Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей: цели, основания, порядок помещения

Согласно ч. 1 ст. 38 Основного закона Российской Федерации детство находится под защитой государства. Указанная конституционная гарантия имеет многоаспектное выражение, одним из которых является деятельность органов государственной и муниципальной власти по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Правовое регулирование вопросов организации профилактической работы с несовершеннолетними установлено Федеральным законом от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – Закон).

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних представляет собой систему социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Одним из видов профилактической деятельности является индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

Индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними лицами, нарушившими закон или совершившими иные действия, противоречащие их интересам или интересам других лиц, на сегодняшний день является одной из приоритетных задач органов государственной и муниципальной власти, поскольку направлена на недопущение формирования криминального типа поведения у детей, исправления девиантного типа мышления, что, в свою очередь, выступает в качестве средства предупреждения роста преступности по стране в целом.

Как правило, основу индивидуальной профилактической работы составляют профилактические беседы с несовершеннолетним правонарушителем, меры, направленные на обеспечение занятости и досуга ребенка, на оздоровление морально-психологического климата в семье. К сожалению, указанные мероприятия не всегда достигают главной цели – цели исправления несовершеннолетнего, поэтому законодателем предусмотрен перечень иных профилактических мероприятий, связанных с ограничением некоторых прав подростков. Одним из наиболее эффективных методов проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями является помещение в центр временного содержания.

В соответствии с ч.1 ст. 22 Закона центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (далее – ЦВСНП) – это учреждения органов внутренних дел, которые:

1) обеспечивают круглосуточный прием и временное содержание несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений;

2) проводят индивидуальную профилактическую работу с доставленными несовершеннолетними, выявляют среди них лиц, причастных к совершению преступлений и общественно опасных деяний, а также устанавливают обстоятельства, причины и условия, способствующие их совершению, и информируют об этом соответствующие органы внутренних дел и другие заинтересованные органы и учреждения;

3) доставляют несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также осуществляют в пределах своей компетенции другие меры по устройству несовершеннолетних, содержащихся в указанных учреждениях.

В ЦВСНП могут быть помещены несовершеннолетние:

1) направляемые по приговору суда или по постановлению судьи в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

2) временно ожидающие рассмотрения судом вопроса о помещении их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

3) самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

4) совершившие общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, в случаях, если необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья несовершеннолетних или предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния, а также в случаях, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение 3 часов;

5) совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность, до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, в случаях, если личности несовершеннолетних не установлены, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение 3 часов;

6) совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность в случаях, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение 3 часов.

Основаниями помещения несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел являются:

–приговор суда или постановление судьи – в отношении несовершеннолетних, направляемых в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

–постановление судьи – в отношении остальных несовершеннолетних.

Несовершеннолетние, совершившие общественно-опасное деяние, правонарушение, влекущее административную ответственность, до достижения возраста привлечения к уголовной и административной ответственности, а также совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность в случаях, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение установленного срока, могут быть помещены в ЦВСНП на срок не более 48 часов на основании постановления руководителя органов внутренних дел или уполномоченного сотрудника органов внутренних дел.

Начальник ЦВСНП или его заместитель незамедлительно, но не позднее чем через 24 часа уведомляет прокурора по месту нахождения этого центра о помещении в него указанных несовершеннолетних лиц, что выступает в качестве одной из гарантий соблюдения прав подростков.

Рассмотрение ходатайства о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП относится к обязательной категории дел, по которым прокурор дает заключение. В марте 2018 г. высшей судебной инстанцией разъяснено, что подобные материалы подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства. Прокурор, участвующий в деле о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП, изучив представленные материалы, опросив заинтересованных лиц, приходит к выводу о возможности и целесообразности помещения ребенка в ЦВСНП либо отсутствию такового, дает заключение по делу.

Помимо целей, оснований и порядка помещения несовершеннолетних в ЦВСНП представляется необходимым разъяснить особенности установления срока, на который помещаются подростки. Частью 5 ст. 21 Закона установлено, что несовершеннолетние могут находиться в ЦВСНП в течение времени, минимально необходимого для их устройства, но не более 30 суток, в исключительных случаях это время может быть продлено на основании постановления судьи на срок до 15 суток. То есть законом установлено, что суд, рассматривая ходатайство о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП не вправе устанавливать конкретный срок, поскольку определение срока зависит от личностных характеристик подростков, эффективности проводимой с ними работы и относится к полномочию должностных лиц ЦВСНП. Указание в постановлении суда конкретного срока помещения в ЦВСНП неоднократно успешно обжаловалось прокурорами в суды апелляционных инстанций.

В качестве одного из средств защиты помещенных несовершеннолетних является указание в законе на недопустимость цензуры переписки несовершеннолетнего с органами, призванными обеспечивать и защищать права несовершеннолетних. Между тем, с учетом задач помещения в ЦВСНП в законе указано, что переписка с адвокатом или иным лицом, оказывающим юридическую помощь на законных основаниях, цензуре не подлежит, за исключением случаев, когда администрация ЦВСНП располагает достоверными данными о том, что содержащиеся в переписке сведения направлены на инициирование, планирование или организацию преступления либо вовлечение в его совершение других лиц. В этих случаях контроль почтовых, телеграфных или иных сообщений осуществляется по мотивированному решению администрации центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел. Копия такого решения направляется прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законов соответствующим ЦВСНП.

Соблюдение прав и законных интересов подростков, помещенных в ЦВСНП, с учетом определенных ограничений, возложенных на детей на время пребывания в учреждении, гарантировано, наряду с иным, прокурорским надзором, осуществляемым на всех стадиях процесса помещения и пребывания несовершеннолетних в ЦВСНП.

Обращаясь к практике прокурорского надзора за исполнением законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, следует отметить, что помещение несовершеннолетних правонарушителей, не достигших возраста привлечения к административной и уголовной ответственности, в ЦВСНП является одним из наиболее эффективных инструментов индивидуальной профилактической работы с большим потенциалом для исправления несовершеннолетних, преступивших закон.

 

Помощник прокурора Качугского района

юрист 3 класса                                                И.С. Гукова

Братская межрайонная природоохранная прокуратура:

Октябрьский районный суд г. Иркутска:

Падунский районный суд г. Братска:

СФО:

Тулунский городской суд:

Управление Генеральной прокуратуры РФ в Сибирском федеральном округе:

Прокуратура Иркутской области:

Прокурор области Мельников Игорь Анатольевич

664011, г. Иркутск, ул. Володарского, 5

(395-2) 25-90-00


Читать новости

Прокуратура города Ангарска:

Прокуратура города Бодайбо:

Прокуратура города Братска:

Прокуратура Падунского района г. Братска:

Прокуратура города Иркутска:

Прокуратура Кировского района г. Иркутска:

Прокуратура Куйбышевского района г. Иркутска:

Прокуратура Ленинского района г. Иркутска:

Прокуратура Октябрьского района г. Иркутска:

Прокуратура Свердловского района г. Иркутска:

Прокуратура города Саянска:

Прокуратура города Усолье-Сибирское:

Прокуратура города Усть-Кута:

Прокуратура города Черемхово:

Прокуратура города Шелехова:

Прокуратура Аларского района:

Прокуратура Балаганского района:

Прокуратура Баяндаевского района:

Прокуратура Боханского района:

Прокуратура Братского района:

Прокуратура Жигаловского района:

Прокуратура Заларинского района:

Прокуратура Иркутского района:

Прокуратура Казачинско-Ленского района:

Прокуратура Катангского района:

Прокуратура Качугского района:

Прокуратура Киренского района:

Прокуратура Куйтунского района:

Прокуратура Мамско-Чуйского района:

Прокуратура Нижнеилимского района:

Прокуратура Нукутского района:

Прокуратура Ольхонского района:

Прокуратура Осинского района:

Прокуратура Слюдянского района:

Прокуратура Усть-Удинского района:

Прокуратура Чунского района:

Прокуратура Эхирит-Булагатского района:

Западно-Байкальская межрайонная прокуратура (на правах природоохранной):

Зиминская межрайонная прокуратура:

Нижнеудинская межрайонная прокуратура:

Тайшетская межрайонная прокуратура:

Тулунская межрайонная прокуратура:

Усть-Илимская межрайонная прокуратура:

Иркутская особо режимная прокуратура:

Ангарская прокуратура по надзору за ИУ:

Братская прокуратура по надзору за ИУ:

Иркутская прокуратура по надзору за ИУ:

Саянская прокуратура по надзору за соблюдением законов в ИУ:

Казачинско-Ленский район:

 

ОБЪЯВЛЕНИЕ

О введении в эксплуатацию Единого портала прокуратуры Российской Федерации

В целях реализации Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации с мая 2020 года поэтапно запускается в действие специальное программное обеспечение – Единый портал прокуратуры Российской Федерации.

В связи с чем для получения информации о деятельности органов прокуратуры Иркутской области с 27 мая 2020 года следует обращаться на интернет-представительство областной прокуратуры по ссылке в сети «Интернет» https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_38.

Архив новостей

пнвтсрчтптсбвс
293012345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829303112

Cиним цветом выделены даты последних новостей, ссылки ведут на все новости указанной даты.

Сила в правде

 

Главная | История | Конкурс Вместе против коррупции | Руководство | Структура | День Победы | Противодействие распространению коронавируса (2019-nCoV) | Документы | Противодействие коррупции | Защита прав граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций | Если нарушено право на оплату труда | Соблюдение прав предпринимателей | Абитуриентам и их родителям | Новости | Нюрнбергский процесс | Связь со СМИ | Правовая статистика | Статистические данные об использовании бюджетных средств | Правовое просвещение | Государственная гражданская служба | Справочная и контактная информация | Полезные ссылки | Правотворческая деятельность прокуратуры Иркутской области | Работа с обращениями граждан | Интернет-приемная | Сводный план проверок субъектов предпринимательства по Иркутской области | Ежегодный план проверок деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц | Сведения о доходах | Информация о результатах проверок поднадзорных органов | Карта сайта

© Прокуратура Иркутской области

664011, Иркутск, улица Володарского 5
Телефон 8 (3952) 259000

Разработка сайта: Виртуальные технологии

В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.