О ведении гражданами садоводства и огородничества в условиях нового закона

С 01 января 2019 года вступает в силу Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Из предмета правового регулирования данного Закона следует, что он регулирует правоотношения, складывающиеся в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества исключительно для собственных нужд. Закон не затрагивает вопросы, связанные с осуществлением промышленного садоводства как отрасли растениеводства, его положения регулируют правоотношения, складывающиеся между гражданами, являющимися правообладателями садовых и огородных земельных участков, используемых ими для отдыха, выращивания сельскохозяйственной продукции для собственных нужд, а также для размещения объектов недвижимости, которые предусмотрены правовым режимом таких земельных участков.

Закон не только регулирует вопросы, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, устанавливая правовые режимы садовых и огородных земельных участков, но и определяет особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций, создаваемых гражданами для указанных целей, в частности, организационно-правовую форму некоммерческой организации садоводов и огородников, порядок создания такой организации, особенности осуществления права участия (членства), основы существования садоводов и огородников на определенной территории, порядок образования и деятельности органов управления, и др.

Закон предусматривает две организационных формы, по которым могут объединяться дачники – садовое некоммерческое товарищество (СНТ) и огородническое некоммерческое товарищество (ОНТ).

Садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости.

Принципиальное различие между ними заключается в возможности возведения различных построек на участках.

Статьей 23 Закона № 217-ФЗ предусмотрена возможность строительства зданий и сооружений на садовых земельных участках в случае, если такие участки включены в границы территориальных зон, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, устанавливающие параметры такого строительства. Таким образом, правовой режим понятия садового земельного участка приобрел новый элемент в виде возможности строительства жилого дома, При этом параметры жилого дома, садового дома должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации, а садоводческое товарищество, находящееся в границах населенного пункта может изменить свой статус на товарищество собственников недвижимости при наличии у всех членов товарищества оформленных как жилье объектов недвижимости, а также смены вида разрешенного использования земельных участков у всех собственников на индивидуальное жилищное строительство.

Существенным отличием правового режима огородного участка от ранее действовавших аналогичных положений Закона № 66-ФЗ является прямой запрет на возведение на них объектов недвижимости. На огородных земельных участках допускается размещение сооружений некапитального вида, которые можно легко разобрать и перенести. Вместе с тем, если те или иные постройки имеются на огородном участке, сносить их не потребуется.

Взносам членов товариществ, в том числе их видам и особенностям уплаты, посвящена отдельная статья – ст. 14 Закона № 217-ФЗ. Одно из наиболее заметных изменений, которое содержится в новом законе, – полный переход на безналичный расчет и возможность использования для уплаты взносов только денежных средств, исключая какое-либо иное имущество, которое может быть использовано для этих целей. До конца текущего года члены СНТ и ОНТ должны выбрать банк, через который будут производиться все платежи, в том числе уплата членских взносов. Тем товариществам, у которых уже имеются счета в банке, достаточно будет предоставить реквизиты всем членам.

Пересмотрен статус индивидуальных дачников, не вступающих в садовое товарищество. Для лиц, ведущих садоводство и огородничество в границах соответствующей территории, но без участия в товариществе, Закон № 217-ФЗ в сравнении с ранее действовавшим правовым регулированием предусмотрел достаточно много нововведений. Одно из главных – это возможность использовать общее имущество на таких же правах, как это предусмотрено для членов товарищества, хотя ранее Закон № 66-ФЗ предлагал "индивидуалам" использовать общее имущество на основании договора, заключаемого между гражданином и объединением. К нововведениям можно отнести и возможность принимать участие в общем собрании членов товарищества, а также голосовать по вопросам, указанным в п. 4 – 6, 21 и 22 ч. 1 ст. 17 Закона. Использование общего имущества садоводами и огородниками, не являющимися членами товарищества, как и ранее, осуществляется за плату, но уже не на условиях договора о пользовании объектами инфраструктуры, как это было предусмотрено ст. 8 Закона N 66-ФЗ, а в силу прямого указания закона.

Одним из наиболее часто возникающих на практике спорных вопросов являлся объем услуг, предоставляемых лицам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке. Так, указанные лица зачастую выражали желание пользования отдельными объектами инфраструктуры и, соответственно, вносить плату только за пользование данными объектами. Пунктом п. 22 ч. 1 ст. 17 Закона № 217-ФЗ предусмотрено, что плата, которую необходимо вносить гражданам, не являющимся членами товарищества, должна иметь соответствующее финансово-экономическое обоснование, которое утверждается общим собранием членов товарищества. Согласно ч. 3 ст. 5 Закона № 217-ФЗ гражданин, не являющийся членом товарищества, обязан платить за приобретение, создание, содержание имущества общего пользования, текущий и капитальный ремонт объектов капитального строительства, относящихся к имуществу общего пользования и расположенных в границах территории садоводства или огородничества, а также за услуги и работы товарищества по управлению таким имуществом.

Высшим органом управления товарищества является общее собрание членов товарищества, а исполнительными органами – правление и председатель товарищества.

До конца 2018 года дачникам необходимо провести выборы правления и председателя товарищества. При этом новый закон не предусматривает возможности проведения общего собрания в форме собрания уполномоченных. По новым правилам правление должно иметь состав не мене трех и не более пяти человек, а председатель товарищества выбирается на срок до пяти лет, а не на два года, как это делается сейчас.

Помимо этого Законом предусмотрена возможность переизбрания на должности председателя товарищества одного и того же лица неограниченное количество раз; сохранение полномочий председателя товарищества до избрания нового председателя; возложение на председателя товарищества функций по созыву заседаний его правления; придание голосу председателя товарищества статуса решающего при равенстве голосов по тому или иному вопросу, рассматриваемому на заседании правления товарищества. Деятельность председателя садоводческого и огороднического товарищества рассматривается и как трудовая функция.

В связи с отказом от института собрания уполномоченных актуальным оказался вопрос о порядке передачи членом товарищества своего права на участие в общем собрании другому лицу. Закон не предусматривает полномочий председателя товарищества на удостоверение доверенности, выданной членом товарищества своему представителю. Доверенность должна быть удостоверена нотариально, за исключением случаев, предусмотренных законом.

К наиболее значительным изменениям по вопросам проведения общего собрания следует отнести:

1) возможность уведомления членов товарищества и лиц, ведущих садоводство и огородничество без участия в товариществе, о предстоящем общем собрании с использованием сайта товарищества в сети Интернет и посредством направления электронного сообщения;

2) наделение субъекта Российской Федерации правом на определение средства массовой информации, в котором может быть размещено сообщение о проведении общего собрания;

3) запрет на включение непосредственно на собрании в повестку дня вопросов, которые первоначально отсутствовали в сообщении о его проведении;

4) невозможность рассмотрения на общем собрании материалов и документов, которые не были предоставлены для ознакомления членам товарищества и лицам, которые ведут садоводство и огородничество без участия в товариществе, не менее чем за семь дней до дня проведения общего собрания;

5) необходимость обеспечения свободного доступа для членов товарищества и лиц, которые ведут садоводство и огородничество без участия в товариществе, к месту проведения общего собрания членов товарищества;

6) особые требования к решению общего собрания о передаче недвижимого имущества общего пользования в общую долевую собственность собственников садовых и огородных земельных участков, расположенных в границах территории садоводства и огородничества.

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью товарищества осуществляет ревизионная комиссия, однако данная комиссия не относится к органам управления садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ, а является отдельным самостоятельным органом с контролирующими функциями, подотчетным общему собранию членов товарищества.

 

Старший помощник прокурора
г. Братска

советник юстиции                             О.Н. Крат

Братская межрайонная природоохранная прокуратура:

Октябрьский районный суд г. Иркутска:

Падунский районный суд г. Братска:

СФО:

Тулунский городской суд:

Управление Генеральной прокуратуры РФ в Сибирском федеральном округе:

Прокуратура Иркутской области:

Прокурор области Мельников Игорь Анатольевич

664011, г. Иркутск, ул. Володарского, 5

(395-2) 25-90-00


Читать новости

Прокуратура города Ангарска:

Прокуратура города Бодайбо:

Прокуратура города Братска:

Прокуратура Падунского района г. Братска:

Прокуратура города Иркутска:

Прокуратура Кировского района г. Иркутска:

Прокуратура Куйбышевского района г. Иркутска:

Прокуратура Ленинского района г. Иркутска:

Прокуратура Октябрьского района г. Иркутска:

Прокуратура Свердловского района г. Иркутска:

Прокуратура города Саянска:

Прокуратура города Усолье-Сибирское:

Прокуратура города Усть-Кута:

Прокуратура города Черемхово:

Прокуратура города Шелехова:

Прокуратура Аларского района:

Прокуратура Балаганского района:

Прокуратура Баяндаевского района:

Прокуратура Боханского района:

Прокуратура Братского района:

Прокуратура Жигаловского района:

Прокуратура Заларинского района:

Прокуратура Иркутского района:

Прокуратура Казачинско-Ленского района:

Прокуратура Катангского района:

Прокуратура Качугского района:

Прокуратура Киренского района:

Прокуратура Куйтунского района:

Прокуратура Мамско-Чуйского района:

Прокуратура Нижнеилимского района:

Прокуратура Нукутского района:

Прокуратура Ольхонского района:

Прокуратура Осинского района:

Прокуратура Слюдянского района:

Прокуратура Усть-Удинского района:

Прокуратура Чунского района:

Прокуратура Эхирит-Булагатского района:

Западно-Байкальская межрайонная прокуратура (на правах природоохранной):

Зиминская межрайонная прокуратура:

Нижнеудинская межрайонная прокуратура:

Тайшетская межрайонная прокуратура:

Тулунская межрайонная прокуратура:

Усть-Илимская межрайонная прокуратура:

Иркутская особо режимная прокуратура:

Ангарская прокуратура по надзору за ИУ:

Братская прокуратура по надзору за ИУ:

Иркутская прокуратура по надзору за ИУ:

Саянская прокуратура по надзору за соблюдением законов в ИУ:

Казачинско-Ленский район:

 

ОБЪЯВЛЕНИЕ

О введении в эксплуатацию Единого портала прокуратуры Российской Федерации

В целях реализации Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации с мая 2020 года поэтапно запускается в действие специальное программное обеспечение – Единый портал прокуратуры Российской Федерации.

В связи с чем для получения информации о деятельности органов прокуратуры Иркутской области с 27 мая 2020 года следует обращаться на интернет-представительство областной прокуратуры по ссылке в сети «Интернет» https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_38.

Архив новостей

пнвтсрчтптсбвс
293012345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829303112

Cиним цветом выделены даты последних новостей, ссылки ведут на все новости указанной даты.

Сила в правде

 

Главная | История | Конкурс Вместе против коррупции | Руководство | Структура | День Победы | Противодействие распространению коронавируса (2019-nCoV) | Документы | Противодействие коррупции | Защита прав граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций | Если нарушено право на оплату труда | Соблюдение прав предпринимателей | Абитуриентам и их родителям | Новости | Нюрнбергский процесс | Связь со СМИ | Правовая статистика | Статистические данные об использовании бюджетных средств | Правовое просвещение | Государственная гражданская служба | Справочная и контактная информация | Полезные ссылки | Правотворческая деятельность прокуратуры Иркутской области | Работа с обращениями граждан | Интернет-приемная | Сводный план проверок субъектов предпринимательства по Иркутской области | Ежегодный план проверок деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц | Сведения о доходах | Информация о результатах проверок поднадзорных органов | Карта сайта

© Прокуратура Иркутской области

664011, Иркутск, улица Володарского 5
Телефон 8 (3952) 259000

Разработка сайта: Виртуальные технологии

В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.