Соблюдение законодательства о благотворительной деятельности при привлечении дополнительных финансовых средств в деятельности муниципальных образовательных учреждений.

В соответствии с ч.8 ст.41 Закона РФ от 10.07.1992 г. «Об образовании» образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.

Законодателем порядок привлечения дополнительных финансовых средств, складывающихся за счет добровольных пожертвований родителей обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях и целевых взносов граждан, не определен.

Действующий с 1995 года Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» содержит общие положения, согласно которых допускается, что благотворительная деятельность может осуществляться в целях содействия деятельности в сфере образования (ст.2 ФЗ).

Указанная деятельность может осуществлять гражданами и организациями на принципе добровольности и свободы выбора ее целей (ст. 4 ФЗ).

Данная норма предопределяет, что образовательное учреждение в лице администрации, органа самоуправления учреждением не вправе устанавливать обязанность родителей обучающихся оказывать помощь учреждению путем внесения денежных взносов, выполнения работ и оказания услуг, устанавливать фиксированные суммы платежей на ведение уставной деятельности учреждения.

Прокурорские проверки свидетельствуют, что руководителями муниципальных образовательных учреждений на территории Ангарского района указанные нормы нарушаются. Так, в истекшем периоде 2011 г. внесено 3 представления, опротестовано 3 локальных акта, регулирующих деятельность образовательных учреждений по приему родительских пожертвований. По результатам рассмотрения представлений нарушения законодательства устранены, необоснованно удержанная сумма в одном случае возвращены родителям ребенка, посещающего МДОУ.

Аналогичные нарушения выявлены и при проверке деятельности учреждений среднего профессионального образования, при обучении студентов по специальности «автомеханик» и сбору денежных средств оплату бензина при обучении практическому вождению. В связи с чем, в адрес Министра образования Иркутской области внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения устранены, руководитель техникума привлечен к дисциплинарной ответственности.

Поскольку, это безусловное право родителя ребенка оказать посильную помощь учреждению в той или иной форме, и на конкретные цели, целесообразно, чтобы администрацией учреждения заключался договор с конкретным лицом на оказание благотворительной помощи школе, либо детскому саду, подтверждающий добровольный характер осуществления такой помощи.

Государством указанная деятельность образовательных учреждений поощряется, вместе с тем, определен механизм контроля использования добровольных пожертвований в них. Так, Указом Президента РФ от 31.08.1999 г. №1134 «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в Российской Федерации» в целях дальнейшего развития государственно – общественных форм управления в сфере образования и дополнительного привлечения внебюджетных финансовых ресурсов для обеспечения деятельности общеобразовательных учреждений постановлено: считать необходимым создание в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях попечительских советов, имея в виду установление общественного контроля за использованием целевых взносов и добровольных пожертвований юридических и физических лиц на нужды общеобразовательных учреждений.

Анализ обращений граждан, поступивших в прокуратуру города Ангарска в текущем году свидетельствуют о том, что имеют место факты превышения полномочий в указанной сфере со стороны попечительских советов, родительских комитетов и др. органов самоуправления, что выражается в установлении размера денежных сумм добровольных пожертвований, кратности их поступления от родителей обучающихся, определение целей, на которые указанные пожертвования будут затрачены, контроля за их поступлением.

Указанные обстоятельства учтены при планировании работы прокуратуры города на 2012 г., запланирована проверка исполнения законодательства в указной сфере со стороны муниципальных образовательных учреждений.

Существующее нормативное регулирование вопроса порядка привлечения добровольных родительских пожертвований не позволяет четко очертить компетенцию органов самоуправления образовательных учреждений.

Согласно ч.2 ст. 35 Закона РФ от 10.07.1992 г. «Об образовании» порядок их выбора и компетенция определяются уставом образовательного учреждения, т.е. фактически самостоятельно учреждением. Имеющиеся типовые положения об образовательных учреждениях различных видов, «Примерное положение о попечительском совете общеобразовательного учреждения», утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.12.1999 г., указывают только на возможность содействия органов самоуправления привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития общеобразовательного учреждения.

Указанные положения не позволительно расширительно трактуются администрацией учреждений, что приводит к наделению попечительских советов необоснованно широкими полномочиями и влечет нарушения прав несовершеннолетних обучающихся и их родителей (законных представителей).

 

Старший помощник прокурора
советник юстиции                        О.А. Мельниченко

Братская межрайонная природоохранная прокуратура:

Октябрьский районный суд г. Иркутска:

Падунский районный суд г. Братска:

СФО:

Тулунский городской суд:

Управление Генеральной прокуратуры РФ в Сибирском федеральном округе:

Прокуратура Иркутской области:

Прокурор области Мельников Игорь Анатольевич

664011, г. Иркутск, ул. Володарского, 5

(395-2) 25-90-00


Читать новости

Прокуратура города Ангарска:

Прокуратура города Бодайбо:

Прокуратура города Братска:

Прокуратура Падунского района г. Братска:

Прокуратура города Иркутска:

Прокуратура Кировского района г. Иркутска:

Прокуратура Куйбышевского района г. Иркутска:

Прокуратура Ленинского района г. Иркутска:

Прокуратура Октябрьского района г. Иркутска:

Прокуратура Свердловского района г. Иркутска:

Прокуратура города Саянска:

Прокуратура города Усолье-Сибирское:

Прокуратура города Усть-Кута:

Прокуратура города Черемхово:

Прокуратура города Шелехова:

Прокуратура Аларского района:

Прокуратура Балаганского района:

Прокуратура Баяндаевского района:

Прокуратура Боханского района:

Прокуратура Братского района:

Прокуратура Жигаловского района:

Прокуратура Заларинского района:

Прокуратура Иркутского района:

Прокуратура Казачинско-Ленского района:

Прокуратура Катангского района:

Прокуратура Качугского района:

Прокуратура Киренского района:

Прокуратура Куйтунского района:

Прокуратура Мамско-Чуйского района:

Прокуратура Нижнеилимского района:

Прокуратура Нукутского района:

Прокуратура Ольхонского района:

Прокуратура Осинского района:

Прокуратура Слюдянского района:

Прокуратура Усть-Удинского района:

Прокуратура Чунского района:

Прокуратура Эхирит-Булагатского района:

Западно-Байкальская межрайонная прокуратура (на правах природоохранной):

Зиминская межрайонная прокуратура:

Нижнеудинская межрайонная прокуратура:

Тайшетская межрайонная прокуратура:

Тулунская межрайонная прокуратура:

Усть-Илимская межрайонная прокуратура:

Иркутская особо режимная прокуратура:

Ангарская прокуратура по надзору за ИУ:

Братская прокуратура по надзору за ИУ:

Иркутская прокуратура по надзору за ИУ:

Саянская прокуратура по надзору за соблюдением законов в ИУ:

Казачинско-Ленский район:

 

Архив новостей

пнвтсрчтптсбвс
30123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123

Cиним цветом выделены даты последних новостей, ссылки ведут на все новости указанной даты.

 

Наш адрес:
664011, г.Иркутск, ул.Володарского,5
тел.(8-3952)259-000
Эл. почта:
procuror@irkproc.ru

Главная | История | Руководство | Структура | День Победы | Документы | Противодействие коррупции | Защита прав граждан, пострадавших от паводков | Если нарушено право на оплату труда | Соблюдение прав предпринимателей | Абитуриентам и их родителям | Новости | Нюрнбергский процесс | Связь со СМИ | Правовая статистика | Статистические данные об использовании бюджетных средств | Правовое просвещение | Государственная гражданская служба | Справочная и контактная информация | Полезные ссылки | Правотворческая деятельность прокуратуры Иркутской области | Работа с обращениями граждан | Интернет-приемная | Сводный план проверок субъектов предпринимательства по Иркутской области | Ежегодный план проверок деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц | Сведения о доходах | Информация о результатах проверок поднадзорных органов | Карта сайта

© Прокуратура Иркутской области

664011, Иркутск, улица Володарского 5
Телефон 8 (3952) 259000

Разработка сайта: Виртуальные технологии

В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.