Перейти к содержанию

Всё о новом предостережении в полиции в вопросах и ответах

Госдума принимает поправки к закону «О полиции»

Госдума приняла в первом чтении законопроект, уточняющий и расширяющий права полицейских. Новые нормы разрешают правоохранителям вскрывать автомобили и квартиры, выставлять оцепление вокруг жилых домов и применять огнестрельное оружие не только при попытках граждан опасно приблизиться или прикоснуться к амуниции, но и в других случаях, которые полицейский оценивает как «угрозу нападения». В МВД уточняют, что схожими полномочиями уже обладают бойцы Росгвардии и ФСО.

При обсуждении законопроекта в Госдуме возникла дискуссия, смогут ли полицейские класть «все, что угодно» в машины граждан и падает ли доверие к правоохранителям в обществе.

Поправки к закону «О полиции» разработаны в МВД РФ и внесены в Госдуму правительством. Сотрудникам правоохранительных органов предлагают дать право оцеплять «территории, жилые помещения, строения и другие объекты» по решению полицейского руководства (сейчас речь идет лишь об «участках местности»), проникать в «жилые и иные помещения, на земельные участки» для задержания правонарушителей. В закон предлагается добавить ст.

15.1 «Вскрытие транспортного средства», разрешив полиции делать это для «спасения жизни граждан», «обеспечения общественной безопасности при массовых беспорядках» и в режиме ЧС. Вскрывать машины также можно «для пресечения преступления», задержания правонарушителей и даже для проведения осмотра, если полицейский подозревает, что внутри находятся «предметы или вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные». Отдельно оговаривается, что вскрывать машины можно, если граждане заперлись внутри.

Сейчас по ст. 23 закона «О полиции» это разрешается делать в 12 случаях, включая защиту себя и граждан от «посягательств», освобождение заложников и отражение групповых нападений. В ст.

24 закона оговаривается, что полицейский с «обнаженным оружием» имеет право применять его при попытке приблизиться или прикоснуться к его амуниции. Думские поправки разрешают применять оружие еще и против граждан, «совершающих иные действия, дающие основание расценить их как угрозу нападения».

Замминистра внутренних дел РФ Игорь Зубов заявил в Госдуме, что поправки соответствуют «отечественному и зарубежному опыту», а схожие полномочия уже есть у других силовиков, в частности вскрывать автомобили могут бойцы Росгвардии, а ФСО пользуется схожими нормами применения оружия. Однако заместитель главы думской фракции «Справедливой России» Олег Шеин не понял, зачем нужны новые полномочия в «условиях эффективной работы» полиции, сославшись на статистику, свидетельствующую о сокращении числа преступлений в РФ в полтора раза с 2000 года, а убийств и прочих тяжких преступлений — вчетверо за это же время.

Содокладчик, зампред комитета Госдумы по безопасности Эрнест Валеев подчеркнул, что «дополнительных полномочий у полиции не появляется», заверив, что более четко расписанные регламенты работы как раз и защищают граждан «от произвола» силовиков.

Как правительство утвердило поправки, расширяющие права сотрудников МВД

В поправках говорится, что полицейский «не подлежит преследованию за действия, совершенные при выполнении обязанностей». Депутата Сергея Иванова в связи с этим заинтересовала норма об отсутствии ответственности силовиков «за вред гражданам и организациям» при вскрытии машин. Господин Зубов фактически связал появление этой нормы с высоким уровнем правовой грамотности граждан, растущим числом обращений в суды с исками к полицейским о возмещении ущерба, а также позицией пленума Верховного суда РФ о том, что сотрудники правоохранительных органов не несут материальной ответственности за свои законные действия.

При этом заместитель главы МВД РФ заверил: у подчиненных с принятием законопроекта не появится «большее ощущение безнаказанности», поскольку их действия и так предельно «зарегламентированы».

Глава международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков говорил, что поправки легализуют сложившуюся практику досмотра автомобилей или выставления оцепления, но предупреждал, что под новые нормы применения огнестрельного оружия можно «задним числом подвести любую стрельбу по гражданам».

« Раньше к милиционеру бежали, а сейчас от полицейского убегают»,— поделилась депутат Госдумы Тамара Плетнева, предположив, что поправки позволят сотрудникам правоохранительных органов «положить все, что угодно» в автомобили «непонравившихся» им граждан.

Депутат Вера Ганзя возмутилась, что поправки «ограждают от преследования» полицейских, упомянув падение доверия к ним в обществе. Игорь Зубов на это заявил о доверии в 50–70% в РФ к институту полиции — «на уровне передовых государств» — со ссылкой на неназванных социологов. Он заверил, что полицейский сейчас «десять раз подумает, прежде чем вытащить оружие».

По его статистике, в 2021 году сотрудники МВД применяли огнестрельное оружие около 1 тыс. раз, при этом погибли 26 человек, а неправомерными были признаны лишь три факта применения.

14 вещей, которые не стоит говорить сотруднику полиции

«Если тебе нечего сказать, вообще ничего не говори», – гласит старая пословица. При общении с представителями правоохранительных органов следует соблюдать особый набор правил. Как разговаривать с сотрудником полиции, когда вас остановил, например, экипаж ДПС?

Как вести себя с обычными полицейскими? Что делать, если нарушаются законные права? На эти и другие вопросы ищите ответы в нашей статье.

Знаете, есть такая поговорка: «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь». Так что будьте внимательны к тому, что вы говорите. Особенно когда начинаете общение с представителями силовых органов. Ведь от ваших слов зависит ваше спокойствие.

Например, брошенная невпопад фраза, шутка или, не дай бог, оскорбление сотрудника полиции, который остановил вас за рулем автомобиля с целью проверки документов, может обернуться для вас не только медицинским освидетельствованием на состояние опьянения, но и обыском и даже уголовной ответственностью.

Не забывайте, что ваши слова могут натолкнуть сотрудника полиции на подозрения, вплоть до того, что вас могут заподозрить в сокрытии преступления или же что вы скрываетесь от правосудия. Помните, что шутки, крик, пренебрежительное отношение к сотрудникам полиции и т. п. не лучший метод общения с представителями правоохранительных органов.

Ведь сотрудник полиции может воспринять ваши слова как оскорбление со всеми отсюда вытекающими последствиями, или, например, вы можете невольно какой-нибудь фразой навести на себя подозрения, например, что вы управляете автомобилем в состоянии опьянения.

Итак, вот основные правила поведения с сотрудниками полиции, а также то, что вы не должны им говорить:

«Я плачу налоги, на которые вас содержат…»

В последнее время среди населения стало модным всем своим видом показывать сотрудникам полиции свою важность и амбиции, упрекая их в том, что они живут за счет народа. Особенно часто подобное поведение встречается среди автолюбителей, которых останавливает экипаж ДПС.

В итоге некоторые водители начинают упрекать сотрудников ГИБДД в их некомпетентности, в том, что они живут за счет налогов, которые платят водители, и т. д. Ни в коем случае не говорите что-то типа этого: «Я плачу налоги, и вы должны меня слушать… а раз так, я главнее на дороге» или т. п.

Помните: то, что вы платите налоги, не означает, что вы работодатель сотрудника полиции или наделены властью по отношению к нему. Такими фразами вы оскорбляете полицейских, провоцируя конфликт. Да, в нашей стране часто встречаются непорядочные полицейские и гаишники.

Но это не повод грести их всех под одну гребенку и тем более показывать свои амбиции, унижая стражей порядка.

«Ты знаешь, кто я?»

Это еще одна излюбленная фраза некоторых людей, которые недовольны, что их остановили сотрудники полиции для проверки документов. Такое часто бывает, когда для проверки документов останавливают известную личность (артиста, врача, политика и т. д.).

Неважно, кто вы. Во-первых, никогда не говорите сотруднику при исполнении служебных обязанностей «ты». Во-вторых, не забывайте, что вы не выше закона, кем бы ни были.

Даже если вы занимаете в жизни какое-то высокое положение или имеете большие связи, которые помогают вам влиять на «власть», пугать полицейского своим статусом не нужно. Тем более это глупо делать, если вы решили просто попугать сотрудника полиции.

Ни в коем случае также не угрожайте полицейскому увольнением. Это заведомо проигрышная методика общения с представителями силовых структур.

Вы посмотрите, сколько за последнее время поймали известных людей пьяными за рулем, которых в последующем лишили прав. Причем многие из них были с большими связями, которые, как видите, не помогли. Также как не помогли их угрозы сотрудникам полиции, которых напугать чем-то практически невозможно.

Так что подобная тактика общения бесполезна. Если нарушили закон, имейте смелость отвечать. Также ведите себя культурно и достойно.

«На каком основании вы меня остановили?»

Еще один излюбленный вопрос многих водителей и пешеходов. В принципе, ничего такого в этом вопросе нет. Но все зависит от вашего тона, а также от ваших дальнейших действий.

Если вы просто один раз спросите сотрудника полиции о цели вашей остановки и справочно получите ответ, в этом нет ничего плохого. Но если вы начнете качать права, заявляя о том, что сотрудник полиции не имел права останавливать вас, вы спровоцируете конфликт, который может обернуться вам потерянным временем и нервами.

Напомним, что сотрудник полиции имеет право остановить вас для проверки документов, в случае проведения какого-нибудь рейда, операции силовых структур, а также при наличии в отношении вас подозрений в нарушении закона.

Какой смысл доказывать в таком случае сотрудникам полиции неправомерность вашей остановки, когда они без проблем придумают вам 1000 причин для остановки, которые вы не сможете опровергнуть? Так что нет смысла умничать и задавать ненужные вопросы. Вы так не только потеряете лишнее время, но и рискуете на ровном месте получить конфликт с представителями власти.

Выкрикивать оскорбления сотруднику полиции

Не забывайте, что статью 319 УК РФ никто не отменял. За публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей вас могут привлечь к уголовной ответственности. Да, многое зависит от обстоятельств нарушения закона с вашей стороны.

Например, вас могут привлечь к ответственности за оскорбление сотрудника полиции, если вы сделали это в общественном месте в присутствии других граждан.

Кстати, отдел полиции не является общественным местом. Поэтому нецензурные ругательства в адрес сотрудника полиции в полицейском отделе в присутствии посторонних граждан не будут квалифицированы как уголовно наказуемое преступление.

Однако и в этом случае за ваши слова вы не останетесь безнаказанным. Ведь в КоАП РФ есть статья 5.61 «Оскорбление» и статья 20.1 «Мелкое хулиганство». Так что не сомневайтесь: если вы оскорбите сотрудника полиции при исполнении служебных обязанностей, вас, скорее всего, привлекут к ответственности.

Ни в коем случае никогда не делайте этого.

Если вас задержали, вы должны помнить о 51 статье Конституции РФ

Если вас задержали сотрудники полиции по какому-то административному или уголовному законодательству, вы обязательно ДОЛЖНЫ помнить о 51 статье Конституции Российской Федерации, которая гласит:

1.Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

То есть вы не обязаны отвечать на любые вопросы по делу, которые касаются лично вас и ваших родственников. Вы можете сослаться на 51 статью Конституции РФ, отказавшись от дачи объяснений, показаний и т. д.

Также помните, что если вас пригласили для дачи показаний/объяснений в качестве свидетеля, вы вправе сослаться на статью 51 Конституции РФ. Почему именно так желательно сделать, можете посмотреть ниже в видео блогера Варламова, который в доступной форме объясняет, почему лучше молчать, чем говорить:

Подробнее по этой теме можно посмотреть здесь.

Помните, что даже если вас вызвали помочь в расследовании административного или уголовного дела, вы вправе отказаться от дачи показаний. Это ваше законное право, которое никто не смеет нарушать! Как бы вас ни запугивали, помните об этом.

Не провоцируйте сотрудников полиции различными фразами

Не провоцируйте сотрудников полиции фразами: «я не обязан иметь при себе паспорт», «предъявите служебное удостоверение в развернутом виде», «повторите внятно свое звание и фамилию, имя, отечество».

К сожалению, в нашей стране развелось много умников, которые часто без причины провоцируют сотрудников полиции на конфликт, чтобы затем жаловаться на полицейских в прокуратуру и в управление собственной безопасности МВД. Самое плохое, что под подобные провокации, как правило, попадают законопослушные порядочные сотрудники полиции. Особенно молодые, которые имеют мало опыта в несении службы.

Нечестные на руку полицейские, гаишники, наоборот, как правило, жестко пресекают любые провокации. Нередко с нарушением закона. Но благодаря своему опыту они это обычно делают так, что доказать потом их неправомерные действия очень и очень нелегко.

И какой смысл докапываться до сотрудников полиции, провоцируя их на конфликт? Ведь если у вас нет удостоверения личности, они могут вам легко обеспечить ночлег в обезьяннике в местном отделе полиции. Думаю, что после одной такой ночки вы в следующий раз вряд ли захотите умничать перед сотрудниками полиции.

Не нужно поднимать панику и не подчиняться требованиям полиции

Ни в коем случае не игнорируйте законные требования сотрудника полиции. Иначе вас могут привлечь за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции в соответствии со статьей 19.3 КоАП РФ.

Напомним, что за невыполнение законных требований сотрудников полиции вас может ждать не только административный штраф, но и арест до 15 суток.

Что делать, если сотрудник полиции нарушает ваши права? Не стоит брыкаться и не подчиняться, ругая почем свет всю российскую полицию, в случае если вы считаете, что требования сотрудника полиции незаконны. Действуйте только в пределах действующего законодательства.

Помните, что если сотрудник полиции нарушает закон, должностную инструкцию и т. п., то это не означает, что вы также должны нарушать закон.

Во-первых, вы можете связаться с дежурной частью МВД РФ района, где вы стали свидетелем нарушения закона со стороны сотрудника полиции. Также вы можете обратиться на горячую линию Управления собственной безопасности МВД РФ. В том числе можете набрать единый номер экстренных служб 112, сообщив о нарушении закона со стороны представителя власти.

Далее вам обязаны помочь.

В последующем вы вправе обратиться с заявлением к непосредственному начальнику подразделения МВД, в подчинении которого находится сотрудник МВД, нарушивший, по вашему мнению, закон. Кроме того, если сотрудник полиции выписал в отношении вас неправомерное постановление о привлечении вас к административной ответственности, вы вправе в течение 10 дней оспорить его в суде. Также не забывайте о своем праве сообщить о нарушении закона в прокуратуру.

Ни в коем случае не нервничайте и не трогайте полицейского руками

Не все люди спокойные. Среди нас очень много эмоциональных, вспыльчивых людей. Подобный характер и нервы сыграли с некоторыми уже не раз злую шутку. Например, в порыве гнева, доказывания своей правоты сотруднику ГИБДД или простому полицейскому, мы можем не заметить своей жестикуляции руками и причинить сотруднику полиции вред. Причем не специально.

Но сотрудником полиции ваши прикосновения могут быть расценены как применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия в отношении представителя власти, что чревато возбуждением уголовного дела по статье 318 УК.

Поэтому обязательно держите дистанцию при общении с полицейским. Водителям советуем сидеть в машине. Помните: вы не обязаны выходить из автомобиля при проверке документов.

Выйти из машины вы должны, если этого потребует полицейский. Например, это может быть необходимо для проведения досмотра или осмотра автомобиля.

«Ищите, ищите . »

В случае досмотра вашего автомобиля или обыска или обыска вашей одежды ни в коем случае не шутите с сотрудниками полиции, кидая фразы типа: «ищите, ищите. », «все равно не найдете. » и т. п.

Такими фразами вы провоцируете сотрудников полиции на более детальный и тщательный досмотр вашего автомобиля или ваших личных вещей. В некоторых случаях провести такой подробный досмотр может быть невозможно в уличных условиях.

В итоге своими легкомысленными фразами, приколами, подколами вы можете спровоцировать более детальный осмотр в ближайшем отделении полиции. Сами понимаете, что это приведет не только к потере времени, но и нервов. Оно вам надо? В случае с автомобилем вы можете реально внушить сотрудникам полиции, что в вашей машине есть запрещенные законом предметы.

В итоге можете себе представить, что сделают с вашей машиной, занимаясь поиском этих фантомных предметов.

«Я нарушил, так как не знал закона. »

Это самая глупая фраза, которую вы можете сказать полицейскому в свое оправдание, в случае если вы действительно нарушили действующее законодательство. Вы должны заучить как азбуку, что незнание закона не освобождает от ответственности.

Обычно при такой фразе полицейский, скорее всего, напомнит вам об этом. Так что лучше не произносите подобных неумных вещей. Мало того, такой фразой вы дадите понять, что вообще не разбираетесь в законах.

Для некоторых непорядочных полицейских (особенно для некоторых нерадивых сотрудников ДПС) подобная фраза – призыв к каким-то незаконным действиям, например для вашего развода на деньги. Так что нарушили закон – лучше молчите и уж будьте готовы отвечать.

«Я нарушил закон, так как был пьяный. »

Это еще хуже, чем предыдущая фраза. Многие полагают, что закон снисходителен к тем, кто нарушил его в состоянии алкогольного опьянения. Но закон суров ко всем. И особенно к пьяным.

В большинстве случаев состояние опьянения является отягчающим обстоятельством.

«Я не пью из мелкой посуды. »

Если вас остановил сотрудник полиции и на вопрос «Вы употребляли сегодня алкоголь?» вы отвечаете что-то вроде «я не пью из мелкой посуды. », «выпил только бутылку пива», «мне пьяному море по колено» и т. п., не подразумевая, что вы действительно сегодня употребляли алкоголь, вы рискуете потерять немало своего времени и нервов.

Мало того, что только на основе этих фраз сотрудник полиции имеет право отстранить вас временно от управления транспортным средством, проведя медицинское освидетельствование на месте (с помощью алкотестера), так и еще имеет право сопроводить вас на медицинское освидетельствование в медицинское учреждение, где есть лаборатория. Так что подумайте в следующий раз, прежде чем ради веселья отвечать легкомысленно на вполне серьезные вопросы сотрудников полиции.

Да, сотрудники полиции тоже люди, и они, также как и вы, имеют чувство юмора. Но не забывайте, что чувство юмора есть не у всех. Плюс ваши слова и действия могут действительно навести на вас подозрения о том, что вы что-то употребляли.

Ни в коем случае не врите сотрудникам полиции

Если вы официально даете показания, объяснения и т. п., ни в коем случае не лгите сотрудникам полиции, если не хотите, чтобы вас привлекли за нарушение закона. Дело в том, что в российском законодательстве предусмотрена ответственность за лжесвидетельство и за ложные показания.

Напомним, что за ложные показания вас могут привлечь по статье 307 УК РФ.

«Я признаюсь»

Не спешите признавать свою вину. Особенно если вас вынуждают это сделать. Сами понимаете, что для любого полицейского ваше признание – это дополнительная «палка» в личном деле.

Особенно это касается уголовных дел.

К сожалению, в нашей стране время от времени за решетку попадают ни в чем не повинные люди, с которых просто выбивают показания. Да, ситуация с подобными незаконными задержаниями, по сравнению с 90-ми годами, стала заметно лучше. Но тем не менее в рядах полиции все еще встречаются нерадивые сотрудники, которые подставляют невинных граждан с целью выполнения какого-то плана или с целью наживы.

Также нельзя спешить, признаваясь в административном правонарушении, подписывая протокол полиции. Прежде чем подписать протокол об административном правонарушении, внимательно ознакомьтесь с ним. Ведь в нем могут написать что угодно.

Подписав же протокол, вы, по сути, согласитесь с ним. В суде будет затем нелегко доказать, что вы не читали документ, когда подписывали.

Основные проблемы службы в полиции. Взгляд изнутри

На примере собственного опыта читатель TJ рассказывает о проблемах работы в полиции.

Постоянные столкновения интересов в комментариях давно уже побуждало меня написать небольшую статью, где я с высоты своего более чем десятилетнего опыта в полиции постараюсь раскрыть вопросы, касающиеся сложностей и неразберихи в этой работе. Надеюсь, немного приоткрою ширму секретности, развеет некоторые теории заговоров и поможет в целом понять, почему процессы протекают так, а не иначе. Начну с того, о чём писал ранее.

Полиция — это федеральный орган исполнительной власти, который имеет единоначалие и систему подчиненности. Возглавляет МВД (как головное подразделение) министр МВД, которым в настоящее время является генерал полиции Владимир Александрович Колокольцев, который занимает эту должность с 2012 года. До того момента он занимал должность руководителя Московского Главного управления МВД, а до этого руководил ГУВД города Орла.

Полиция, как я уже писал ранее — исполнительный орган власти. Это означает, что МВД не принимает законы, хотя участвует в их разработке и имеет право законодательной инициативы, а исключительно исполняет принятые законы. Это позволяет понять, что гнев отдельных персоналий в отношении МВД не всегда справедлив, ибо есть закон, и его неисполнение автоматически влечёт ответственность самих сотрудников МВД.

Оговорюсь сразу, что из органов МВД я уволился в 2014 году в должности оперативного сотрудника, и за это время многое могло поменяться. Но как подсказывает мне опыт, а также как рассказывают бывшие коллеги, до сих пор проходящие службу, изменения эти почти никогда не вели к позитивным переменам.

Также я не хочу касаться проблем коррупции, поскольку как бы это ни казалось странным, и в мою бытность, и тем более сейчас, сотрудники полиции находятся под постоянным и неустанным контролем на этот счёт со стороны сотрудников ФСБ, прокуратуры, Собственной безопасности МВД, а также сотрудников Следственного комитета РФ. Все они, за исключением СБ МВД, — отдельные федеральные органы, не влияющие напрямую на деятельность МВД. Это оговорено в ряде нормативных актов, основной из которых, с кем приходилось сталкиваться именно мне, УПК РФ.

Он разграничивает полномочия, раскладывает сферы деятельности различных ведомств в уголовном процессе.

МВД — огромная структура, в которой работает порядка миллиона человек. Естественно, что огромная часть эти сотрудников напрямую не связана с непосредственной работой с населением, и это различные отделы кадров, статистики, эксперты-криминалисты, бухгалтерия, секретариат, правовые отделы и так далее. Их с разной степенью успеха пытаются заменить на внештатных сотрудников (то есть сотрудников без погонов), но это не всегда возможно.

Это приводит к тому, что ценз прохождения кадров для работы низок, качество этих кадров тоже низкое. И если попасть в элитные подразделения (БЭП, следствие, уголовный розыск и т.д.) надо ещё постараться — иметь высшее образование и опыт работы (в случае работы в окружных и городских подразделениях), — то на «земле» (районные отделы) ситуация почти всегда ужасная. Отсюда хамство, некомпетентность, неумение и незнание закона.

Это огромная проблема, особенно в удалённых регионах России, да и в целом чем дальше от МКАДА, тем ситуация сложнее.

Следствием проблемы, описанной выше, является постоянная занятость сотрудников полиции несвойственными им делами.

Условно тех, с кем сталкиваются граждане РФ, можно разделить на две группы:

— полиция общественной безопасности, то есть те, кто занимаются охраной общественного порядка, организацией дорожного движения, работой с трудными подростками и прочее, не связанное с уголовным производством;

— криминальная полиция, то есть те подразделения, которые непосредственно связаны с выявлением, предупреждением, пресечением и расследованием уголовных дел. Это оперативные подразделения уголовного розыска, БЭПа, управления «Э», подразделения следствия и т.д.

Однако очень часто сотрудников второй группы привлекают к помощи коллегам из первой группы. То есть сотрудники, которые должны заниматься расследованием краж, убийств, экономических преступлений и преступлений, связанных с наркотиками, привлекаются для обеспечения правопорядка на митингах, концертах, и прочей ерунды, отвлекая от основной работы. Это влечёт за собой растягивание сроков, неисполнение прямых обязанностей и вечный бардак с делами в своём производстве.

В идеальном мире ситуация выглядит следующим образом:

— оперативные подразделения выявляют лиц, планирующих или совершивших преступление, составляют документы о наличии в действиях таких лиц признаков состава преступления и передают материалы в следственные органы;

— следственные органы принимают материал, проводят следственные действия для подтверждения или отсутствия в материале признаков состава преступления, выражают обвинительную позицию и передают дело в прокуратуру для ознакомления и дальнейшей передачи в суд;

— прокуратура оценивает проведённую работу, рассматривает дело на предмет соответствия закону, выделяет гособвинителя, который разбирается в деле, для предоставления позиции государства в суде, направляет дело в суд для рассмотрения по существу;

— суд проводит судебное разбирательство, выслушивает стороны, оценивает доказательства, выносит законное и обоснованное решение по своему внутреннему убеждению, основываясь на законе и личном опыте.

Казалось бы, всё прекрасно, так и должно работать. Но ведь не просто так процент обвинительных заключений больше 90%? Ответ тут прост – каждая нижестоящая ступень делает работу за вышестоящую. То есть:

— оперативники не просто выискивают признаки состава преступления, а фактически делают работу за следствие. Проводят те же следственные действия (только называют документы не допрос, а опрос; не протокол осмотра места происшествия, а акт осмотра и т.д.). В идеале оперативник должен представить следователю уже сформированное и сшитое дело, в котором помимо всего прочего, прямо указывающего на преступление, должно лежать чистосердечное признание.

Иначе следствие или не станет возбуждать дело в принципе, или сделает это с огромным скрипом.

— следователь делает работу прокурора, проверяет, нет ли в деле нарушений закона (которые могут привести к обнулению собранных доказательств), редактирует документы на свой лад. Делает это следователь часто совместно с прокурором, а иногда и с судьёй. Зачем – напишу ниже.

— прокуроры проводят исследование дела и, если всё формально правильно, и есть практически 100%-я уверенность в выигрыше дела, направляет его в суд, снабжая его обвинительным приговором для удобства судьи, представляя гособвинителя, который дело зачастую видит уголовное дело впервые перед входом в зал судебных заседаний.

— судья, ввиду огромной загруженности и, фактически, 100%-й проработки дела на нижестоящих процедурах, просто копирует обвинительное заключение, подготовленное для него прокурором.

Такая ситуация имеет место, на мой взгляд, из-за системы контроля за деятельностью всех вовлеченных органов. Так, если грубо говоря, оперативники должны делать «палки» (выявлять преступления), следствие в идеале должно направить все возбуждённые уголовные дела в суд (поэтому огромен процент отказов в возбуждении уголовных дел, причем еще на стадии доследственной проверки), прокуроры получат по шапке, если направленное дело будет возвращено на доследование (то есть в их работе брак и в суд должны уйти только «верняки»), судья получит взыскание, если принятое им решение будет отменено в вышестоящем суде (то есть решения первой судебной инстанции практически никогда не пересматриваются вышестоящими).

Сразу скажу, что средняя зарплата сотрудника полиции по региону скорее всего, выше, чем в ряде отраслей, но всё равно она не превышает в среднем 50 тысяч рублей. Однако данная работа несет несравненно большее количество рисков, причём напрямую связанных с уголовными сроками на многие годы.

Иногда мне казалось, что сотрудников можно было условно поделить на тех, кто хочет «пересидеть и уйти в консультанты и адвокаты», и «джентльменов удачи», для которых такая работа — жизнь, и они чувствуют себя в таких условиях, как рыба в воде. И да, очень многим, кого я встречал на своем пути, данная работа важна как самореализация на благо общества. Особенно это касается сотрудников уголовного розыска и, как ни странно, следователей Следственного комитета.

Они почти всегда работают на износ сутками, работают с постоянной угрозой жизни, денег или блата при работе с убийцами, похитителями людей и другими выродками нет и не предвидится, но моральное удовлетворение от торжества закона для них превыше всего.

Это, безусловно, не все проблемы службы, есть ещё начальники-самодуры, есть «клановость», есть нежелание исполнять явно сырые законы, но в итоге, как и везде, каждый сам выбирает для себя, оставаться ли в структуре или уйти.

Препарируем «повестку о вызове на опрос в качестве свидетеля» для «чайников»

В очередной раз увидел сегодня это чудо полицейско-оперской мысли – достойный микс недопонимания двух процессов (оперативно-розыскного и уголовного) и забавного законодательного пробела. Микс сей закономерно и чрезвычайно часто рождается в головах «прошедших переаттестацию» и, иногда, приводит к насильственному доставлению Доверителя, и вцепившегося в него дико-кошачьей хваткой Адвоката, в ОВД для производства ОРМ «Опрос».

Со мною такое бывало. Вытащили, посадили в машину, угрожали (пока везли), привезли, несмотря на протесты Доверителя – из ОВД меня выкинули чуть ли не на пинках. Ну и давай его опрашивать (и не только). Спасибо, родные.

Ускорили тем самым отправку производимой мною записи (разумеется в формате wave) всего этого беспредела прокурору. Уложился в 39 минут. От начала записи на диск до доставки с готовой жалобой прокурору.

Как сейчас помню. Помню, как один из «похитивших» оперов потом, года через два, просил спасти его от коллег с «верха пищевой пирамиды»…

А теперь, собственно, к препарации для Потребителей.

Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7519/ ) не предусматривает обязанности гражданина являться по вызову для проведения гласных оперативно-розыскных мероприятий.

Ответственность по ст. ст. 17.7 (http://www.consultant.ru/. bdc1b78ca62de6ded9d3795440b24/ ), 19.3. КОАП РФ ( http://www.consultant.ru/.

23ad0b345b51f7c9e3131c936fd3c/ ) не применима в сфере оперативно-розыскного процесса, а также уголовного процесса до стадии возбуждения уголовного дела.

Ответственность за отказ от участия в ОРМ, а также за отказ давать объяснения в порядке ст. 144 УПК РФ, а равно являться к органу дознания, либо следователю в действующем законодательстве не предусмотрена.

В соответствии с нормами УПК РФ возможен лишь вызов для участия в следственных действиях (ст. 188 УПК РФ).

Согласно п.3 ч.1 ст. 13 Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 03.07.2021, с изм. от 19.12.2021) «О полиции», полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права: вызывать в полицию граждан и должностных лиц по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции; получать по таким делам, материалам, заявлениям и сообщениям, в том числе по поручениям следователя и дознавателя, необходимые объяснения; подвергать приводу в полицию в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову.

Повестка в рамках уголовного судопроизводства вручается только по возбужденному уголовному делу в порядке ст. 188 (http://www.consultant.ru/. 9210652e185596d084e31ec639723/ ) УПК РФ.

Согласно ч.1 ст. 144 УПК РФ, дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа при проверке сообщения о преступлении вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном УПК РФ (но не закона «о Полиции»), назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

В рамках проверки в порядке ст. ст. 144, 145 УПК РФ требовать явку для дачи объяснений, а, тем более, под угрозой административного, уголовного наказания, осуществлять ее принудительно, в принципе нельзя.

Согласно ст.ст. 111, 113 УПК РФ дознавателем, следователем или судом в рамках уголовного процесса могут быть подвергнуты приводу: потерпевшей, свидетель, гражданский истец, гражданский ответчик, эксперт, специалист, переводчик и понятой. Привод на стадии производства ОРМ или предварительной проверки в порядке ст.

144, 145 УПК РФ не предусмотрен.

Право вызвать и получить объяснение не тождественно обязанности вызываемого явиться для опроса или дачи объяснения. Обязательность явки предусмотрена только по делам об административных правонарушениях и по уголовным, уже возбужденным делам. Именно в этих случаях неявка приводит к ответственности.

Часто задаваемые вопросы о правоохранительной системе

Ваш проект использует термины «открытость» и «понятность». Почему необходимо специальное обучение и специальные адаптированные материалы, чтобы объяснить среднему гражданину, как устроена правоохранительная система?

Если отбросить фельетонные стереотипы о «страшном полицейском государстве» с одной стороны и «благородных стражах порядка» – с другой, остаётся научный факт: язык, которым мы привыкли говорить о правоохранительных органах, не годится для их объективного описания.

Для наглядности представим себе, что нам необходимо написать статью о том, как работает транснациональная корпорация. Но по каким-то причинам мы должны называть директора корпорации консулом, начальников отделов – сенаторами, а рядовых сотрудников – плебеями. Естественно, что человек со стороны не сможет осознать без предупреждения, что «римские» названия – всего лишь условность. И вместо учебника по маркетингу в качестве дополнительного чтения к статье примется читать, скажем, труды Юлия Цезаря.

Естественно, по результатам такого чтения его представления о транснациональных корпорациях будут сильно искажёнными относительно действительности.

Ведомственная статистика и внутренние документы нашей правоохранительной системы устроены примерно так же: умолчания, понятные людям «в теме» дезориентируют обывателя и (помноженные на некомпетентность журналистов, транслирующих информацию) создают те самые фельетонные стереотипы.

Подробное исследование, посвящённое полицейской рутине, можно прочесть на нашем сайте

Только социологам путём наблюдения (то есть тем же методом, какими исследуют обычаи экзотических народов) удаётся увидеть воочию косный груз формальностей, которые мешают полиции заниматься её прямым делом, – расследовать преступления и охранять порядок.
Подробнее об этом можно узнать в курсе лекций сотрудника Института проблем правоприменения Кирилла Титаева.

Именно подробные социологические исследования стали основой материалов, которые вы найдёте на сайте нашего проекта.

Общество – это все мы, где бы мы ни работали – в Интернет-проекте или в дежурной части.

Какие преступления чаще всего совершаются в России? Какие статьи самые «популярные»?

Нужно понимать, что «свершившееся преступление» и «возбуждённое дело» — два разных факта.

Среди типовых, массовых дел можно выделить четыре основных вида преступлений, регистрируемых русской правоохранительной системой:

· простые имущественные преступления (грабеж и кража);

· насильственные (как простые – побои, средний тяжести вред здоровью, так тяжкие — убийство, причинение тяжкого вреда здоровью);

· наркотические преступления (хранение и сбыт). По ссылке вы можете увидеть карту наркопреступлений на территории России.

· экономические, «предпринимательские» (квалифицируемые, как правило, как «мошенничество», «растрата»).

Они составляют большинство дел, рассматриваемых судами в России, и значит – показывают, что правоохранительная система может расследовать как «на конвейере». Именно для типового, нерезонансного дела, которое проходит через систему как через конвейер, складываются правоприменительные практики.

Можно ли сказать, что какие-то преступления намеренно укрываются правоохранительной системой и не доводятся до суда?

Когда речь идёт о системе, в которой работают десятки тысяч людей, нельзя говорить о каком-то злонамеренном «укрывательстве». Есть общие тенденции, направленные на экономию усилий и стандартизацию процедур – при том, что стимулы для сотрудников правоохранительных органов направлены не на «качество», а на «количество».

Те дела, которые могут потребовать от правоохранительных органов дополнительной работы и нешаблонных решений, порой не регистрируются, не возбуждаются, не расследуются и т.д. Те же дела, которые легко передаются по цепочке (от следствия к прокуратуре, от прокуратуры – в суд), наоборот, если не фабрикуются, то специально выискиваются.

Важно отметить, что «фильтрация» на начальном этапе не всегда зависит от общественной опасности преступления.

Это хорошо видно на примере таблицы, представленной ниже. На этой таблице уголовные дела представлены в порядке снижения процента доведённых до суда из общего числа возбуждённых.

Группы уголовных дел по «легкости» доведения до суда

Группы уголовных делКатегории преступленийДоля уголовных дел, дошедших до суда
Группа 1. «Легкиеуголовные дела»Другие преступления78,68%
Другие преступления против жизни и здоровья (ст.ст. 119-125 УК РФ)75,87%
Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ)71,93%
Разбой (ст. 162 УК РФ)70,99%
Группа 2. «Наркотические уголовные дела»Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических и психотропных средств (ст.ст. 228-233 УК РФ)55,82%
Группа3. «Обычныеуголовные дела»[1]Преступления против порядка управления (ст.ст. 317-330.1 УК РФ)44,72%
Грабеж (ст.161 УК)37,94%
Причинение вреда здоровью, истязание, побои (ст.ст.111-118 УК)33,76%
Другие преступления против собственности (ст.ст. 164-168 УК РФ)31,72%
Присвоение или растрата (ст.160 УК)31,59%
Кража (ст.158 УК)27,31%
Группа 4.Мошенничество (ст.159 УК)23,16%
Группа 5. «Экономические уголовные дела»Другие преступления в сфере экономической деятельности (ст.ст. 170, 175, 178-193, 199.1-200.1 УК РФ)7,43%

Источник: Шклярук М.С. Российский уголовный процесс как система фильтров: досудебные траектории и отбор уголовных дел на примере Министерства внутренних дел РФ.// Обвинение и оправдание в пост-советской уголовной юстиции/ Под редакцией Волкова В., Москва: Издательство Норма, 2021, с. 154-182 (таблица и интерпретации ниже приведены со стр. 178-182).

Из сведений, представленных в таблице, можно заключить, что преступления, связанные с оборотом наркотиков и причинением физического вреда в иерархии «подсудности» стоят ниже, чем нарушения ПДД с тяжкими последствиями.

В тоже время возбуждать их приходится – как ради показателей «выявленных преступлений», так и в силу давления прокуратуры или общественного резонанса.

Группа дел, которую можно обозначить как среднюю по количеству доведённых до суда состоит из так сказать «конвейерных», стандартно обрабатываемых правонарушений. Это не значит, конечно же, что все они раскрываются – как раз эта группа даёт стабильный процент нераскрытых дел (42-44% от преступлений, по которым были приняты процессуальные решения). «Усреднённость» состоит в другом: это преступления с одной стороны очевидные и достаточно тяжкие (не возбудить дело невозможно, хотя повышенные трудозатраты очевидны), с другой – расследование таких дел поддерживает репутацию МВД. Стимул «сверху» – возбуждать такие дела при наличии минимальной перспективы. Как в целом работают разные системы уголовного преследования можно узнать в книге «Обвинение и оправдание в постсоветской уголовной юстиции»

См. книгу, посвящённую обвинению и оправданию в постсоветской юстиции.

Естественно, понимание «перспективы» здесь узковедомственное и не имеет ничего общего с привычными клише из детективов о «зацепках» и «косвенных уликах».
Подробнее об этом можно узнать в разделе, посвящённом работе следствия.

Источники — https://www.kommersant.ru/doc/4604778
https://1gai.ru/publ/522498-14-veschey-kotorye-vy-nikogda-ne-dolzhny-govorit-sotrudniku-policii.html
https://tjournal.ru/flood/91584-osnovnye-problemy-sluzhby-v-policii-vzglyad-iznutri
https://pravorub.ru/articles/84824.html
https://www.openpolice.ru/pages/ponyatnaya-policiya/chasto-zadavaemye-voprosy-ob/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *