдения прав инвесторов

Наш адрес:
664011, г.Иркутск, ул.Володарского,5
тел.(8-3952)259-000
Эл. почта:
procuror@irkproc.ru

© Прокуратура Иркутской области

664011, Иркутск, улица Володарского 5
Телефон 8 (3952) 259000

Разработка сайта: Виртуальные технологии

В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.