Административная ответственность за размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» материалов экстремистской направленности

Рассматривая вопрос об административной ответственности за размещение в сети «Интернет» материалов экстремистской направленности, прежде всего необходимо обратиться к понятию экстремистских материалов.

Согласно статьи 29 Конституции Российской Федерации, каждому допускается свобода мысли и слова. В то же время, «не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства».

Статьей 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» экстремистские материалы определены как предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистической рабочей партии Германии, фашистской Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Статья 13 «Ответственность за распространение экстремистских материалов» указанного выше федерального закона установлено.
«На территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.
Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому, административному или уголовному делу.
Одновременно с решением о признании информационных материалов экстремистскими судом принимается решение об их конфискации.
Копия вступившего в законную силу решения о признании информационных материалов экстремистскими направляется судом в трехдневный срок в федеральный орган государственной регистрации.
Федеральный орган государственной регистрации на основании решения суда о признании информационных материалов экстремистскими в течение тридцати дней вносит их в федеральный список экстремистских материалов.
Порядок ведения федерального списка экстремистских материалов устанавливается федеральным органом государственной регистрации.
Федеральный список экстремистских материалов подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте федерального органа государственной регистрации. Указанный список также подлежит опубликованию в средствах массовой информации в установленном порядке».

Как видим, законодатель четко и последовательно устанавливает запреты на распространение экстремистских материалов.

Не вдаваясь глубоко в проблему распространения экстремистских материалов, все же отметим, что при определенных условиях путем распространения экстремистских материалов, в том числе с использованием ИТКС «Интернет», совершаются уголовно-наказуемые деяния (например, предусмотренные ст.280 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности», ст. 282 УК РФ «Возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства» и др.).

В данном случае мы рассмотрим вопрос об административной ответственности за незаконное обращение экстремистских материалов.

Ответственность за это установлена ст. 20.29 КоАП РФ «Производство и распространение экстремистских материалов».
«Массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения –
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на должностных лиц – от двух до пяти тысяч рублей с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на юридических лиц – от ста тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства».

В качестве характеристики состава административного правонарушения указаны два важных условия: информационные материалы должны быть признаны экстремистскими по решению суда, на основании решения такие материалы должны быть включены в федеральный список экстремистских материалов, составляемый Минюстом России и подлежащий опубликованию.

Объектом правонарушения по рассматриваемой статье являются общественные отношения в сфере противодействия экстремистской деятельности (экстремизму), защита прав и свобод человека и гражданина, безопасность общества и государства.

Субъектом административного правонарушения могут быть граждане, должностные и юридические лица.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.29 КоАП РФ, возбуждаются прокурором (ч.1 ст. 28.4 КоАП РФ), рассматриваются судом (ч.1 ст.23.1 КоАП РФ)

Федеральный список экстремистских материалов Министерства юстиции Российской Федерации в значительной мере состоит их информационных ресурсов сети «Интернет», признанных в разные годы судами экстремистскими материалами.

Как свидетельствует надзорная практика, на территории области в 2017 – 2018 гг., административные правонарушения, предусмотренные ст. 20.29 КоАП РФ, совершались только с использованием ИТКС «Интернет». В 2017 г. к административной ответственности привлечено 4 физических лиц, в 2018 г. – 5. Всем им были назначены наказания в виде штрафа.

При изучении дел данной категории установлено, что виновные лица, а речь идет о лицах молодого возраста, размещали в открытом доступе в социальных сетях информационные материалы, признанные судами экстремистскими и включенные в опубликованный федеральный список экстремистских материалов Министерства юстиции Российской Федерации.

При этом, как правило, размещались материалы праворадикальной направленности.

Так, например, было установлено, что в сети «Интернет» на странице одного из пользователей в социальной сети «ВКонтакте» размещены материалы, признанные экстремистскими и включенные в федеральный список экстремистских материалов – видеоролик с наименованием: «Русь 88», при трансляции которого производится аудиоматериал (песня) «Русский стяг – Мы идем». Также размещены материалы, содержащие нацистскую символику – видеоролик транслирующий изображение фашисткой символики (изображение флагов со свастикой, солдата в форменном обмундировании нацистской Германии с 1935 по 1945 годы, символики СС войск). В отношении владельца ресурса, разместившего эти материалы, возбуждены 2 дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.29 КоАП РФ (распространение экстремистских материалов) и ч.1 ст. 20.3 КоАП РФ (публичное демонстрирование нацистской символики). Постановлениями суда виновному лицу назначены наказания в виде штрафа в размере по 1000 рублей за каждое (штрафы оплачены).

Прокуратура области и впредь будет проводить активную работу по выявлению лиц, размещающих экстремистские материалы, и привлечению их административной ответственности. Эта работа способствует снижению уровня напряженности в обществе и служит профилактикой совершения более тяжких экстремистских и террористических правонарушений.

Молодым же людям перед размещением сомнительных материалов на своих интернет-ресурсах необходимо задумываться при этом не только о той угрозе, которая представляет данная информация, но также и о себе. Ведь непродуманное размещение контента с экстремистской направленностью может пагубно сказаться на дальнейшем жизненном пути, помещать достижению поставленных перед собой целей.

 

Старший помощник прокурора Иркутской области
по надзору за исполнением законов о федеральной
безопасности, межнациональных отношениях и 
противодействии экстремизму                                               С.М. Фёдоров

 

Братская межрайонная природоохранная прокуратура:

Октябрьский районный суд г. Иркутска:

Падунский районный суд г. Братска:

СФО:

Тулунский городской суд:

Управление Генеральной прокуратуры РФ в Сибирском федеральном округе:

Прокуратура Иркутской области:

Прокурор области Мельников Игорь Анатольевич

664011, г. Иркутск, ул. Володарского, 5

(395-2) 25-90-00


Читать новости

Прокуратура города Ангарска:

Прокуратура города Бодайбо:

Прокуратура города Братска:

Прокуратура Падунского района г. Братска:

Прокуратура города Иркутска:

Прокуратура Кировского района г. Иркутска:

Прокуратура Куйбышевского района г. Иркутска:

Прокуратура Ленинского района г. Иркутска:

Прокуратура Октябрьского района г. Иркутска:

Прокуратура Свердловского района г. Иркутска:

Прокуратура города Саянска:

Прокуратура города Усолье-Сибирское:

Прокуратура города Усть-Кута:

Прокуратура города Черемхово:

Прокуратура города Шелехова:

Прокуратура Аларского района:

Прокуратура Балаганского района:

Прокуратура Баяндаевского района:

Прокуратура Боханского района:

Прокуратура Братского района:

Прокуратура Жигаловского района:

Прокуратура Заларинского района:

Прокуратура Иркутского района:

Прокуратура Казачинско-Ленского района:

Прокуратура Катангского района:

Прокуратура Качугского района:

Прокуратура Киренского района:

Прокуратура Куйтунского района:

Прокуратура Мамско-Чуйского района:

Прокуратура Нижнеилимского района:

Прокуратура Нукутского района:

Прокуратура Ольхонского района:

Прокуратура Осинского района:

Прокуратура Слюдянского района:

Прокуратура Усть-Удинского района:

Прокуратура Чунского района:

Прокуратура Эхирит-Булагатского района:

Западно-Байкальская межрайонная прокуратура (на правах природоохранной):

Зиминская межрайонная прокуратура:

Нижнеудинская межрайонная прокуратура:

Тайшетская межрайонная прокуратура:

Тулунская межрайонная прокуратура:

Усть-Илимская межрайонная прокуратура:

Иркутская особо режимная прокуратура:

Ангарская прокуратура по надзору за ИУ:

Братская прокуратура по надзору за ИУ:

Иркутская прокуратура по надзору за ИУ:

Саянская прокуратура по надзору за соблюдением законов в ИУ:

Казачинско-Ленский район:

 

ОБЪЯВЛЕНИЕ

О введении в эксплуатацию Единого портала прокуратуры Российской Федерации

В целях реализации Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации с мая 2020 года поэтапно запускается в действие специальное программное обеспечение – Единый портал прокуратуры Российской Федерации.

В связи с чем для получения информации о деятельности органов прокуратуры Иркутской области с 27 мая 2020 года следует обращаться на интернет-представительство областной прокуратуры по ссылке в сети «Интернет» https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_38.

Архив новостей

пнвтсрчтптсбвс
293012345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829303112

Cиним цветом выделены даты последних новостей, ссылки ведут на все новости указанной даты.

Сила в правде

 

Главная | История | Конкурс Вместе против коррупции | Руководство | Структура | День Победы | Противодействие распространению коронавируса (2019-nCoV) | Документы | Противодействие коррупции | Защита прав граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций | Если нарушено право на оплату труда | Соблюдение прав предпринимателей | Абитуриентам и их родителям | Новости | Нюрнбергский процесс | Связь со СМИ | Правовая статистика | Статистические данные об использовании бюджетных средств | Правовое просвещение | Государственная гражданская служба | Справочная и контактная информация | Полезные ссылки | Правотворческая деятельность прокуратуры Иркутской области | Работа с обращениями граждан | Интернет-приемная | Сводный план проверок субъектов предпринимательства по Иркутской области | Ежегодный план проверок деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц | Сведения о доходах | Информация о результатах проверок поднадзорных органов | Карта сайта

© Прокуратура Иркутской области

664011, Иркутск, улица Володарского 5
Телефон 8 (3952) 259000

Разработка сайта: Виртуальные технологии

В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.