Перейти к содержанию

Разрешён ли двойной обгон и обгон «паровозиком»?

Нарушение правил обгона – последствия и штрафы ГИБДД

Каждый автовладелец знает, что знать все основные правила дорожного движения крайне необходимо для того, чтобы снизить риск возникновения аварии и возможности быть оштрафованным инспектором ДПС.

Однако иногда возникают некоторые трудности в толковании этих правил. И тогда, даже опытный водитель не сможет точно сказать – нарушает он или нет. Такая ситуация может возникнуть при обгоне автомобиля, двигающегося во встречном направлении, справа.

Дело в том, что на дороге совершается два различных маневра:

  1. Обгон. Данный маневр осуществляется с выездом на полосу встречного движения. При этом скорость должна быть выше, чем у обгоняемого транспортного средства. После обгона водитель должен вернуться в свою полосу.
  2. Опережение. При таком маневре выезд на встречную полосу не производится. При этом скорость должна быть выше, чем у машины, едущей впереди. Во время опережения выезжать на соседнюю полосу можно, но не возвращаться назад после завершения маневра.

Что сказано в ПДД

Изначально под самим понятием обгона подразумевается особый маневр водителя на транспортном средстве, при исполнении которого происходит выезд на полосу встречного движения, а впоследствии его возвращение в ранее занимаемую полосу, но уже впереди упомянутого авто.

Стоит помнить и о том, что по факту нет чёткого упоминания, должны ли присутствовать в этот момент на трассе иные транспортные средства. Например, можно даже обгонять какое-либо статическое препятствие: любые места происшествия, выбоины, преграды и иные объекты.

Главное условие здесь – необходимо осуществить выезд на встречную полосу, особенно в тех местах, когда действия полностью запрещены действующими ПДД 2021 года.

Виды опережения авто

Большинство владельцев автомобиля (независимо от своего опыта вождения) думают, что «опережение» и «обгон» — практически одно и то же, поскольку речь идёт о выполнении очень похожих маневров с единой целью перестройки на пути. Но на деле всё-таки существуют некоторые важные отличия в теории и для начала:

  • обгон подразумевает, что нужно выехать на встречную полосу, а вот при опережении этого не требуется делать;
  • нарушение условий опережения по правой стороне не чревато штрафом, а при неправильном обгоне наказание регламентируется ст. 12 КоАП РФ;
  • перестройка справа иногда допустима только с левой стороны, а вот опережение разрешено по обеим линиям;
  • обгон включает достаточное количество запретов, а для опережения только одно – запрещенные участки для маневров.

Поэтому водители не должны путать обгон и опережение с перестройкой в другую сторону движения – по сути это совершенно разные траектории движения на дороге. К тому же бывает всего 2 вида опережения, которые разрешены правилами: без изменения полосы (через увеличения скорости) и с выездом на соседнюю полосу (без выезда на встречную).

Различия обгона и опережения

Если разбираться с сухой теории, то обгон в принципе нельзя совершать с правой стороны, исходя из самого понятия по ПДД. Понять, в чём именно заключается ошибка многих автолюбителей, употребляющих словосочетание «обгон справа», следует тщательно изучить оба термина:

  1. Опережение – это движение без выхода на встречную сторону с более высокой скоростью, чем у соседнего транспорта на той же полосе движения.
  2. Обгон – это опережение машины с выездом на встречную полосу. Перестраиваться так не всегда запрещено, но это является наиболее опасным маневром, поэтому на некоторых зонах совершать его недопустимо.

В итоге получается, что под «обгоном справа» многие водители подразумевают именно опережение, ведь в России принято правостороннее движение и получается, что обгонять другие автомобили можно лишь с левой стороны.

Где обгон запрещен и какой за это штраф 2021

Согласно ПДД, перед началом обгона обгон, водитель должен быть полностью уверен, что полоса движения, куда он собирается перестроиться, свободна на расстояние, достаточное для обгона, и обгон не создаст опасности другим транспортным средствам.

  1. Раньше обгон считался таковым при опережении движущегося авто, теперь этот пункт убрали и чёткой трактовки этому поводу законодательство не дало. Это значит, что обгоном может считаться также объезд стоящего транспортного средства.
  2. Новые правила в какой-то степени сузили понятие обгона. Теперь обгон предусматривает понятие выезда на встречную полосу. Однако этот выезд разрешён только на участках трассы, где нет чёткого запрета на пересечение (например, двухполосная дорога без разделительной двойной сплошной линии).

В каких случаях возникает необходимость для маневра

Пока стандартный процесс обгона стоит осуществлять обязательно в соответствии со всеми зафиксированными на законодательном уровне правилами. Так движение на трассе регулируется одновременно несколькими элементами, включая разнообразные дорожные знаки, разметку и светофоры. Сам маневр рекомендуют повторять только при наличии действительно серьезных причин. В первую очередь речь идёт о следующих моментах:

  • впереди движется транспорт, который едет существенно медленнее, чем допустимо на конкретной полосе;
  • присутствует серьёзные препятствие на дороге и их невозможно преодолеть иными способами или переждать.

Теоретически обгон именно по обочине в принципе нельзя осуществлять. Важно подчеркнуть, что сам алгоритм подразумевает большой штраф и другие административные наказания, если не придерживаться типичных требований ПДД.

Просто так осуществлять обгон, даже медленно движущейся машины, не допускается. Заодно при оценке определённой ситуации нужно не забывать и про иные элементы дорожной инфраструктуры: уделять внимание таким проблемным локациям как перекрёсток.

Различия меду обгоном и опережением

Согласно новым правилам обгон рассматривается как опережение машины по встречной полосе, после чего водитель возвращается на свою полосу. Опережение понимается как езда, в ходе которой машина обгоняет другое авто, при этом, не выезжая на полосу, отведенную для встречного движения. Если осуществляется выезд из полосы или ряда, который занимал автомобиль, при этом направление движения сохраняется, то осуществляется перестроение.

Опережать автомобиль можно почти в любой момент времени, при этом для обгона предусмотрена масса ограничений.

Как правильно выполнить

Во время езды вдоль трассы возникают разнообразные ситуации, поэтому иногда крайне важно совершить объезд транспортного средства справа. В данном положении нужно соблюсти определённые меры безопасности, необходимые для предотвращения ДТП. В частности, стоит:

  1. Убедиться в том, что на рассматриваемой полосе нет припаркованных автомобилей, а сам манёвр не приведёт к столкновению.
  2. Ознакомиться со всеми дорожными символами, которые указывают на второстепенные дороги, переходы и иные направления.
  3. Проанализировать схему движения машин сзади с целью уточнения их намерений, чтобы избежать аварий (сигнал поворотника).
  4. Уточнить условия покрытия обочины и погоды (смена поверхности, особенно в дождь или снегопад, часто заканчивается тем, что транспорт ведёт в сторону).

В первую очередь необходимо максимально точно определить дистанцию между впереди идущими машинами, чтобы быть на 100% уверенным в успешности запланированного маневра – перестроения в соседний ряд.

Какие особенности

Водителю необходимо заранее разобраться с тем, как вообще должен осуществляться классический процесс обгона. В общих правилах имеются определённые требования касательно свершения подобного маневра. Так к основным советам насчёт совершения обгона относятся следующие пункты:

  1. Включить сигнал о повороте, чтобы предупредить следующие рядом автомобили о планировании манёвра.
  2. Удостовериться в том, что дорожное полотно полностью открыто для проезда, нет припаркованного транспорта.
  3. Обратить внимание на дорожные знаки, щиты, табло и убедиться в отсутствии пешеходных переходов или автобусных остановок.
  4. Переключиться на более мощную передачу, чтобы машина смогла совершить манипуляцию.
  5. Проверить, не помешает ли обгон другим водителям, если сзади кто-то уже начал совершать аналогичный поворот, то пропустить его.
  6. Оценить дистанцию до авто, едущих по встречной полосе с целью определения возможности успеть завершить перестроение.
  7. Убедиться, что после обгона машина сможет возвратиться на прежнюю полосу и при этом не мешать другим участникам движения.

Не нужно пытаться совершить обгон на узких двухполосных и горных дорогах: на таких территориях весьма проблематично разъехаться в разных направлениях, поскольку одновременно 3 едущие машины приведут к серьёзной аварии. А когда обгон с правой стороны осуществляет идущее сзади авто, не нужно проделывать резких манипуляций или специально сигналить.

Когда разрешён маневр

Если затрагивать ситуацию, связанную с заездом на трамвайные рельсы, то подобная версия маневра запрещена, особенно если задуманная траектория напрямую связана с попыткой обгона. В ПДД за 2021 год оговорены как минимум 2 ситуации, где данная схема допустима:

  • объезд стоящих транспортных средств, которые загораживают движение при аварийной ситуации;
  • движение в период увеличенного потока машин.

В обоих вариантах водитель имеет право предварительно убедиться, что запланированные действия на машине не будут мешать передвижению трамвая, поскольку общественный транспорт имеет приоритет на дороге, где размещены рельсы. Причём заезд на траекторию езды встречного трамвая карается законом, ведь представляет собой одновременно несколько серьёзных правонарушений: передвижение по рельсам и по встречной полосе.

Любая попытка объехать пробку на пути по обочине классифицируется как нарушение: такое поведение приводит к порче транспорта и вызывает проблемы при перестроении в основной ряд.

В каком случае запрещается обгонять

По-настоящему опасные участки дороги априори подразумевают установление запрета на то, чтобы совершить обгон в определённых случаях. Так допускается осуществлять маневр, если:

  1. Движущееся впереди авто осуществляет обгон препятствия или же объезд такового.
  2. Машина, находящаяся впереди, неожиданно подала предупреждающий сигнал поворота.
  3. Следующее за водителем транспортное средство первое начало осуществлять процесс обгона.
  4. Процесс совершения маневра рискует создать аварийную ситуацию на дороге или привести к ДТП.

Стоит заметить, что сам водитель по умолчанию не должен препятствовать обгону, который выполняют иные автомобили. Вдобавок на любой трассе существует отдельный перечень зон, где осуществлять процесс обгона вовсе запрещено. В их список включены:

  • регулируемые перекрёстки, а также нерегулируемые, если не являются главными;
  • пешеходные переходы и железнодорожные полотна (ближе, чем за 100м до таковых);
  • различные форматы мостов, путепроводов, эстакад и тоннели, а также конечная часть подъёмов.

При приближении к данным местам, необходимо как минимум морально подготовить себя к тому, чтобы немало внимания придётся уделять дороге, да и движущимся, особенно спереди, транспорту, которые хочется в перспективе обогнать и ехать впереди них.

Разрешён ли маневр впереди движущегося ТС

На практике задуманный обгон при нахождении впереди движущегося автомобиля разрешён согласно общепринятым критериям, а именно — в случае, когда обгоняющий не создаёт для других водителей дополнительных помех. В первую очередь стоит убедиться, что дистанция между обгоняющей особой и машиной, следующей за ним, достаточная для исключения аварийной ситуации.

Согласно п. 11.1. ПДД, прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии.

Если планируется выполнить обгон, но не получается заранее убедиться в том, что владелец авто не будет препятствовать данному маневру, лучше отказаться от столь опасного и непредсказуемого сценария. Ведь на практике довольно сложно определить, что именно задумал водитель другого транспортного средства. А во всех остальных случаях в ДТП виноват именно обгоняющий водитель.

Ответственность

Изначально стоит отметить, что в ПДД понятия «обгон справа» не существует, поэтому и штраф за обгон с правой стороны просто отсутствует. Однако если инспектор ГИБДД остановит нарушителя за езду по обочине или тротуару, то он выпишет штраф в размере 1 500 рублей.

Существуют и другие меры наказания. Например, если водитель шел на опережение по обочине и или тротуару, то административное наказание, за такое нарушение составляет в пределах 5 000 рублей.

Стоит отметить, что такой же штраф предусмотрен, если осуществляется обгон справа на пешеходном переходе, который не регулируется светофором.

Вообще за нарушение пересечения пешеходного перехода предусмотрено денежное наказание в размере 1 500 рублей. Его выписывают если водитель, не пропустил всех пешеходов, не снизил скорость, пересекая «зебру», заехал на ее границы.

В том случае если объезд транспортного средства производится по велосипедной дорожке или тротуару, то водителю будет выписано постановление. Как правило, размер штрафа составляет 2 000 рублей.

Если водитель осуществляет обгон справа и при этом выехал на сплошную полосу, то он получит административное наказание в размере 5 000 рублей. Однако это еще не все. У нарушителя отнимут водительское удостоверение на срок до 6 месяцев.

Стоит отметить, если выезд на обочину осуществляется вынуждено, то штраф на водителя не будет наложен.

Например, если дорожное полотно сильно повреждено, впереди случилась авария или другое препятствие. Однако это не дает права водителю нарушать ПДД. Благодаря правилам на дорогах снижается развитие аварийных ситуаций, что способствует сохранению жизней людей.

Частые ошибки, которые совершают водители

Дополнительно следует рассказать о самых частых ошибках, которые допускают неопытные водители при обгоне. В упомянутых случаях нужно быть максимально внимательным и осторожным на дороге:

  1. Не ориентировался на знаки и разметку.
  2. Не посмотрел в зеркало заднего вида.
  3. Совершал затяжной маневр (медленный).
  4. Не включил поворотник во время обгона.
  5. Игнорировал погодные условия (туман, снег и пр.).
  6. Обгон паровозиком (вслед за другим авто).
  7. Объезд сразу нескольких транспортных средств.
  8. Плотный прижим к другому авто.
  9. Резкий сброс скорости после обгона ниже, чем нужно.
  10. Обгон на перекрёстке (запрещён согласно п. 11.4).
  11. Незнание «негласных правил» движения.

Всегда нужно быть предельно внимательным на дороге: самое опасное – это не штраф и лишение удостоверения, а риск попасть в ДТП, которое может закончиться летальным исходом.

Штраф за обгон

Если водитель выполнил обгон в зоне установки запрещающего знака, который дополнен сплошной линией разметки, то, как правило, инспектор ГИБДД либо устройство фиксации нарушения будут квалифицировать это действие как статья 12.15.4 КоАП. За правонарушение водитель может быть оштрафован на 5 000 рублей либо лишен прав на полгода.

Про двойной обгон, бесконтактное ДТП и еще 8 важных разъяснений Верховного суда для водителей

Хотя словосочетание «пленум Верховного суда» звучит невероятно скучно, нынешнее заседание принесло автомобилистам много любопытных новостей. Разъяснения высшей инстанции — это, по сути, финальная трактовка тонких моментов Правил дорожного движения, административного кодекса и других водительских нормативов, причем юристы считают, что нынешний пленум переиначил многие решения предыдущего заседания. Разбираем 10 наиболее важных пунктов.

Что такое двойной обгон

Пункт 11.2 ПДД запрещает водителям двойной обгон, но в России не было единого понимания того, что считать таковым. Например, были прецеденты наказания тем, кто вышел на обгон в разрешённом месте позади другого автомобиля, который ехал в сотне метров впереди и обгонял совсем другую машину.

Верховный суд, на первый взгляд, внёс некое здравомыслие в эти трактовки и примером двойного обгона предложил считать ситуацию, когда вы пытаетесь обогнать машину, уже совершающую обгон или объезд препятствия. Также запрещено обгонять машину впереди, если она подала левый сигнал поворота. Во всех случаях предусмотрено наказание по части 4 статьи 12.15 КоАП.

— Раньше нарушения пункта 11.2 ПДД вообще очень редко наказывались, и фактически разъяснение Верховного суда в первую очередь подтверждает, что за нарушения такого рода можно привлекать по части 4 статьи 12.15 КоАП, — объясняет автоюрист Лев Воропаев. — Кроме того, в списке таких нарушений фигурирует и ситуация, когда водитель вышел на обгон, но не имеет возможности безопасно вернуться в свою полосу. Раньше за это в принципе не наказывали.

А следует ли из документа, что Верховный суд отменил наказание за обгоны «паровозиком»?

— На самом деле, здесь ясности нет: хотя в качестве примера двойного обгона они приводят именно попытку обогнать машину, которая уже кого-то обгоняет, это не означает, что обгоны «паровозиком» разрешены, хотя, возможно, суды воспримут эти разъяснения именно так, — добавляет эксперт.

Нарушитель лишается приоритета

Очень много споров вызывали ситуации, когда водитель, имеющий приоритет, нарушает какой-то из пунктов правил. Типичный пример: водитель проскакивает на красный и врезается в автомобиль, который со встречной полосы поворачивал налево. Формально последний должен был уступить дорогу машине, которая движется прямо, но раз она ехала на красный, ситуация становится неоднозначной.

Аналогичные проблемы были с теми, кто объезжал пробку по встречной полосе или обочине и выскакивал на перекрёсток в неожиданной манере.

Верховный суд разъяснил, что в этих случаях нарушитель не имеет приоритета. Скажем, если один из водителей обгонял через двойную сплошную, а второй выезжал с прилегающей территории, не уступив ему, виновным должен быть тот, кто незаконно обгонял. Логика в этом простая — подобные нарушения зачастую лишают остальных водителей возможности предвидеть угрозу, ведь автомобиль, движущийся по незаконной траектории, не укладывается в естественную логику движения.

— В принципе, эта практика сформировалась давно, и Верховный суд её просто подтвердил. Это касается множества ситуаций, когда машина, которая движется по главной дороге или имеет преимущество, совершает грубое нарушение. Например, сдает на перекрёстке по главной дороге задним ходом, — уточняет Лев Воропаев.

Бесконтактные ДТП

Очень часто автомобиль провокатора аварии не получает физических повреждений в инциденте. Типичный пример: машина выскакивает со второстепенной дороги, остальные машины резко тормозят и бьют друг друга, спасая виновника. И виновник спокойно уезжает, считая, что раз на его машине нет повреждений, он не является участником аварии.

Верховный суд уточнил, что это не так — вне зависимости от вреда автомобилю его водитель может быть признан участником аварии, если стал её причиной. А если он был осведомлён о ней и умышленно скрылся, ему грозит наказание по части 2 статьи 12.27 КоАП — лишение прав на срок до полутора лет или административный арест.

— Практика такого рода уже есть, — объясняет Лев Воропаев, — причём суды видят умысел скрывшегося водителя практически всегда. Особенно если найдётся свидетель, который скажет, что после ДТП водитель притормозил, повернул голову и так далее.

Камерам сказали не частить

Если камеры установлены таким образом, что у водителя после фиксации первого нарушения нет возможности быстро устранить проблему, второе и последующие нарушения подлежат отмене. В частности, это касается превышения скорости, когда водитель не может мгновенно снизить её до разрешённого лимита, или езды по полосам для маршрутного транспорта, когда нет возможности сразу выехать из неё, не пересекая сплошную линию.

— Если водитель укажет в жалобе, что не мог прекратить правонарушение до момента, когда его начала фиксировать вторая камера, то это теоретически является поводом для отмены второго штрафа, — объясняет Лев Воропаев.

Проблема двойных штрафов волнует водителей не первый год. Хотя Верховный суд чуть снизил градус проблемы, камеры-спидганы, стоящие по десять штук на километр, в целом считаются допустимыми, ведь у водителя в этом случае есть возможность устранить нарушение в промежутке между камерами.

— Боюсь, что на самом деле такие вопросы будут решаться через экспертизу, и водителям придётся доказывать, что они не могли, например, за одну секунду снизить скорость на 40 км/час.

Автоматический режим работы камеры предполагает, что человек в её работу непосредственно не вмешивается

Автоматические камеры определили

Верховный суд описал автоматический режим работы камер фотовидеофиксации: смартфоны и любительские устройства под это определение не попали.

— В Москве и Казани практикуется наказание водителей по записям, сделанным через смартфон, причём в том же режиме, что и с автоматических камер: постановление выписывается на владельца автомобиля, — говорит Лев Воропаев. — По сути, Верховный суд сказал следующее: «Ребята, хотите наказать таких нарушителей — действуйте в общем порядке, то есть устанавливайте, кто именно был за рулём, вызывайте его, оформляйте постановление или протокол».

Уловку для лишёнников отменили

А ещё у злостных нарушителей иногда была мода терять права «понарошку». Зачем? Наш эксперт объясняет:

— Если водителя лишил прав суд, он обязан сдать их или написать заявление об утере. Многие поступали именно так, а потом ездили с этими правами, и в случае поимки им не продлевали срок лишения.

Теперь Верховный суд постановил, что к сроку лишения необходимо добавлять период, в течение которого водитель ездил с «недопотерянными» правами.

Электронные полисы предъявлять не нужно

Верховный суд исключил наказание водителей, которые не могут предъявить инспектору ДПС полис ОСАГО, если тот оформлен в электронном виде: теперь необходимость проверять наличие полиса ложится на самих инспекторов ГИБДД.

— По Правилам водитель должен возить с собой полис ОСАГО. В регламенте ГИБДД есть уточнение, что в случае электронного полиса достаточно его распечатки, — комментирует Лев Воропаев. — Но если у водителя не было даже распечатки, инспекторы считали это нарушением.

Изменится ли ситуация теперь?

— По сути, Верховный суд разрешил ездить без распечатки, но парадокс в том, что если инспектор вменит такое нарушение, доказать свою правду можно будет только в суде. Проблема в том, что у них, насколько я знаю, до сих пор нет полной базы данных полисов ОСАГО, поэтому пока я бы всё равно рекомендовал возить с собой распечатку электронного полиса, — добавляет юрист.

Газоны и тротуары разделили

Остановка на тротуаре влечёт штраф 1000 рублей по статье 12.19 КоАП, но судьи высшей инстанции разъяснили, что под эту статью не попадают случаи остановки на газонах, детских площадках и других объектах, которые не относятся к дорогам (то есть, не попадают под действие ПДД). Однако наказать за такие нарушения можно, если есть соответствующий местный закон и пункт в региональном КоАП. А вот если машина стоит одновременно и на тротуаре, и на газоне, водителя можно наказать за оба нарушения.

Наша рубрика «Я паркуюсь, как баран» переполнена снимками вроде этого: здесь нет нарушения ПДД, но есть нарушение правил благоустройства, за что также положен штраф

Фото: читатель сайта

— Эта позиция контрастирует с тем, что было несколько лет назад, когда Верховный суд считал, что нарушения на газонах также попадают по действие водительских статей КоАП РФ, — считает Лев Воропаев. — Нынешние разъяснения, по сути, дают возможность формировать местное законодательство таким образом, чтобы стоянка или езда по газонам и детским площадкам являлась нарушением.

Световой тюнинг упростили

Верховный суд сделал пару послаблений для тех, кто устанавливает нестандартные фары или другие источники света на машину. По-прежнему запрещено ставить огни (светоотражатели) красного света на переднюю часть машины, а также любого другого, кроме белого, жёлтого или оранжевого — наказывают и за установку таких огней, но чаще — за управление автомобиля с ними. Но, например, синяя подсветка днища к таковым не относятся — главное, чтобы огни не светили по ходу автомобиля.

Что касается самовольной установки ксеноновых фар, то судьи постановили наказывать водителей по более строгой части 3 статьи 12.5 КоАП (лишение прав), только если одновременно не соответствует и цвет светового пучка, и режим работы, скажем, если отсутствует корректор направления. Если же нарушено что-то одно, пленум предписал наказывать водителей по первой части указанной статьи — это предупреждение или штраф 500 рублей.

— Пока сложно сказать, какой будет практика, но пока складывается впечатление, что под режимом работы понимается именно использование светового прибора с учётом его инструкции, например с корректором фар. То есть теоретически, если водитель просто поставил лампы, у которых другой оттенок цвета, нарушения по части 3 статьи 12.5 КоАП быть не должно.

Грязные номера как повод для лишения прав

Верховный суд уточнил, как именно наказывать водителей за грязные, нечитаемые или искаженные номера — мы подробно разбирали этот вопрос в проекте «ПДД для бывалых».

В одной из поездок мы потеряли госномер из-за слабой рамки и потом предпочли закрепить его вот таким колхозным способом: за езду без госномера грозит наказание вплоть до лишения прав

Про двойной обгон, бесконтактное ДТП и еще 8 важных разъяснений Верховного суда для водителей

Хотя словосочетание «пленум Верховного суда» звучит невероятно скучно, нынешнее заседание принесло автомобилистам много любопытных новостей. Разъяснения высшей инстанции — это, по сути, финальная трактовка тонких моментов Правил дорожного движения, административного кодекса и других водительских нормативов, причем юристы считают, что нынешний пленум переиначил многие решения предыдущего заседания. Разбираем 10 наиболее важных пунктов.

Что такое двойной обгон

Пункт 11.2 ПДД запрещает водителям двойной обгон, но в России не было единого понимания того, что считать таковым. Например, были прецеденты наказания тем, кто вышел на обгон в разрешённом месте позади другого автомобиля, который ехал в сотне метров впереди и обгонял совсем другую машину.

Верховный суд, на первый взгляд, внёс некое здравомыслие в эти трактовки и примером двойного обгона предложил считать ситуацию, когда вы пытаетесь обогнать машину, уже совершающую обгон или объезд препятствия. Также запрещено обгонять машину впереди, если она подала левый сигнал поворота. Во всех случаях предусмотрено наказание по части 4 статьи 12.15 КоАП.

— Раньше нарушения пункта 11.2 ПДД вообще очень редко наказывались, и фактически разъяснение Верховного суда в первую очередь подтверждает, что за нарушения такого рода можно привлекать по части 4 статьи 12.15 КоАП, — объясняет автоюрист Лев Воропаев. — Кроме того, в списке таких нарушений фигурирует и ситуация, когда водитель вышел на обгон, но не имеет возможности безопасно вернуться в свою полосу. Раньше за это в принципе не наказывали.

А следует ли из документа, что Верховный суд отменил наказание за обгоны «паровозиком»?

— На самом деле, здесь ясности нет: хотя в качестве примера двойного обгона они приводят именно попытку обогнать машину, которая уже кого-то обгоняет, это не означает, что обгоны «паровозиком» разрешены, хотя, возможно, суды воспримут эти разъяснения именно так, — добавляет эксперт.

Нарушитель лишается приоритета

Очень много споров вызывали ситуации, когда водитель, имеющий приоритет, нарушает какой-то из пунктов правил. Типичный пример: водитель проскакивает на красный и врезается в автомобиль, который со встречной полосы поворачивал налево. Формально последний должен был уступить дорогу машине, которая движется прямо, но раз она ехала на красный, ситуация становится неоднозначной.

Аналогичные проблемы были с теми, кто объезжал пробку по встречной полосе или обочине и выскакивал на перекрёсток в неожиданной манере.

Верховный суд разъяснил, что в этих случаях нарушитель не имеет приоритета. Скажем, если один из водителей обгонял через двойную сплошную, а второй выезжал с прилегающей территории, не уступив ему, виновным должен быть тот, кто незаконно обгонял. Логика в этом простая — подобные нарушения зачастую лишают остальных водителей возможности предвидеть угрозу, ведь автомобиль, движущийся по незаконной траектории, не укладывается в естественную логику движения.

— В принципе, эта практика сформировалась давно, и Верховный суд её просто подтвердил. Это касается множества ситуаций, когда машина, которая движется по главной дороге или имеет преимущество, совершает грубое нарушение. Например, сдает на перекрёстке по главной дороге задним ходом, — уточняет Лев Воропаев.

Бесконтактные ДТП

Очень часто автомобиль провокатора аварии не получает физических повреждений в инциденте. Типичный пример: машина выскакивает со второстепенной дороги, остальные машины резко тормозят и бьют друг друга, спасая виновника. И виновник спокойно уезжает, считая, что раз на его машине нет повреждений, он не является участником аварии.

Верховный суд уточнил, что это не так — вне зависимости от вреда автомобилю его водитель может быть признан участником аварии, если стал её причиной. А если он был осведомлён о ней и умышленно скрылся, ему грозит наказание по части 2 статьи 12.27 КоАП — лишение прав на срок до полутора лет или административный арест.

— Практика такого рода уже есть, — объясняет Лев Воропаев, — причём суды видят умысел скрывшегося водителя практически всегда. Особенно если найдётся свидетель, который скажет, что после ДТП водитель притормозил, повернул голову и так далее.

Камерам сказали не частить

Если камеры установлены таким образом, что у водителя после фиксации первого нарушения нет возможности быстро устранить проблему, второе и последующие нарушения подлежат отмене. В частности, это касается превышения скорости, когда водитель не может мгновенно снизить её до разрешённого лимита, или езды по полосам для маршрутного транспорта, когда нет возможности сразу выехать из неё, не пересекая сплошную линию.

— Если водитель укажет в жалобе, что не мог прекратить правонарушение до момента, когда его начала фиксировать вторая камера, то это теоретически является поводом для отмены второго штрафа, — объясняет Лев Воропаев.

Проблема двойных штрафов волнует водителей не первый год. Хотя Верховный суд чуть снизил градус проблемы, камеры-спидганы, стоящие по десять штук на километр, в целом считаются допустимыми, ведь у водителя в этом случае есть возможность устранить нарушение в промежутке между камерами.

— Боюсь, что на самом деле такие вопросы будут решаться через экспертизу, и водителям придётся доказывать, что они не могли, например, за одну секунду снизить скорость на 40 км/час.

Автоматический режим работы камеры предполагает, что человек в её работу непосредственно не вмешивается

Автоматические камеры определили

Верховный суд описал автоматический режим работы камер фотовидеофиксации: смартфоны и любительские устройства под это определение не попали.

— В Москве и Казани практикуется наказание водителей по записям, сделанным через смартфон, причём в том же режиме, что и с автоматических камер: постановление выписывается на владельца автомобиля, — говорит Лев Воропаев. — По сути, Верховный суд сказал следующее: «Ребята, хотите наказать таких нарушителей — действуйте в общем порядке, то есть устанавливайте, кто именно был за рулём, вызывайте его, оформляйте постановление или протокол».

Уловку для лишёнников отменили

А ещё у злостных нарушителей иногда была мода терять права «понарошку». Зачем? Наш эксперт объясняет:

— Если водителя лишил прав суд, он обязан сдать их или написать заявление об утере. Многие поступали именно так, а потом ездили с этими правами, и в случае поимки им не продлевали срок лишения.

Теперь Верховный суд постановил, что к сроку лишения необходимо добавлять период, в течение которого водитель ездил с «недопотерянными» правами.

Электронные полисы предъявлять не нужно

Верховный суд исключил наказание водителей, которые не могут предъявить инспектору ДПС полис ОСАГО, если тот оформлен в электронном виде: теперь необходимость проверять наличие полиса ложится на самих инспекторов ГИБДД.

— По Правилам водитель должен возить с собой полис ОСАГО. В регламенте ГИБДД есть уточнение, что в случае электронного полиса достаточно его распечатки, — комментирует Лев Воропаев. — Но если у водителя не было даже распечатки, инспекторы считали это нарушением.

Изменится ли ситуация теперь?

— По сути, Верховный суд разрешил ездить без распечатки, но парадокс в том, что если инспектор вменит такое нарушение, доказать свою правду можно будет только в суде. Проблема в том, что у них, насколько я знаю, до сих пор нет полной базы данных полисов ОСАГО, поэтому пока я бы всё равно рекомендовал возить с собой распечатку электронного полиса, — добавляет юрист.

Газоны и тротуары разделили

Остановка на тротуаре влечёт штраф 1000 рублей по статье 12.19 КоАП, но судьи высшей инстанции разъяснили, что под эту статью не попадают случаи остановки на газонах, детских площадках и других объектах, которые не относятся к дорогам (то есть, не попадают под действие ПДД). Однако наказать за такие нарушения можно, если есть соответствующий местный закон и пункт в региональном КоАП. А вот если машина стоит одновременно и на тротуаре, и на газоне, водителя можно наказать за оба нарушения.

Наша рубрика «Я паркуюсь, как баран» переполнена снимками вроде этого: здесь нет нарушения ПДД, но есть нарушение правил благоустройства, за что также положен штраф

Фото: читатель сайта

— Эта позиция контрастирует с тем, что было несколько лет назад, когда Верховный суд считал, что нарушения на газонах также попадают по действие водительских статей КоАП РФ, — считает Лев Воропаев. — Нынешние разъяснения, по сути, дают возможность формировать местное законодательство таким образом, чтобы стоянка или езда по газонам и детским площадкам являлась нарушением.

Световой тюнинг упростили

Верховный суд сделал пару послаблений для тех, кто устанавливает нестандартные фары или другие источники света на машину. По-прежнему запрещено ставить огни (светоотражатели) красного света на переднюю часть машины, а также любого другого, кроме белого, жёлтого или оранжевого — наказывают и за установку таких огней, но чаще — за управление автомобиля с ними. Но, например, синяя подсветка днища к таковым не относятся — главное, чтобы огни не светили по ходу автомобиля.

Что касается самовольной установки ксеноновых фар, то судьи постановили наказывать водителей по более строгой части 3 статьи 12.5 КоАП (лишение прав), только если одновременно не соответствует и цвет светового пучка, и режим работы, скажем, если отсутствует корректор направления. Если же нарушено что-то одно, пленум предписал наказывать водителей по первой части указанной статьи — это предупреждение или штраф 500 рублей.

— Пока сложно сказать, какой будет практика, но пока складывается впечатление, что под режимом работы понимается именно использование светового прибора с учётом его инструкции, например с корректором фар. То есть теоретически, если водитель просто поставил лампы, у которых другой оттенок цвета, нарушения по части 3 статьи 12.5 КоАП быть не должно.

Грязные номера как повод для лишения прав

Верховный суд уточнил, как именно наказывать водителей за грязные, нечитаемые или искаженные номера — мы подробно разбирали этот вопрос в проекте «ПДД для бывалых».

В одной из поездок мы потеряли госномер из-за слабой рамки и потом предпочли закрепить его вот таким колхозным способом: за езду без госномера грозит наказание вплоть до лишения прав

Обгон справа – когда можно и когда нельзя?

Всем привет! Сегодня хочу поговорить с вами про обгон справа. Каждый автомобилист знает, что ПДД созданы для того, чтобы минимизировать вероятность ДТП, аварий и прочих опасных ситуаций в городе, на трассе и на любых участках дороги, где могут ездить машины, мотоциклы, велосипедисты и ходить пешеходы.

Обгоном называют одну из разновидностей опережения. Когда водитель совершает его, согласно ПДД, он осуществляет выезд на полосу встречного движения, двигаясь со скоростью, которая превышает скорость впереди идущего ТС, после чего возвращается в свою полосу обратно.

А опережение, в свою очередь, подразумевает движение, при котором машина не выезжает на иную полосу, но двигается быстрее, чем впереди идущее ТС. Также ПДД гласит, что опережение может осуществляться с выездом на соседнюю полосу, но без дальнейшего возвращения на свою предыдущую.

Немного о правилах

Не совсем понятно, разрешен или запрещен такой маневр как опережение. Опираясь на пункт правил в ПДД, можно говорить о 2 вариантах опережения, которые не противоречат закону.

  • Автомобиль движется, не меняя полосу движения. Чтобы опередить другое транспортное средство, авто просто увеличивает скорость;
  • Машина выезжает на соседнюю полосу, предусмотренную разметкой. Такое опережение допускается осуществлять слева и справа. Но при этом не предусматривается выезд на встречку.

Действующие правила дорожного движения подтверждают, что обгон и опережение не являются тождественными понятиями. Если обгонять можно исключительно с левой стороны, то опережение возможно как слева, так и справа.

Обгоном не является маневр, который предусматривает опережение ТС без пересечения имеющейся дорожной разметки. Также нельзя считать обгоном ситуацию, где машину опережают по правой стороне, но при этом обгоняющий не выходит на встречку. Это актуально, если маневр совершается на двухполосной дороге, где одна полоса направлена в каждую из сторон. По одной полосе совершить опережение сложно, тут в основном осуществляют обгон.

Если полос больше, тогда лучше опережать авто, то есть не оказываться на встречной полосе движения.

Часто начинающие автомобилисты интересуются, можно ли совершать обгоны с правой стороны или нет. Что будет, если обгонять по обочине или на перекрестке, при повороте налево и пр. Вопросов очень много, потому постараюсь на основные из них ответить.

Запрещено и разрешено

Предлагаю рассмотреть ситуации, когда обгон допускается осуществлять, и когда его совершать нельзя. Без привязки к тому, справа он выполняется, или слева.

ПДД предусматривает запрет на обгон, если:

  • впереди идущее ТС, которое нужно обогнать, включило поворотник и собирается поворачивать влево;
  • машина впереди сама обгоняет иное ТС или обходит препятствия;
  • позади вас авто осуществляет обгон;
  • имеются запрещающие знаки;
  • на дороге наблюдается плохая видимость;
  • дорога четырехполосная;
  • маневр совершается на пешеходном переходе;
  • движение осуществляется по сложному участку дороги.

При этом осуществлять обгон можно, если перед ТС двухполосная дорога и имеется разметка прерывистого типа. Либо это дорога с 3 полосами и такой же разметкой. Тут можно двигаться по полосе разгона.

В выезде на встречную полосу нет необходимости.

Обгоны следует совершать максимально быстро, поскольку любой выезд на встречку сопряжен с определенными рисками.

Что ожидает

Если автомобилисты задаются вопросом о том, разрешен ли обгон справа, то на основании действующих ПДД можно смело сказать о том, что это запрещено законом. Такой маневр допускается только при опережении транспортных средств. Это исключает возможность выезда машины на встречную полосу.

Если же автомобилист решится на совершение обгона с правой стороны, то он будет двигаться по обочине или тротуару, что также запрещено законом.

Какие санкции здесь предусмотрены для тех, кто совершит подобное правонарушение? Как правило, инпектор ГИБДД пугает водителя суровым штрафом за то, что он нарушил правила совершения обгона и поехал с правой стороны. В то время как за езду по обочине предусмотрен административный штраф 1500 рублей. За нарушение правил совершения обгона санкции более суровые.

Здесь может быть штраф в сумме пяти тысяч или даже лишение прав на период до полугода.

Об обгоне справа

Как в 2021, так и в 2021 году положения в ПДД про обгон или опережение не поменялись. Согласно пункту 10.4, если авто находится за пределами населенных пунктов, ему следует осуществлять движение по крайней правой от него полосе. Левая предназначена только для осуществления обгона.

Если движение происходит в населенном пункте, тогда передвигаться можно в любой из полос. Изменения происходят при необходимости повернуть, развернуться, обогнать или остановиться. Но при наличии на дороге больше 2 полос, движение по ним допускается исключительно при сильной загруженности транспортными средства.

Прицеп для перевозки квадроцикла: отзывы, переделка своими руками

Обгонять справа нельзя, а опережать можно. Это основа, которую знает каждый водитель. И он должен понимать, что за нарушение этого правила обязательно последует штраф. Хотя в ПДД про эту основу ничего не говорится. Есть некоторые нормы, которые касаются опережения по правой стороне.

При этом допускается совершать такой маневр, если требуется перестроиться в правую крайнюю полосу.

Как наглядно показывает практика, по правой стороне обгоны обычно осуществляются при помощи тротуаров и обочин. А все нюансы езды по тротуару мы с вами обсуждали в предыдущей статье. В Пункте 9.9 действующих правил четко указано, что такие маневры запрещены. Нарушая правила, водителя могут наказать сразу за два правонарушения.

Прежде всего, это заезд на тротуар, а также сам обгон по правой стороне.

Есть несколько моментов, которые вам следует знать относительно обгонов справа. А именно:

  • Проезжать по обочинам и тротуарам допускается мопедистами и велосипедистам возрастом более 14 лет в случае отсутствия отведенных для них дорожек;
  • Если машина движется по средней полосе и нужно совершить обгон впереди идущего ТС, допускается перестроение в правую полосу и опережение;
  • Если машина притормаживает на перекрестке, подавая сигнал левым поворотником, тогда ее допускается объезжать по правой стороне;
  • При аналогичной ситуации, но в случае сильной загруженности, нужно оставаться в своей полосе, и только после поворота ТС впереди можно двигаться дальше;
  • Если есть возможность объехать ТС по правой стороне, лучше этого не делать при ограниченной видимости.

Есть ряд наглядных видео, как и в каких случаях можно или нельзя обходить транспортное средство впереди вас. Тут нужно детально изучать ПДД, опираться на разметку, а также думать о безопасности других участников движения. Иначе наказание вас будет ждать в обязательном порядке.

Что такое «Обгон»

Обгон — опережение одного или сразу нескольких движущихся автомобилей, которое связано с выездом из используемой полосы. В данной ситуации ключевое слово «движущихся». Если опережаемый автомобиль неподвижен, данный маневр называется объездом.

Перед началом обгона автомобилист должен убедиться, что:

  1. Никто из водителей автомобилей, которые едут позади него и которым он может создать препятствие, не производит опережение.

обгон разрешен, когда

Обгон оправдан лишь в том случае, когда интенсивность движения, возможности автомобиля и дорожные условия дают возможность обгоняющему после данного маневра продолжать передвижение на более высоких оборотах, а идущие впереди на меньшей скорости автомобили мешают этому.

На дорогах постоянно наблюдаются обгоны, которые совершаются без необходимости, с целью утверждения превосходства своего авто. Как правило, выполняются они с нарушением ПДД и не способны предоставить существенного преимущества.

Можно приступать к обгону лишь при условиях хорошей видимости дорожного полотна на протяжении всего участка предполагаемого маневра.

обгон запрещен, когда

  1. Если водитель впереди идущего авто включил левый поворотник.

обгон через сплошную

Обгон через сплошную является потенциально опасным маневром, за который предусмотрен либо штраф, либо и вовсе лишение прав. Однако, если дорога довольно узкая, а разметка и дорожные знаки, что обгон запрещен, отсутствуют, наказания за это не будет.

Помимо этого, если автомобиль или прочее препятствие преградило вам путь, согласно правилам вы должны объехать его слева, сначала уступив дорогу другим авто. За это наказание не предусмотрено. Однако, если преграду можно было объехать с другой стороны, но данной возможностью вы не воспользовались ввиду того, что она не столь быстрая, вы будете вынуждены заплатить штраф.

двойной обгон

По сути, двойной обгон — обгон автомобиля, которое уже совершает объезд либо обгон. Однако в ПДД отсутствует конкретное определение данного маневра. При этом, существует правило, которое запрещает обгонять впереди идущую машину, которая сама совершает обгон.

Довольно часто появляются неприятности с инспекторами в случае, когда водитель производит обгон «паровозиком», то есть обгоняет несколько движущихся впереди автомобилей, не совершающих соответствующий маневр. Во избежание проблем, желательно не совершать подобные действия.

обгон на перекрестке

Для начала стоит отметить, что перекрестки бывают как регулируемые, так и нерегулируемые. На последних дорога бывает главной и второстепенной. При этом, главная дорога способна изменять направление.

Помните, что знаки приоритета на регулируемых перекрестках не действуют.

Обгон запрещен в случае езды по регулируемому перекрестку или при движении по второстепенной дороге нерегулируемого перекрестка. Помимо этого, обгонять другой автомобиль при езде через перекресток равнозначных дорог также запрещено.

Разрешён или запрещён обгон паровозиком?

Как мы уже говорили выше, обгон паровозиком — это когда Вы и ещё один или более автомобилей одновременно друг за другом обгоняете другие машины. Но ещё есть понимание двойного обгона не как обгон сразу нескольких автомобилей без возвращения на свою полосу, но и обгон уже обгоняющего автомобиля, когда первый обгоняющий уже на встречной, а второй обгоняющий обгоняет первого, двигаясь далее на полосу дальше.

И вот такой манёвр уже запрещён. Но для кого запрещён обгон паровозиком «гуськом»? Как Вы уже наверняка догадались, для того, кто вторым или последующим выехал на обгон — то есть для того, кто такой обгон паровозиком и создал.

Впрочем, если Вы выехали на обгон первым, а уже кто-то другой создал «паровозик» из обгоняющих, то доказать правоту Вам будет легко только при наличии видеорегистратора.

Конкретно обгон паровозиком запрещается пунктом 11.2 ПДД:

  • транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
  • ….
  • следующее за ним транспортное средство начало обгон;

Видите, даже если инспектор ГИБДД видел, что Вы двигались при обгоне впереди, это ещё не значит, что он видел, что не Вы выехали на встречную полосу, когда кто-то другой уже производил обгон.

Есть в этом пункте и ещё один момент. Если быть точнее, то это недоработанность. Кроется она во фрагменте «…транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия…». А теперь представьте себе дорогу в степи, где видимость впереди десяток-другой километров.

По трактовке этого пункта правил обгона Вы не имеете право обгонять, если кто-то впереди даже в 10 километрах от Вас уже обгоняет какое-либо другое транспортное средство. Даже если встречного транспорта нет по всей зоны видимости впереди. Понятно, что данный пункт задумывался для того, чтобы запретить обгонять один и тот же автомобиль паровозиком, но тут и речи не идёт о двойном обгоне.

И поэтому инспектор ДПС, увидевший такую ситуацию, может спокойно подвести Вас под лишение. И, как показывает практика, суды при назачении наказания не учитывают тот факт, что ну всем понятно, что данный пункт задумывался для другого.

Итак, главные ответы на вопросы статьи: в 2021 году двойной обгон разрешён, а обгон паровозиком запрещён сразу двумя трактовками ПДД.

Когда запрещено опережение?

Несмотря на то, что опережение является намного безопаснее обгона, даже оно может быть под запретом в некоторых случаях.

Опережение с перестроением запрещено:

  • на пешеходных переходах;
  • на ж/д переездах;
  • на мостах;
  • в туннелях;
  • при плохой видимости из-за погодных условий;
  • на опасных участках дороги.

Согласно Правилам на многополосных дорогах вне населенных пунктов водители должны придерживаться крайней правой полосы так, чтобы их могли обогнать слева. Однако на обгон справа прямого запрета нет, так что, если автомобиль едет по средней или левой полосе с довольно низкой скоростью, его можно обогнать и по правой полосе.

Когда запрещен обгон?

Обгон, как выяснилось, является частным случаем опережения, так что он запрещен во всех случаях, когда само опережение запрещено.

Но к этим запретам добавляется еще несколько:

  • после знака «Обгон запрещен»;
  • при наличии сплошной разметки;
  • если какой-либо из ближайших автомобилей уже совершает обгон или с помощью поворотников показывает намерение начать его;
  • едущий спереди автомобиль собирается повернуть налево.

Также совершать обгон нельзя, если у водителя нет уверенности в успешном завершении маневра: из-за приближающейся встречки или недостаточной мощности собственного автомобиля.

Можно ли обгонять тихоходов «гуськом» или «паровозиком»?

— Здравствуйте. В Правилах дорожного движения есть пункт, который запрещает выполнение маневров по обгону или объезду препятствий в случае, если транспортное средство впереди само выполняет обгон или объезд препятствия? Грозит ли лишением прав «обгон паровозиком»?

Какой автомобиль запрещено обгонять по правилам: то, которое выполняет обгон, или обгоняемое?

  • Что говорят Правила дорожного движения об обгоне паровозиком
  • Можно ли совершать обгон паровозиком
  • Ответственность за несоблюдение правил

Разбираемся с понятиями

Прежде чем озвучить штраф за обгон паровозиком, как и за двойной обгон, следует понять, что это означает.

Двойным обгоном принято считать обгон 2 и более транспортных средств путем выезда на встречную полосу движения. То есть во время такого маневра, опередив первую машину, водитель не возвращается на свою часть дороги. Либо же таковым считается обгон авто, которое в этот момент совершает обгон.

Но еще есть понятие обгона паровозиком. Также называют гуськом. В этом случае осуществляется выезд на встречку за машиной, которая пошла на обгон.

В этот момент на встречной стороне автодороги оказывается 2 и более автомобиля.

Относительно обгонов есть целый раздел в действующих ПДД. Здесь прописаны все правила для безопасных маневров, существующие запреты, а также условия, при которых совершить обгон можно.

Наказание следует не за сам факт обгона. Здесь вопрос в выезде на чужую полосу движения.

Да, в теории при обгоне всегда нужно выехать на встречку. Но не всегда, выезжая на встречную полосу, водитель совершает обгон. Иногда это опережение, как в случае с обгоном тихоходных ТС, о которых уже говорили ранее.

А те же обгоны в опасных поворотах запрещены всегда. Нет условий, позволяющих без нарушения правил выполнить подобное действие.

Что говорится в ПДД

Согласно пункту 11 действующих правил водитель перед началом маневра должен убедиться в том, что встречная полоса свободна для выезда, и он не будет создавать препятствий для остальных членов дорожного движения.

В правилах дорожного движения не существует термина «двойной обгон».

Там написано, что водителям не разрешается обгонять движущееся впереди них транспортное средство в случаях:

  • если оно само совершает обгон, а также объезд препятствий;
  • передний автомобиль включил левый поворотный сигнал и начал выезд для опережения машины, едущей перед ним;
  • транспортное средство за ним приступило к обгону;
  • невозможно будет завершить маневр без помех обгоняемому авто.

Водитель впередиидущей машины не должен создавать трудностей для обгона, в частности, увеличивать скорость движения.

Кроме того, двойной обгон будет запрещен в тех же случаях, что и обычный, а именно:

  • если происходит на регулируемом перекрестке, при движении по второстепенной дороге на нерегулируемых перекрестках;
  • на обозначенных пешеходных переходах;
  • при подъезде к железнодорожным переездам, начиная от ста метров и менее;
  • в тоннелях, при завершении автомобилем крутого подъема, во время опасного поворота, в зоне пониженной видимости.

Если на автодороге осложнен встречный разъезд, уступить обязан водитель с той стороны, где находится это препятствие. В присутствии знаков «крутой спуск» или «крутой подъем» уступает движущаяся вниз машина.

Поговорим о двойном обгоне

В ПДД есть запреты и предписания относительно подобного маневра. Получается, что когда запретов нет, то это разрешено.

В действующих ПДД за 2021 год нет никаких пунктов, запрещающих выполнить двойной обгон. Причем вне зависимости от количества автотранспортных средств, принимающих участие в подобном маневре.

Есть только одно условие. Водители обязаны удостовериться предварительно в том, что их действие не повлечет за собой никаких опасных последствий. То есть маневр безопасный.

Вывод о проверке безопасности маневра зависит от последствий. Если никакого ДТП не произошло, то все было сделано по правилам. Если случилась авария, то придется заплатить штраф, либо лишиться удостоверения.

Но нужно внести уточнения. По ПДД, совершая рассматриваемое действие, водители обязаны проверить несколько моментов:

  • на встречной полосе нет машин, либо находятся на достаточном расстоянии, чтобы успеть завершить маневр;
  • впереди отсутствует сплошная разделительная полоса;
  • нет установленного знака, запрещающего обгон;
  • не располагается никакой путепровод, пешеходная зона, а также железнодорожный переезд;
  • это же относится к тоннелям, эстакадам, опасным поворотам и подъемам;
  • в этот момент машина позади не пошла на обгон вашего транспортного средства;
  • ни одна из впереди идущих машин не активировала левый поворотный сигнал.

Этот список в полной мере определяет условия, при которых можно и нельзя осуществлять обгон с выездом на встречную часть дороги. Это же относится и к двойному типу маневра.

Обгон «паровозиком»: запрещен или разрешен?

Сразу нужно отметить, что свод дорожно-транспортных правил за 2021 год никаких запретов по поводу двойного обгона не имеет. Но важно помнить, что совершения любых опасных действий на дороге, влечет опасность не только для водителя, но и для всех участников движения, пассажиров и груза. Подобные маневры осуществляются на страх и риск водителя.

Перед началом обгона необходимо убедиться, что действия водителя полностью безопасны. В случае аварии ответственность полностью ложиться на водителя, который совершал двойной обгон, ведь если ДТП случилось, безопасность этого маневра была не оценена.

Теперь об обгоне паровозиком

Здесь ситуация несколько иная. И рассматривать нужно отдельно.

Напомним, что здесь речь идет о маневре, при котором ваша и еще минимум 1 машина пошла на обгон другого авто, двигаясь друг за другом. Своего рода колонна.

Плюс существует понятие обгона уже обгоняющего автомобиля. Представьте ситуацию. Впереди на полосе медленная машина.

Вы движетесь быстрее. По левому борту передний автомобиль начал обгонять другой транспорт. В этот момент вы также нажали на газ, повернули налево, включив поворотник. И теперь самое главное. Выезжаете еще левее авто, которое пошло на обгон.

И в итоге обходите сразу 2 машины, одна из которых также обгоняет другое ТС. Звучит может и несколько запутанно, но все должно быть понятно.

А такой маневр считается запрещенным.

Только есть свои нюансы. Подобное действие в виде паровозика или гуська запрещается лишь той машине, которая создала подобный эффект. То есть существует условно первая машина, которая включила поворотник, и нажала на газ.

При выполнении всех выше описанных условий, такие действия нарушением не считаются.

Но если за этой машиной выстроилась очередь, и они также включили поворотники и нажали на газ, то тут уже создается эффект паровозика. Все авто позади вас нарушают правила.

Сложность в том, что доказать свою невиновность, даже если ваше ТС было первым в созданном паровозике, проблематично. Единственным весомым аргументом станет видеозапись с регистратора.

В пункте 11.2 действующих правил прописано, что водителям нельзя совершать обгон, если:

  • впереди находящееся ТС осуществляет обгон, либо объезжает препятствие;
  • машина, находящаяся позади, начала обгонный маневр.

Получается следующее. Инспектор видел, что ваше автотранспортное средство находилось впереди условной колонны (паровозика). В теории вы не виноваты.

Но это в теории. На практике инспектор не мог видеть, что вы не выехали на встречку в тот момент, когда иное ТС уже зашло за маневр.

Принимая это во внимание, совсем не исключено, что водителя, действующего вроде как в рамках правил, не оштрафуют, или не попытаются лишить прав.

«Паровозик»: можно ли так обгонять?

Под такого рода опережением подразумевается способ, при котором машина обгоняет сразу несколько других транспортных средств. Однако кроме этой трактовки обгона «паровозиком» есть еще одна. Она заключается в том, что происходит обгон машины, которая сама при этом занимается обгоном.

Автомобиль продолжает двигаться по встречной полосе не возвращаясь на свою.

Именно такой способ объезда не разрешен. Но данное правило распространяется только на тех, кто является вторым или последующим обгоняющим. Доказать, что водитель не совершал нарушение ПДД можно при наличии видеодоказательств нарушения.

Запрет на обгон паровозиком указан в пункте 11.2 правил ДД РФ.

Даже если представитель ГИБДД заметит движение водителя впереди остального транспорта, это не будет означать, что собственник первого транспортного средства заехал на встречную полосу первым. В данном правиле есть еще одна тонкость, которую можно назвать недоработкой. В правилах есть фрагмент, который запрещает обгон уже обгоняющего транспортного средства на любом расстоянии.
Стоит представить ситуацию: степная дорога, большая видимость, но обгонять кого-либо автомобилист не имеет право, так как уже есть другой обгоняющий. Даже если автомобили разделяют 10-15 километров. Обгонять нельзя и при отсутствии движущихся навстречу водителю транспортных средств. Очевидно, что такой пункт добавлялся для запрета совершать обгон паровозиком.

Однако в случае со степной трассой о такой ситуации не идет даже речи.
Сотрудник из ГИБДД может легко лишить прав водителя, если увидит обгон при подобной ситуации. Судебный орган во время разбирательства не учтет, что данное правило разрабатывалось для предотвращения обгона «паровозиком».

Таким образом, автомобилист должен учесть, что в нынешнем году производить двойной обгон разрешено. Нельзя совершать опережение «паровозиком», данный запрет продиктован сразу 2 правилами ПДД.

Возможные наказания

Смотрите также
Прицеп кунг: какие бывают, характеристики, как сделать своими руками

Напоминает, что как такового наказания за обгонные действия не предусмотрены. И не важно, будет это двойной, либо паровозик.

Факт в другом. Любое подобное действие зачастую трактуется по 4 части 12.15 КоАП. А здесь речь идет о штрафе или лишении прав за выполненный выезд с нарушением правил на встречную часть автодороги.

Есть и следующая за ней статья, где наказание будет намного серьезнее.

В итоге возможно 3 варианта наказания. Все зависит от конкретной ситуации:

  • Водитель выехал на встречную полосу, нарушив при этом ПДД. Трактуется по 4 части статьи 12.15. Здесь в лучшем случае придется отдать в государственную казну 5 тысяч рублей. В худшем водитель окажется без прав на срок от 4 и вплоть до 6 месяцев;
  • Автомобилист повторно нарушил предыдущее правило. В теории можно снова заплатить 5 тысяч рублей. Но при условии, что нарушение было зафиксировано с помощью специальной камеры. Но есть и более неприятный исход. Это лишение удостоверения. Только теперь на 1 год;
  • Водитель вынуждено выехал на встречную часть дороги, чтобы объехать препятствие. И никого не будет волновать, что сторона дороги, по которой должен есть водитель, оказалась непригодной для этого. Либо возникло иное препятствие. Если выехал, то будь любезен заплатить от 1 до 1,5 тысяч рублей.

Теперь знаете и о возможной ответственности.

Да, если инспектор или дорожные камеры не зафиксировали нарушение, то его как бы и не было. Но это не повод совершать откровенно опасные маневры.

Обгон «паровозиком»: как не попасть на лишение прав

Согласитесь, обычное же дело! Вы устали после тяжелой недели и торопитесь на загородный участок. Впереди идущий автомобиль, дождавшись появления прерывистой разделительной полосы, включает левый указатель поворота и начинает обгон грузовика. Вы пристраиваетесь за ним и безопасно совершаете маневр, благо участок хорошо просматривается, а встречного транспорта нет.

Возвращаетесь на свою полосу через прерывистую линию и… попадаете в лапы инспектора, который окатывает вас холодным душем. Оказывается, обгон будет стоить вам лишением прав. Но как? Ведь вы, казалось бы, ничего не нарушили – и разметка позволяла, и перекрестков на вашем пути не было.

Увы, подобные случаи происходят и ставят в тупик не только вчерашних выпускников автошкол, но и водителей с большим стажем, ибо рядовая и совершенно стандартная ситуация, как оказывается, может превратить вас в пешехода сроком до полугода. Объяснения, что «да мы же всю жизнь так, и отцы, и деды наши…» предлагаем попридержать и действовать строго по букве закона.

Сотрудники ДПС апеллируют к нарушению первого абзаца пункта 11.2 Правил дорожного движения, перечисляющего нарушения правил обгона, а, именно: «Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия». Наказание, по их словам, определено в 4 части статьи 12.14 КоАП РФ: «Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев». Впрочем, иногда аргументация инспекторов поражает.

Приводим фрагмент сообщения одного автомобилиста, который прошлым летом был свидетелем подобной ситуации: «Едем по трассе, начинаю обгонять, следующая за мной машина также начинает обгон, обогнали и в таком же порядке вернулись на свою полосу. В общем-то наиобычнейшая рядовая ситуация на трассе… Тут же вторую машину тормозит доблестный прапорщик ДПС с двумя стажерами и инкриминирует следующее – обгон паровозиком, лишение 4-6 месяцев! Начали спорить с ними, они показали статью нарушения (статья 11.2.).

Говорим – покажите наказание (ибо я вообще ни разу не слышал, чтоб кого-то лишили за «паровозик»). Стажер долго копался в своей книжке, в итоге через 10 минут показал строчку с наказанием лишение/штраф 5 т.р., но статьи 11.2 там не было. Мотивировал он это тем, что «ну, наверное, не вписали».

Интересно, что в интернете по данному вопросу нет единогласия. Одни ресурсы, пытающиеся докопаться до истины, утверждают, что маневр, даже противореча ПДД, не может квалифицироваться по 4 части статьи 12.15 КоАП, в то время как другие настаивают на правомерности и справедливости наказания.

За разъяснениями мы обратились к автоэксперту и юристу Сергею Смирнову. Получив их, в очередной раз подивились ловкости гаишников, гораздых притягивать нарушения под статьи, не относящиеся к конкретной ситуации. «В Правилах дорожного движения прописан порядок обгона. Так, перед обгоном мы должны убедиться, что встречная полоса свободна на достаточном расстоянии и наш маневр будет безопасен (пункт 11.1 ПДД).

Кроме этого, в пункте 11.2 Правил установлен запрет на обгон, если впереди движущееся транспортное средство производит подобный маневр. Это означает, что обгонять мы можем только в том случае, если на безопасном расстоянии нет встречных машин и никто из попутных не совершает обгон. Исходя из этого, обгон «паровозиком» будет противоречить ПДД. Однако, наказывать в этой ситуации по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ нельзя. Дело в том, что такое наказание грозит за выезд на встречку, в нарушение Правил.

Здесь же на встречную полосу формально выезжать не запрещено (позволяет разметка). Однако, обгонять нельзя, так как другой автомобиль уже приступил к такому маневру. Другими словами, пункт 11.2 указывает обстоятельства, при которых мы не можем обгонять.

Получается, что законодатель не предусмотрел прямого наказания за подобный проступок», – поведал нам эксперт.

Другое дело, что обгон «паровозиком» иногда сопряжен с рисками – в интернете немало пугающих роликов с видеорегистраторов, как автомобиль, обгоняющий вторым или третьим, не успевает безопасно завершить маневр. Но, мы сейчас говорим о другом. Не позволяйте себя «разводить» и будьте готовы к дискуссии как в одном отечественном фильме: «Это еще не статья, но до статьи добавим».

Источники — https://vmyatynnet.ru/raznoe/obgon-sprava-2.html
https://v1.ru/text/auto/2021/07/06/66150847/
https://26.ru/text/auto/2021/07/06/66150139/
https://shinomontazh-penza.ru/to/obgon-s-pravoj-storony-shtraf.html
https://shklyaev.ru/nalogi-i-shtrafy/shtraf-za-obgon-parovozikom.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *