Коллективные трудовые споры и порядок их уррегулирования

В.И.Миронов, д. ю. н., профессор, заведующий кафедрой гражданского процесса и социальных отраслей права РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина, член НЭПС, Научно-консультативного совета при Генеральной прокуратуре, Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в РФ, Совета при Федеральной службе судебных приставов, федеральный судья в отставке

Продолжение, начало 11.02.09, 18.02.09

8. Коллективные трудовые споры и порядок их урегулирования

I. Понятие коллективного трудового спора

Коллективный трудовой спор является правовым понятием, которое дано в ст. 398 Трудового кодекса Российской Федерации. В соответствии с указанной нормой под коллективным трудовым спором понимаются неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

Определение коллективного трудового спора, сформулированное в ст. 398 Трудового кодекса Российской Федерации, содержит не все юридически значимые обстоятельства, характеризующие указанное правовое понятие. Данная статья содержит только указание на предмет коллективного трудового спора. В соответствии с указанной нормой предметом коллективного трудового спора является установление (изменение) условий труда для неопределенного круга лиц, что может быть осуществлено путем издания локальных нормативных актов. Требования, входящие в предмет коллективного трудового спора, не индивидуализированы. В связи с чем он отличается от предмета индивидуального трудового спора.

Понятие коллективного трудового спора может характеризоваться такими обстоятельствами, как полномочность участников коллективного трудового спора, установление особого порядка формирования требований, установление особых оснований возникновения коллективного трудового спора, наличие специальных правил разрешения коллективного трудового спора.
Определяющими же юридически значимыми обстоятельствами, характеризующими коллективный трудовой спор, являются:
- предмет коллективного трудового спора;
- порядок формирования требований;
- порядок предъявления требований;
- отказ работодателя от исполнения всех или части предъявленных требований;
- порядок урегулирования разногласий.

II. Виды коллективных трудовых споров

Любая классификация должна иметь правовое значение, соответственно, критерии классификации также должны иметь правовое значение.
1. В зависимости от уровня возникновения коллективного трудового спора выделяют коллективные трудовые споры, возникающие на:
- локальном уровне;
- территориальном уровне;
- региональном уровне;
- межрегиональном уровне;
- федеральном уровне.

По содержанию локальный и вышестоящие уровни ведения коллективного спора отличаются друг от друга. На вышестоящих уровнях нельзя провести забастовку, данный способ защиты трудовых прав возможен только на уровне организации.

2. По предмету коллективные трудовые споры делятся на:
- об установлении (изменении) условий труда;
- о заключении, изменении, выполнении коллективных договоров, соглашений;
- об отказе работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.
Коллективный трудовой спор на вышестоящих уровнях может возникнуть по поводу принятия (внесения изменений) в нормативные акты. Данный перечень не является исчерпывающим, так как возможно заявление требований об изменении нормативных актов.
3. В зависимости от порядка урегулирования коллективного трудового спора можно различать:
- коллективные трудовые споры, для урегулирования которых применение забастовки не допускается;
- коллективные трудовые споры, для урегулирования которых применение забастовки допускается.

III. Принципы рассмотрения коллективных трудовых споров

При урегулировании коллективных трудовых споров применяются следующие принципы:
- общие принципы социального партнерства, сформулированные в ст. 24 Трудового кодекса РФ;
- обязательность использования примирительных процедур;
- недопустимость уклонения от примирительных процедур;
- проведение забастовки как крайнего способа урегулирования возникших разногласий.

IV. Выдвижение требований работников
и их рассмотрение работодателем

Регулирование выдвижения требований осуществляется в порядке, предусмотренном ст. ст. 399 - 400 Трудового кодекса РФ. Классификация коллективных трудовых споров в зависимости от уровня возникновения разногласий является определяющей для выдвижения требований работниками.
Формирование требований на локальном уровне:
- предмет - коллективные требования, направленные на защиту неопределенного круга лиц;
- для формирования требований необходимо, чтобы представительный орган объединял более 50% работников организации;

- предмет требований в последующем не может быть изменен;
- формирование требований возможно на собрании работников, если на нем присутствует более 50% работников, или конференции работников, если на ней присутствует не менее 2/3 делегатов;

- для принятия требований необходимо, чтобы за них проголосовало более половины участников собрания (конференции);
- работодатель обязан предоставить работникам или их представителям необходимое помещение для проведения собрания и не вправе препятствовать его проведению (ч. 4 ст. 399 Трудового кодекса).

Сформированные требования работников могут быть оформлены:
- протоколом собрания;
- протоколом конференции;
- посредством сбора подписей работников.

Формирование требований в филиале организации возможно. В то же время имеется обстоятельство, которое запрещает формирование требований в филиале организации, им является наличие связи между структурным подразделением и другим структурным подразделением или организацией в целом. Следует отметить, что данное обстоятельство не вытекает из действующего законодательства. Для формирования требований филиал должен быть субъектом трудовых отношений и не зависеть от деятельности других структурных подразделений и организации в целом.
Сформированные требования должны быть направлены работодателю.

V. Рассмотрение работодателем требований работников

Сформированные на собрании (конференции) требования направляются на рассмотрение работодателю.
В соответствии с ч. 7 ст. 399 Трудового кодекса РФ копия требований работников может быть направлена в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров. В этом случае государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров обязан проверить получение требований другой стороной коллективного трудового спора.

Работодатель обязан принять к рассмотрению направленные ему требования работников. На локальном уровне работодатель рассматривает требования в течение 3 (трех) дней и в этот же срок сообщает в письменной форме в представительный орган работников о принятом решении (ч. 1 ст. 400 Трудового кодекса РФ). На вышестоящих уровнях социального партнерства срок рассмотрения требований составляет 1 (один) месяц (ч. 2 ст. 400 Трудового кодекса РФ). Коллективный трудовой спор возникает по истечении указанных сроков либо с момента, когда работодатель отклонил все или часть требований работников.

VI. Рассмотрение коллективного трудового спора
примирительной комиссией

Основным принципом примирительных процедур является то, что ни одна из сторон коллективного трудового спора не может уклоняться от них.

В соответствии с ч. 1 ст. 402 Трудового кодекса РФ примирительная комиссия должна быть создана в течение трех рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом (ч. 2 ст. 401 Трудового кодекса РФ). Создание примирительной комиссии возможно на всех уровнях социального партнерства, она формируется из равного числа представителей сторон. Согласно п. 15 Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией, утвержденных 29 декабря 2004 г. Постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 г. N 57, в зависимости от масштаба коллективного трудового спора и сложности выдвигаемых требований в состав примирительной комиссии могут входить от 2 до 5 представителей от каждой стороны, знающих проблему и владеющих искусством ведения переговоров.

В соответствии с ч. 6 ст. 402 Трудового кодекса РФ коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней со дня издания соответствующих актов о ее создании. Она рассматривает спор с участием сторон, заслушивает их объяснения. При рассмотрении коллективного трудового спора примирительной комиссией возможно применение по аналогии положений ГПК РФ, регламентирующих порядок проведения судебного заседания. Примирительная комиссия создается для рассмотрения конкретного спора. Решение примирительной комиссии должно приниматься большинством голосов от каждой из сторон коллективного трудового спора. Решение примирительной комиссии обязательно, так как является соглашением сторон. На заседании комиссии ведется протокол. В нем может быть изложено решение комиссии по вопросам, по которым стороны пришли к соглашению, и оставшиеся требования, составляющие предмет коллективного трудового спора.

VII. Рассмотрение коллективного трудового спора
при участии посредника

Данная процедура урегулирования коллективного трудового спора является дополнительным этапом. Участие посредника при урегулировании коллективного трудового спора не является обязательным.

В соответствии с ч. 1 ст. 403 Трудового кодекса РФ после составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора могут в течение трех рабочих дней пригласить посредника. Посредник дает рекомендации по вопросам урегулирования коллективного трудового спора, они не являются обязательными для сторон. Основная задача посредника - склонить стороны к заключению соглашения по неурегулированным разногласиям коллективного трудового спора.

Минтрудом России 28 декабря 2004 г. утверждены Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника.

VIII. Урегулирование коллективного трудового спора
в трудовом арбитраже

При рассмотрении коллективного трудового спора в примирительной комиссии может быть принято решение как о приглашении посредника, так и о создании трудового арбитража. Согласно ч. 7 ст. 404 Трудового кодекса РФ, в организациях, в которых не допускается проведение забастовки, создание трудового арбитража является обязательным и его решение имеет для сторон обязательную силу.

В соответствии с ч. 1 ст. 404 Трудового кодекса РФ трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений. Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен трудовым арбитражем в течение 5 дней со дня его создания. Решение трудового арбитража имеет обязательную силу, если об этом договорились стороны, оно принимается большинством голосов членов трудового арбитража. В организациях, в которых не допускается проведение забастовки, решение трудового арбитража в любом случае является обязательным.

Членами трудового арбитража могут быть лица, не заинтересованные в исходе коллективного трудового спора, то есть они не являются его участниками. Количество членов трудового арбитража должно быть нечетным.
Деятельность трудового арбитража осуществляется с учетом Рекомендаций Минтруда от 14.08.2002.
Создание трудового арбитража является обязательным этапом урегулирования коллективного трудового спора.

IX. Участие службы в урегулировании
коллективного трудового спора

Орган, который формирует требования, может направить их копию в соответствующую службу по урегулированию коллективных трудовых споров, которая действует при Федеральной службе по труду и занятости и в соответствующих органах субъектов РФ. В этом случае служба обязана принять участие в урегулировании коллективного трудового спора, она должна представить кандидатуры посредников, членов трудового арбитража. Служба регистрирует требования работников и направляет их другой стороне.

X. Реализация права на забастовку

1. Понятие забастовки

Забастовка является правовым понятием. Забастовка - временное приостановление работы с целью урегулирования разногласий, являющихся предметом коллективного трудового спора. С точки зрения юридически значимых обстоятельств, характеризующих данное правовое понятие, определяющими обстоятельствами являются:
- предмет трудового спора;
- приостановка работы.

Право на забастовку не только гарантировано Конституцией РФ, но оно также вытекает из Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Европейской социальной хартии.

Право на забастовку ограничено ст. 413 Трудового кодекса РФ. Данное ограничение связано с целями, перечисленными в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Ограничение права на забастовку должно быть сопряжено с достижением конституционно значимых целей.

2. Объявление забастовки

Забастовка может быть объявлена:
- в организации;
- в структурном подразделении, которое не влияет на работу других структурных подразделений и организации в целом.
Объявлению забастовки должно предшествовать прохождение обязательных примирительных процедур. В частности, должны быть предприняты попытки создания:
- примирительной комиссии;
- трудового арбитража.

Данное право реализуется в организации голосованием ее работников. Решение о проведении забастовки принимается на собрании (конференции) работников, на котором должно присутствовать более половины работников. Решение считается принятым, если за него проголосовало 50% от общего числа участников собрания или 2/3 от общего числа участников конференции.

В соответствии с ч. 6 ст. 410 Трудового кодекса РФ после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

Согласно ч. 8 ст. 410 Трудового кодекса РФ, работодатель должен быть предупрежден о проведении забастовки не позднее чем за 10 календарных дней. При проведении забастовки должен быть установлен минимум необходимых работ, которые определяются на федеральном уровне в соответствующей отрасли при участии представителей всех сторон социального партнерства. Указанный перечень может быть уточнен, он утверждается органом по труду и занятости субъекта Федерации, его решение может быть обжаловано в суд.

Решение о проведении забастовки может быть реализовано не позднее двух месяцев со дня его объявления.
В решении о проведении забастовки должно быть указано, где и кем проводится забастовка, примерное количество участников забастовки, примерная продолжительность забастовки.

3. Проведение забастовки

Согласно ст. 415 Трудового кодекса РФ, при проведении забастовки запрещается локаут, то есть увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или в забастовке. Лица, принимающие участие в забастовке, не могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности до момента, пока забастовка не будет признана незаконной вступившим в законную силу решением суда.

В соответствии с ч. 7 ст. 413 Трудового кодекса РФ в случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе отложить неначавшуюся забастовку на срок до 30 дней, а начавшуюся - приостановить на тот же срок. Согласно ч. 8 ст. 413 Трудового кодекса РФ в случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных ее территорий, Правительство Российской Федерации вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на десять календарных дней.

Работники, которые не участвовали в забастовке, но были лишены возможности трудиться, имеют право на сохранение средней заработной платы как за простой не по вине работника.
В период проведения забастовки за работниками, которые принимали в ней участие, размер среднего заработка не сохраняется.

4. Признание забастовки незаконной

В соответствии с ч. 4 ст. 413 Трудового кодекса РФ решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов. Дело рассматривается в порядке искового производства по заявлению работодателя или прокурора. Основаниями признания забастовки незаконной являются несоблюдение процессуальных требований для проведения забастовки. Указанный перечень не является исчерпывающим.

5. Правовое положение органа, возглавляющего забастовку

Орган, возглавляющий забастовку, представляет интересы работников, он может привлекать специалистов, получать объяснения от работодателя. Доведение до этого органа сведений о незаконности забастовки порождает обязанность работников приступить к работе. Данный орган обязан возместить все убытки, причиненные проведением забастовки, которая была признана незаконной.

6. Правовое положение работников при проведении забастовки

Работники не несут ответственности за действия органа, возглавляющего забастовку, они несут индивидуальную ответственность, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности за невыход на работу, когда имеется вступившее в законную силу решение суда о признании забастовки незаконной.

7. Ответственность за нарушение законодательства
о коллективных трудовых спорах

За нарушение законодательства о коллективных трудовых спорах возможно привлечение к:
- дисциплинарной ответственности работников;
- материальной ответственности представительного органа;
- административной ответственности, в том числе за уклонение от участия в примирительных процедурах;
- уголовной ответственности за принуждение к участию в забастовке.

"Трудовое право", 2008, N 4, продолжение следует

Братская межрайонная природоохранная прокуратура:

Октябрьский районный суд г. Иркутска:

Падунский районный суд г. Братска:

СФО:

Тулунский городской суд:

Управление Генеральной прокуратуры РФ в Сибирском федеральном округе:

Прокуратура Иркутской области:

Прокурор области Мельников Игорь Анатольевич

664011, г. Иркутск, ул. Володарского, 5

(395-2) 25-90-00


Читать новости

Прокуратура города Ангарска:

Прокуратура города Бодайбо:

Прокуратура города Братска:

Прокуратура Падунского района г. Братска:

Прокуратура города Иркутска:

Прокуратура Кировского района г. Иркутска:

Прокуратура Куйбышевского района г. Иркутска:

Прокуратура Ленинского района г. Иркутска:

Прокуратура Октябрьского района г. Иркутска:

Прокуратура Свердловского района г. Иркутска:

Прокуратура города Саянска:

Прокуратура города Усолье-Сибирское:

Прокуратура города Усть-Кута:

Прокуратура города Черемхово:

Прокуратура города Шелехова:

Прокуратура Аларского района:

Прокуратура Балаганского района:

Прокуратура Баяндаевского района:

Прокуратура Боханского района:

Прокуратура Братского района:

Прокуратура Жигаловского района:

Прокуратура Заларинского района:

Прокуратура Иркутского района:

Прокуратура Казачинско-Ленского района:

Прокуратура Катангского района:

Прокуратура Качугского района:

Прокуратура Киренского района:

Прокуратура Куйтунского района:

Прокуратура Мамско-Чуйского района:

Прокуратура Нижнеилимского района:

Прокуратура Нукутского района:

Прокуратура Ольхонского района:

Прокуратура Осинского района:

Прокуратура Слюдянского района:

Прокуратура Усть-Удинского района:

Прокуратура Чунского района:

Прокуратура Эхирит-Булагатского района:

Западно-Байкальская межрайонная прокуратура (на правах природоохранной):

Зиминская межрайонная прокуратура:

Нижнеудинская межрайонная прокуратура:

Тайшетская межрайонная прокуратура:

Тулунская межрайонная прокуратура:

Усть-Илимская межрайонная прокуратура:

Иркутская особо режимная прокуратура:

Ангарская прокуратура по надзору за ИУ:

Братская прокуратура по надзору за ИУ:

Иркутская прокуратура по надзору за ИУ:

Саянская прокуратура по надзору за соблюдением законов в ИУ:

Казачинско-Ленский район:

 

Архив новостей

пнвтсрчтптсбвс
30123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123

Cиним цветом выделены даты последних новостей, ссылки ведут на все новости указанной даты.

 

Наш адрес:
664011, г.Иркутск, ул.Володарского,5
тел.(8-3952)259-000
Эл. почта:
procuror@irkproc.ru

Главная | История | Руководство | Структура | День Победы | Документы | Противодействие коррупции | Защита прав граждан, пострадавших от паводков | Если нарушено право на оплату труда | Соблюдение прав предпринимателей | Абитуриентам и их родителям | Новости | Нюрнбергский процесс | Связь со СМИ | Правовая статистика | Статистические данные об использовании бюджетных средств | Правовое просвещение | Государственная гражданская служба | Справочная и контактная информация | Полезные ссылки | Правотворческая деятельность прокуратуры Иркутской области | Работа с обращениями граждан | Интернет-приемная | Сводный план проверок субъектов предпринимательства по Иркутской области | Ежегодный план проверок деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц | Сведения о доходах | Информация о результатах проверок поднадзорных органов | Карта сайта

© Прокуратура Иркутской области

664011, Иркутск, улица Володарского 5
Телефон 8 (3952) 259000

Разработка сайта: Виртуальные технологии

В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.