Ответственность за эксплуатацию объектов капитального строительства в отсутствие разрешения на их ввод в эксплуатацию

Прокуратурой города Иркутска в 2017г. и 2018г. в Арбитражный суд Иркутской области направлялись заявления о привлечении юридических лиц к административной ответственности по ч.5 ст.9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в порядке ст.203 Арбитражного процессуального кодекса РФ за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию.

В соответствии с ч.1 ст.55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.10 ст.55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства.

Таким образом, разрешение на ввод завершенного строительством объекта недвижимости в эксплуатацию, по своей сути, является документом, подтверждающим возможность безопасной эксплуатации построенного (реконструированного) объекта.

При этом в случаях, когда объект недвижимости построен (реконструирован) без получения разрешения на строительство (реконструкцию) в порядке, установленном ст.51 Градостроительного кодекса РФ, получение разрешения на ввод в эксплуатацию такого объекта в соответствии со ст.55 Градостроительного кодекса РФ, юридически невозможно. Такая постройка является объектом самовольного строительства, и, в соответствии со ст.222 Гражданского кодекса РФ, узаконение прав на нее осуществляется только в судебном порядке, путем признания права собственности на объект самовольного строительства.

Эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, является административным правонарушением, за совершение которого ч.5 ст.9.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность, в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

При этом следует иметь в виду, что данное административное правонарушение является по своей природе длящимся и, в соответствии с ч.2 ст.4.5 КоАП РФ, сроки давности привлечения виновного лица к административной ответственности по ч.5 ст.9.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Кроме того, зачастую правообладатели объектов капитального строительства, не введенных в установленном порядке в эксплуатацию, признают свое право собственности на такие объекты в судебном порядке и полагают, что данное обстоятельство освобождает их от административной ответственности, предусмотренной ч.5 ст.9.5 КоАП РФ.

Однако сам по себе факт признания судом права собственности на объект капитального строительства, как на самовольную постройку, не свидетельствует о том, что в действиях лица, эксплуатирующего такой объект в отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию, не содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.9.5 КоАП РФ.

Так, Арбитражным судом Иркутской области по заявлениям прокурора г.Иркутска приняты решения о привлечении к административной ответственности по ч.5 ст.9.5 КоАП РФ двух юридических лиц, эксплуатирующих построенные ими объекты недвижимости, без получения в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, несмотря на то, что данным юридическими лицами в тот момент принимались меры к признанию права собственности на построенные объекты в судебном порядке. Судом виновным лицам назначено наказание в виде предупреждения и штрафа в размере 10 000 рублей.

Учитывая изложенное, всем застройщикам и правообладателям объектов недвижимости необходимо помнить, что строительство объектов капитального строительства в отсутствие разрешения на строительство и эксплуатация построенных (реконструированных) объектов без получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, является не только административным правонарушением, за совершение которого КоАП РФ предусмотрена ответственность, но и может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью, повреждение имущества не только правообладателя такой постройки, но и неопределенного круга лиц.

 

Старший помощник
прокурора г.Иркутска                                 И.А. Петрова

Братская межрайонная природоохранная прокуратура:

Октябрьский районный суд г. Иркутска:

Падунский районный суд г. Братска:

СФО:

Тулунский городской суд:

Управление Генеральной прокуратуры РФ в Сибирском федеральном округе:

Прокуратура Иркутской области:

Прокурор области Мельников Игорь Анатольевич

664011, г. Иркутск, ул. Володарского, 5

(395-2) 25-90-00


Читать новости

Прокуратура города Ангарска:

Прокуратура города Бодайбо:

Прокуратура города Братска:

Прокуратура Падунского района г. Братска:

Прокуратура города Иркутска:

Прокуратура Кировского района г. Иркутска:

Прокуратура Куйбышевского района г. Иркутска:

Прокуратура Ленинского района г. Иркутска:

Прокуратура Октябрьского района г. Иркутска:

Прокуратура Свердловского района г. Иркутска:

Прокуратура города Саянска:

Прокуратура города Усолье-Сибирское:

Прокуратура города Усть-Кута:

Прокуратура города Черемхово:

Прокуратура города Шелехова:

Прокуратура Аларского района:

Прокуратура Балаганского района:

Прокуратура Баяндаевского района:

Прокуратура Боханского района:

Прокуратура Братского района:

Прокуратура Жигаловского района:

Прокуратура Заларинского района:

Прокуратура Иркутского района:

Прокуратура Казачинско-Ленского района:

Прокуратура Катангского района:

Прокуратура Качугского района:

Прокуратура Киренского района:

Прокуратура Куйтунского района:

Прокуратура Мамско-Чуйского района:

Прокуратура Нижнеилимского района:

Прокуратура Нукутского района:

Прокуратура Ольхонского района:

Прокуратура Осинского района:

Прокуратура Слюдянского района:

Прокуратура Усть-Удинского района:

Прокуратура Чунского района:

Прокуратура Эхирит-Булагатского района:

Западно-Байкальская межрайонная прокуратура (на правах природоохранной):

Зиминская межрайонная прокуратура:

Нижнеудинская межрайонная прокуратура:

Тайшетская межрайонная прокуратура:

Тулунская межрайонная прокуратура:

Усть-Илимская межрайонная прокуратура:

Иркутская особо режимная прокуратура:

Ангарская прокуратура по надзору за ИУ:

Братская прокуратура по надзору за ИУ:

Иркутская прокуратура по надзору за ИУ:

Саянская прокуратура по надзору за соблюдением законов в ИУ:

Казачинско-Ленский район:

 

Архив новостей

пнвтсрчтптсбвс
25262728293031
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345

Cиним цветом выделены даты последних новостей, ссылки ведут на все новости указанной даты.

 

Наш адрес:
664011, г.Иркутск, ул.Володарского,5
тел.(8-3952)259-000
Эл. почта:
procuror@irkproc.ru

Главная | История | Руководство | Структура | День Победы | Документы | Противодействие коррупции | Если нарушено право на оплату труда | Соблюдение прав предпринимателей | Абитуриентам и их родителям | Новости | Нюрнбергский процесс | Связь со СМИ | Правовая статистика | Статистические данные об использовании бюджетных средств | Правовое просвещение | Государственная гражданская служба | Справочная и контактная информация | Полезные ссылки | Правотворческая деятельность прокуратуры Иркутской области | Работа с обращениями граждан | Интернет-приемная | Сводный план проверок субъектов предпринимательства по Иркутской области | Ежегодный план проверок деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц | Сведения о доходах | Информация о результатах проверок поднадзорных органов | Карта сайта

© Прокуратура Иркутской области

664011, Иркутск, улица Володарского 5
Телефон 8 (3952) 259000

Разработка сайта: Виртуальные технологии

В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.