"Бытовая коррупция" - это тоже преступление

Взятка – это получение должностным лицом (взяткополучатель) вознаграждения в виде денежных средств, ценностей, материальных благ или же оказания услуг, за совершение оговорённых действий или же отказ от их совершения (бездействие) в пользу лица, предоставляющего это вознаграждение (взяткодатель). Совершаемое за это вознаграждение действие или бездействие обязательно должно входить в служебную компетенцию должностного лица, а также может заключаться в покровительстве или попустительстве по службе, в оказании помощи при решении иных вопросов, не входящих в компетенцию взяткополучателя, но на принятие решений по которым он может повлиять. При этом сам предмет взятки приобретает самые различные формы.

В настоящее время законодатель разделил взятки на два вида: собственно саму взятку и мелкую взятку.

Мелкое взяточничество еще называют бытовой коррупцией, которая охватывает различные сферы взаимодействия граждан и власти. Впервые понятие «бытовая коррупция» было введено в национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы. Оно определено как «коррупционные нарушения, с которыми граждане встречаются больше всего в своей жизни».

Такое проявление коррупции распространёно, потому что люди дают взятки в медицинских учреждениях, детском саду, школе. Они это делают для того, чтобы получить преимущество, выгоду и привилегию для себя.

При этом необходимо отличать коррупцию от мошенничества, когда, например, лицо, не обладающее никакими полномочиями, уверяет о возможности совершить действие или бездействие в пользу дающего деньги или оказывающего услуги.

Бытовая коррупция отличается от других проявлений коррупции тем, что обычно граждане дают небольшие суммы взяток, которые носят постоянный характер. Взяткополучателями в данном случае выступают врачи, преподаватели, должностные лица предприятий и организаций, которые оказывают услуги населению, то есть те, с кем граждане встречаются практически каждый день.

В настоящий момент на территории Российской Федерации действует национальный план противодействия коррупции, который провозглашает одним из направлений работы организацию научных междисциплинарных исследований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, касающейся снижения уровня бытовой коррупции.

Уголовный кодекс РФ и другие нормативно-правовые акты устанавливают правовое регулирование в сфере противодействия бытовой коррупции. Федеральным законом от 03 июля 2016 № 324-Ф3 в УК РФ была введена ст. 291.2 «Мелкое взяточничество», в её нормах установлена ответственность за получение взятки, дачу взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей. Данная норма относится только к бытовой коррупции, то есть той, в которой существует небольшой размер дачи взятки определённому лицу. Также, в пояснительной записке к проекту данного федерального закона было отмечено, что «в 2012—2015 годах подавляющее большинство уголовных дел по факту совершения коррупции, дачи или получения взятки возбуждалось при сумме менее 10 тысяч рублей».

В основе определения понятия бытовая коррупция лежит слово «быт». Оно включает в себя уклад повседневной жизни, а также внепроизводственную сферу. На основе этого под бытовой коррупцией следует понимать совокупность противоправных отношений физического лица как потребителя коррупционной услуги с должностным лицом либо руководителем коммерческой организации как производителем коррупционной услуги для обеспечения оперативности и удовлетворения физическим лицом его непроизводственных потребностей.

Примером мелкой взятки является дача денежных средств преподавателю университета в размере от 500 до 5000 рублей (самые распространенные суммы) за сдачу экзаменов.

Так, следственными органами СУ СК России по Иркутской области расследовалось уголовное дело в отношении должностного лица – преподавателя кафедры одного из ВУЗов г. Иркутска и посредников-лаборантов, которые получали мелкие взятки от студентов за принятие зачетов по предмету без его фактической сдачи.

Проблемой в выявлении и пресечении преступлений коррупционной направленности является незаинтересованность руководителей органов, сотрудники которых совершают преступления, в выявлении подобных фактов, в связи с чем, многочисленные факты коррупционных правонарушений, выявляемые в ходе внутриведомственных проверок, скрываются от правоохранительных органов, допускаются случаи последующего противодействия в установлении значимых обстоятельств, так как подобные факты в большинстве случаев влекут дисциплинарную ответственность для руководителя либо урон для деловой репутации. В качестве предложения по улучшению работы можно указать необходимость освобождения и защиты работодателя от ответственности, в случае выявления коррупционного правонарушения в подчиненной ему организации.

Правоохранительными органами, а также надзирающими прокурорами уделяется большое внимание установлению имущества у обвиняемых по фактам взяточничества. В рамках оперативного сопровождения по уголовным делам данной категории принимаются меры по установлению имущества, подлежащего конфискации, и по обнаружению имущества, за счет которого может быть возмещен ущерб. При составлении планов оперативных проверок и разработок планируются мероприятия, направленные на установление имущества фигурантов. При этом данная работа строится путем наведения справок по проверке фигурантов по информационным базам (МВД, ГИБДД, Ростехнадзор, другие государственные регистрационные службы), посредством опросов, наблюдений (выявление автотранспорта, используемого фигурантами, мест их проживания, наличие движимого и недвижимого имущества), поручения проведения оперативных установок по местам предполагаемого проживания фигурантов на предмет установления их материального положения, их имущества и имущества их окружения.

В большинстве случаев факты взяточничества выявляются в результате оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов. Но в настоящее время с учетом значимости данного вопроса возросла как роль прокурора (способного в ходе общенадзорной проверки выявить коррупционные проявления), так и роль непосредственно самих граждан, обращающихся с заявлениями о вымогательстве взятки, и благодаря техническим возможностям различных устройств (диктофонов, смартфонов) способных подтвердить факт дачи взятки.

Не всегда получается доказать факт получения взятки, а бывают ситуации, когда даже видеозапись не фиксирует факт передачи денег, что для итогового судебного решения весьма существенно.

Основной причиной вынесения постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела по фактам взяточничества является некачественное документирование противоправных деяний сотрудниками правоохранительных органов, отсутствие видео-аудио средств фиксации.

Работа по выявлению взяточничества продолжается, но необходимо помнить, что многое зависит и от позиции граждан, их принципиальности и желании следовать до конца в борьбе с коррупцией.

 

Прокурор отдела по надзору
за исполнением законодательства
о противодействии коррупции                             В.О. Понамарчук

Братская межрайонная природоохранная прокуратура:

Октябрьский районный суд г. Иркутска:

Падунский районный суд г. Братска:

СФО:

Тулунский городской суд:

Управление Генеральной прокуратуры РФ в Сибирском федеральном округе:

Прокуратура Иркутской области:

Прокурор области Мельников Игорь Анатольевич

664011, г. Иркутск, ул. Володарского, 5

(395-2) 25-90-00


Читать новости

Прокуратура города Ангарска:

Прокуратура города Бодайбо:

Прокуратура города Братска:

Прокуратура Падунского района г. Братска:

Прокуратура города Иркутска:

Прокуратура Кировского района г. Иркутска:

Прокуратура Куйбышевского района г. Иркутска:

Прокуратура Ленинского района г. Иркутска:

Прокуратура Октябрьского района г. Иркутска:

Прокуратура Свердловского района г. Иркутска:

Прокуратура города Саянска:

Прокуратура города Усолье-Сибирское:

Прокуратура города Усть-Кута:

Прокуратура города Черемхово:

Прокуратура города Шелехова:

Прокуратура Аларского района:

Прокуратура Балаганского района:

Прокуратура Баяндаевского района:

Прокуратура Боханского района:

Прокуратура Братского района:

Прокуратура Жигаловского района:

Прокуратура Заларинского района:

Прокуратура Иркутского района:

Прокуратура Казачинско-Ленского района:

Прокуратура Катангского района:

Прокуратура Качугского района:

Прокуратура Киренского района:

Прокуратура Куйтунского района:

Прокуратура Мамско-Чуйского района:

Прокуратура Нижнеилимского района:

Прокуратура Нукутского района:

Прокуратура Ольхонского района:

Прокуратура Осинского района:

Прокуратура Слюдянского района:

Прокуратура Усть-Удинского района:

Прокуратура Чунского района:

Прокуратура Эхирит-Булагатского района:

Западно-Байкальская межрайонная прокуратура (на правах природоохранной):

Зиминская межрайонная прокуратура:

Нижнеудинская межрайонная прокуратура:

Тайшетская межрайонная прокуратура:

Тулунская межрайонная прокуратура:

Усть-Илимская межрайонная прокуратура:

Иркутская особо режимная прокуратура:

Ангарская прокуратура по надзору за ИУ:

Братская прокуратура по надзору за ИУ:

Иркутская прокуратура по надзору за ИУ:

Саянская прокуратура по надзору за соблюдением законов в ИУ:

Казачинско-Ленский район:

 

ОБЪЯВЛЕНИЕ

О введении в эксплуатацию Единого портала прокуратуры Российской Федерации

В целях реализации Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации с мая 2020 года поэтапно запускается в действие специальное программное обеспечение – Единый портал прокуратуры Российской Федерации.

В связи с чем для получения информации о деятельности органов прокуратуры Иркутской области с 27 мая 2020 года следует обращаться на интернет-представительство областной прокуратуры по ссылке в сети «Интернет» https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_38.

Архив новостей

пнвтсрчтптсбвс
293012345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829303112

Cиним цветом выделены даты последних новостей, ссылки ведут на все новости указанной даты.

Сила в правде

 

Главная | История | Конкурс Вместе против коррупции | Руководство | Структура | День Победы | Противодействие распространению коронавируса (2019-nCoV) | Документы | Противодействие коррупции | Защита прав граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций | Если нарушено право на оплату труда | Соблюдение прав предпринимателей | Абитуриентам и их родителям | Новости | Нюрнбергский процесс | Связь со СМИ | Правовая статистика | Статистические данные об использовании бюджетных средств | Правовое просвещение | Государственная гражданская служба | Справочная и контактная информация | Полезные ссылки | Правотворческая деятельность прокуратуры Иркутской области | Работа с обращениями граждан | Интернет-приемная | Сводный план проверок субъектов предпринимательства по Иркутской области | Ежегодный план проверок деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц | Сведения о доходах | Информация о результатах проверок поднадзорных органов | Карта сайта

© Прокуратура Иркутской области

664011, Иркутск, улица Володарского 5
Телефон 8 (3952) 259000

Разработка сайта: Виртуальные технологии

В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.