Право собственности на лесные участки не подлежит регистрации при отсутствии доказательств перевода земель лесного фонда в иную категорию

Одним из основных принципов земельного законодательства, установленных в статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), является приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий.

Как следует из статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Согласно пункту 2 части 5 статьи 27 ЗК РФ земли лесного фонда ограничены в обороте и подлежат охране.

Исходя из положений ст. 71 ЛК РФ и п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон о приватизации) отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель лесного фонда, общего пользования, в том числе лесопарки.

Согласно статье 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

Границы лесничеств и лесных участков определяются при лесоустройстве, которое в соответствии с положениями статьи 68 ЛК РФ, наряду с другими работами включает в себя, в том числе, проектирование лесничеств, лесопарков, лесных участков, таксацию лесов.

При сопоставлении государственного кадастра недвижимости, Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного лесного реестра, выявляются многочисленные переводы лесных участков в земельные участки других категорий земель.

Перевод лесных земель в земли населенных пунктов производится в результате установления или изменения границ населенных пунктов.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Основанием для внесения изменений, в большинстве случаев послужили принятые органами местного самоуправления решения, об установлении или изменении границ населенных пунктов на основании утверждения или изменения генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Однако, порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа определен статьей 24, 25 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, которые предусматривают обязательное согласование проекта генерального плана с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в случае, когда предусматривается включение земельных участков из земель лесного фонда.

Согласно ч. 2, п. 2 ч. 3, ч. 5 ст. 23 ЛК РФ границы лесничеств, лесопарков устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Органы местного самоуправления такими полномочиями не наделены.

На основании изложенного, отсутствие согласования уполномоченного органа является основанием для признания незаконным нормативного правового акта об утверждении генерального плана городского округа, поселения и последующего возврата земель лесного фонда в собственность Российской Федерации, даже в случае их предоставления органами местного самоуправления физическим или юридическим лицам.

В виду распространенности земельных споров по вопросам выделения, передачи в собственность физических (юридических) лиц земель, отнесенных к лесному фонду, Верховный суд РФ в определении N 306-КГ16-7898 от 20.10.2016 разъяснил, что уполномоченный по регистрации прав орган имеет право отказать в регистрации права собственности на земельный участок при отсутствии доказательств законного перевода лесного участка лесного фонда в иную категорию.

 

Начальник управления по обеспечению
участия прокуроров в гражданском и
арбитражном процессе

старший советник юстиции                                           Н.А. Нестерова

Братская межрайонная природоохранная прокуратура:

Октябрьский районный суд г. Иркутска:

Падунский районный суд г. Братска:

СФО:

Тулунский городской суд:

Управление Генеральной прокуратуры РФ в Сибирском федеральном округе:

Прокуратура Иркутской области:

Прокурор области Мельников Игорь Анатольевич

664011, г. Иркутск, ул. Володарского, 5

(395-2) 25-90-00


Читать новости

Прокуратура города Ангарска:

Прокуратура города Бодайбо:

Прокуратура города Братска:

Прокуратура Падунского района г. Братска:

Прокуратура города Иркутска:

Прокуратура Кировского района г. Иркутска:

Прокуратура Куйбышевского района г. Иркутска:

Прокуратура Ленинского района г. Иркутска:

Прокуратура Октябрьского района г. Иркутска:

Прокуратура Свердловского района г. Иркутска:

Прокуратура города Саянска:

Прокуратура города Усолье-Сибирское:

Прокуратура города Усть-Кута:

Прокуратура города Черемхово:

Прокуратура города Шелехова:

Прокуратура Аларского района:

Прокуратура Балаганского района:

Прокуратура Баяндаевского района:

Прокуратура Боханского района:

Прокуратура Братского района:

Прокуратура Жигаловского района:

Прокуратура Заларинского района:

Прокуратура Иркутского района:

Прокуратура Казачинско-Ленского района:

Прокуратура Катангского района:

Прокуратура Качугского района:

Прокуратура Киренского района:

Прокуратура Куйтунского района:

Прокуратура Мамско-Чуйского района:

Прокуратура Нижнеилимского района:

Прокуратура Нукутского района:

Прокуратура Ольхонского района:

Прокуратура Осинского района:

Прокуратура Слюдянского района:

Прокуратура Усть-Удинского района:

Прокуратура Чунского района:

Прокуратура Эхирит-Булагатского района:

Западно-Байкальская межрайонная прокуратура (на правах природоохранной):

Зиминская межрайонная прокуратура:

Нижнеудинская межрайонная прокуратура:

Тайшетская межрайонная прокуратура:

Тулунская межрайонная прокуратура:

Усть-Илимская межрайонная прокуратура:

Иркутская особо режимная прокуратура:

Ангарская прокуратура по надзору за ИУ:

Братская прокуратура по надзору за ИУ:

Иркутская прокуратура по надзору за ИУ:

Казачинско-Ленская прокуратура по надзору за ИУ:

Казачинско-Ленский район:

 

Архив новостей

пнвтсрчтптсбвс
30123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123

Cиним цветом выделены даты последних новостей, ссылки ведут на все новости указанной даты.

 

Наш адрес:
664011, г.Иркутск, ул.Володарского,5
тел.(8-3952)259-000
Эл. почта:
procuror@irkproc.ru

Главная | История | Руководство | Структура | День Победы | Закон | Противодействие коррупции | Если нарушено право на оплату труда | Соблюдение прав предпринимателей | Абитуриентам и их родителям | Новости | Нюрнбергский процесс | Связь со СМИ | Правовое просвещение | Статистические данные | Государственная гражданская служба | Справочная и контактная информация | Полезные ссылки | Правотворческая деятельность прокуратуры Иркутской области | Работа с обращениями граждан | Интернет-приемная | Сводный план проверок субъектов предпринимательства по Иркутской области | Ежегодный план проверок деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц | Сведения о доходах | Карта сайта | Информация для заинтересованных лиц о рассмотрении судами исков прокурора о признании информации запрещенной

© Прокуратура Иркутской области

664011, Иркутск, улица Володарского 5
Телефон 8 (3952) 259000

Разработка сайта: Виртуальные технологии

В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.