Организация деятельности органов прокуратуры в свете требований статьи 129 Конституции РФ

В силу положений ч. 1 ст. 129 Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определяются Федеральным законом. от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Согласно ч. 1 ст. 1 указанного закона прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

Органы прокуратуры созданы в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Интересно, что в 2014 г. в Основной закон внесены изменения, согласно которым однозначно решен вопрос о независимости прокуратуры и судебной власти. Ряд исследователей полагает, что внесение органов прокуратуры в название главы Основного закона свидетельствует о повышении значимости органов прокуратуры в процессе реализации и восстановления конституционных прав граждан. И если назначение органов прокуратуры не вызывает вопросов у граждан, то порядок деятельности, особенно порядок проведения прокурорских проверок, традиционно выступает в качестве темы для бурных обсуждений представителей органов государственной власти и бизнес-сообщества.

Действительно, органы прокуратуры обладают широчайшим спектром полномочий по восстановлению нарушенных прав граждан. Инструментом оптимального решения поставленных перед прокуратурой целей и задач выступают правовые средства прокурора.

Правовые средства – это регламентированные законом и опосредованные их полномочиями действия компетентных должностных лиц прокуратуры, осуществляемые ими в процессе реализации своих функций для достижения целей и решения задач, стоящих перед органами прокуратуры Российской Федерации. Прокурорская проверка является основным правовым средством выявления нарушений закона и установления обстоятельств, им способствующих.

В узком смысле прокурорская проверка представляет собой специфическую деятельность сотрудников прокуратуры по выявлению нарушений закона в деятельности органов и организаций.

Несмотря на то, что органы прокуратуры относят к надзорным органам, которые также обладают полномочиями по проведению проверок, прокурорская проверка обладает неповторимой спецификой, которая выражается в широте полномочий прокурора. Однако права возникают совместно с обязанностями.

В 2017 г. в федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» внесены существенные изменения, касающиеся установления порядка проведения проверок.

Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

В новой редакции закона закреплены обязанность вынесения решения о проведении проверки, порядок ее приостановления и возобновления, срок ознакомления с актом проверки, в случае отсутствия нарушений законодательства. Важнейшим изменением закона является обязательное ознакомление проверяемого лица или органа с предметом, целями и основаниями проверки. Данное положение некоторым образом ограничивает права прокурора, однако выступает в качестве дополнительных гарантий прав субъектов проверок.

Проверка служит предпосылкой для применения прокурором иных правовых средств, а именно – мер прокурорского реагирования. Редкая мера реагирования обходится без упоминания конституционных принципов. При этом, положения Конституции являются не только формальным обоснованием законных требований прокурора, но и их главной целью.

Обращаясь к главному постулату Основного закона Российской Федерации – признанию человека, его прав и свобод высшей ценностью – следует отметить, что на сегодняшний день именно органы прокуратуры в результате проведения прокурорских проверок посредством применения мер прокурорского реагирования имеют наибольший потенциал для реализации важнейшего конституционного положения – главенства прав человека.

 

Помощник прокурора Качугского района И.С.Гускова

 

Братская межрайонная природоохранная прокуратура:

Октябрьский районный суд г. Иркутска:

Падунский районный суд г. Братска:

СФО:

Тулунский городской суд:

Управление Генеральной прокуратуры РФ в Сибирском федеральном округе:

Прокуратура Иркутской области:

Прокурор области Мельников Игорь Анатольевич

664011, г. Иркутск, ул. Володарского, 5

(395-2) 25-90-00


Читать новости

Прокуратура города Ангарска:

Прокуратура города Бодайбо:

Прокуратура города Братска:

Прокуратура Падунского района г. Братска:

Прокуратура города Иркутска:

Прокуратура Кировского района г. Иркутска:

Прокуратура Куйбышевского района г. Иркутска:

Прокуратура Ленинского района г. Иркутска:

Прокуратура Октябрьского района г. Иркутска:

Прокуратура Свердловского района г. Иркутска:

Прокуратура города Саянска:

Прокуратура города Усолье-Сибирское:

Прокуратура города Усть-Кута:

Прокуратура города Черемхово:

Прокуратура города Шелехова:

Прокуратура Аларского района:

Прокуратура Балаганского района:

Прокуратура Баяндаевского района:

Прокуратура Боханского района:

Прокуратура Братского района:

Прокуратура Жигаловского района:

Прокуратура Заларинского района:

Прокуратура Иркутского района:

Прокуратура Казачинско-Ленского района:

Прокуратура Катангского района:

Прокуратура Качугского района:

Прокуратура Киренского района:

Прокуратура Куйтунского района:

Прокуратура Мамско-Чуйского района:

Прокуратура Нижнеилимского района:

Прокуратура Нукутского района:

Прокуратура Ольхонского района:

Прокуратура Осинского района:

Прокуратура Слюдянского района:

Прокуратура Усть-Удинского района:

Прокуратура Чунского района:

Прокуратура Эхирит-Булагатского района:

Западно-Байкальская межрайонная прокуратура (на правах природоохранной):

Зиминская межрайонная прокуратура:

Нижнеудинская межрайонная прокуратура:

Тайшетская межрайонная прокуратура:

Тулунская межрайонная прокуратура:

Усть-Илимская межрайонная прокуратура:

Иркутская особо режимная прокуратура:

Ангарская прокуратура по надзору за ИУ:

Братская прокуратура по надзору за ИУ:

Иркутская прокуратура по надзору за ИУ:

Саянская прокуратура по надзору за соблюдением законов в ИУ:

Казачинско-Ленский район:

 

ОБЪЯВЛЕНИЕ

О введении в эксплуатацию Единого портала прокуратуры Российской Федерации

В целях реализации Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации с мая 2020 года поэтапно запускается в действие специальное программное обеспечение – Единый портал прокуратуры Российской Федерации.

В связи с чем для получения информации о деятельности органов прокуратуры Иркутской области с 27 мая 2020 года следует обращаться на интернет-представительство областной прокуратуры по ссылке в сети «Интернет» https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_38.

Архив новостей

пнвтсрчтптсбвс
293012345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829303112

Cиним цветом выделены даты последних новостей, ссылки ведут на все новости указанной даты.

Сила в правде

 

Главная | История | Конкурс Вместе против коррупции | Руководство | Структура | День Победы | Противодействие распространению коронавируса (2019-nCoV) | Документы | Противодействие коррупции | Защита прав граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций | Если нарушено право на оплату труда | Соблюдение прав предпринимателей | Абитуриентам и их родителям | Новости | Нюрнбергский процесс | Связь со СМИ | Правовая статистика | Статистические данные об использовании бюджетных средств | Правовое просвещение | Государственная гражданская служба | Справочная и контактная информация | Полезные ссылки | Правотворческая деятельность прокуратуры Иркутской области | Работа с обращениями граждан | Интернет-приемная | Сводный план проверок субъектов предпринимательства по Иркутской области | Ежегодный план проверок деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц | Сведения о доходах | Информация о результатах проверок поднадзорных органов | Карта сайта

© Прокуратура Иркутской области

664011, Иркутск, улица Володарского 5
Телефон 8 (3952) 259000

Разработка сайта: Виртуальные технологии

В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.