Оспаривание нормативно-правовых актов органов местного самоуправления

Согласно ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее – ФЗ № 131-ФЗ) муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт; судом; уполномоченным органом государственной власти РФ (уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ) в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ.

В первую очередь, на основании ст. 33 Конституции РФ, у граждан есть конституционное право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления, в том числе по вопросам, связанным с принятием муниципального правового акта. При этом не имеет значения, о нормативном правовом акте идет речь или об индивидуально-правовом.

Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Таким образом, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

Следовательно, вторым способом защиты интересов граждан и организаций является оспаривание муниципальных правовых актов в судебном порядке.

Поскольку законодательство не содержит требования об обращении в органы местного самоуправления в качестве обязательной досудебной стадии, то гражданин вправе обращаться в суд для оспаривания муниципального правового акта, минуя предварительное обращение в органы местного самоуправления. Право выбора способа защиты нарушенных интересов принадлежит самому гражданину или организации.

В соответствии со ст. 208 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Так же, с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим в суд, в пределах своей компетенции, может обратиться прокурор.

Заявление подается в суд согласно подсудности. Альтернативная подсудность при оспаривании нормативно-правовых актов не допускается.

Административное исковое заявление к органу местного самоуправления или должностному лицу органа местного самоуправления, принявших правовой акт, подается в суд общей юрисдикции по месту их нахождения. Мировыми судьями такие заявления не рассматриваются.

К ведению арбитражных судов относятся дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого органом местного самоуправления, обладают граждане, организации и иные лица, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, на них незаконно возлагаются какие-либо обязанности или создаются иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Следует отметить, что подача заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта. Обеспечительные меры по делам данной категории судом не применяются.

В соответствии с ст. 211 Кодекса административного судопроизводства РФ по административному иску об оспаривании нормативного правового акта суд вправе принять меру предварительной защиты в виде запрета применения оспариваемого нормативного правового акта или его оспариваемых положений в отношении административного истца. Принятие иных мер предварительной защиты по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов не допускается.

Процедура рассмотрения дел вышеозначенной категории судами общей юрисдикции регламентирована главами 21 и 22 Кодекса административного судопроизводства РФ, арбитражным судом – нормами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Доказыванию по делам об оспаривании нормативных правовых актов подлежат следующие факты: 1) правомочность органа, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; 2) соблюдение формы и вида оспариваемого акта, процедуры принятия, введения его в действие, в том числе опубликования, регистрации, вступления в силу; 3) соответствие нормативных предписаний спорного правового акта положениям правовых актов большей юридической силы.

Бремя доказывания изложенных фактов лежит на органе или должностном лице, принявшем (издавшем) оспариваемый нормативный правовой акт. При этом не входит в предмет доказывания, но подлежит установлению наличие частного интереса лица, подавшего подано заявление в суд (за исключением случаев подачи заявления прокурором).

Приказом Генпрокуратуры РФ от 02.10.20107 № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти и субъектов РФ и местного самоуправления» органам прокуратуры предписано безотлагательно реагировать на все факты принятия в регионах уставов, решений, постановлений и иных нормативных правовых актов, противоречащих Конституции РФ и федеральному законодательству, путем принесения протестов. В случаях несогласия органов публичной власти с позицией прокурора либо затягивания вопроса приведения нормативного правового акта в соответствие с законом – обращаться с заявлениями в суд.

В соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», законность нормативного правового акта органов местного самоуправления может быть проверена в ходе осуществления прокурорского надзора а так же, оспорена прокурором в суде.

В случае обращения прокурора в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта прокурор, участвующий в деле, пользуется процессуальными правами заявителя.

 

Помощник прокурора года Ангарска

младший советник юстиции                    И.В. Костенко

Братская межрайонная природоохранная прокуратура:

Октябрьский районный суд г. Иркутска:

Падунский районный суд г. Братска:

СФО:

Тулунский городской суд:

Управление Генеральной прокуратуры РФ в Сибирском федеральном округе:

Прокуратура Иркутской области:

Прокурор области Мельников Игорь Анатольевич

664011, г. Иркутск, ул. Володарского, 5

(395-2) 25-90-00


Читать новости

Прокуратура города Ангарска:

Прокуратура города Бодайбо:

Прокуратура города Братска:

Прокуратура Падунского района г. Братска:

Прокуратура города Иркутска:

Прокуратура Кировского района г. Иркутска:

Прокуратура Куйбышевского района г. Иркутска:

Прокуратура Ленинского района г. Иркутска:

Прокуратура Октябрьского района г. Иркутска:

Прокуратура Свердловского района г. Иркутска:

Прокуратура города Саянска:

Прокуратура города Усолье-Сибирское:

Прокуратура города Усть-Кута:

Прокуратура города Черемхово:

Прокуратура города Шелехова:

Прокуратура Аларского района:

Прокуратура Балаганского района:

Прокуратура Баяндаевского района:

Прокуратура Боханского района:

Прокуратура Братского района:

Прокуратура Жигаловского района:

Прокуратура Заларинского района:

Прокуратура Иркутского района:

Прокуратура Казачинско-Ленского района:

Прокуратура Катангского района:

Прокуратура Качугского района:

Прокуратура Киренского района:

Прокуратура Куйтунского района:

Прокуратура Мамско-Чуйского района:

Прокуратура Нижнеилимского района:

Прокуратура Нукутского района:

Прокуратура Ольхонского района:

Прокуратура Осинского района:

Прокуратура Слюдянского района:

Прокуратура Усть-Удинского района:

Прокуратура Чунского района:

Прокуратура Эхирит-Булагатского района:

Западно-Байкальская межрайонная прокуратура (на правах природоохранной):

Зиминская межрайонная прокуратура:

Нижнеудинская межрайонная прокуратура:

Тайшетская межрайонная прокуратура:

Тулунская межрайонная прокуратура:

Усть-Илимская межрайонная прокуратура:

Иркутская особо режимная прокуратура:

Ангарская прокуратура по надзору за ИУ:

Братская прокуратура по надзору за ИУ:

Иркутская прокуратура по надзору за ИУ:

Саянская прокуратура по надзору за соблюдением законов в ИУ:

Казачинско-Ленский район:

 

ОБЪЯВЛЕНИЕ

О введении в эксплуатацию Единого портала прокуратуры Российской Федерации

В целях реализации Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации с мая 2020 года поэтапно запускается в действие специальное программное обеспечение – Единый портал прокуратуры Российской Федерации.

В связи с чем для получения информации о деятельности органов прокуратуры Иркутской области с 27 мая 2020 года следует обращаться на интернет-представительство областной прокуратуры по ссылке в сети «Интернет» https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_38.

Архив новостей

пнвтсрчтптсбвс
293012345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829303112

Cиним цветом выделены даты последних новостей, ссылки ведут на все новости указанной даты.

Сила в правде

 

Главная | История | Конкурс Вместе против коррупции | Руководство | Структура | День Победы | Противодействие распространению коронавируса (2019-nCoV) | Документы | Противодействие коррупции | Защита прав граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций | Если нарушено право на оплату труда | Соблюдение прав предпринимателей | Абитуриентам и их родителям | Новости | Нюрнбергский процесс | Связь со СМИ | Правовая статистика | Статистические данные об использовании бюджетных средств | Правовое просвещение | Государственная гражданская служба | Справочная и контактная информация | Полезные ссылки | Правотворческая деятельность прокуратуры Иркутской области | Работа с обращениями граждан | Интернет-приемная | Сводный план проверок субъектов предпринимательства по Иркутской области | Ежегодный план проверок деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц | Сведения о доходах | Информация о результатах проверок поднадзорных органов | Карта сайта

© Прокуратура Иркутской области

664011, Иркутск, улица Володарского 5
Телефон 8 (3952) 259000

Разработка сайта: Виртуальные технологии

В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.