Защита конституционных прав граждан органами прокуратуры области

Право на жилище

В силу статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Органами прокуратуры Иркутской области на постоянной основе осуществляется надзор за исполнением жилищных прав граждан. За истекший период 2018 г. прокурорами выявлено 1533 нарушения жилищного законодательства, с целью устранения которых принесено 46 протестов, внесено 366 представлений. По результатам рассмотрения документов прокурорского реагирования 52 лица привлечены к дисциплинарной, 32 – к административной ответственности. Прокурорами в суд направлено 306 исков (заявлений) в защиту жилищных прав граждан, большая часть из которых в настоящее время уже рассмотрены и удовлетворены.

Одним из основных направлений прокурорской деятельности является надзор за обеспечением прав граждан на переселение из аварийного жилищного фонда.

Президентом Российской Федерации в Указе от 07.05.2018 № 204 в качестве национальной цели в сфере жилья на период до 2024 года определено обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда, а стратегической задачей развития – создание механизмов переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, обеспечивающих соблюдение их жилищных прав, установленных законодательством Российской Федерации.

Прокурорами на постоянной основе проводятся проверки исполнения законодательства в данной сфере, принимаются меры к органам местного самоуправления, допускающим бездействие при разработке и принятии соответствующих программ переселения, в виде невключения в них всех домов, признанных непригодными для проживания, нарушении сроков расселения граждан.

Охрана здоровья

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

На постоянном контроле органов прокуратуры находятся вопросы исполнения законодательства в сфере охраны здоровья, оказания медицинской помощи гражданам, ценообразования на жизненно важные лекарственные препараты. Системно осуществляется надзор за деятельностью специально уполномоченных органов в сфере контроля за исполнением законодательства о здравоохранении: министерством здравоохранения Иркутской области; территориальным органом Росздравнадзора по Иркутской области; службой по тарифам Иркутской области.

После вмешательства прокуратуры в 2018г. министерством здравоохранения области заключен государственный контракт на услуги логистического оператора по получению, хранению, учету и доставке дорогостоящих лекарственных препаратов, на приобретение лекарственных препаратов для инвалидов. Ранее же в результате бездействия органа государственной власти, непринятия мер к заключению контракта, население области указанными препаратами в полном объеме не обеспечивалось.

Право на труд.

В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Защита от безработицы и содействие в трудоустройстве, обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда являются основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, установленными Трудовым кодексом Российской Федерации (далее – ТК РФ).

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. В развитие указанных положений ТК РФ установлены государственный гарантии по оплате труда, к которым, в том числе относятся величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, ответственность работодателей за нарушение трудового законодательства, сроки и очередность выплаты заработной платы.

Право на свободу труда неотделимо от права на его безопасные условия. Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. ТК РФ установлены основные направления государственной политики в области охраны труда, государственные нормативные требования охраны труда и обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

Органами прокуратуры на постоянной основе осуществляется надзор за исполнением законодательства об оплате и охране труда контролирующими органами и работодателями.

За 10 месяцев 2018 года органами прокуратуры области в сфере оплаты труда выявлено 3 427 нарушений законодательства, с целью устранения которых принят комплекс мер реагирования, восстановлены права работников на своевременную и в полном объеме заработную плату в общей сумме боле 290 млн. рублей.

В сфере охраны труда после принятых прокуратурой мер, работники обеспечены средствами индивидуальной защиты, обеспечено прохождение ими медицинских осмотров, проведены инструктажи по охране труда, на рабочих местах проведена специальная оценка условий труда и т.д.

Местное самоуправление.

Конституция Российской Федерации является одной из наиболее глубоких и стабильных основ местного самоуправления. Именно в Конституции впервые закреплены исходные начала организации и деятельности местного самоуправления, определены его место и роль в государственно-правовой структуре российского общества.

Конституцией РФ утверждены местное самоуправление как одна из форм осуществления народовластия, признание и гарантированность местного самоуправления, обособленность органов местного самоуправления от системы органов государственной власти, самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий, определение форм местного самоуправления, обязательный учет исторических и иных местных традиций, государственная гарантия и судебная защита местного самоуправления.

Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (статья 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются, в т.ч., соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также соответствие законам издаваемых ими их должностными лицами правовых актов.

В результате принятия незаконных муниципальных нормативных правовых актов, а также правовой неурегулированности значительной части социально значимых общественных отношений нарушаются конституционные права и законные интересы граждан, в том числе социально незащищенных категорий населения.

Именно поэтому при осуществлении прокурорского надзора за деятельностью органов местного самоуправления первоочередное внимание уделяется вопросам местного нормотворчества.

На территории Иркутской области расположено 460 муниципальных образований, которыми только в 1 полугодии 2018 года принято 9903 нормативных правовых акта. Ряд нормативно-правовых актов содержали незаконные нормы, другие вступили в противоречие с новым федеральным законодательством.

В результате прокурорского вмешательства в соответствие с законодательством приведено свыше 800 нормативных правовых актов, в т.ч. 178 уставов муниципальных образований.

Для устранения пробелов правового регулирования в 2018 году городскими (районными) прокурорами в органы местного самоуправления направлено 1342 представления, предложения и информации о необходимости приведения муниципальной правовой базы в соответствие с федеральными и областными законами.

Данное направление прокурорского надзора является одним из приоритетных.

Земля и природные ресурсы.

В соответствии со статьей 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу статьи 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Надзор за исполнением природоохранного законодательства, в т.ч. об охране земель, является одним из приоритетных направлений в деятельности органов прокуратуры.

Учитывая особенности территории Иркутской области особое внимание уделяется вопросам сохранения лесного потенциала региона, противодействия незаконным рубкам лесных насаждений.

Например, только в текущем году в ходе проверки исполнения законодательства в сфере лесопользования прокурорами городов и районов было выявлены многочисленные нарушения законодательства о лесопользовании, о бюджете, закупках товаров, работ и услуг для государственных нужд, об административных правонарушениях, исполнительном производстве, защите прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), противодействии коррупции и др. В целях их устранения органами прокуратуры области направлено в суд 20 исков (9 – рассмотрено и удовлетворено), внесено 130 представлений, в том числе Губернатору области, из которых на настоящее время рассмотрено и удовлетворено 114, в том числе Губернатором области. По инициативе прокуроров 66 должностных лица привлечены к дисциплинарной, 39 – к административной ответственности.

Опротестовано 2 нормативных правовых акта органов государственной власти области, в том числе Закон области «Об исключительных случаях заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в Иркутской области»; 47 постановлений органов административной юрисдикции о незаконном привлечении лиц к административной ответственности за нарушение Правил заготовки древесины в леса РФ при фактическом наличии признаков незаконных рубок лесных насаждений (ст. 260 УК РФ). Все протесты рассмотрены, незаконные постановления отменены, разработаны проекты о внесении изменений в региональное законодательство. Объявлены предостережения о недопустимости нарушения федерального законодательства 18 должностным лицам.

С участием привлеченных к проверке специалистов – лесопатологов ФГБУ «Рослесозащита» проверена законность назначения 84 санитарно-оздоровительных мероприятий (СОМ) в виде рубок лесных насаждений насаждений. При этом, выявлено 19 фактов необоснованного назначения СОМ на территории Ангарского, Балаганского, Качугского, Усолького, Шелеховского, Куйтунского, Осинского лесничеств. По требованию прокуратуры проведение санитарных рубок приостановлено на основании распоряжения министра лесного комплекса области, по всем фактам необоснованного назначения таких рубок, по поручению министерства лесного комплекса области территориальными управлениями проводится работа по расторжению договоров купли-продажи лесных насаждений, заключенных с ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» в рамках проведения СОМ.

По материалам прокурорских проверок возбуждено 56 уголовных дел по фактам незаконной рубки лесных насаждений, приобретения, хранения, перевозки, переработки с целью сбыта или сбыта заведомо незаконно заготовленной древесины и др.

С учетом объявления 2017 года Годом экологии, органами прокуратуры проверялась законность землепользования в границах Байкальской природной территории. По результатам прокурорских проверок выявлены грубейшие факты распоряжения земельными ресурсами без учета режима ее охраны. Прокурорами приняты меры к признанию незаконными решений и сделок органов местного самоуправления по предоставлению для размещения дачных поселков в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории.

По требованиям прокуроров пресечены факты предоставления в собственность ограниченных в обороте земель в водоохранной зоне озера Байкал. По искам прокуратуры области признаны незаконными решения регионального Правительства о переводе сельскохозяйственных земель в земли особо охраняемых территорий и объектов для размещения туристических баз. Правовая позиция прокуратуры по этому вопросу поддержана Верховным судом России.

В настоящее время ведется работа по возврату незаконно выбытых из федеральной собственности земель лесного фонда, предоставленных под размещение ДНТ «Ангарские зори» по Байкальскому тракту. Споры рассматриваются исключительно в судебном порядке. В собственность Российской Федерации уже возвращено более 30 земельных участков.

Свобода предпринимательской деятельности

В соответствии со ст. 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Органами прокуратуры области на постоянной основе осуществляется надзор за исполнением Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Наиболее актуальной для предпринимателей является существующая проблема несвоевременной оплаты товаров, работ, услуг государственными и муниципальными заказчиками. Для отдельного хозяйствующего субъекта просрочка оплаты по контракту может создать значительные негативные последствия, такие как невыплату заработной платы работникам, просрочки по налогам и обязательным платежам, проверки и штрафы со стороны контролирующих органов. В результате принятых органами прокуратуры мер реагирования с 2015г. перед предпринимателями погашена задолженность по исполненным ими государственным и муниципальным контрактам в размере более 400 млн. руб.

Систематически органами прокуратуры выявляются нарушения заказчиками принципа обеспечения конкуренции при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд, в том числе заключение договоров без проведения конкурентных процедур, что приводит к ограничению участия в закупке иных субъектов предпринимательской сферы. По таким фактам прокуроры вносят представления с требованием об устранении нарушений закона, оспаривают сделки в судебном порядке.

10.02.2017 прокуратурой области проводился открытый медиа-форум на тему: «Проверять или не проверять: баланс интересов предпринимателей и потребителей». Презентация и слайд из презентации.

 

Начальник управления по надзору 
за исполнением федерального
законодательства

старший советник юстиции                   Касьяненко Л.А.

Братская межрайонная природоохранная прокуратура:

Октябрьский районный суд г. Иркутска:

Падунский районный суд г. Братска:

СФО:

Тулунский городской суд:

Управление Генеральной прокуратуры РФ в Сибирском федеральном округе:

Прокуратура Иркутской области:

Прокурор области Мельников Игорь Анатольевич

664011, г. Иркутск, ул. Володарского, 5

(395-2) 25-90-00


Читать новости

Прокуратура города Ангарска:

Прокуратура города Бодайбо:

Прокуратура города Братска:

Прокуратура Падунского района г. Братска:

Прокуратура города Иркутска:

Прокуратура Кировского района г. Иркутска:

Прокуратура Куйбышевского района г. Иркутска:

Прокуратура Ленинского района г. Иркутска:

Прокуратура Октябрьского района г. Иркутска:

Прокуратура Свердловского района г. Иркутска:

Прокуратура города Саянска:

Прокуратура города Усолье-Сибирское:

Прокуратура города Усть-Кута:

Прокуратура города Черемхово:

Прокуратура города Шелехова:

Прокуратура Аларского района:

Прокуратура Балаганского района:

Прокуратура Баяндаевского района:

Прокуратура Боханского района:

Прокуратура Братского района:

Прокуратура Жигаловского района:

Прокуратура Заларинского района:

Прокуратура Иркутского района:

Прокуратура Казачинско-Ленского района:

Прокуратура Катангского района:

Прокуратура Качугского района:

Прокуратура Киренского района:

Прокуратура Куйтунского района:

Прокуратура Мамско-Чуйского района:

Прокуратура Нижнеилимского района:

Прокуратура Нукутского района:

Прокуратура Ольхонского района:

Прокуратура Осинского района:

Прокуратура Слюдянского района:

Прокуратура Усть-Удинского района:

Прокуратура Чунского района:

Прокуратура Эхирит-Булагатского района:

Западно-Байкальская межрайонная прокуратура (на правах природоохранной):

Зиминская межрайонная прокуратура:

Нижнеудинская межрайонная прокуратура:

Тайшетская межрайонная прокуратура:

Тулунская межрайонная прокуратура:

Усть-Илимская межрайонная прокуратура:

Иркутская особо режимная прокуратура:

Ангарская прокуратура по надзору за ИУ:

Братская прокуратура по надзору за ИУ:

Иркутская прокуратура по надзору за ИУ:

Саянская прокуратура по надзору за соблюдением законов в ИУ:

Казачинско-Ленский район:

 

ОБЪЯВЛЕНИЕ

О введении в эксплуатацию Единого портала прокуратуры Российской Федерации

В целях реализации Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации с мая 2020 года поэтапно запускается в действие специальное программное обеспечение – Единый портал прокуратуры Российской Федерации.

В связи с чем для получения информации о деятельности органов прокуратуры Иркутской области с 27 мая 2020 года следует обращаться на интернет-представительство областной прокуратуры по ссылке в сети «Интернет» https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_38.

Архив новостей

пнвтсрчтптсбвс
293012345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829303112

Cиним цветом выделены даты последних новостей, ссылки ведут на все новости указанной даты.

Сила в правде

 

Главная | История | Конкурс Вместе против коррупции | Руководство | Структура | День Победы | Противодействие распространению коронавируса (2019-nCoV) | Документы | Противодействие коррупции | Защита прав граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций | Если нарушено право на оплату труда | Соблюдение прав предпринимателей | Абитуриентам и их родителям | Новости | Нюрнбергский процесс | Связь со СМИ | Правовая статистика | Статистические данные об использовании бюджетных средств | Правовое просвещение | Государственная гражданская служба | Справочная и контактная информация | Полезные ссылки | Правотворческая деятельность прокуратуры Иркутской области | Работа с обращениями граждан | Интернет-приемная | Сводный план проверок субъектов предпринимательства по Иркутской области | Ежегодный план проверок деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц | Сведения о доходах | Информация о результатах проверок поднадзорных органов | Карта сайта

© Прокуратура Иркутской области

664011, Иркутск, улица Володарского 5
Телефон 8 (3952) 259000

Разработка сайта: Виртуальные технологии

В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.