О проблемах применения внесенных изменений в УПК РФ

С 2002 года на территории Российской Федерации уголовно-процессуальные отношения стали регулироваться новым УПК РФ. С этого времени в данный законодательный акт федеральными законами (порядка 30) внесены многочисленные изменения, которые затронули все его главы.

По сути дела по сравнению с 2002 сегодня мы имеем дело практически с новым УПК РФ. Как отмечается многими учеными-процессуалистами, такая интенсивная динамика изменений закона никак не может способствовать стабильности его правоприменения. Кроме того, большинство внесенных в УПК РФ изменений не подчинены какой-либо стройной и единой концепции(1). Действительно логика законодателя при внесении изменений в УПК РФ не всегда понятна, при этом таким «измененным законом» должен руководствоваться правоприменитель в своей повседневной деятельности.

В 2007 году законодательной властью в УПК РФ были внесены значительные изменения, касающиеся надзорной и следственной деятельности. 2 декабря 2008 года увидел свет Федеральный закон «О внесении изменений в уголовно процессуальный кодекс Российской Федерации». Оценивать данные изменения с точки зрения их применения в уголовном процессе еще, пожалуй, рано, но обратившись к ним, можно сделать определенные выводы.

Декабрьские изменения 2008 года направлены на повышение статуса руководителя следственного органа в уголовном процессе, наделение его дополнительными полномочиями. Позже необходимо проанализировать практику применения данных изменений в части расширения процессуальных, следственных полномочий руководителя следственного органа.

При этом, на наш взгляд, стоит заметить, что положительным моментом в данных изменениях, несомненно, является закрепление срока рассмотрения требований прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия в 5 суток, также по письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела, что позволит уменьшить волокиту, своевременно пресечь нарушения уголовно-процессуального закона, тем самым действенно защитить права и интересы граждан.

Оценивая изменения далее, законодатель ст. 148 УПК РФ изложил в следующей редакции: «Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления об отказе в возбуждении. Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, соответствующий руководитель следственного органа отменяет его и возбуждает уголовное дело либо направляет материалы для дополнительной проверки со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения». Здесь законодатель еше раз показывает не логичность своих действий, устанавливая в ст.39 УПК РФ срок рассмотрения требований прокурора и не устанавливая такой срок в ст. 148 УПК РФ при внесении мотивированного постановления прокурора.


Далее, изменив в ст. 148 УПК РФ полномочия руководителя следственного органа в сторону их расширения, было в очередной раз допущено смешение следственной и надзорной деятельности, от которого так хотел уйти законодатель. Теперь соответствующий руководитель следственного органа оценивает как и отказ в возбуждении уголовного дела соответствующего руководителя следственного органа, так и мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов для решения вопроса об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, при этом осуществляя административные полномочия, свойственные надзору. Вряд ли такое расширение полномочий позволит действенно повысить качество следствия, сократить его сроки, избежать волокиты.

В целом, стоит еще раз отметить, что непродуманное, без прогнозирования последствий увеличение полномочий руководителя следственного органа, постоянные изменения УПК РФ не могут положительным образом сказаться на следственной деятельности. Тенденция на сокращение надзорных полномочий прокурора в уголовно-процессуальной сфере сегодня отмечается как представителями науки уголовного процесса, так и практическими работниками, мнения по этому поводу различные(2), но однозначные выводы необходимости данных изменений в уголовном судопроизводстве даст только анализ их применения.


И.о. заместителя прокурора
Свердловского района г. Иркутска
младший советник юстиции И.И. Красина

1.Калиновский К.Б. Коррекционное толкование отдельных положений законов о внесении изменений в УПК РФ // Журнал российского права. 2008. №8
2. Смирнов Г.К. Проблемы совершенствования института участия прокурора в до судебном производстве // Российская юстиция. 2008. №11

Братская межрайонная природоохранная прокуратура:

Октябрьский районный суд г. Иркутска:

Падунский районный суд г. Братска:

СФО:

Тулунский городской суд:

Управление Генеральной прокуратуры РФ в Сибирском федеральном округе:

Прокуратура Иркутской области:

Прокурор области Мельников Игорь Анатольевич

664011, г. Иркутск, ул. Володарского, 5

(395-2) 25-90-00


Читать новости

Прокуратура города Ангарска:

Прокуратура города Бодайбо:

Прокуратура города Братска:

Прокуратура Падунского района г. Братска:

Прокуратура города Иркутска:

Прокуратура Кировского района г. Иркутска:

Прокуратура Куйбышевского района г. Иркутска:

Прокуратура Ленинского района г. Иркутска:

Прокуратура Октябрьского района г. Иркутска:

Прокуратура Свердловского района г. Иркутска:

Прокуратура города Саянска:

Прокуратура города Усолье-Сибирское:

Прокуратура города Усть-Кута:

Прокуратура города Черемхово:

Прокуратура города Шелехова:

Прокуратура Аларского района:

Прокуратура Балаганского района:

Прокуратура Баяндаевского района:

Прокуратура Боханского района:

Прокуратура Братского района:

Прокуратура Жигаловского района:

Прокуратура Заларинского района:

Прокуратура Иркутского района:

Прокуратура Казачинско-Ленского района:

Прокуратура Катангского района:

Прокуратура Качугского района:

Прокуратура Киренского района:

Прокуратура Куйтунского района:

Прокуратура Мамско-Чуйского района:

Прокуратура Нижнеилимского района:

Прокуратура Нукутского района:

Прокуратура Ольхонского района:

Прокуратура Осинского района:

Прокуратура Слюдянского района:

Прокуратура Усть-Удинского района:

Прокуратура Чунского района:

Прокуратура Эхирит-Булагатского района:

Западно-Байкальская межрайонная прокуратура (на правах природоохранной):

Зиминская межрайонная прокуратура:

Нижнеудинская межрайонная прокуратура:

Тайшетская межрайонная прокуратура:

Тулунская межрайонная прокуратура:

Усть-Илимская межрайонная прокуратура:

Иркутская особо режимная прокуратура:

Ангарская прокуратура по надзору за ИУ:

Братская прокуратура по надзору за ИУ:

Иркутская прокуратура по надзору за ИУ:

Саянская прокуратура по надзору за соблюдением законов в ИУ:

Казачинско-Ленский район:

 

Архив новостей

пнвтсрчтптсбвс
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293012

Cиним цветом выделены даты последних новостей, ссылки ведут на все новости указанной даты.

 

Внимание! Горячая линия! Проверка соблюдения прав инвесторов

Наш адрес:
664011, г.Иркутск, ул.Володарского,5
тел.(8-3952)259-000
Эл. почта:
procuror@irkproc.ru

© Прокуратура Иркутской области

664011, Иркутск, улица Володарского 5
Телефон 8 (3952) 259000

Разработка сайта: Виртуальные технологии

В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.