О месте прокуратуры в системе органов государственной власти в Российской Федерации

Российская прокуратура имеет довольно сложную историю и, обладая по своему социальному предназначению, содержанию и формам деятельности большим сходством с аналогичными институтами других стран, отличается своеобразием, обусловленным спецификой нашей государственности. Сегодня на прокуратуру возлагаются многие задачи, в числе которых не только осуществление надзорной функции за исполнением законов, но и повышение правовой грамотности населения, участие в формировании единого правового пространства, выработка и постоянное совершенствование форм взаимодействия с различными институтами гражданского общества.

Вопрос о месте прокуратуры в России и её конституционно-правовом статусе не дает покоя ученым и практикам уже не одно десятилетие, поэтому эта тема по-прежнему находится в центре их внимания. Её актуальность вызвана внесением поправок к гл. 7 Конституции РФ, которая до недавнего времени называлась «Судебная власть». Однако внесенные поправки не проясняют вопрос о месте прокуратуры в системе органов государственной власти. Это порождает правовую неопределенность о её месте в механизме государственной власти, в частности, дает повод для отнесения прокуратуры к судебной ветви власти. Тем не менее, всем очевидно, что прокуроры, участвуя во всех видах судопроизводств, не осуществляют правосудие (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ). Кроме того, прокуратура отличается от судебных органов своими организационно-правовыми формами деятельности, своим предназначением. В частности, прокуратура осуществляет надзорные полномочия, суд – правосудие посредством судебного разбирательства. Надзор со стороны прокуратуры постоянный и непрерывный, поскольку основанием проверки исполнения законов может быть любая информация о фактах нарушения закона, требующая принятия соответствующих мер прокурором. Суд же разрешает дела только по факту непосредственного обращения с заявлением. Ярким примером их отличительных особенностей является проявление централизации в организации и деятельности прокуратуры, в то время как деятельность судебных органов строится на независимости судей. На сегодняшний день вопрос о соотношении судебных органов и прокуратуры законодателем «сглажен» переименованием гл. 7 Конституции РФ «Судебная власть и прокуратура». По нашему мнению, установление конституционного статуса прокуратуры и суда в одной главе Конституции РФ подчеркивает их значимость в охране и защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечении правопорядка и общественной безопасности в государстве, но не отнесение прокуратуры к судебной ветви власти. В качестве обоснования позиции о том, что прокуратура не относится к судебной власти можно привести пример в отношении обжалования судебных решений прокурором, что является одним из способов, способствующих эффективному управлению и механизмом сдерживания от возможных злоупотреблений.

Некоторые ученые, в частности В. Ломовский (см.: Российская юстиция. 2001. № 9), относят прокуратуру к законодательной ветви власти на правах ее контрольного органа. С этой позицией вряд ли можно согласиться. Органы прокуратуры тесно взаимодействуют с законодательными органами, они участвуют в законодательном процессе посредством различных форм (антикоррупционная экспертиза, проверка соответствия проектов законов Конституции РФ, участие в заседаниях законодательных (представительных) органов государственной власти и др.). Однако это не является основанием для отнесения прокуратуры к законодательной ветви власти (см.: Алексеев А. И., Бессарабов В. Г., Рябцев В. П. Роль и место органов прокуратуры в системе государственных институтов Российской Федерации // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2008. № 4. С. 44–51). Эти органы выполняют разные функции и осуществляют свою деятельность в различных организационно-правовых формах. Более того, прокуратуре не предоставлено право принятия нормативных правовых актов, в отличие от органов законодательной власти.

Многие ученые указывают и на то, что прокуратура в большей степени тяготеет к исполнительной ветви власти, так как она действует на принципе властной вертикали. Этот принцип применяется в деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти. Для осуществления своих функций исполнительная власть создает государственные управленческие структуры, действующие в жесткой иерархии подчинения, в рамках которой вышестоящие органы диктуют нижестоящим свою управленческую волю. Существует дача непосредственных указаний, касающихся порядка решения того или иного вопроса, т. е. нижестоящие органы не обладают автономией. Это присуще как органам исполнительной власти, так и прокуратуре.

Можно сказать, что прокуратура находится в одной «связке» с органами исполнительной власти, поскольку она осуществляет надзор, который присущ и управленческой деятельности. Несмотря на ряд одинаковых черт, на наш взгляд, нет достаточных оснований для отнесения органов прокуратуры к исполнительной ветви власти. Можно согласиться только с отдельными положениями, которые «роднят» органы исполнительной власти и прокуратуру. Прокуратура осуществляет надзор за органами исполнительной власти, обеспечивает ее «сдерживание», противодействует возможным злоупотреблениям. Это не может осуществлять орган, который не обладает самостоятельностью и независимостью. Поэтому, исходя из функций прокуратуры, вряд ли возможно ее отнесение к исполнительной ветви власти. На наш взгляд, прокуратуру ни функционально, ни структурно нельзя включить в исполнительную ветвь власти. Несостоятельными являются и представления о том, что принцип разделения властей не оставляет места для независимой роли прокуратуры. Все ветви властей взаимодействуют и взаимосвязаны между собой и обеспечивают укрепление законности, соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Эти задачи стоят и перед прокуратурой. Однако прокуратура осуществляет свою деятельность в определенных организационно-правовых формах, которые не присущи другим ветвям властей. Включение прокуратуры в одну из трех ветвей властей приведет к нарушению равновесия в системе сдержек и противовесов в пользу одной из ветвей власти.

Несмотря на существующие различные подходы к определению места прокуратуры в системе разделения властей, этот вопрос остается открытым. Будет ли прокуратура как государственный орган составлять единую самостоятельную систему либо будет частью системы государственных органов, действующих на основе принципа разделения властей? Не хотелось бы строить домыслы, но вполне возможно предположить несколько подходов к определению места прокуратуры в системе государственных органов Российской Федерации. Во-первых, прокуратура может войти в систему органов исполнительной власти, в частности, в Министерство юстиции Российской Федерации. Подобный опыт был в России и есть в зарубежный странах (классическим примером отнесения прокуратуры к исполнительной власти являются США). Во-вторых, за последние годы наблюдается тенденция создания государственных органов, непосредственно подчиненных Президенту РФ и не относящихся ни к одной из традиционных ветвей властей, обеспечивающих реализацию полномочий главы государства. Примером этого может служить создание в январе 2011 г. самостоятельного государственного органа Следственного комитета РФ. Не исключено, что прокуратура может быть отнесена к числу таких органов. Это находит свое отражение и в научной литературе (см.: Королев В.Г. Сохранится ли прокуратура как единая система? // Законность. 2014. № 10. С. 16-19). В-третьих, общественные отношения находятся в постоянном развитии. На сегодняшний день, на наш взгляд, уже следует исходить не из формально догматического толкования теории разделения властей, а из нынешних реалий государственного строительства, организации власти и характера развития общественных отношений. Вполне возможно, что возникла необходимость пересмотра позиции о разделении власти на три ветви и выделение других ветвей власти, в частности, контрольно-надзорной. В научной литературе также можно встретить позицию о выделении четвертой ветви власти (см.: Велиев И.В. Место прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации // Современное право. 2005. № 10. С. 15), в частности, контрольно-надзорной, отступив от традиционно сложившегося взгляда о трех ветвях властей с учетом развития и усложнением процесса управления государством и обществом. К этой ветви властей можно отнести прокуратуру и контрольно-счетные (контрольно-ревизионные) органы (например, Счетную палату Российской Федерации).

Прокуратура представляет собой важнейший государственно-правовой институт, в силу чего законодателю необходимо определить ее место в системе органов государственной власти Российской Федерации с учетом содержания осуществляемых ею функций. Через соответствующие формы государственной деятельности прокуратура осуществляет определенный вид государственной власти, поэтому прокурорскую деятельность можно признать соответствующей (четвертой) ветвью государственной власти. Такой позиции также придерживаются и некоторые ученые. Так, в частности, И.В. Велиев пишет, что существуют различные формы государственной деятельности: законодательная, исполнительно-распорядительная, правосудие и прокурорская деятельность. Исходя из этих форм государственной деятельности и следует выделять ветви властей, следовательно, прокурорскую или контрольно-надзорную власть.

Таким образом, в современной условиях с развитием общественных отношений, усложнением процесса управления государством и обществом, возникла необходимость выделения самостоятельной четвертой ветви власти – контрольно-надзорной и отнесение к ней органов прокуратуры.

 

Помощник прокурора г. Саянска           П.Н. Саганов

Братская межрайонная природоохранная прокуратура:

Октябрьский районный суд г. Иркутска:

Падунский районный суд г. Братска:

СФО:

Тулунский городской суд:

Управление Генеральной прокуратуры РФ в Сибирском федеральном округе:

Прокуратура Иркутской области:

Прокурор области Мельников Игорь Анатольевич

664011, г. Иркутск, ул. Володарского, 5

(395-2) 25-90-00


Читать новости

Прокуратура города Ангарска:

Прокуратура города Бодайбо:

Прокуратура города Братска:

Прокуратура Падунского района г. Братска:

Прокуратура города Иркутска:

Прокуратура Кировского района г. Иркутска:

Прокуратура Куйбышевского района г. Иркутска:

Прокуратура Ленинского района г. Иркутска:

Прокуратура Октябрьского района г. Иркутска:

Прокуратура Свердловского района г. Иркутска:

Прокуратура города Саянска:

Прокуратура города Усолье-Сибирское:

Прокуратура города Усть-Кута:

Прокуратура города Черемхово:

Прокуратура города Шелехова:

Прокуратура Аларского района:

Прокуратура Балаганского района:

Прокуратура Баяндаевского района:

Прокуратура Боханского района:

Прокуратура Братского района:

Прокуратура Жигаловского района:

Прокуратура Заларинского района:

Прокуратура Иркутского района:

Прокуратура Казачинско-Ленского района:

Прокуратура Катангского района:

Прокуратура Качугского района:

Прокуратура Киренского района:

Прокуратура Куйтунского района:

Прокуратура Мамско-Чуйского района:

Прокуратура Нижнеилимского района:

Прокуратура Нукутского района:

Прокуратура Ольхонского района:

Прокуратура Осинского района:

Прокуратура Слюдянского района:

Прокуратура Усть-Удинского района:

Прокуратура Чунского района:

Прокуратура Эхирит-Булагатского района:

Западно-Байкальская межрайонная прокуратура (на правах природоохранной):

Зиминская межрайонная прокуратура:

Нижнеудинская межрайонная прокуратура:

Тайшетская межрайонная прокуратура:

Тулунская межрайонная прокуратура:

Усть-Илимская межрайонная прокуратура:

Иркутская особо режимная прокуратура:

Ангарская прокуратура по надзору за ИУ:

Братская прокуратура по надзору за ИУ:

Иркутская прокуратура по надзору за ИУ:

Саянская прокуратура по надзору за соблюдением законов в ИУ:

Казачинско-Ленский район:

 

ОБЪЯВЛЕНИЕ

О введении в эксплуатацию Единого портала прокуратуры Российской Федерации

В целях реализации Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации с мая 2020 года поэтапно запускается в действие специальное программное обеспечение – Единый портал прокуратуры Российской Федерации.

В связи с чем для получения информации о деятельности органов прокуратуры Иркутской области с 27 мая 2020 года следует обращаться на интернет-представительство областной прокуратуры по ссылке в сети «Интернет» https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_38.

Архив новостей

пнвтсрчтптсбвс
293012345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829303112

Cиним цветом выделены даты последних новостей, ссылки ведут на все новости указанной даты.

Сила в правде

 

Главная | История | Конкурс Вместе против коррупции | Руководство | Структура | День Победы | Противодействие распространению коронавируса (2019-nCoV) | Документы | Противодействие коррупции | Защита прав граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций | Если нарушено право на оплату труда | Соблюдение прав предпринимателей | Абитуриентам и их родителям | Новости | Нюрнбергский процесс | Связь со СМИ | Правовая статистика | Статистические данные об использовании бюджетных средств | Правовое просвещение | Государственная гражданская служба | Справочная и контактная информация | Полезные ссылки | Правотворческая деятельность прокуратуры Иркутской области | Работа с обращениями граждан | Интернет-приемная | Сводный план проверок субъектов предпринимательства по Иркутской области | Ежегодный план проверок деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц | Сведения о доходах | Информация о результатах проверок поднадзорных органов | Карта сайта

© Прокуратура Иркутской области

664011, Иркутск, улица Володарского 5
Телефон 8 (3952) 259000

Разработка сайта: Виртуальные технологии

В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.